Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Мастер-класс
по теме:«Проектно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира»
Подготовила и провела
Соколова Наталья Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 2»
с. Александрия
2013
Введение
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательной системы.
- Проектная деятельность сегодня рассматривается как основа обучения и развития активной творческой личности.
Работая над проектами, я ориентируюсь на развитие у обучающихся познавательных интересов, исследовательских умений, на углубление и расширение знаний, на формирование таких качеств мышления, как целесообразность, конструктивность, вариативность, критичность.
Что является критериями успеха работы над проектом?
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
Получено удовольствие от своей деятельности.
Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в течение определённого отрезка времени.
II. Практическая работа над проектом.
Я применяю в своей работе долгосрочные проекты и краткосрочные (мини-проекты). Чаще всего краткосрочный проект с учащимися создаю на уроке при изучении новой темы.
Сегодня, я предлагаю Вам создать мини-проект на уроке окружающего мира.
Урок окружающего мира
Тема : Зона степей.
Цель проекта:
формировать знания учащихся об особенностях природы степей, животного и растительного мира;
Задачи проекта:
формировать умение определять природную зону по основным признакам;
развивать речь, логическое мышление учащихся;
воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к труду.
Оборудование:
Оборудование:
1.карта природных зон
2.карта Ставропольского края
3.гербарии степных растений и зерновых культур
4.картинки с изображением животных и растений степи
5.учебник О.Т. Поглазовой «окружающий мир».
Ход урока.
1. Орг. момент
Прозвенел звонок – начинается урок. Я желаю вам успехов.
2. Постановка учебной задачи.
-Сегодня на уроке мы познакомимся со следующей природной зоной, её положением на карте, климатом, растительным и животным миром, занятиями населения.
Послушайте загадку о новой природной зоне.
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь
А зовётся это …(степь) 3.Создание проблемной ситуации.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие, в новую природную зону. Это зона , в которой мы с вами живём. Нам нужно ответить на вопросы: Где? Какие? Кто? Чем? Как?
Ответы детей:
1.Где расположена зона степей?
2.Какие растут растения в степи?
3.Кто из животных и птиц живет в степи?
4.Чем занимаются люди в зоне степей?
5.Как сохранить растения и животных, которые живут в зоне степей?
4.Этап урока посвящен совместному “открытию” новых знаний и созданию мини-проекта «Зона степей».
-А познакомят нас с природной зоной степей группа учёных, которая побывает там в экспедиции. Они расскажут нам о том, что узнали о степной зоне.
Работа в группах.
1.Географы.
2.Ботаники.
3.Зоологи.
4.Социологи.
5.Экологи.
Работа по учебнику.
Дети работают в группах по карточке – «помогай-ка», с атласами.
Учитель: Ребята, в каждой группе на столе лежат карточки – «помощницы», которые помогут вам найти ответы на поставленные вопросы.
Для этого вы можете использовать учебник, географическую карту, гербарий, картинки с изображением животных и растений.
5.Самостоятельная работа обучающихся.
6.Защита проекта.
Слово предоставляется учёному-географу. Он познакомит с месторасположением зоны степей.
Ученый-географ.
Степи располагаются южнее зоны лесов ( работа по карте природных зон). Они занимают большую территорию Ставропольского края (работа по карте Ставропольского края).
Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. В степи куда ни посмотришь всюду трава и трава. Деревья там не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек. В степях очень плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы. Летом степь под жаркими лучами солнца выгорает. В это время в степи дуют ветры-суховеи.
Каковы климатические условия в этой зоне вы узнаете из рассказа учёного-синоптика.
Учёный-синоптик.
Степная полоса расположена к югу от лесной. По сравнению с зоной лесов здесь мало выпадает осадков. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето, короткая зима. Но не все природные условия в степи благоприятны: летом на большей территории выпадает мало осадков, часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Часто бывает засуха, когда длительное время не бывает дождей.
А с растительным миром вас познакомят учёные-ботаники.
Учёный-ботаник 1.
Степь – это царство трав. Потому что почва в зоне степей очень плодородная. Здесь растут тюльпаны и ирисы. Они цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Очень красива степь от цветущих растений. Когда ковыль колышется, кажется, что по степи бегут серебристые волны – это ветер колышет ковыль. Ковыль, типчак, полынь приспособились к степным условиям. Они переносят даже очень сильную засуху. Почему? Растения степей имеют свою особенность. У большинства из них длинные ветвистые корни, которыми растения добывают воду в глубоких слоях почвы; а узкие листья, помогают экономичнее расходовать её. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати-поле. Осенью его стебель ломается у основания и ветер гонит эти прозрачные шары по ровному пространству степей. Особенно красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зацветает множество трав.
Территория Ставропольского края лежит в зоне степей, но целинные степи мало где сохранились, они распаханы. Сейчас это поля, пастбища, сады. На полях края выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овёс, просо, подсолнечник, кукурузу, гречиху. Наряду с зерновыми культурами в степи ядовитые растения. Это красавец-ясенец. Его розоватые цветы далеко видны среди ковыля. Но не торопитесь дотрагиваться до них: на руках появятся синие пятна ожогов, которые долго не проходят. Очень богат и разнообразен растительный мир степей нашего края.
О животном мире вы узнаете из рассказа учёных-зоологов.
Учёный –зоолог 1
Животным степей приходится жить в условиях открытой местности и травянистого покрова, поэтому среди них много хороших бегунов. Быстрый бег им помогает спасаться от врагов. Самые распространённые животные степи – грызуны: суслики, сурки, хомяки, полевые мыши. В степи обилие насекомых: сверчки и кузнечики наполняют степь своим стрекотанием. Так же и много птиц: розовый скворец, степной жаворонок, дрофа. Над бескрайними степными просторами высоко в небе парят орлы, зорко высматривают добычу. Вдали от посёлков обитают волки, лисицы и зайцы.
В степях Ставрополья много птиц – удоды, сизоворонки, жаворонки. Зимуют в Ставропольских степях стрепет, скопа, луни. В лесопосадках живут лесные живут лесные птицы – зяблики, синицы, дрозды, совы, фазаны. К хищникам степей относятся волк, лисица, енотовидная собака.
7.Физкультминутка
« Хомка, хомка, хомячок.»
Вы познакомились с разнообразием растительного и животного мира степной зоны и в частности нашего края. Но сильное воздействие человека на природу степей привело к тому, что целый ряд животных и растений находится на грани исчезновения.
Об этом вы узнаете от учёных-экологов.
В крае мало сохранилось целинных степей, поэтому каждый из них имеет научную, историческую, эстетическую ценность. Ботаническим заказником объявлен участок степи в Благодарненском районе. Места, где произрастают редкие, ценные и занесённые в Красную книгу растения, объявлены памятниками природы. Большую ценность представляют луга с хорошими кормовыми травами. Их используют для выпаса скота и сенокошения. Луга следует охранять от перегрузок скотом, от засорения ядовитыми и колючими растениями. Большой ущерб флоре наносятся неумеренные заготовки дикорастущих лекарственных растений. И даже сборы единичных растений для гербария школьникам. Поэтому нужно помнить, что совершенно недопустимо собирать растения, занесенные в Красную книгу.
Учитель.
Ну и в заключении о зоне степей расскажет учёный-социолог, который изучает людей и их занятия.
Учёный-социолог.
Богата природа наших степей. Много солнца, длинное теплое лето, плодородные почвы – всё это позволяет выращивать здесь многие ценные культуры. Издавна степь называли житницей России. Она давала много хлеба. Основное занятие населения в степной зоне – земледелие. Хорошо развито и животноводство. В степной полосе с давних времен выращивают пшеницу, высокоурожайную кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Всюду сады, в них растут яблони, груши, сливы, абрикосы, а на юге – виноград. На бахчах зреют сахарные арбузы, ароматные дыни; на огородах выращивают овощи. Всю весну, лето и осень люди выращивают различные культуры. На территории Ставропольского края основное занятие населения: растениеводство и животноводство.
8.Обобщение.
В результате урока учащиеся ответили на поставленные вопросы и создали мини-проект «Зона степей». Дети высказали свои суждения и творчески подошли к изучению нового материала.
9.Рефлексия.
«Лестница успеха».
III. Заключение.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает мой опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. Он способствует формированию у обучающихся познавательного интереса, и как следствие, способствует повышению мотивации к обучению.
|