Зона степей





Скачать 75.74 Kb.
НазваниеЗона степей
Дата публикации24.06.2014
Размер75.74 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Мастер-класс

по теме:«Проектно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира»

Подготовила и провела

Соколова Наталья Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 2»

с. Александрия

2013

  1. Введение

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательной системы.

- Проектная деятельность сегодня рассматривается как основа обучения и развития активной творческой личности.

Работая над проектами, я ориентируюсь на развитие у обучающихся познавательных интересов, исследовательских умений, на углубление и расширение знаний, на формирование таких качеств мышления, как целесообразность, конструктивность, вариативность, критичность.

Что является критериями успеха работы над проектом?

  • Достигнут конечный результат.

  • Создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.

  • Получено удовольствие от своей деятельности.

Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в течение определённого отрезка времени.

II. Практическая работа над проектом.

Я применяю в своей работе долгосрочные проекты и краткосрочные (мини-проекты). Чаще всего краткосрочный проект с учащимися создаю на уроке при изучении новой темы.

Сегодня, я предлагаю Вам создать мини-проект на уроке окружающего мира.

Урок окружающего мира

Тема : Зона степей.

Цель проекта: 

  • формировать знания учащихся об особенностях природы степей, животного и растительного мира;

Задачи проекта:


  • формировать умение определять природную зону по основным признакам;

  • развивать речь, логическое мышление учащихся;

  • воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к труду.

Оборудование:

Оборудование:

1.карта природных зон

2.карта Ставропольского края

3.гербарии степных растений и зерновых культур

4.картинки с изображением животных и растений степи

5.учебник О.Т. Поглазовой «окружающий мир».

                                    Ход урока.

1. Орг. момент

Прозвенел звонок – начинается урок. Я желаю вам успехов.

2. Постановка учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы познакомимся со следующей природной зоной, её положением на карте, климатом, растительным и животным миром, занятиями населения.

Послушайте загадку о новой природной зоне.

       Какая ширь здесь и приволье!

       Куда ни глянь – полей раздолье.

       Южнее полосы лесов

       Лежит ковёр из трав, цветов.

       Здесь простор ветрам и птицам,

       Грызунам, волкам, лисицам.

       Здесь суховеи любят петь

       А зовётся это …(степь)

  • Слайд 1 «степь»

3.Создание проблемной ситуации.

Учитель: Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие, в новую природную зону. Это зона , в которой мы с вами живём. Нам нужно ответить на вопросы: Где? Какие? Кто? Чем? Как?

Ответы детей:

1.Где расположена зона степей?

2.Какие растут растения в степи?

3.Кто из животных и птиц живет в степи?

4.Чем занимаются люди в зоне степей?

5.Как сохранить растения и животных, которые живут в зоне степей?

4.Этап урока посвящен совместному “открытию” новых знаний и созданию мини-проекта «Зона степей».

-А познакомят нас с природной зоной степей группа учёных, которая побывает там в экспедиции. Они расскажут нам о том, что узнали о степной зоне.

Работа в группах.

1.Географы.

2.Ботаники.

3.Зоологи.

4.Социологи.

5.Экологи.

Работа по учебнику.

Дети работают в группах по карточке – «помогай-ка», с атласами.

Учитель: Ребята, в каждой группе на столе лежат карточки – «помощницы», которые помогут вам найти ответы на поставленные вопросы.

Для этого вы можете использовать учебник, географическую карту, гербарий, картинки с изображением животных и растений.

5.Самостоятельная работа обучающихся.

6.Защита проекта.

Слово предоставляется учёному-географу. Он познакомит с месторасположением зоны степей.

Ученый-географ.

Степи располагаются южнее зоны лесов ( работа по карте природных зон). Они занимают большую территорию Ставропольского края (работа по карте Ставропольского края).

Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. В степи куда ни посмотришь всюду трава и трава. Деревья там не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек. В степях очень плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы. Летом степь под жаркими лучами солнца выгорает. В это время в степи дуют ветры-суховеи.

  • Каковы климатические условия в этой зоне вы узнаете из рассказа учёного-синоптика.

Учёный-синоптик.

Степная полоса расположена к югу от лесной. По сравнению с зоной лесов здесь мало выпадает осадков. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето, короткая зима. Но не все природные условия в степи благоприятны: летом на большей территории выпадает мало осадков, часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Часто бывает засуха, когда длительное время не бывает дождей.

  • А с растительным миром вас познакомят учёные-ботаники.

Учёный-ботаник 1.

  • Степь – это царство трав. Потому что почва в зоне степей очень плодородная. Здесь растут тюльпаны и ирисы. Они цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Очень красива степь от цветущих растений. Когда ковыль колышется, кажется, что по степи бегут серебристые волны – это ветер колышет ковыль. Ковыль, типчак, полынь приспособились к степным условиям. Они переносят даже очень сильную засуху. Почему? Растения степей имеют свою особенность. У большинства из них длинные ветвистые корни, которыми растения добывают воду в глубоких слоях почвы; а узкие листья, помогают экономичнее расходовать её. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати-поле. Осенью его стебель ломается у основания и ветер гонит эти прозрачные шары по ровному пространству степей. Особенно красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зацветает множество трав.

  • Территория Ставропольского края лежит в зоне степей, но целинные степи мало где сохранились, они распаханы. Сейчас это поля, пастбища, сады. На полях края выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овёс, просо, подсолнечник, кукурузу, гречиху. Наряду с зерновыми культурами в степи ядовитые растения. Это красавец-ясенец. Его розоватые цветы далеко видны среди ковыля. Но не торопитесь дотрагиваться до них: на руках появятся синие пятна ожогов, которые долго не проходят. Очень богат и разнообразен растительный мир степей нашего края.



  • О животном мире вы узнаете из рассказа учёных-зоологов.

Учёный –зоолог 1

  • Животным степей приходится жить в условиях открытой местности и травянистого покрова, поэтому среди них много хороших бегунов. Быстрый бег им помогает спасаться от врагов. Самые распространённые животные степи – грызуны: суслики, сурки, хомяки, полевые мыши. В степи обилие насекомых: сверчки и кузнечики наполняют степь своим стрекотанием. Так же и много птиц: розовый скворец, степной жаворонок, дрофа. Над бескрайними степными просторами высоко в небе парят орлы, зорко высматривают добычу. Вдали от посёлков обитают волки, лисицы и зайцы.

  • В степях Ставрополья  много птиц – удоды, сизоворонки, жаворонки. Зимуют в Ставропольских степях стрепет, скопа, луни. В лесопосадках живут лесные живут лесные птицы – зяблики, синицы, дрозды, совы, фазаны. К хищникам степей относятся волк, лисица, енотовидная собака.

7.Физкультминутка

« Хомка, хомка, хомячок.»

  • Вы познакомились с разнообразием растительного и животного мира степной зоны и в частности нашего края. Но сильное воздействие человека на природу степей привело к тому, что целый ряд животных и растений находится на грани исчезновения.

  • Об этом вы узнаете от учёных-экологов.

  • Учёный -эколог

В крае мало сохранилось целинных степей, поэтому каждый из них имеет научную, историческую, эстетическую ценность. Ботаническим заказником объявлен участок степи в Благодарненском районе. Места, где произрастают редкие, ценные и занесённые в Красную книгу растения, объявлены памятниками природы. Большую ценность представляют луга с хорошими кормовыми травами. Их используют для выпаса скота и сенокошения. Луга следует охранять от перегрузок скотом, от засорения ядовитыми и колючими растениями. Большой ущерб флоре наносятся неумеренные заготовки дикорастущих лекарственных растений. И даже сборы единичных растений для гербария школьникам. Поэтому нужно помнить, что совершенно недопустимо собирать растения, занесенные в Красную книгу.

Учитель.

  • Ну и в заключении о зоне степей расскажет учёный-социолог, который изучает людей и их занятия.

Учёный-социолог.

  • Богата природа наших степей. Много солнца, длинное теплое лето, плодородные почвы – всё это позволяет выращивать здесь многие ценные культуры. Издавна степь называли житницей России. Она давала много хлеба. Основное занятие  населения в степной зоне – земледелие. Хорошо развито и животноводство. В степной полосе с давних времен выращивают пшеницу, высокоурожайную кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Всюду сады, в них растут яблони, груши, сливы, абрикосы, а на юге – виноград. На бахчах зреют сахарные арбузы, ароматные дыни; на огородах выращивают овощи. Всю весну, лето и осень люди выращивают различные культуры. На территории Ставропольского края основное занятие населения: растениеводство и животноводство.

8.Обобщение.

В результате урока учащиеся ответили на поставленные вопросы и создали мини-проект «Зона степей». Дети высказали свои суждения и творчески подошли к изучению нового материала.

9.Рефлексия.

«Лестница успеха».

III. Заключение.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает мой опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. Он способствует формированию у обучающихся познавательного интереса, и как следствие, способствует повышению мотивации к обучению.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зона степей iconТема : «Природные зоны. Зона степей»
Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями,...
Зона степей iconКонспект урока Тема: Зона степей
Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным...
Зона степей iconТесты к разделу «Природа России» тест №6 тема: «зона степей»
Составитель: к ю н., старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Селехова О. Г
Зона степей iconУрок окружающего мира
Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями,...
Зона степей iconТемы рефератов Взаимоотношения природы и общества. Вклад российских...
Неблагоприятные последствий антропогенной деятельности в различных природных зонах зоне тундр, зона тайги, зона смешанных лесов,...
Зона степей iconУрок «Окружающий мир» 4 класс Учитель начальных классов моу торбеевская...
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, с животным...
Зона степей iconУкраина
Северо-восток почти на 1100 километров, а с севера на юг — от 150 километров на западе до 350-800 километров на востоке. Зона пахотных...
Зона степей iconКурсовая работа тема: «Животный мир степей»
Согоу духовщинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1, VIII вида
Зона степей iconБюллетень новых поступлений литературы 2011 г
Алексеев С. В. Скифы: Исчезнувшие владыки степей. /С. Алексеев, А. Инков. М.: Вече, 2010. 288с
Зона степей iconРеферат на тему: «Почва и человек»
Диссертация В. В. Докучаева была посвящена судьбе русских черноземных степей, охваченных страшной болезнью истощения: падением почвенного...
Зона степей iconТема: Целители Приаргунских степей
Мы живем в Забайкальском крае. Наш край богат растительным и животным миром. Приаргунский район славится своими просторами. Это красивейшие...
Зона степей iconВизитка библиотеки. Характеристика площадь, этаж, читальный зал или...
Характеристика (площадь, этаж, читальный зал или зона, помещение для учебников, оборудование, технические средства)
Зона степей iconЗона Арктических пустынь, 4-й класс
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Зона степей iconНижнепермский седиментационный бортовой уступ зона нефтегазонакопления...
Нижнепермский седиментационный бортовой уступ – зона нефтегазонакопления в районе сочленения соль-илецкого свода с северным бортом...
Зона степей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни. Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь
Зона степей iconУроков по теме природа Африки
Повторить и закрепить общие понятия широтная зональность; высотная поясность; природная зона


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск