Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 124.61 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.11.2013
Размер124.61 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект


МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Куйбышевского района – Чумаковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья,VIII вида

Конспект урока письма и развития речи

Класс: 6 «Б»

Учитель: Ирина Ивановна Ковшар

С. Чумаково

2012 год

Вид школы: специальная (коррекционная) школа VIII вида

Учебный предмет: письмо и развитие речи

Класс: 6

Тема: суффикс как часть слова

Тип урока: комбинированный

Цель: формирование представления о суффиксе как словообразующей части слова

Задачи

Дидактические:

  • актуализация имеющихся у учащихся знаний о составе слова;

  • формирование представления о суффиксах, придающих слову значение «маленький», «огромный», а также суффиксах, указывающих на профессию, род занятий человека.

  • Развивающие:

  • развитие навыка обозначения суффикса в слове;

  • развитие речевой деятельности, мыслительных операций;

  • расширение активного словаря.

Коррекционные:

  • коррекция артикуляции;

  • развитие слухового восприятия, тактильной чувствительности.

Воспитательная:

  • воспитание учебной мотивации

Методобеспечение урока

  • ноутбук; медиапроектор;

  • салфетки для вытирания губ, пальцев;

  • ящик с кроликами (взрослым и крольчонком);

  • «волшебная» палочка;

  • корзины с овощами, фруктами;

  • пластиковые контейнеры для пищевых продуктов с помещенными туда

апельсином, бананом, свежей рыбой;

  • муляжи грибов;

  • коробочка с гвоздями;

  • кожаный сапог;

  • молоток;

  • резиновые сапоги;

  • удочка;

Музыкальное сопровождение:

  • детская песня «Урожай»;

  • «Звуки природы» (пение птиц, журчание ручья);

  • мелодия песни «Приходи, сказка».


План урока

  1. Приветствие. Организация класса для работы – 0,5 мин.

  2. Речевая и пальчиковая гимнастика – 2,5 мин.

  3. Актуализация опорных знаний и представлений учащихся -4 мин.

  4. Эмоциональный настрой на восприятие нового материала – 3 мин.

  5. Постановка цели урока – 1 мин.

  6. Изучение нового материала –25 мин.

  7. Подведение итогов урока 2 мин.

  8. Задание на дом -2 мин.


Ход урока

  1. Приветствие. Организация класса для работы

Приветствие учащихся под музыку (слайд 1).

  1. Речевая и пальчиковая гимнастика

  1. Тихий ветерок
    На ладонь положить маленький листочек, вырезанный из желтой бумаги. Воздух набирать через нос, плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным. Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (их можно придерживать руками). Выдыхать струю воздуха на листочек так, чтоб тот не слетел с ладошки. Упражнение выполняется 4 раза.

  2. Листопад

Техника выполнения упражнения та же, что и при выполнении предыдущего, но

при выдохе, ученик должен силой выдоха сдуть листок на парту. Упражнение

выполняется 4 раза.

  1. Вкусное варенье. 
    Регулярное выполнение упражнения способствует выработке движения широкой передней части языка вверх, что необходимо при артикуляции звука [ч].
    Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Упражнение выполняется 4 раза.

  2. Чистоговорка

У паука-паучка

Паутиночка тонка.

5. а) Самомассаж ладоней с помощью шариковой ручки или карандаша с ребристыми гранями.

б) Вращения кистями.

в) Поочередное симметричное поднимание пальцев рук, начиная от мизинцев, из положения «руки в замке».

  1. Актуализация опорных знаний и представлений учащихся

1. Минутка чистописания

Запись учащимися числа в рабочих тетрадях.

Письмо прописной и строчной буквы Ч ч в тетрадях (образцы в рабочих тетрадях и на слайде 4)

  1. Повторение состава слова

а) Составление слова из данных частей (приставки, корня, окончания)

Слайд 6.

Учитель:

-Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Давайте и мы сейчас попробуем сделать слово из частей, которые вы видите на экране (слайд 7).

Дети образовывают слово «ходы», учитель предлагает удостовериться в правильности ответа, посмотрев на экран, где с помощью эффекта всплывающих и перемещающихся кадров, образуется слово «ходы».

Далее на экране обозначается новое задание:

«Образуйте новое слово с помощью приставки пере

Дети называют слово «переходы». Приставка на экране по щелчку «подплывает» к корню, образуя слово «переходы».

б) Опрос учащихся

Слайд 8.

-Назовите изученные нами части слова по порядку их следования в слове.

На экране по мере ответов появляются надписи: приставка, корень, окончание (слайд 9).

  1. Эмоциональный настрой на восприятие нового материала

1.Наблюдение за образованием слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Слайд 10.

Звучит музыка (вступление к песне «Приходи, сказка».).

Учитель:

-А сейчас минутка волшебства. Мы покажем вам небольшой фокус.

(Помощник выносит ящик, закрытый платком.)

-Внимание! Кто в этом ящике?

(учитель достаёт большого живого кролика)



Дети:

-Кролик!

(Кролик убирается на место, ящик прикрывается платком)

Учитель:

-У меня в руках палочка, мне её подарил волшебник из страны Суффиксов. Она может творить чудеса. (на конце палочки наклеено печатное изображение суффикса -онок-)

-Притрагиваемся волшебной палочкой к клетке. Что же произойдет?

(из ящика вынимается маленький крольчонок).

-Был кролик, а стал …

Дети:

-Крольчонок.

Учитель:

-Произнесём это слово все вместе: кроль-чо-нок.

Чем этот кролик отличается от первого?

Дети:

Это маленький крольчонок, а первый – большой кролик.

Учитель:

-Что же произошло? Посмотрите внимательно на волшебную палочку. Что на ней написано? Большого кролика в маленького превратил суффикс -онок- (слайд 11). Посмотрите на экран, вот как получилось слово «крольчонок». (С помощью всплывающих кадров показано образование нового слова с помощью суффикса, суффикс обозначается «крышечкой». Чтобы сразу с первых минут не запутать детей (при словообразовании наблюдается «беглость» гласной И и чередование к//ч.), слово кролик заменено изображением).

+ онок



крольчонок

- Как получилось слово «крольчонок»?

2. Определение с помощью слухового анализатора животного по издаваемому им крику

Слайд 12

Учитель (о показанных кроликах):

-Это были гости с нашего хозяйственного двора. Но не все смогли попасть к вам на урок.

Одно из наших домашних животных передает вам звуковой привет (включается запись блеяния козы)

-Узнали, кто это?

-Как называют детеныша козы?

-Чем отличается слово КОЗЛЕНОК от слова КОЗА?

V. Постановка цели урока

Учитель:

-Итак, сегодняшнее наше занятие будет посвящено суффиксам.

Слайд 13

(На экране: «Тема урока: суффикс как часть слова»)

-В 5 классе мы уже знакомились с этой частью слова. Сегодня мы вспомним, что такое суффикс, узнаем, какие слова могут образовываться с помощью суффиксов, вспомним, как обозначается суффикс, какое место занимает в слове.

VI. Изучение нового материала

1. Хоровое проговаривание слова «СУФФИКС» со зрительной опорой (слайд 14).

2. Фронтальная беседа

- Вспомните, как обозначается суффикс.

(после ответа появляется знак, обозначающий суффикс)

-После какой части слова стоит суффикс?

(на экране появляется дуга и «крышечка»)

- Где стоит суффикс: справа или слева от корня?

  1. Беседа о сезонных изменениях в природе, труде людей осенью

Слайд 15

Учитель:

-Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

Слайд 16

-Какие изменения происходят в природе осенью?

- Какую работу выполняют люди осенью?

  1. Демонстрация овощей и фруктов, называние их учениками

Слайд 17

Учитель под музыку вносит большую корзину:

-В саду и огороде мы собрали хороший урожай.

-Что лежит у меня в этой корзине?

Каждому ученику предлагается взять что-либо из корзины, правильно произнести название фрукта или овоща. Затем овощи и фрукты кладутся на место, корзина убирается за стол учителя.

5.Запись названий некоторых овощей

Работа в тетрадях и на доске

Слайд 19

Учитель:

-Запишем некоторые названия овощей в столбик.

На слайде появляются слова:

Помидор

Огурец

Перец

Один ученик записывает эти слова на доске.




6.Игра «Узнай на ощупь»

Образование новых слов с помощью суффиксов –чик-, -ик-

Учитель:

-Я снова беру волшебную палочку из страны Суффиксов. Притронусь ею к корзине с овощами и фруктами.

(Достает из-под платка маленькую корзинку)

-Была корзина, а стала (снимает платок, но содержимое не показывает)

Дети:

-Корзинка.

Учитель (закрывает корзинку):

-Что же стало с нашими овощами и фруктами? Поиграем в игру «Узнай на ощупь»

Дети на ощупь определяют, что лежит в корзинке, говорят, что большой овощ (фрукт) превратился в маленький. Называют «перчик», «огурчик» и т. п.



  1. Игра «Узнай по запаху»

Учитель предлагает определить по запаху название фруктов, лежащих в 2 пластиковых контейнерах. Каждому подносится контейнер со слегка приоткрытой крышкой. Дети свои версии высказывают только после того, как учитель обошел всех. Ученикам предлагается ласково назвать апельсин и банан, которые они узнали по запаху.

  1. Образование слов с помощью суффиксов –чик-,-ик-

Работа в тетрадях и на доске

Учитель:

-Как же получились эти новые слова?

Помогли их образовать суффиксы: -к-,- ик-, -чик- (вывешивает карточку с этими суффиксами на доске)

Далее один ученик у доски образовывает и записывает слова «помидорчик», «огурчик», «перчик» от записанных ранее слов.

Слайд 20

На экране с помощью исчезающих и всплывающих кадров показаны способы образования новых слов с уменьшительно-ласкательным значением.

  1. Формулировка вывода

Слайд 21

-Онок-, -чик-, -ик- -к- -

суффиксы, помогающие сделать предмет маленьким, выразить к нему ласковое отношение.

10 Просмотр короткого видеосюжета «Кот-рыболов»

Слайд 22

11.Составление предложения по видеосюжету с использованием слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Слайд 23

По мере ответов учащихся на экране появляются предложения:

Кот ловит рыбу.

Кот ик ловит рыбку

12.Лексическая работа

Учитель:

-Подберите слово, характеризующее действия кота. Какое слово употребляют, когда хотят сказать, что какая-то работа очень хорошо получается? Как кот ловит рыбу?

Дети называют разные наречия.

Слайд 24

На экране появляется запись:

Л о´в к о -

искусно, умело

Дети хором читают слово «ловко».

Далее учитель предлагает составить по видеосюжету предложение с использованием слова «ловко», слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  1. Запись составленного предложения.

Работа на доске и в тетрадях

Один ученик самостоятельно записывает предложение «Котик ловко ловит рыбку» на доске, остальные – в тетрадях. Уменьшительно-ласкательные суффиксы выделяются (слайд 25).

  1. Физминутка для глаз

Слайд 26

Физминутка проходит под запись «Звуки природы». На экране изображение лесного водопада с анимационным эффектом спадания воды.

Небо высоко,

Трава низко,

Птицы высоко,

Рыбы низко,

Водопад далеко,

Свой нос близко,

Справа речка,

Слева пруд…

Наши глазки отдохнут.

(Глаза медленно двигаются вверх, вниз и т.д.)

  1. Знакомство с суффиксом –ищ-

Слайд 27

Учитель:

-Образуйте однокоренные слова от слова «кот» с помощью данных суффиксов (по мере ответов учащихся появляются слова «котик», «котище»)

-Чем различаются слова «котик»-«котище»?

-Запишите слово с суффиксом -ищ- . Обозначьте данный суффикс.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Слайд 28

- Какое значение придает слову суффикс –ищ-?

На экране: «Суффикс -ищ- придаёт предмету

значение «огромный».

Учитель вывешивает карточку с изображением суффикса –ИЩ- на доске.

  1. Знакомство с суффиксами, указывающими на профессию, род занятий человека.

«Живые картины»

Учитель:

С помощью суффиксов образуются слова, называющие род занятий человека, профессию

Показывает грибы в корзинке.

-Что это?

Дети:

-Гриб и грибочек (грибок).

В классе появляется ученик с палкой и корзинкой в руке, в панаме, подготовленный за несколько минут до этого



Учитель:

-А это кто?

Дети:

-Грибник.

Учитель:

- Посмотрим, как образовалось слово «грибник» и запишем его в тетрадях.

Слайд 30

На экране с помощью всплывающих кадров показывается образование слова «грибник». Выделяется и называется суффикс –ник-.

Учитель встряхивает коробку с гвоздями, предлагает определить по звуку, что в коробке.

К доске из другой комнаты выходит ученик в фартуке, с молотком и сапогом в руках. Сапог надевается на специальное приспособление кверху подошвой, ученик достает гвоздь из кармана, делает вид, что ремонтирует сапог.



Учитель:

-Назовите профессию этого человека.

Дети:

-Сапожник.

Учитель:

-Какой суффикс помог превратить слово «сапог» в слово «сапожник»?

Дети наблюдают за образованием слова «сапожник», записывают слово в тетрадях.

Учитель достает пластиковый контейнер с живой рыбой и предлагает определить по запаху, что внутри.

В классе появляется ученик в «болотниках», кепке, с удочкой в руке. Делает вид, что ловит рыбу.

Учитель:

-Кто этот человек?

Дети:

-Рыбак.

Дети наблюдают за образованием слова «рыбак» (слайд 31).

Формулировка вывода:

-Суффиксы –ник-,-ак- обозначают профессию человека, род занятий человека.

VII. Подведение итогов урока

Слайд 32

- Завершите предложения

  • Сегодня на уроке мы изучали…

  • Суффикс - это часть … .

  • Суффикс стоит после … , служит для образования новых … (слайд 33)

Слайд 34

-С какими суффиксами познакомились на уроке? Назовите их

VIII. Задание на дом

Cтр. 48, упр. 63 (образование однокоренных слов с помощью данных суффиксов).

  1. Завершение урока

Слайд 36

Учитель:

-Я благодарю всех за прекрасную работу. Все сегодня заслужили хорошие оценки

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск