Скачать 124.61 Kb.
|
МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Куйбышевского района – Чумаковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья,VIII вида Конспект урока письма и развития речи Класс: 6 «Б» Учитель: Ирина Ивановна Ковшар С. Чумаково 2012 год Вид школы: специальная (коррекционная) школа VIII вида Учебный предмет: письмо и развитие речи Класс: 6 Тема: суффикс как часть слова Тип урока: комбинированный Цель: формирование представления о суффиксе как словообразующей части слова Задачи Дидактические:
Коррекционные:
Воспитательная:
Методобеспечение урока
апельсином, бананом, свежей рыбой;
Музыкальное сопровождение:
План урока
Ход урока
Приветствие учащихся под музыку (слайд 1).
Техника выполнения упражнения та же, что и при выполнении предыдущего, но при выдохе, ученик должен силой выдоха сдуть листок на парту. Упражнение выполняется 4 раза.
У паука-паучка Паутиночка тонка. 5. а) Самомассаж ладоней с помощью шариковой ручки или карандаша с ребристыми гранями. б) Вращения кистями. в) Поочередное симметричное поднимание пальцев рук, начиная от мизинцев, из положения «руки в замке».
1. Минутка чистописания Запись учащимися числа в рабочих тетрадях. Письмо прописной и строчной буквы Ч ч в тетрадях (образцы в рабочих тетрадях и на слайде 4)
а) Составление слова из данных частей (приставки, корня, окончания) Слайд 6. Учитель: -Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей! Давайте и мы сейчас попробуем сделать слово из частей, которые вы видите на экране (слайд 7). Дети образовывают слово «ходы», учитель предлагает удостовериться в правильности ответа, посмотрев на экран, где с помощью эффекта всплывающих и перемещающихся кадров, образуется слово «ходы». Далее на экране обозначается новое задание: «Образуйте новое слово с помощью приставки пере-» Дети называют слово «переходы». Приставка на экране по щелчку «подплывает» к корню, образуя слово «переходы». б) Опрос учащихся Слайд 8. -Назовите изученные нами части слова по порядку их следования в слове. На экране по мере ответов появляются надписи: приставка, корень, окончание (слайд 9).
1.Наблюдение за образованием слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом Слайд 10. Звучит музыка (вступление к песне «Приходи, сказка».). Учитель: -А сейчас минутка волшебства. Мы покажем вам небольшой фокус. (Помощник выносит ящик, закрытый платком.) -Внимание! Кто в этом ящике? (учитель достаёт большого живого кролика) Дети: -Кролик! (Кролик убирается на место, ящик прикрывается платком) Учитель: -У меня в руках палочка, мне её подарил волшебник из страны Суффиксов. Она может творить чудеса. (на конце палочки наклеено печатное изображение суффикса -онок-) -Притрагиваемся волшебной палочкой к клетке. Что же произойдет? (из ящика вынимается маленький крольчонок). -Был кролик, а стал … Дети: -Крольчонок. Учитель: -Произнесём это слово все вместе: кроль-чо-нок. Чем этот кролик отличается от первого? Дети: Это маленький крольчонок, а первый – большой кролик. Учитель: -Что же произошло? Посмотрите внимательно на волшебную палочку. Что на ней написано? Большого кролика в маленького превратил суффикс -онок- (слайд 11). Посмотрите на экран, вот как получилось слово «крольчонок». (С помощью всплывающих кадров показано образование нового слова с помощью суффикса, суффикс обозначается «крышечкой». Чтобы сразу с первых минут не запутать детей (при словообразовании наблюдается «беглость» гласной И и чередование к//ч.), слово кролик заменено изображением). + онок крольчонок - Как получилось слово «крольчонок»? 2. Определение с помощью слухового анализатора животного по издаваемому им крику Слайд 12 Учитель (о показанных кроликах): -Это были гости с нашего хозяйственного двора. Но не все смогли попасть к вам на урок. Одно из наших домашних животных передает вам звуковой привет (включается запись блеяния козы) -Узнали, кто это? -Как называют детеныша козы? -Чем отличается слово КОЗЛЕНОК от слова КОЗА? V. Постановка цели урока Учитель: -Итак, сегодняшнее наше занятие будет посвящено суффиксам. Слайд 13 (На экране: «Тема урока: суффикс как часть слова») -В 5 классе мы уже знакомились с этой частью слова. Сегодня мы вспомним, что такое суффикс, узнаем, какие слова могут образовываться с помощью суффиксов, вспомним, как обозначается суффикс, какое место занимает в слове. VI. Изучение нового материала 1. Хоровое проговаривание слова «СУФФИКС» со зрительной опорой (слайд 14). 2. Фронтальная беседа - Вспомните, как обозначается суффикс. (после ответа появляется знак, обозначающий суффикс) -После какой части слова стоит суффикс? (на экране появляется дуга и «крышечка») - Где стоит суффикс: справа или слева от корня?
Слайд 15 Учитель: -Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает? Слайд 16 -Какие изменения происходят в природе осенью? - Какую работу выполняют люди осенью?
Слайд 17 Учитель под музыку вносит большую корзину: -В саду и огороде мы собрали хороший урожай. -Что лежит у меня в этой корзине? Каждому ученику предлагается взять что-либо из корзины, правильно произнести название фрукта или овоща. Затем овощи и фрукты кладутся на место, корзина убирается за стол учителя. 5.Запись названий некоторых овощей Работа в тетрадях и на доске Слайд 19 Учитель: -Запишем некоторые названия овощей в столбик. На слайде появляются слова: Помидор Огурец Перец Один ученик записывает эти слова на доске. 6.Игра «Узнай на ощупь» Образование новых слов с помощью суффиксов –чик-, -ик- Учитель: -Я снова беру волшебную палочку из страны Суффиксов. Притронусь ею к корзине с овощами и фруктами. (Достает из-под платка маленькую корзинку) -Была корзина, а стала… (снимает платок, но содержимое не показывает) Дети: -Корзинка. Учитель (закрывает корзинку): -Что же стало с нашими овощами и фруктами? Поиграем в игру «Узнай на ощупь» Дети на ощупь определяют, что лежит в корзинке, говорят, что большой овощ (фрукт) превратился в маленький. Называют «перчик», «огурчик» и т. п.
Учитель предлагает определить по запаху название фруктов, лежащих в 2 пластиковых контейнерах. Каждому подносится контейнер со слегка приоткрытой крышкой. Дети свои версии высказывают только после того, как учитель обошел всех. Ученикам предлагается ласково назвать апельсин и банан, которые они узнали по запаху.
Работа в тетрадях и на доске Учитель: -Как же получились эти новые слова? Помогли их образовать суффиксы: -к-,- ик-, -чик- (вывешивает карточку с этими суффиксами на доске) Далее один ученик у доски образовывает и записывает слова «помидорчик», «огурчик», «перчик» от записанных ранее слов. Слайд 20 На экране с помощью исчезающих и всплывающих кадров показаны способы образования новых слов с уменьшительно-ласкательным значением.
Слайд 21 -Онок-, -чик-, -ик- -к- - суффиксы, помогающие сделать предмет маленьким, выразить к нему ласковое отношение. 10 Просмотр короткого видеосюжета «Кот-рыболов» Слайд 22 11.Составление предложения по видеосюжету с использованием слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами Слайд 23 По мере ответов учащихся на экране появляются предложения: Кот ловит рыбу. Кот ик ловит рыбку 12.Лексическая работа Учитель: -Подберите слово, характеризующее действия кота. Какое слово употребляют, когда хотят сказать, что какая-то работа очень хорошо получается? Как кот ловит рыбу? Дети называют разные наречия. Слайд 24 На экране появляется запись: Л о´в к о - искусно, умело Дети хором читают слово «ловко». Далее учитель предлагает составить по видеосюжету предложение с использованием слова «ловко», слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Работа на доске и в тетрадях Один ученик самостоятельно записывает предложение «Котик ловко ловит рыбку» на доске, остальные – в тетрадях. Уменьшительно-ласкательные суффиксы выделяются (слайд 25).
Слайд 26 Физминутка проходит под запись «Звуки природы». На экране изображение лесного водопада с анимационным эффектом спадания воды. Небо высоко, Трава низко, Птицы высоко, Рыбы низко, Водопад далеко, Свой нос близко, Справа речка, Слева пруд… Наши глазки отдохнут. (Глаза медленно двигаются вверх, вниз и т.д.)
Слайд 27 Учитель: -Образуйте однокоренные слова от слова «кот» с помощью данных суффиксов (по мере ответов учащихся появляются слова «котик», «котище») -Чем различаются слова «котик»-«котище»? -Запишите слово с суффиксом -ищ- . Обозначьте данный суффикс. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. Слайд 28 - Какое значение придает слову суффикс –ищ-? На экране: «Суффикс -ищ- придаёт предмету значение «огромный». Учитель вывешивает карточку с изображением суффикса –ИЩ- на доске.
«Живые картины» Учитель: С помощью суффиксов образуются слова, называющие род занятий человека, профессию Показывает грибы в корзинке. -Что это? Дети: -Гриб и грибочек (грибок). В классе появляется ученик с палкой и корзинкой в руке, в панаме, подготовленный за несколько минут до этого Учитель: -А это кто? Дети: -Грибник. Учитель: - Посмотрим, как образовалось слово «грибник» и запишем его в тетрадях. Слайд 30 На экране с помощью всплывающих кадров показывается образование слова «грибник». Выделяется и называется суффикс –ник-. Учитель встряхивает коробку с гвоздями, предлагает определить по звуку, что в коробке. К доске из другой комнаты выходит ученик в фартуке, с молотком и сапогом в руках. Сапог надевается на специальное приспособление кверху подошвой, ученик достает гвоздь из кармана, делает вид, что ремонтирует сапог. Учитель: -Назовите профессию этого человека. Дети: -Сапожник. Учитель: -Какой суффикс помог превратить слово «сапог» в слово «сапожник»? Дети наблюдают за образованием слова «сапожник», записывают слово в тетрадях. Учитель достает пластиковый контейнер с живой рыбой и предлагает определить по запаху, что внутри. В классе появляется ученик в «болотниках», кепке, с удочкой в руке. Делает вид, что ловит рыбу. Учитель: -Кто этот человек? Дети: -Рыбак. Дети наблюдают за образованием слова «рыбак» (слайд 31). Формулировка вывода: -Суффиксы –ник-,-ак- обозначают профессию человека, род занятий человека. VII. Подведение итогов урока Слайд 32 - Завершите предложения
Слайд 34 -С какими суффиксами познакомились на уроке? Назовите их VIII. Задание на дом Cтр. 48, упр. 63 (образование однокоренных слов с помощью данных суффиксов).
Слайд 36 Учитель: -Я благодарю всех за прекрасную работу. Все сегодня заслужили хорошие оценки |