Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение г. Бузулука
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Принято на заседании методического совета школы
Руководитель МС
_____________ Е.Ю.Баряева
Протокол № ___ от
«____»____________201_ г.
| «Согласовано»
Зам. директора по УР
_________ Е.Ю.Баряева
«____»____________201__ г.
| «Утверждено»
Директор МОАУ «СОШ №8»
___________ С.В.Саяпина
«____»____________201__ г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительных занятий по математике
«Занимательная математика»
2 класс
Срок реализации программы: 1 год
Составила:
Побежимова О.Е.
учитель начальных классов
г. Бузулук, 2012 г. Пояснительная записка
«... Только то обучение является хорошим,
которое забегает вперед развития».
Л.С.Выготский
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширяет целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепляет интерес детей к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с историей математики, развитию представлений о её практическом применении, воспитанию гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности великих математиков.
Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 1000, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном конкурсе для одарённых детей «Кенгуру».
Творческие работы, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика помогает учащимся успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Этот курс предполагает использование ИКТ. Работа с ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, привлечению разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности деятельности кружка, работа проводится в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа курса рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не превышает 30 – 40 минут.
^ Цель, задачи и принципы программы
Цели:
развитие математического образа мышления;
создание условий для саморазвития, самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
развитие у детей общих умственных и математических способностей
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
научить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Методы:
Поощрение;
Наблюдение;
Коллективная работа;
Игра.
Приемы:
Анализ и синтез;
Сравнение;
Классификация;
Аналогия;
Обобщение.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Основное содержание программы
Модуль 1. Что дала математика людям? Зачем её изучать? – 1ч
Модуль 2. Из истории математики -4ч
Модуль 3. Развитие познавательных способностей – 17ч
Модуль 4. Занимательная геометрия - 2 ч
Модуль 5. Олимпиадные задания по математике – 7ч
Модуль 6. Очень важную науку постигаем мы без скуки – 3ч
Тематическое планирование
№ п/п
|
Содержание
(разделы, темы)
|
Кол-во часов
|
Виды деятельности
|
Форма контроля
|
1.
|
Модуль 1.
Что дала математика людям? Зачем её изучать?
|
1ч
|
|
|
1.1
|
Математика вокруг нас.
|
1ч
|
разгадка «математических фокусов»;
работа в группах: инсценирование загадок, решение задач
|
|
2.
|
Модуль 2.
Из истории математики.
|
4ч
|
|
|
2.1
|
Из истории чисел и цифр.
Как люди учились считать.
Презентация «Как люди научились считать»
|
1ч
|
работа со словарями, энциклопедиями;
выполнение заданий презентации
|
|
2.2
|
Удивительное рядом или старинные меры длины.
|
1ч
|
работа со словарями, энциклопедиями
|
конкурс сообщений о великих математиках
|
2.3
|
Из истории математических открытий. Архимед – гений математики и изобретений. Научный мир Пифагора.
Презентация «Знакомьтесь: Пифагор!»
|
1ч
|
работа с энциклопедиями и справочной литературой;
работа с информацией презентации
|
викторина
|
2.4
|
Экскурсия в компьютерный класс.
Знакомство с программой Paint.
|
1ч
|
экскурсия
|
конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет»
|
3.
|
Модуль 3.
Развитие познавательных способностей.
|
17ч
|
|
|
3.1
|
Тренировка внимания.
|
5ч
|
работа с алгоритмами
|
|
3.1.1
|
Развитие концентрации внимания. Решение логических упражнений и задач.
(Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий)
|
1ч
|
решение игровых заданий
|
|
3.1.2
|
Тренировка внимания. Логические задачи.
Применение ИКТ.
|
1ч
|
работа в парах по решению задач;
схематическое изображение задач
|
|
3.1.3
|
Развитие концентрации внимания. Логические задачи.
|
1ч
|
решение задач повышенной сложности
|
мини-олимпиада
|
3.1.4
|
Тренировка внимания. Логические задачи.
|
1ч
|
работа в парах; устный счёт
|
|
3.1.5
|
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Логические задачи.
|
1ч
|
индивидуальная работа;
решение нестандартных задач
|
|
3.2
|
Тренировка памяти.
|
5ч
|
|
|
3.2.1
|
Тренировка слуховой памяти.
|
1ч
|
работа в группах
|
|
3.2.2
|
Логические задачи.
|
1ч
|
индивидуальная работа
|
тест
|
3.2.3
|
Тренировка зрительной памяти.
|
1ч
|
инсценирования задач
|
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи
|
3.2.4
|
Логически – поисковые задания.
|
1ч
|
решение игровых заданий
|
|
3.2.5
|
Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.
Презентация.
|
1ч
|
решение нестандартных задач
|
|
3.3
|
Поиск закономерностей.
|
2ч
|
|
|
3.3.1
|
Поиск закономерностей. Логические задачи.
|
1ч
|
работа с алгоритмами
|
|
3.3.2.
|
Поиск закономерностей. Логические задачи.
|
1ч
|
работа с алгоритмами
|
контрольный тест
|
3.4
|
Совершенствование воображения.
|
3ч
|
|
|
3.4.1
|
Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.
|
1ч
|
составление математических ребусов
|
конкурс на лучший математический ребус
|
3.4.2
|
Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.
|
1ч
|
работа в группах
|
|
3.4.3
|
Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы. Применение ИКТ.
|
1ч
|
решение нестандартных математических заданий
|
|
3.5
|
Развитие быстроты реакции.
|
2ч
|
|
|
3.5.1
|
Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.
|
1ч
|
составление схем, диаграмм;
работа в парах
|
|
3.5.2
|
Логически-поисковые задания.
|
1ч
|
составление суперпримеров
|
защита работ «Мой суперпример – самый лучший!»
|
4.
|
Модуль 4.
Занимательная геометрия.
|
2ч
|
|
|
4.1
|
Занимательная геометрия.
Презентация «Узоры геометрии»
|
1ч
|
создание мини-альбома «Узоры геометрии»
|
выставка альбомов «Узоры геометрии»
|
4.2
|
Турнир по геометрии
|
1ч
|
запись геометрических понятий, решение геометрических заданий
|
|
5.
|
Модуль 5.
Олимпиадные задания по математике.
|
7ч
|
|
|
5.1
|
Занимательные задачи.
|
1ч
|
работа в группах: инсценирования загадок, решение задач
|
|
5.2
|
Логические задачи для юных математиков.
|
1ч
|
групповая работа,
решение нестандартных задач
|
|
5.3
|
Задачи повышенной трудности.
|
1ч
|
решение заданий повышенной трудности
|
школьная олимпиада
|
5.4
|
Решение нестандартных задач.
|
1ч
|
решение задач на установление причинно-следственных отношений
|
школьная олимпиада
|
5.5
|
Математические тренажёры.
|
1ч
|
работа над ошибками олимпиадных заданий
|
|
5.6
|
Блиц - турнир по решению задач
|
1ч
|
составление загадок, требующих математического решения
|
конкурс на лучшую загадку-смекалку
|
5.7
|
Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»
|
1ч
|
работа в группах
|
|
6.
|
Модуль 6.
Очень важную науку постигаем мы без скуки.
|
3ч
|
|
|
6.1
|
Задачи в стихах. Логические математические задачки-шутки.
|
1ч
|
решение игровых заданий;
решение нестандартных задач
|
|
6.2
|
Познавательная конкурсно-игровая программа «В гостях у Царицы Математики» Презентация.
|
1ч
|
решение игровых заданий
|
|
6.3
|
Сочинение «Место математики в моей жизни».
|
1ч
|
творческая работа
|
|
|
Всего
|
34ч
|
|
|
Требования к уровню усвоения курса
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах;
находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
доказывать способ верного решения;
опровергать неправильное направление поиска;
конструировать геометрические фигуры;
уметь различать существенные и несущественные признаки.
Терминологический словарь
Математика - цикл наук, изучающих величины и пространственные формы (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия и т. д.).
^ Аршин - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м.
Верста - русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км).
Локоть - русская мера длины, равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки").
^ Сажень - русская мера длины, равная 3 аршинам, 2,1336 метрам.
Архиме́д— древнегреческий математик, физик, механик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, автор ряда важных изобретений.
Пифагор Самосский— древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Геоме́трия— раздел математики, изучающий пространственные отношения и их обобщения.
Треугольник - геометрическая фигура - многоугольник с тремя углами.
^ Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны.
Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками.
Логика - наука о законах правильного мышления называется логикой.
^ Систе́ма счисле́ния — символический метод записи чисел, представление чисел с помощью письменных знаков.
Десяти́чная систе́ма счисле́ния — позиционная система счисления по целочисленному основанию 10. Одна из наиболее распространённых систем счисления в мире. Для записи чисел наиболее часто используются символы 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, называемые арабскими цифрами.
Литература
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
|