Скачать 157.36 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Ёгла Боровичского района Новгородской области Администрация Боровичского муниципального района 174425 Новгородская область Боровичский район д. Ёгла ул. Советская д. 219 тел. 8 (816)64 94 492 Утверждаю Директор МАОУ СОШ д. Ёгла ______________Л.Н. Коровина «Историческое краеведение» Программа гражданско-патриотического воспитания Срок реализации: 2 года Возраст детей: 12-14 лет Разработчик: Андреева Елена Николаевна учитель истории и обществознания МАОУ СОШ д. Ёгла д. Ёгла Боровичского муниципального района 2012 год Переломная эпоха, в которую вступила Россия в конце XX века, особенно остро ставит перед нашим обществом проблему воспитания нового человека, гражданина и патриота. Гражданственность и патриотизм это, прежде всего, чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретается только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, края, города и страны в их целостности и единстве. По всей вероятности, чувству любви к Родине научиться нельзя. Оно приходит к каждому в свое время, но бывает не приходит совсем. Почему? Ведь для того, чтобы что-то полюбить, надо, как минимум, с этим познакомиться. В наших учебных заведениях до последнего времени проходили лишь историю всей страны вообще, не акцентируя внимание учащихся на особенностях истории тех краев и городов, где ребята живут и растут. В результате, получали знания вообще, никак не связанные с родным селом или городом, даже в том случае, когда крупные исторические события, изучаемые в школе, происходили непосредственно на знакомых и любимых с детства улицах. О любви к своей Родине написано и сказано столько, что, пожалуй, ничего нового и не придумать. Но сегодня это чувство и у взрослых, и у детей подвергается серьезным испытаниям. Так уж повелось в нашем Отечестве, что мы слишком долго уходили от своей истории. Казалось, что прошлое нам уже никогда не пригодится, что все важное и значительное лишь в будущем. В ходе исторических событий последних лет вновь пересматривается отношение к прошлому, во весь рост встало тревожное и непонятное настоящее, а впереди маячит и вовсе непредсказуемое будущее. Поток негативной радио- и телевизионной информации и отрицательных эмоций травмирует даже взрослых. У ребенка на фоне нарастающей волны разнообразных недетских жизненных проблем создаются устойчивые комплексы исторической и государственной неполноценности, безысходное мироощущение человека, обреченного жить в самой неудачливой и плохой стране на свете. В ситуации, когда социологи у старшеклассников обнаруживают желание уехать навсегда из России, нельзя говорить не только о социально-государственном возрождении, но и даже о простых надеждах на относительное благополучие завтрашнего дня. Есть удачная английская пословица: «Права она или не права, но это моя страна!» Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности. Единственная возможность нормальной социализации детей в настоящее время мне видится в восстановлении во всей полноте исторической памяти, воспитании чувства принадлежности к великой стране, причастности к судьбам Отечества. По точным словам академика Д. С. Лихачева «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему». Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Происходящие преобразования в обществе заставляют россиян все чаще обращаться к своему прошлому. Составной частью отечественной истории является богатая история родного края с его особенностями, региональной спецификой и традициями. Наш край имеет богатую историю, которая содержит много увлекательных и легендарных страниц. И мы по праву гордимся своей историей и людьми, которые были её творцами. История невозможна без памяти. Историческая память – великий источник национальной общности. С этой целью мною была разработана и на протяжении многих лет реализуется программа кружка «Историческое краеведение». Данная программа «Историческое краеведение» направлена на развитие любви к истории родного края, уважения к его прошлому. Пояснительная записка Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края со всей Россией, помогает уяснить неразрывную связь истории каждого города, села с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Историческое краеведение играет определённую роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы «природа – человек – общество» и наглядно раскрывает учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой. Цель образовательной программы – формирование знаний по истории родного края. Эта цель предполагает решение следующих задач : - углубление знаний учащихся по истории родного края; - развитие поисковых и исследовательских умений учащихся; - воспитание любви и уважения к культурным ценностям, традициям и обычаям людей, живших в прошлом на территории нашего края, а также воспитание чувства гражданственности и патриотизма. Программа рассчитана на занятия с учащимися 6 – 7 классов (12 – 14 лет). Оптимальная численность детей в группе составляет 15 человек. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 1 ч. Срок реализации программы – 2 года. Первый год – 72 часа Второй год – 72 часа Дополнительная образовательная программа «Историческое краеведение» модифицированная, туристко – краеведческой направленности. Она основывается на программе « Бытописание края» В.И.Барашковой. К концу первого года обучения учащиеся должны знать и уметь: - работать с различными источниками информации; - обобщать и систематизировать информацию; - написать доклад, реферат, правильно записать и оформить воспоминания. К концу второго года обучения учащиеся должны знать и уметь: - обрабатывать, паспортизировать, оформлять, экспонировать исторические материалы; - проводить историческое исследование; - обращаться с научной и научно – популярной литературой, монографиями, периодической печатью, документами, вещественными памятниками. Основные формы отслеживания результативности: зачётные занятия, семинары, контрольные срезы и др. Учебно – тематический план Первый год обучения- 72 ч
Второй год обучения- 72 ч
Структура программы Первый год обучения Раздел I. Наш край в древности (15 ч )
Раздел II. Наш край в средние века (32 ч )
Раздел III.Наш край в новое время ( 25 ч) 1.Река Мста, её особенности 2.Боровичские лоцманы 3.Отражение жизни лоцманов в художественной литературе 4.Вышневолоцкая водная система 5. Социально – экономическое развитие края в 18 веке 6.Присвоение Боровичам статуса города 7. А.В.Суворов и Новгородский край 8. Деятельность А.Н.Радищева 9. Писатели Новгородчины 10. « Село, что сердцу дорого» 11. Мемориал памяти в селе Ёгла 12. Практическая работа на тему « Отбор исторического материала» 13. Практическая работа на тему « Экспонирование музейного материала» 14. Экскурсия в краеведческий музей «Боровичи в 18 веке» Второй год обучения Раздел I. Моя малая родина ( 28 ч)
Раздел II. Военная история края ( 21 ч)
Раздел III.Место личности в истории края ( 23 ч)
Методическое обеспечение Для реализации программы можно использовать различные формы работы. Это беседы, написание рефератов, эссе, экскурсии, встречи с интересными людьми, поисковая и исследовательская работа и др. На занятиях, посвященных повторению и обобщению знаний можно использовать различные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Это тестирование, решение и составление кроссвордов, занимательных заданий, зачётные задания и т. д. Литература для педагога
6. Сорокина З.С. Использование краеведческого материала на уроках истории в 7-8 классах. Новгород, 1983 Литература для учащихся 1. Андреев В.Ф. Северный страж Руси. Л., 1989 2. Алексеев Ю.Г. к Москве хотим. Закат боярской республики в Новгороде. Л., 1991 3. Алешковский М.Х. Каменные стражи. Л., 1971 4. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII-XVI. М., 1993 5. Варнаева Н.В., Семёнова И.В. История и культура Новгородской земли с древнейших времён до конца XV века. СПб, 2008 6. Зайцев И.А., Кушнир И.И. Улицы Новгорода. Лениздат, 1975 7. Костомаров Н.И. Русская республика. Смоленск, 1994 8. Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. Л., 1991 9. Лихачёв Д.С. Новгород Великий. Очерки истории и культуры Новгорода XI-XVII вв. М., 1959 10. Малышева В.П. Музей- заповедник А.В.Суворова. Лениздат, 1979 11. Носов Е.Н., Конецкий В.Я. Загадки Новгородской округи. Л., 1985 12. Наша Новгородская земля. Под ред. Орлова С.Н. Лениздат, 1981 13. Пашуто В.Т. Александр Невский. М., 1974 14. Петрухин В. Славяне. М., 1997 15. Северинов В.Д. Быт средневекового горожанина. Великий Новгород, 1998 16. Опеченский Посад. Под ред. Шаркова Ю.В. Боровичи Основные результаты Главным результатом деятельности по реализации данной программы является повышение познавательного интереса учащихся к изучению родного края, сбору, сохранению и распространению материалов среди участников образовательного процесса, жителей села Ёгла. И, хотя представленная программа реализуется в 6-7 классах, интерес к изучению родного края не иссякает и у старшеклассников. Все исследовательские проекты по истории родного края, которые осуществлялись учащимися нашей школы, были представлены на ежегодных городских конференциях участников туристско-краеведческого движения «Отечество» и были удостоены высокой оценки. 2006 год – «Международный мемориал памяти в селе Ёгла» (Крюков Сергей 6 класс) – III место; 2007 год – «Храм Спаса Преображения в селе Ровное» (Андреева Алёна 8 класс) – диплом; 2008 год - «Храм Тихвинской иконы Божией Матери в селе Ёгла» (Андреева Алёна 9 класс) – диплом; 2009 год - «Владимир Леонтьевич Комаров – выдающийся учёный-ботаник, Президент Академии наук СССР» (Карамушко Денис 9 класс) – II место; 2010 год – «Последний хозяин усадьбы Староселье» - (Карамушко Денис 10 класс) – I место. Этот проект был представлен на областной конференции научно-исследовательских работ туристско-краеведческого движения «Отечество» 2011 год – «Во имя памяти, единения и согласия» - II место (Степанова Ольга 11 класс) В рамках Недели краеведения авторы проектов ежегодно представляют свои работы учащимся школы и педагогическому коллективу. Также их выступления звучат на родительских собраниях, встречах с общественностью, на заседаниях клуба «Исток». Исследовательские проекты наших школьников размещены на сайте школы, в историческом уголке в кабинете, доступны читателям школьной и Ёгольской сельской библиотеки. В мае 2011 года учащаяся 10 класса Степанова Ольга стала участницей международной конференции, посвящённой победе над фашизмом во Второй мировой войне. Её выступление было посвящено истории создания Международного мемориала памяти жертв политических репрессий и Второй мировой войны в селе Ёгла. В октябре 2011 года она в составе делегации из Боровичей участвовала в мероприятиях, посвящённых памяти жертв фашизма в городе Люблин республики Польша. Приложение Шефство над Международным Мемориалом памяти Участие в митинге, посвящённом Дню Победы Картотека ветеранов Великой Отечественной войны Ребята записывают воспоминания ветеранов ВВыступление на международной конференции в г. Боровичи «В память и предостережение» 11 мая 2011 г. Участие в работе исторической конференции в г. Люблин в октябре 2011г. Участие в торжественных мероприятиях в сквере боровичан в г. Люблин, посвящённых памяти жертв фашизма |
Программа «Земля предков» Автор: здвр петрова Т. В. Целью гражданско-патриотического... Целью гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических... | План работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2012-2013 учебный год Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур... | ||
План работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2011-2012 учебный год Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур... | Гражданско-правовое и патриотическое События последнего десятилетия изменили отношение общества к ряду проблем в работе с детьми и молодежью. В ряд социальных проблем... | ||
Гражданско-патриотического воспитания рекомендуемых к использованию... Подборка исторических материалов по теме гражданско-патриотического воспитания рекомендуемых к использованию при проведении занятий... | План мероприятий в рамках реализации программы гражданско-патриотического... План мероприятий в рамках реализации программы гражданско-патриотического воспитания учащихся мкоу сош №25 | ||
Методические разработки по гражданско-патриотическому воспитанию... Система гражданско-патриотического воспитания в мбоу гимназия №86, г. Нижний Тагил (базовая площадка гбоу дпо со «иро») + Диск | Программа «Растем патриотами» военно-патриотического Клуба «Патриот»... Варгаши Курганской области. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания школы и... | ||
Программа гражданско-патриотического воспитания муниципального бюджетного... | Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического... | ||
Февраль – месяц гражданско-патриотического воспитания Научно- практическая конференция «Юный исследователь» (1-4 классы) (Сбродова И. А.) | Департамент образования администрации Города Томска маоу сош №32... Школа как центр гражданско патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях фгос: организационно-педагогическая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проект проводится в рамках гражданско-патриотического воспитания, курса «Человек и мир» | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... России, Концепции умк «Перспектива», «Школа России», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации... | ||
Программа гражданско-патриотического воспитания мбоу нерльская сош «Я-гражданин, я-патриот» Муниципальное образовательное учреждение «нерльская средняя общеобразовательная школа» | Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся «Возрождение» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский... |