Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников





Скачать 60.82 Kb.
НазваниеПроектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников
Дата публикации20.05.2015
Размер60.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Буцыкина Т.Н., учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 41» г. Новокузнецк

Историческое образование, как и образование в целом переживает сложный период – период модернизации, главная задача которого повышение доступности, качества, эффективности. Введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования повлияло на предъявление новых требований к профессиональному «арсеналу» учителя. «Образовательная система должна ориентироваться не столько на подачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации». Кроме того, стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, среди которых - любовь к своему краю и Отечеству, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям. Поэтому вопросы, связанные с воспитанием гражданственности и патриотизма, были и остаются актуальными.

Формирование целостных представлений об историческом прошлом должно осуществляться не за счет накопления все большего количества проверенных знаний, а, прежде всего, в ходе активной и творческой познавательной деятельности учащихся, благодаря личностному осмыслению исторических фактов и явлений. Неслучайно, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

В связи с этим, сегодня возрастает значимость таких педагогических технологий, которые способствовали бы реализации поставленных задач. Одна из них – технология проектной деятельности школьников, которая позволяет создать такие ситуации, когда обучающиеся самостоятельно добывают знания, овладевают понятиями, решают творческие задачи.

Ценность проектной деятельности заключается в том, что обучающиеся приобретают навыки работы с различными источниками информации, учатся представлять результаты своего труда в виде реферата, презентации, стенгазеты с дальнейшей публичной защитой на уроках истории, занятиях по проектной деятельности, школьной научно-практической конференции. Ученики пробуют критически оценивать себя и своих одноклассников. Кроме того, проектная деятельность осуществляет важные воспитательные задачи: уважение к историческому наследию народов России, формирование основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории. Соприкасаясь с героической историей своего государства, края, города, школьники переживают разные чувства: сопереживание, сострадание, гордость за свой народ. Особенно остры эти чувства, когда ученики узнают, что их близкие и родственники были участниками этих событий. Можно много говорить о патриотизме, любви к Родине и безрезультатно, а можно погрузить учеников в тот или иной исторический период, дать им возможность прочувствовать это время, примерить на себя судьбы героев прошлого и остаться равнодушным после всего этого невозможно. На уроках истории и занятиях по проектной деятельности обучающиеся выполняют исследовательские, творческие, информационные проекты. Работа над проектом осуществляется как индивидуально, так и в группах. Материалы проектов становятся основой для создания сценариев классных часов, литературно-музыкальных композиций, общешкольных мероприятий. Все это отвечает требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования, предусматривающего формирование у обучающихся универсальных учебных действий, «способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществление учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории».

В 2012-2013 учебном году учащимися 7-х классов в рамках уроков истории и занятий по проектной деятельности были выполнены проекты «2012 год – год истории», «Сибиряки в Отечественной войне 1812 г.», «400-летие династии Романовых в России», «Вся правда о войне…» (к 70-летию Сталинградской и Курской битв).

Проект «2012 год – год истории» был посвящен историческим юбилейным событиям. В ходе работы над проектом учащиеся, разделившись на группы по 4-5 человек, должны были собрать материалы о юбилейных датах, например:

  • 770 - летие со дня победы русских воинов князя Александра Невского на Чудском озере над немецкими рыцарями,

  • 400 - летие со дня освобождения Москвы от шведско-польских интервентов ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского,

  • 320 – летие военно-морского флота России,

  • 200 - летие победы России в Отечественной войне 1812 года,

  • 70 – летие окончания Московской битвы и со дня контрнаступления советских войск под Сталинградом.

Следующие этапы работы над проектом заключались в оформление стенгазет, представление результатов проделанной работы перед одноклассниками. В этой работе приняли участие все обучающиеся 7 а, 7 б классов. Данный проект носил в большей степени информационный характер. С результатами работы ознакомились все обучающиеся школы, так как были проведены выставка стенгазет, радиопередачи, беседы и классные часы в рамках Недели истории.

Проект «Сибиряки в Отечественной войне 1812 г.» был посвящен 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года и носил исследовательский и творческий характер, выполнялся группой обучающихся 7-х классов. Во время работы был собран материал:

  • о полках, которые были сформированы в Сибири и, которые приняли участие во всех сражениях Отечественной войны 1812 г.,

  • о некоторых командирах сибирских полков,

  • о героях – сибиряках,

  • о помощи, которое оказало мирное население сибирского края русской армии,

  • о будущих генерал – губернаторах Западной Сибири, которые были героями Отечественной войны 1812 г.

Актуальность данного проекта заключается в том, что для обучающихся - это совершенно новый материал, который не рассматривается в школьном курсе отечественной истории. Осуществляя поиск материала, семиклассники, с одной стороны, смогли выйти за рамки школьного учебника, с другой, соприкоснуться с историей края, в котором они живут. На основании собранных материалов были представлены исследовательские работы на школьной научно - практической конференции «Сибиряки в Отечественной войне 1812 г.» (Гаркавченко А., 7а), «Сибирские полки в Отечественной войне 1812 г.» (Козлов М., 7а). Так же был создан сценарий для общешкольного мероприятия «Гроза 12-го года настала…», посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 г., где выступила группа обучающихся 7 б класса, создан сценарий литературно-музыкальной композиции для районного конкурса «России славные сыны». Ко всем перечисленным мероприятиям были созданы презентации, выпущены стенгазеты: «Отечественная война 1812 г.», «Бородинская битва».

Проект «400-летие династии Романовых в России» заключался в том, чтобы каждый обучающийся собрал информацию о представителе династии Романовых, результаты работы были представлены в виде рефератов, презентаций, стенгазет, которые прошли публичную защиту на уроках истории и занятий по проектной деятельности. Одним из условий работы над проектом было то, что ученики должны были сопоставить оценки современников, историков об одном и том же правителе, что придало проекту исследовательский характер. Форму отчета обучающиеся выбирали сами. Участие в реализации данного проекта носила индивидуальный характер. Эта работа позволила расширить представления о тех Романовых, которые изучаются в курсе отечественной истории в 7 классе, а так же познакомить с теми правителями, о которых будут узнавать на уроках истории в 8-9 классах. Характеризуя период правления того или иного монарха, школьники не могли обойти стороной исторические события, многие из которых относятся к героическому прошлому России. С данным проектом ознакомились обучающиеся среднего и старшего звена, так как были организованны выставки стенгазет и рефератов.

Над проектом «Вся правда о войне» работала группа учеников 10 класса, цель работы заключалась в том, чтобы на основе собранного материала о Сталинградской и Курской битвах создать сценарий общешкольного мероприятия. Общее дело сплотило вновь созданный коллектив 10 класса, который достойно выступил перед учениками 5-8 классов. В ходе работы выяснилось, что у некоторых ребят и педагогов деды, прадеды воевали либо под Сталинградом, либо под Курском. С неподдельным интересом потом ученики слушали рассказ учителя музыки Е.В. Мушкариной о своем деде – участнике битвы на Курской дуге, на которого за годы войны семья дважды получала похоронку.

Таким образом, проектная деятельность формирует компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, повышает познавательную и творческую активность обучающихся, создает ситуации успеха, способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, что является важной составляющей при воспитании гражданственности и патриотизма.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconПрограмма «Земля предков» Автор: здвр петрова Т. В. Целью гражданско-патриотического...
Целью гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических...
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconДепартамент образования администрации Города Томска маоу сош №32...
Школа как центр гражданско патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях фгос: организационно-педагогическая...
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconГражданско-патриотическое воспитание одно из основных направлений...
Бородинской битвы, 70- лет со дня Сталинградской битвы и традиционных мероприятий ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. Все...
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Петра Великого, имеющем почти полувековой опыт работы в качестве учреждения дополнительного образования. В программе учтены традиции...
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconПлан работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2011-2012 учебный год
Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур...
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconПлан работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2012-2013 учебный год
Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур...
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconПрограмма патриотического воспитания школьников «Мы -россияне»
Программа патриотического воспитания школьников «Мы -россияне» предполагает работу школы по направлениям
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconМетодическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации...
Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся»
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconМаоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность...
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconГражданско-правовое и патриотическое
События последнего десятилетия изменили отношение общества к ряду проблем в работе с детьми и молодежью. В ряд социальных проблем...
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconГражданско-патриотического воспитания рекомендуемых к использованию...
Подборка исторических материалов по теме гражданско-патриотического воспитания рекомендуемых к использованию при проведении занятий...
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconДоклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной...
Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями...
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconПлан мероприятий в рамках реализации программы гражданско-патриотического...
План мероприятий в рамках реализации программы гражданско-патриотического воспитания учащихся мкоу сош №25
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического воспитания школьников iconПрограмма патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться»
Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск