Скачать 2.68 Mb.
|
Департамент образования администрации Города Томска МАОУ СОШ № 32 Школа как центр гражданско - патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС: организационно-педагогическая модель, ее программное и научно – методическое обеспечение ТОМСК – 2013 УДК ББК Составители: Крюкова М.Н., директор школы № 32, Почетный работник общего образования; Тужикова Т.А., заместитель директора по научно-методической работе, кандидат педагогических наук, доцент ТГПУ; Колмогорова Н.Л., заместитель директора по учебно – воспитательной работе / Школа как центр патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС: организационно - педагогическая модель, ее программное и научно-методическое обеспечение. Томск, 2013. Рецензенты:
Школа как центр патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС: организационно - педагогическая модель, ее программное и научно – методическое обеспечение: Сборник материалов по организации инновационной деятельности, статей по обобщению опыта. – Томск. 2013. – 135 с. Сборник включает материалы по организации инновационной деятельности образовательного учреждения, в том числе в условиях ФГОС, нормативно – правовые акты, программно – методические материалы по отдельным направлениям работы в период развития государственно – общественного управления, а также практические разработки педагогов и управленцев по реализации инновационного проекта, его обеспечению. Он предназначен для широкой читательской аудитории: педагогов, руководителей, организаторов инновационной и проектной деятельности, студентов и магистрантов педагогических вузов, представителей местного сообщества и исследователей в области образования. Школа как центр патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников: организационно – управленческие ресурсы ОУ в условиях ФГОС. Крюкова М.Н., директор школы № 32 Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учреждением. Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе на образование. Новая школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную составляющую, ставить и решать задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития государства. В Законе «Об образовании», ФГОС (утверждены приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г № 373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков и др.) особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Школа - важнейший социальный институт, через который проходят все граждане России. В контексте вышеизложенного в общеобразовательном учреждении должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося. В нашем образовательном учреждении накоплен многолетний педагогический опыт в области воспитания патриотизма через работу школьного музея Боевой Славы 19 гвардейской стрелковой дивизии, который осуществляет деятельность с апреля 1970 года. Данная организационная структура способна выполнять роль центра патриотического воспитания школьников, формировать гражданскую позицию ребенка. В условиях внедрения ФГОС и с учетом требований сегодняшнего дня патриотическое воспитание для нашей школы является одним из ключевых направлений внеурочной работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы. В учреждении имеются наработки в области музейной педагогики, которая является не только средой воспитания, но и образовательной средой. В условиях музея проводятся как музейные воспитательные мероприятия, так и занятия разных типов и видов. Имеющийся опыт, ресурсы, методическая база (педагогические материалы экскурсий, круглых столов, конкурсов, театрализаций, музейных уроков) по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию позволяют в условиях инновационного проекта:
Реализация разработанного инновационного проекта направлена на развитие образовательного учреждения в условиях модернизации образования, новых условиях финансирования и управления. В настоящее время в школе № 32 сформирована система государственно-общественного управления учреждением, действует модель «Управляющий совет» (рис.1): Формами самоуправления в учреждении являются: Управляющий совет, общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, Методический совет, Родительский комитет. Управляющий совет является коллегиальным органом управления школой, реализующим принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием. Миссия Управляющего совета – обеспечить успех и социальную эффективность образовательного учреждения через развитие сплочённости, ответственности, целенаправленности действий всех участников образовательного процесса и общественности, расширение и укрепление поддержки образования, защита прав обучающихся, родителей, педагогов. Решения Совета, принятые в соответствии с его компетенцией, являются обязательными для директора школы, её работников, обучающихся, их родителей (законных представителей). Компетенции органа государственно – общественного управления включают утверждение:
согласование по представлению директора:
внесение предложений в части:
а также:
Ежегодно председатель органа ГОУ представляет его членам и общественности Публичный доклад Управляющего совета школы, что обеспечивает открытость, как его деятельности, так и учреждения в целом (приложение 1). Педагогический совет является постоянно действующим органом управления учреждением для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса. Он создается в целях развития и совершенствования образовательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогических работников учреждения. Деятельность Педагогического совета регламентируется Положением, утверждаемым в установленном порядке директором ОУ. Родительский комитет - орган самоуправления Учреждения, в его состав входят представители родителей (законных представителей) обучающихся, по одному от каждого класса. Для координации работы в его состав входит заместитель директора по воспитательной работе. Основными задачами Родительского комитета являются:
- совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности; - защите законных прав и интересов обучающихся; - организации и проведении мероприятий с детьми.
В связи с переходом образовательного учреждения в статус автономного с 2013 года функционирует Наблюдательный совет, обеспечивающий контроль распределения и расходования финансовых средств, определение механизмов совершенствования бюджетирования. Реализация принципов единоначалия, соуправления и самоуправления школой обеспечивает развитие демократического уклада школьной жизни, который выражается в:
Сформированная система управления способствует достижению стратегической цели образовательного учреждения - создание механизма устойчивого развития в условиях модернизации российского образования, в том числе в рамках формируемой модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников. На разработку и апробацию организационно – педагогической модели направлен представленный ниже инновационный проект статуса МИП. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС и расширения внеурочного пространства МОУ СОШ № 32» 1.1. Анализ особенностей образовательной среды и инновационного опыта образовательного учреждения МОУ СОШ № 32, начиная с 1965 года, открывает свои двери обучающимся, учителям и родителям. Это творческая мастерская единомышленников, пространство благополучия, безопасности и успеха. Школа находится в Кировском районе – одном из крупных районов города Томска, с развитой инфраструктурой. Здесь проживают преимущественно служащие и научная интеллигенция. Рядом со школой расположены объекты соцкультбыта, в том числе библиотека ТГУ, ТПУ, различные учреждения, предприятия, ВУЗы Томска. (ТГУ,ТПУ, ТУСУР). В школе № 32 в 2010-2011 учебном году обучается 998 человек. В последние годы наметилась стойкая тенденция притока учеников из других микрорайонов города и ближайшего пригорода (Тимирязево, Черная Речка, Кисловка, c Лучаново, п. Дзержинка,). Это говорит о возросшем авторитете образовательного учреждения и создаваемых благоприятных условиях: пятидневная неделя в 1-7 классах, дополнительные платные образовательные услуги, высокий процент поступающих в ВУЗы на бюджетные места, обучение по современным УМК в начальной школе («Школа России», «Школа - 2100», «Перспективная начальная школа»), коррекционно-развивающее обучение для детей, имеющих проблемы со здоровьем, изучение английского языка по учебному плану со 2-го класса). Педагогический состав школы – это 63 педагога, имеющих высшее педагогическое образование, 2 человека среднее профессиональное образование, 25 человек имеют высшую квалификационную категорию, 7 человек - первую, 28 человек - вторую квалификационную категорию. Педагоги школы были неоднократно отмечены различными наградами:
Качество обученности по школе находится в допустимой зоне и является достаточно стабильным. Этому успеху способствует хорошо организованная система внутришкольного контроля, своевременный анализ образовательной деятельности по итогам четвертей (полугодий), целенаправленная работа учителей по ликвидации пробелов в знаниях. В списке лучших результатов выпускников Томской области 2010 года -Мухачева Алина по русскому языку, Калашникова Ольга по истории, набравшие 100 баллов на ЕГЭ. Обучающиеся школы в течение последних 5 лет принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня, среди них: Леонова Дарья, призер Международного математического турнира «Кубок памяти А.Н.Колмогорова» (высшая лига, С.- Петербург, 2009 год). Обучающихся школы знаменует высокий процент участия и результативность в городских программах воспитания и дополнительного образования, таких как «Учимся жить вместе», «Память», «Мы-актив», «Калейдоскоп чудес», «Городская Детская Филармония», городских спартакиадах и соревнованиях В 2010-2011 учебном году МОУ СОШ №32 продолжает участвовать в реализации следующих воспитательных программ регионального и муниципального уровней. На уровне общеобразовательного учреждения обучающиеся имеют возможности участия в следующих программах:
Работая в инновационном режиме, педагоги школы в соответствии с требованиями ФГОС разработали программы:
В разработке находятся программы по внеурочной деятельности. Таким образом, педагоги школы и обучающиеся занимают активную позицию в образовательном и воспитательном процессах, стремятся к инновационной деятельности в школе. Школа в течение многих лет активно сотрудничает с социальными партнёрами, имеет отдельные планы работы, проводит совместные мероприятия, среди них:
Расширяется сеть социального партнерства школы с организациями и учреждениями микросоциума. Школой заключены договоры о сотрудничестве со следующими учреждениями: ТОИПКРО, ТУСУР, Томским институтом бизнеса, которые позволяют использовать ресурсы этих учреждений для наиболее полного и качественного обеспечения образовательного пространства, что будет способствовать созданию и успешному апробированию комплексной модели - школа как центр патриотического духовно-нравственного воспитания в условиях ФГОС и расширения внеурочной деятельности. В школе имеется достаточная материально-техническая база для осуществления учебно-воспитательного процесса, организации работы и функционирования школы как центра патриотического духовно-нравственного воспитания школьников, в том числе и в условиях местного сообщества. Имеются оснащенные на достаточном уровне кабинеты:
Также в наличии:
мультимедийных проекторов – 5;.
Материально-техническая база позволяет эффективно реализовать инновационный проект, способствовать развитию деятельности МОУ СОШ № 32 в условиях ФГОС, интеграции общего и дополнительного образования, расширения внеурочной деятельности. |
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... России, Концепции умк «Перспектива», «Школа России», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Города Томска, приказами департамента образования и департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью... | ||
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся «Возрождение» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский... | Программа «Земля предков» Автор: здвр петрова Т. В. Целью гражданско-патриотического... Целью гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических... | ||
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785 | Доклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция... | ||
Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического... | Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения... Методическое сопровождение духовно–нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного | ||
Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках филологического цикла Однако, следует сказать, что теорию и методику воспитывающего обучения в условиях современного образования нельзя считать сложившимися.... | Программно – методическое обеспечение к Основной общеобразовательной... Смотр-конкурс учебно-методической продукции в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи | ||
Тема 1 Понятие как форма мышления Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области на 2012-2015 годы, утвержденной постановлением администрации... | «Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания... Изучить основные приоритеты воспитательной деятельности в системе образования в условиях реализации фгос | ||
Учебный курс введение 3 Глава I. Предмет логики как науки 4 Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области на 2012-2015 годы, утвержденной постановлением администрации... | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного... | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности маоу сош №42 г. Томска... Публичный доклад о деятельности маоу сош №42 г. Томска уже стал традиционным. Мы говорим, открыто о наших достижениях и недочетах,... | Программа духовно-нравственного воспитания «Через красивое к человечному» Организационно-правовое обеспечение деятельности школы 2 Структура школы и система её управления |