«СОГЛАСОВАНО»
На заседании
Управляющего совета
Протокол №___ от _____2013г.
Председатель Управляющего совета
______________ Ю.Б. Иванова
| «ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
Протокол № ____
от ____________2013 г.
| «УТВЕРЖДЕНО»
Приказ № _____________
от _______________2013 г.
Директор МБОУ СОШ № 4
____________И.В. Сухорукова
|
Программа
гражданско-патриотического воспитания
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
города Мытищи
Московской области
на 2013 – 2016 гг.
г.Мытищи ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
| Программа гражданско-патриотического воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4»
| Нормативно-правовая база программы
| Федеральный закон «Об образовании», Федеральная целевая программа развития образования в 2011-2015 гг., Устав школы, Программа развития школы
| Заказчик программы
| Администрация муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4»
| Разработчики программы
| Сухорукова И.В. – директор МБОУ СОШ № 4»; Федотова Т.И. – заместитель директора (ИКТ) МБОУ СОШ № 4; Плотникова Н.Н. – заместитель директора (учебно-методическая работа) МБОУ СОШ № 4, Куклина Л.А. – заместитель директора по воспитательной работе; Управляющий Совет школы; Педагогический Совет школы.
| Сроки реализации программы
| 2013 – 2016 гг.
| Контроль за исполнением программы
| Сухорукова И.В. – директор МБОУ СОШ №4;
Управляющий Совет
| Исполнители программы
| Педагоги и обучающиеся МБОУ СОШ№ 4
| Цель программы
| Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
| Задачи программы
| Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
Развитие нравственных взаимоотношений в семье.
Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.
| Ожидаемые результаты
| Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
Формирование стойкой патриотической позиции.
Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Воспитание потребности в духовном обогащении.
Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
Воспитание уважения к труду, человеку труда.
Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.
Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни.
Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.
Формирование положительного имиджа МБОУ СОШ №4 через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.
|
Пояснительная записка 1. Обоснование для разработки Программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МБОУ СОШ №4 на период с 2013 по 2016 годы.
Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. 2. Цели и задачи Программы.
Под патриотическим воспитанием в Программе понимается систематическая и целенаправленная деятельность администрации школы и педагогического коллектива. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
Целью программы является:
- поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и города, возрождения традиционных нравственных ценностей;
-создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств;
-сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.
В качестве основных задач выступают:
-создание условий для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина;
-снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
-разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
-обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
-разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся;
-реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности. 3. Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью подхода знания невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:
-повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
-раскрыть понимание истинного значения интернационализма;
-повысить престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников. Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания остаются:
1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.
2. Совершенствование деятельности администрации школы и педагогов в патриотическом воспитании школьников.
3. Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников.
4. Координация деятельности детских школьных организаций в интересах патриотического воспитания школьников. 4. Контроль за реализацией Программы. Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания и образования создан Координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав совета входят:
1. Заместитель директора по воспитательной работе.
2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
3. Руководитель МО классных руководителей.
4. Учителя истории.
5. Руководитель школьного музея.
5. Оценка эффективности реализации Программы: В результате осуществления Программы ожидается:
-повышение эффективности патриотической работы;
-повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
-формирование гражданской грамотности учащихся;
-внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;
-развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края.
-сформированность идеала жизни и идеала человека.
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
- доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;
- создание элективных курсов и кружков патриотической направленности;
- привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;
- повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся;
- разработка исследовательско - поисковых работ обучающихся.
6. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи.
7. Содержание Программы Программа включает в себя следующие направления:
7. 1. Связь поколений.
Цель:Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. 7. 2. Растим патриота и гражданина России.
Цель:формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 7. 3. Мой край родной.
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал. 7.4. Я и семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения.
VI. Этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 4 года.
I этап: проектный – 2013-2014 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2014-2015 учебные годы.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивными школами города.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический –2015-2016 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы школы.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период.
« Я – я»
Формирование гражданского отношения к себе.
1. Содержание деятельности.
В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
2. Задачи.
Формирование у школьников правосознания и воспитание в них гражданской ответственности.
Воспитание эстетической культуры и развитие художественных способностей учащихся.
Воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.
Формирование у школьников потребности к самообразованию, воспитанию морально-волевых качеств, умений проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
3. Содержание проблемы.
Я – часть природы, моя жизнь величайший дар природы.
Мое жизненное предназначение.
Я – носитель мужского или женского начала.
Мужественность и женственность. Характерные черты мужчины и женщины.
Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости.
Самопознание – это открытие себя, своего характера, темперамента, способностей.
Самообразование – это приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной работы.
Младший школьник:
— развивать произвольность психических процессов учащихся (внимания, памяти, воображения, мышления, речи) на уроках и во внеурочной деятельности, используя различные игры и упражнения Младший подросток:
— формировать представления учащихся об индивидуальности и особенностях своего «я»
— формировать положительную Я-- концепцию
— формировать половое самосознание и здоровый образ жизни Старший подросток:
— формировать у учащихся представление о самосознании и самовоспитании. Научить подростков планировать свою деятельность; наблюдать за своим поведением, характером, волей. Сравнивать себя с другими людьми (взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые ему дают товарищи, учителя с собственными представлениями о себе; анализировать свою деятельность (учёба, общение, труд) и внутреннее состояние.
а) Организация работы экипажа «Забота», помощь нуждающимся пенсионерам и инвалидам всех участников детской организации «Надежда».
г) Организация деятельности совета старшеклассников и детской организации.
д) Координация работы классных руководителей по проблемам изучения личности школьника.
е) Проведение психологических тестов, диагностик.
ж) Проведение классных часов на морально-правовые темы.
з) Создание условий для самореализации личности ребенка через участие в классных и общешкольных мероприятиях.
и) Разработка кодекса чести учащегося школы.
к) На уроках и во внеурочное время знакомить учащихся с правилами жизни, труда и поведения, прививать им практические навыки участия в жизни школьного коллектива, учить соотносить свои поступки с правилами и нормами общественной морали.
|