Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Краснокамска Пермского края
«Рассмотрено на заседании ШМО»
Руководитель МО
_____________ Бубнева Ю.В.
Протокол № ___ от
«____»____________2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по ВР МАОУ «СОШ №2»
_____________ Упорова В. П..
«____»________2013г.
| «Утверждено»
Директор школы МАОУ «СОШ №2»
_____________ Петракова Л.С.
«____»________2013 г.
|
Календарно-тематическое планирование
По литературе
8 класс
Учитель: Чугайнова Н. Н.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе Фундаментального ядра содержания основного общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Рабочая программа включает: «Пояснительную записку», «Требования к результатам изучения предмета», «Примерное тематическое планирование», «Содержание программы учебного курса».
За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И. Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
Постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или в другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение возможными общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать различную информацию из различных источников);
использование опыта общения с художественными произведениями в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания.
Курсы литературы в 5-8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Главная идея рабочей программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе. Количество часов в неделю – 70 (2 часа в неделю). Сочинений классных- 4, домашних-1.
Требования к результатам изучения литературы в 8 классе
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Календарно – тематическое планирование № п\п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
| ТСО
| 1
| Литература как искусство слова Отличие литературы от других видов искусства
| 1
| 2-09
|
| 2-3
| Исторические, бунтарские и разбойничьи песни как вид устного народного творчества
| 2
| 5,9
|
| 4
| Лирические песни.
| 1
| 10
| Прослушивание записи
| 5
| А.Т. Толстой Земля «оттич и дедич»
| 1
| 16
|
| 6
| Житийный жанр в древнерусской литературе. "Житие Сергия Радонежского"
| 1
| 17
| Работа с Интернетом (поиск сведений)
| 7
| Особенности языка и стиля «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного». Личность протопопа Аввакума
| 1
| 23
|
| 8
| Традиции и новаторство в Житие
| 1
| 24
|
| 9
| А.С. Пушкин - историк и создатель повести "Капитанская дочка". (Историческая основа повести)
| 1
| 30
|
| 10
| Знакомство с главными героями повести. Рассказчик Пётр Андреевич Гринёв (I глава)
| 1
| 1-10
|
| 11.
| "Воспитание жизнью продолжается". Гринёв в Белогорской крепости.
| 1
| 7
|
| 12
| Пугачёв у ворот Белогорской крепости (Усвоение содержания 6-12 глав повести "Капитанская дочка")
| 1
| 8
|
| 13
| Емельян Пугачёв - центральный герой повести. Его встречи с Гринёвым
| 1
| 14
|
| 14
| Гринёв, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Утверждение автором идеалов гуманности, чести и долга Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота
| 1
| 15
|
| 15
| Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. А.С. Пушкин
| 1
| 21
|
| 16-17
| Урок развития речи Сочинение по повести АС. Пушкина "Капитанская дочка":
Мои любимые страницы повести
Образ Пугачева
Почему А.С. Пушкин произведение о крестьянской войне назвал «Капитанская дочка»
Формирование характера и взглядов Петра Гринева.
История Маши Мироновой.
| 2
| 22
|
| 18-19
| Вн.чт. «Береги честь смолоду» ( по роману В. Каверина «Два капитана»)
| 2
| 28
| Работа с Интернетом (поиск сведений)
| 20
| М.Ю.Лермонтов (жизнь и творчество – обзор) - певец свободы. Трагическое мироощущение М.Ю.Лермонтова
| 1
| 29, 11-11
| Прослушивание фонограммы
| 21
| История создания поэмы Лермонтова «Мцыри». Особенности романтического мировосприятия
| 1
| 12
|
| 22
| Анализ главного героя Лермонтовкой поэмы «Мцыри»
| 1
| 18
|
| 23
| Образы-символы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности композиции и конфликта поэмы
| 1
| 19
|
| 24
| Р/р Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мцыри».
| 1
| 25
|
| 25
| Внеклассное чтение ("Маскарад", "Демон", "Боярин Орша" - по выбору учащихся.)
| 1
| 26
|
| 26
| В.Г. Белинский о поэме. Тема и идея художественного произведения
| 1
| 2-12
|
| 27
| Н.В. Гоголь - великий сатирик. Комедия "Ревизор". История создания
| 1
| 3
|
| 28
| Знакомство с афишей гоголевской комедии. Комментированное чтение по ролям 1-го действия комедии
| 1
| 910
|
| 29
| Чиновники города N
| 1
| 16
|
| 30
| Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» Хлестаков и хлестаковщина
| 1
| 17
|
| 31
| Основной конфликт комедии «Ревизор». Особенности развития сюжета
| 1
| 23
| Прослушивание фонограммы
| 32
| Художественные особенности комедии Гоголя. Специфика гоголевской сатиры. Смех сквозь слезы.
| 1
| 24
|
| 33-34
| Р/р. Сочинение по комедии Гоголя «Ревизор»: Уездный город и его обитатели.
Хлестаков и Осип.
Что роднит Хлестакова и городничего?
В уездный город приехал настоящий ревизор. (Мои размышления над комедией Гоголя «Ревизор»).
| 2
| 13,14 - 01
| Работа с Интернетом (поиск сведений)
| 35-36
| Внеклассное чтение "Петербургские повести" Гоголя. (По выбору учащихся.)
| 2
| 20,21
|
| 37
| И.С. Тургенев (слово о писателе) Любовь в жизни писателя. История создания повести И.С. Тургенева «Ася».
| 1
| 27
|
| 38
| Образ Аси в тургеневской повести. | 1
| 28
|
| 39
| Художественные особенности повести. Роль пейзажа. Трактовка произведения в критике.
| 1
| 3 – 02
|
| 40
| Лев Николаевич Толстой. "После бала". Жизненные источники рассказа
| 1
| 4
|
| 41
| Обличительная сила рассказа "После бала". Контраст как приём, помогающий раскрыть идею рассказа
| 1
| 10
|
| 42
| Владимир Галактионович Короленко Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке "Парадокс"
| 1
| 11
|
| 43
| "Огоньки" - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни
| 1
| 17
|
| 44-45
| И.А.Бунин «Сверчок» - трагедия и самоотверженность «маленького человека» . Стихотворения «Полевые цветы», «Ещё и холоден и сыр..», «Слово»
| 2
| 18,24
|
| 46-47
| Романтическое восприятие жизни М.Горьким. «Песня о Соколе» как романтическое произведение…
| 2
| 25,3 – 03
|
| 48-49
| Р/р Сочинение по произведениям Горького: В чем смысл жизни? ( Размышление над «Песней о Соколе»)
Романтический пафос «Песни о Соколе»
Смысл противопоставления Сокола и Ужа.
| 2
| 4,10
| Работа с Интернетом (поиск сведений)
| 50
| А.Т. Твардовский.(Жизнь и творчество, обзор) Поэма «Василий Теркин». История создания поэмы, ее читательская судьба. (Главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок» возможен выбор других глав). | 1
| 11
|
| 51-52
| Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина.
| 2
| 17,18
| Прослушивание фонограммы
| 53-54
| Сплав трагического и комического в поэме «Василий Теркин». Народность языка «Книги о бойце»
| 2
| 31, 1 – 04
|
| 55
| Р/р Сочинение – описание картины Ю.Непринцева «Отдых после боя».
| 1
| 7
|
| 56
| Внеклассное чтение» Этих дней не смолкнет слава!" (Стихотворения о Великой Отечественной войне.)
| 1
| 8
| Прослушивание фонограммы
| 57-58
| Георгий Константинович Паустовский. Рассказ "Телеграмма"
| 2
| 14,15
|
| 59
| Б.Л. Пастернак (слово о поэте) Картина природы в стихотворениях Б.Пастернака «Июль», «Снег идет». Сравнение и метафора в художественном мире поэта.
| 1
| 21
|
| 60
| А. Грин – человек романтической мечты. Сведения о жизни писателя. «Голос и глаза»
| 2
| 22,28
|
| 61
| Н.А. Заболоцкий (слово о писателе) Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека в стихотворениях «Я воспитан природой суровой», «Не позволяй душе лениться …».
| 1
| 29
|
| 62-63
| В. М. Шукшин (слово о писателе) Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.
| 2
| 5,6-5
|
| 64
| У. Шекспир (слово о писателе) Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии.
| 1
| 12
| Прослушивание фонограммы
| 65
| Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.
| 1
| 13
|
| 66
| М. Сервантес (слово о писателе) Роман «Дон Кихот» (фрагменты). | 1
| 19
|
| 67
| Мастерство Сервантеса - романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала.
| 1
| 20
|
| 68
| Дон Кихот как вечный образ.
| 1
| 26
|
| 69
| Внеклассное чтение. "Что читать летом"
| 1
| 27
|
| 70
| Резервный час
| 1
|
|
| |