Рабочая программа по физике

Размер0.66 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 города Томска

Рабочая программа

ПО ФИЗИКЕ

(модифицированная)

1. и 11 классы

Составила: Хакимова Асия Хамедулловна,

Учитель физики высшей квалификационной категории

Томск
ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ

(программа составлена на основе программы по физике Составитель Козина Е.С.)

для 10-11 классов общеобразовательной школы

на 210 часов (3 часа в неделю)

Учебник: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. «Физика-10», 2005.

Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М.Чаругин. «Физика-11», 2008.
Необходимость разработки данной программы

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

При составлении тематического планирования современный учитель физики обязан изучить:

• Федеральный компонент государственного стандарта 2009г.;

• Примерные современные программы по физике;

• Федеральный базисный учебный план;

• Учебные планы своего образовательного учреждения.

На сентябрь 2011года:

- по Федеральному базисному учебному плану, базовый уровень-2 часа, профильный -5 часов;

- по программе Г.Я. Мякишев -4 часа;

- по учебному плану МОУ СОШ № 46 -3 часа в неделю.

Таким образом, возникла необходимость в составлении модифицированной программы. При составлении, которой использовались рекомендации из журнала «Физика в школе», 2005 год, №13.
Новизна, актуальность

До последнего времени первая ступень курса физики (7-8 классы) играла в основном роль базы для последующих курсов физики (9-11классы) и астрономии (11 класс). Теперь ситуация изменилась. 10-11 классы будут работать в условиях профильной дифференциации, поэтому изучение физики в различных школах будет происходить по разным программам. В этих условиях курс физики в старших классах приобретает новое значение. Он становится курсом, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений для всех обучающихся независимо от их будущей профессии.
Цель программы: развитие познавательной деятельности обучающихся и привитие интереса к предмету «физика».

Задачи программы:

Общеобразовательные:

• Усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира;

• Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ.

Развивающие:

• Развитие познавательных интересов и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.

Воспитательные:

• Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации.

Данная программа составлена по учебникам Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского для общеобразовательных классов старшей школы. Она рассчитана на 210 часов (по 105 часов в год, по 3 часа в неделю).Учебники этих авторов заслужили авторитет при использовании их в качестве основных стабильных учебников для старшей школы. В настоящее время они переработаны в связи с утверждением Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Так, например в 10 класс, включили введение «Физика и познание мира», «Механика», в 11 класс - «Строение вселенной», объединили разделы «Механические и электромагнитные колебания». В данной программе используется дифференциация учебного материала (указан материал для обязательного и дополнительного изучения, указаны темы которые изучаются обзорно). При изложении материала используются логические связи с математикой и химией. Так, например, при изучении раздела «Механика», необходимо знание производной и метода нахождения площади фигуры образованной графиком функции; при изучении раздела «МКТ, Термодинамика, Атом, Атомное ядро», необходимы знания по химии.
Распределение часов по разделам:

10 класс

• МЕХАНИКА (37 часов)

Введение (1 ч.), кинематика (11 ч.), динамика (11 ч.), законы сохранения в механике (11 ч.), статика (3 ч.).

! журнал «Физика» № 13 за 2005г. на раздел «Механика» рекомендовано- 38 часов: (кинематика-11ч.; динамика-14ч.; законы сохранения-9ч;статика-3ч.).

Считаю необходимым отдать из подраздела «Динамика»:

- 1 час - «Повторению»,

- 2 часа забрать на подраздел «Законы сохранения»,

т.к. в данном подразделе (в 9 классе) тема «закон сохранения энергии» не изучался (по программе), остальные подразделы изучались.

Мой педагогический стаж – 17 лет.

• МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (29 часов)

Основы МКТ (7 ч.), температура, энергия теплового движения молекул (4 ч.), свойства твёрдых тел и жидкостей, газовые законы (6 ч.),

взаимные превращения жидкостей и газов (4ч.), основы термодинамики(8ч)

! журнал «Физика» № 13 за 2005г.

рекомендовано разделы «Температура. Энергия теплового движения

молекул» и «Твёрдые тела», объединить в один раздел и назвать

«Свойства твёрдых тел и жидкостей. Газовые законы»

• ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (32 часа)

Электростатика (14 ч.), законы постоянного тока (8 ч.), электрический ток

в различных средах (10 ч.).

• ПОВТОРЕНИЕ (5 ч.) и итоговая К.Р. (2 часа).

1. класс:

• ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (окончание) (14 часов)

Магнитное поле (8 ч.), электромагнитная индукция (6 ч.).

! журнал «Физика» № 13 за 2005г. на раздел «Электродинамика» рекомендовано- 13 часов (Магнитное поле (8 ч.), электромагнитная индукция (5 ч.)).

Считаю необходимым добавить 1 час из резерва.

• КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (19 часов)

Механические колебания (4 ч.), электромагнитные колебания (5 ч.), производство передача и использование электрической энергии (4 ч.).

механические волны (3 ч.), электромагнитные волны (3 ч.).

! журнал «Физика» № 13 за 2005г. на раздел «Колебания и волны» рекомендовано- 16 часов (Механические колебания (3 ч.), электромагнитные колебания (3 ч.), производство передача и использование электрической энергии (4 ч.).

механические волны (3 ч.), электромагнитные волны (3 ч.)).

Считаю необходимым добавить 3 часа из резерва.

• ОПТИКА (20 часов)

Оптика, световые волны (12 ч.), элементы теории относительности (4 ч.), излучение и спектры (4 ч.).

! журнал «Физика» № 13 за 2005г. на раздел «Оптика» рекомендовано- 19 часов (Оптика, световые волны (11 ч.), элементы теории относительности (4 ч.), излучение и спектры (4 ч.)).

Считаю необходимым добавить 1 час из резерва.

• КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (19 часов)

Световые кванты (4 ч.), атомная физика (4 ч.), физика атомного

ядра (8 ч.), элементарные частицы (3 ч.).

• ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ (10 часов)

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил (1 ч.), строение Вселенной (9 ч.).

! данного раздела нет в учебнике, но с 2006г. рекомендовано включить его в программу по физике 11 класса т.к. предмет «Астрономия» не включён в базовый компонент. Анализируя программу, рекомендованную в журнале «Физика» № 13 за 2005г

заметила, что часы берутся за счёт сокращения часов на раздел «Колебания и волны».

• ПОВТОРЕНИЕ (18 ч.) и итоговая К.Р. (2 часа)

Содержание программы (теоретический раздел)

1. Механика (37 часов)

Кинематика точки. Положение точки в пространстве. Система отсчёта. Координаты. Радиус-вектор. Перемещение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Сложение скоростей. Мгновенная скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Равномерное движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Кинематика твёрдого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твёрдого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта. Сила. Связь между силой и ускорением. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в механике. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Деформация и силы упругости. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
2. Молекулярная физика. Термодинамика (29 часов).

Основы молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Идеальный газ. Тепловое движение молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоёмкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Тепловые двигатели. КПД двигателей.

Жидкие и твёрдые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.
3. Электродинамика (32 часа в 10 классе + 14 часов в 11 классе)

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. р-n - переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
4. Колебания и волны (19 часов)

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Ёмкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

5. Оптика (12 часов + 4 часа)

Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы её измерения. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решётка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
6. Основы специальной теории относительности (4 часа)

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы массы с энергией.
7. Квантовая физика (19 часов)

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика.

Значение физики для понимания мира и развития производительных сил. Единая физическая картина мира. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция.
8. значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Строение Вселенной (10 часов)

Единая физическая картина мира. Строение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Общие сведения о Солнце. Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел. Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звёзд. Астероиды и метеориты. Наша Галактика. Происхождение галактик и звёзд.
Содержание программы (практический раздел)
10 класс

1.Лабораторная работа №1 «Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости»

2. Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии».

3. Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака».

4. Лабораторная работа №4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника».

5. Лабораторная работа №5 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».
11 класс
1.Лабораторная работа №1,2 «Наблюдение действия магнитного поля на ток. Изучение явления электромагнитной индукции»

2. Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».

3. Лабораторная работа №4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

4. Лабораторная работа №5 «Измерение показателя преломления стекла».

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ
Физика и методы научного познания

• Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

• Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика

• Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики.

• Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использования законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

• Проведение опытов иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.

• Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

Молекулярная физика и термодинамика

• Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

• Модель идеального газа.

• Давление газа. Уравнение состояния идеального газа.

• Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

• Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.

• Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

Электродинамика, колебания и волны, оптика

• Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток.

• Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

• Электромагнитные волны.

• Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

• Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.

• Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона, для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

• Электрический ток.

• Электромагнитные волны.

Квантовая физика и элементы астрофизики

• Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределённостей Гейзенберга.

• Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора.

• Лазеры.

• Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.

• Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы.

• Фундаментальные взаимодействия.

• Солнечная система. Звёзды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

• Наблюдение и описание движения небесных тел.

• Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явление фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.

10 КЛАСС

П/П

Тема урока

урока

Пройденные

§ -фы.

Формы диагностики знаний, умений, навыков

Форма урока

МЕХАНИКА (37 часов)

Введение (1 час)

1.

Что изучает механика. Классическая механика Ньютона и границы её применимости. Что изучает физика. Физические явления, модели. Наблюдения и опыт.

§ 1,2.

КИНЕМАТИКА

(Кинематика материальной точки и твёрдого тела 11 часов)

1.

Механическое движение, виды движения и его характеристики.

§ 3-8.

Фронтальный

Р. № 5,10,15,17

Решение задач у доски и индивидуально

3.

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Графическое изображение движения. Относительность движения.

§ 9-12

Физический

диктант

Р. № 23,24,25

Упр. 1(1,2,3); 2(1,2)

5.

Ускорение. Прямолинейное неравномерное движение.

§ 13-16

Р. № 56,57, 72, 76, 78,

Упр. 3(1-4)

8.

Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения.

§17,18

Устный опрос

Р. № 204,201

Упр.4 (1-6)

10.

Равномерное движение точки по окружности.

Движение тел. Поступательное движение. Вращательное движение твёрдого тела. Угловая и линейная скорости вращения тела.

§ 19-21

упр.5 (1,2)

Р. № 92,103,106

11.

Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика».

К. Р. № 1.

Смотр знаний

Динамика (11 часов).

1.

Принцип относительности Галилея. Первый, второй и третий законы Ньютона.

§ 22-30

14.

Р.№131,133,

135,146,150

Упр.6 (1- 10)

Самостоятельная работа.

1 по теме «Законы Ньютона»

Р. № 154,155,152

С. Р. № 1.

5.

Сила упругости, трения. Гравитационная сила. Закон Всемирного тяготения. Сила тяжести.

§ 31-35

6.

Вес тела. Невесомость. Применение законов Ньютона.

§ 36-40

Решение задач.

Р. № 160, 163, 164,171,175.

Упр.7 (1-4)

Р. № 184,187.

9.

Лабораторная работа № 1 Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Л.Р. № 1.

Исследование.

10.

Контрольная работа № 2. По теме «Динамика»

Р. № 188,176

К.Р. № 2.

Зачёт.

По теме «Динамика»

Р. № 167,178,

Зачёт № 1.

Смотр знаний.

Законы сохранения (11 часов).

1.

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

§ 41-44

Р. № 315,319,324,

325,326,327

3.

Механическая работа. Мощность. КПД механизмов.

§ 45-47

Р. № 331,332

393.

Фронтальный

4.

Работа силы. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия сил гравитации и упругости.

§ 49,50,51

Р. № 357.

5.

Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии.

§ 48,52,53

Р. № 361,364,370,

Устный

6.

Абсолютно упругое и абсолютно неупругое

столкновение.

По конспекту

Р. № 318,319,321,

323.

Фронтальный опрос

Упр.9 (1-5)

Упр.9(6-9)

Лабораторная работа № 2

«Изучение закона сохранения механической энергии»

Р. № 383

Л.Р. № 2

Практикум

10.

Зачёт № 2 по теме «Законы сохранения».

Р. № 388

Зачёт № 2.

Повторительно-обобщающий.

11.

Контрольная работа по теме «Законы сохранения».

Р. № 389

К.Р. № 3.

Смотр знаний.

Элементы статики (3 часа)

1.

Равновесие тел. Первое условие равновесия твёрдого тела.

§ 54,55.

Лекция

2.

Момент силы. Второе условие равновесия твёрдого тела.

§ 56

Устный опрос

Упр.10 (2,4,6,8)

Решения задач.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (29 ЧАСОВ).

Основы МКТ (7 часов).

1.

Основные положения МКТ. Масса молекул. Количество вещества.

§ 58,59

Р. № 455,460.

Доклады

§ 60-62

Р. № 462, 458.

Карточки

Р. № 457, 462.

4.

Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение МКТ.

§ 63-65

Р. № 469,471,473, 476.

Упр.11(1-6)

Упр.11(7-12)

7.

Зачёт № 3 по теме «Основы МКТ»

Р. № 477.

Зачёт № 3

Смотр знаний.

Температура. Энергия теплового движения молекул (4 часа)

1.

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.

§ 66,67