Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»





Скачать 118.49 Kb.
НазваниеИрины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Дата публикации06.03.2015
Размер118.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Выступление

учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ №6 с. Саблинского

Нарыжной Ирины Александровны

«Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста.

Подбор текста должен осуществляться с учётом возраста школьников, в соответствии с темой урока и с теми понятиями, которые должны быть усвоены. Работа с текстом на каждом уроке учит детей пользоваться богатством русского языка, вводит учащихся в мир словесного искусства. Обращение к художественному тексту позволяет свести воедино процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, то есть сделать из выпускника школы, грамотного носителя русского языка.

Таким образом, при анализе текста (даже небольшого по объёму) на каждом уроке удаётся достичь сразу несколько целей:

Слайд

  • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

  • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

  • выражать и аргументировать собственное мнение;

  • последовательно и логично излагать мысли;

  • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

  • оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

Чтобы добиться успеха, я не просто уделяю внимание чтению и аудированию текстов, а стараюсь целенаправленно отрабатывать у школьников соответствующие умения и навыки.

Слайд

Ученики должны:

        понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

        осознавать содержание текста;

        фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

        определять основную мысль текста, проблемы, его стиль и тип речи;

        дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;   выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;

        прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;

        осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его вос­приятия.

        заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста.

        использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).

Начиная с 5 класса идёт работа с художественным текстом: определяется стиль и тип речи; рассматриваются выразительные средства, проводится орфографический и пунктуационный анализ. Учащиеся ведут специальные папки, в которые собирают планы анализа текста, различные памятки, помогающие составить тексты разных стилей и типов речи.

В одной из статей прочла, что большинство выпускников при написании сочинения на ЕГЭ справляются с заданием, если текст публицистический и испытывают трудности при работе с художественными текстами.

Почему же так? Казалось бы, парадоксальная ситуация: с художественным текстом ребенок работает с первого класса, ему посвящены все уроки литературы, большая часть методики по развитию речи на уроках русского языка строится на художественных текстах.

Подумаем: какие действия мы производим над текстом на уроках? Читаем, пересказываем, анализируем. Но, во-первых, пересказываем без грамматической трансформации, без смысловой компрессии, не используя конструкции типа в тексте идет речь; автор, давая характеристику герою, уделяет особое внимание; проблема, авторская позиция и др. (то есть, не вводя языковые средства, с помощью которых можно обозначить дистанцию между автором и говорящим). Во-вторых, на уроках литературы понятия проблема и авторская позиция долгое время активно не употреблялись, чаще использовались понятия тема и идея или на уроках русского языка – тема и основная мысль.

Большинство выпускников справляется с публицистическим текстом, но с художественным справляются лишь немногие.

Разница в понимании публицистического и художественного текста имеет объективную природу.

Слайд


Автор публицистического текста

Автор художественного текста

  • стремится быть максимально понятым,

  • использует весь арсенал средств:

прямые оценки,

недвусмысленно формулирует и проблему, и свое отношение к ней,

предлагает решение и т.д.

  • создает образ, ситуацию, характер;

  • какую проблему писатель имел в виду, сказать бывает не всегда легко.

Чтобы понять проблему и позицию автора в публицистическом тексте, надо уметь читать внимательно, то есть находить («вычитывать») нужные словосочетания и предложения.

Читая художественный текст, хорошо бы понять, зачем эта ситуация рассказывается, проанализировать характеристику героев, понять роль описаний, деталей и т.д.

Ученик

при работе с публицистическим текстом

Ученик

при работе с художественным текстом

без труда определяет и формулирует проблему и авторскую позицию в публицистическом тексте (поиск готовых формулировок или формулировок, нуждающихся в незначительной переработке, в самом тексте)

смешивает автора и героя (особенно, если повествование ведется от первого лица), приписывание автору слов героя и т.д.

Нужно признать необходимость разных методик при подготовке к сочинениям по текстам разного стиля.
Подготовка к написанию сочинения в 10-м классе

На первом этапе начинаю работу с публицистических текстов, раскрывающих хорошо знакомую проблему, явно недвусмысленно выраженную в тексте, например, проблему экологии, при понятной и привычной позиции – человек губит природу.

На простейшем для понимания тексте рассматриваем основные требования (критерии) к части С.

Повторяем понятия:

Слайд

Проблема

Авторская позиция

Аргументация собственного мнения по проблеме

Одновременно повторяем стили речи и останавливаемся на особенностях текстов публицистического стиля (социально значимая проблематика, оценочность и установка на адекватное понимание читателем, характерные средства выразительности). А также обобщаем знания о типах речи – повествовании, описании, рассуждении; рассматриваем сочинение-рассуждение: тезис (формулировка проблемы) – комментарий – авторская позиция – собственная позиция – аргументы.

Выбираю простой для понимания текст, так как важно, чтобы при первом знакомстве с этим видом работы у ребят не возникало ощущения невыполнимости задания и на сложный процесс освоения критериев не наслаивалось еще и непонимание того, о чем идет речь в тексте.

На первом этапе имеет смысл посвятить часть времени только отработке умений определять проблему и авторскую позицию. В сочинениях нередки логические ошибки, когда выделенная проблема не соотносится с авторской позицией. Затем рассмотреть комментарии к проблемам в разных текстах и только потом переходить к отработке умения аргументировать свою позицию. Такая последовательность шагов позволяет ученику осознать: первое, что от него требуется, – это определение и оформление смысла чужого высказывания, а только затем – своего мнения, т.е. согласия или несогласия с авторской позицией.

На первых занятиях необходимо показать четкое различие понятий тема – проблема – тезис, закрепить способы формулировки проблемы.

Слайд

Например, со словом проблема: (В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) важная проблема (чего?) + существительное в родительном падеже); со словом вопрос: (В тексте (кто?) поднимает вопрос…, задумывается над вопросом…, ставит вопрос… и т.д.); с помощью вопросительного предложения и перехода (логической связки): (Именно над этим вопросом размышляет автор в данном тексте, или такой вопрос ставит автор в тексте, или об этом размышляет автор данного текста).

Специального обсуждения заслуживает понятие авторская позиция: как автор видит суть проблемы, как относится к поднимаемой проблеме (оценивает описываемую ситуацию), как решает поставленный вопрос. В первую очередь необходимо познакомить учеников со способами формулировки авторской позиции:

Слайд

включать глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий: убежден, уверен и т.д.;

использовать вводные слова и предложения со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д.;

формулировать авторскую и собственную позиции в одном предложении, используя клише: нельзя не согласиться с автором в том, что…, трудно не согласиться с автором, что…, я согласен с автором, что…, как и автор текста, я считаю, что и т.д.

В это же время можно организовать повторение пунктуационных правил оформления способов передачи чужой речи: цитирования, прямой речи, предложений с вводными словами, обозначающими источник сообщения, косвенной речи – и отработку умения составлять предложения с чужой речью разными способами.

Очень важно проконтролировать, умеют ли ученики формулировать проблему и авторскую позицию. Провожу небольшую письменную работу. Для первой проверки выбираю текст, не вызывающий особых затруднений при понимании (аналогичный по структуре и содержанию обсуждаемому на предыдущем уроке). Цель работы – увидеть, может ли ученик обнаружить в тексте явно сформулированные проблему и авторскую позицию и построить предложения, используя слова проблема, вопрос, авторская позиция, а также логические связки (переходы), указанные выше (именно об этом и т.д.).

Следующий шаг – работа с публицистическими текстами, в которых есть вопросительные предложения. Мы рассматриваем типы вопросов в авторском тексте: проблемные – задающие проблему всего текста, диалогизирующие – служащие для разворачивания мысли, имитирующие диалог с читателем, риторические, а потом обсуждаем, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении.

Следующий блок текстов, нуждающихся в проработке, – это тексты, где авторская позиция носит явно оценочный характер. В ходе этой работы рассматривается оценочная лексика как средство выражения авторской позиции, вводится понятие о коммуникативной задаче, и в частности такой коммуникативной задаче, как призыв к действию.

В 10-м классе проводим обсуждение не только отдельных текстов, но и целых тематических блоков: например, нескольких текстов по проблемам сохранения языка, культуры, проблемам отношений людей и др. В этом случае ученик сможет познакомиться с особенностями постановки и решения той или иной проблемы разными авторами, а также накопить материал для аргументов, опираясь на примеры из произведений писателей.

Вместе с учениками создаем Банк аргументов, который дополняем как при изучении произведений литературы, так и при работе с публицистическими текстами разных авторов.
Слайд

Например

Проблема

Автор

Аргумент


Проблема семьи (Роль семьи в формиро­вании лич­ности)

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В семье Ростовых всё строи­лось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа. Ни­колай и Петя — стали по- настоящему хорошими людь­ми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравст­венные эгоисты.

Проблема развития и сохранения русского языка


Н. Галь «Слово жи­вое и мерт­вое»

Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь; о канцеляризмах, убивающих жи­вую речь;

о бережном отношении к велико­му нашему наследию — русскому языку.


Подготовка к написанию части С в 10-м классе заканчивается написанием сочинений по публицистическим текстам.

Второй этап работы – это подготовка к написанию сочинения по текстам художественного стиля. В начале 11-го класса имеет смысл обобщить знания о стилях и типах речи, остановиться на повествовательных текстах и текстах с несколькими типами речи. Важно обратить внимание одиннадцатиклассников на различие художественной и публицистической проблематики (внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом), на создание образа как главного признака художественного стиля, на умение различать автора и героя.

Чтобы понять проблему и авторскую позицию в художественном тексте, надо проанализировать ситуацию, описанную автором: кто (герой) – где – когда – что делает? или когда – где – что происходит? и обязательно – какие чувства героя/героев раскрываются? То есть в случае с художественным текстом целесообразно начинать осмысление текста не с определения проблемы, а со сжатого пересказа. При этом можно отметить: когда повествование ведется от первого лица, уместно употреблять при пересказе глаголы речи, мысли, чувства: описывает, размышляет, задумывается, переживает и т.д.

На первых занятиях необходимо показать четкое различие понятий тема – проблема – тезис, закрепить способы формулировки проблемы.

Наиболее сложной для осмысления является тематическая группа текстов о войне.

Рассмотрим возможный ход рассуждений на тексте А. Авдеева.

- Прочтите текст.

- Выделите в каждом абзаце ключевые слова, имеющие существенное значение для понимания.

- Попытаемся сжато пересказать описанную ситуацию:

Слайд

фашисты схватили одного из деятелей французского Сопротивления, ему предложили вступить в сговор с тайной полицией. Подпольщик отверг эту сделку. Тогда палачи перешли к пыткам, но ничто не смогло сломить воли арестованного. Фашисты были уверены в том, что сломать можно любого: ему предложили привести себя в порядок и повезли по цветущему Парижу. 3авели в кофейню. Рядом сидели смеющиеся люди, удивительный запах уносил измученного пытками человека сказочную долину детства, он задавал себе вопрос: зачем я умираю? неужели ради этих людей, которые даже не знают о моём существовании? какое им дело до меня, до моих страданий, до моей жизни?.. Жизнь стучала, звала его остаться...И тогда он согласился на предательство. Его выпустили...Он пришёл в кафе, но там никого не было, на улице не шелестели деревья и не пахло травой. Это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы.

После пересказа мы поймем, что речь в тексте идет не просто о войне, а об осознании проблемы предательства как духовного поражения человека (каковы нравственные последствия предательства?)

Поняв, что происходит, мы начинаем размышлять, зачем автор описал эту ситуацию, какую проблему тем самым поставил.

Позиция автора однозначна: жизнь предателя лишена смысла и радости; человек, желая спасти свою жизнь, предаёт товарищей, и теперь ему кажется, что этот роковой шаг изменил мир.

Подбираем аргументы, вносим их в Банк аргументов

Проблема

Автор

Аргумент



В. Быков «Сотников»

Во время войны, выполняя оче­редное задание командира парти­занского отряда, Сотников с че­стью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убежде­ний, его гражданская стойкость.





В. Быков «Обелиск»

Учитель Олесь Мороз добро­вольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитан­никам, измену своим нравствен­ным принципам.



Таким образом, на этапе восприятия и понимания исходного текста художественного стиля необходимо изменить последовательность действий: не пытаться сформулировать проблему сразу, а сжато реконструировать ситуацию. Это позволяет выпускникам избежать упрощенного понимания текста, слишком общих формулировок.

Хотелось бы привлечь внимание коллег к проблемам, возникающим у выпускников при понимании различных текстов, предлагаемых на ЕГЭ. Я затронула только вопросы, связанные с различными подходами к формулировке проблемы и позиции автора текстов публицистического и художественного стилей. Работа же по подготовке написания сочинения на ЕГЭ гораздо обширнее и масштабнее.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» iconВозможности работы с художественным текстом на уроках русского языка
Формирование языковой личности ученика – важнейшая задача обучения русскому языку в средней школе
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» icon3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные...
Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина...
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» iconТемы самообразования, проекты учителей шмо 5-11 классов на 2013-14уг
«Формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом на уроках обществознания в 5 классе»
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новые эффективные формы организации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» iconСамообразования «Формирование орфографической зоркости на уроках...
В ходе изучения опыта работы Качановой Светланы Викторовны по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»,...
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» icon«Творчество и самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного...
Из опыта работы Костиной Галины Александровны, учителя иностранного языка моу «Прохоровская гимназия»
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» iconИсследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе
Из опыта работы Анищенковой Ирины Викторовны, учителя русского языка и литературы
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» iconУрок по технологии ркмчп ивановой Любови Александровны, учителя русского...
Любови Александровны, учителя русского языка и литературы мкоу «Пименовская сош имени Героя Советского Союза Печенкина Е. Н.»Кетовского...
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» iconНа уроках английского языка
В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться....
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках в основной и старшей школе»
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» iconТема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и...
Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск