Кафедра гуманитарного образования Института развития образования и социальных технологий рекомендует для печати урок по технологии РКМЧП Ивановой Любови Александровны, учителя русского языка и литературы МКОУ «Пименовская СОШ имени Героя Советского Союза Печенкина Е.Н.»Кетовского района Курганской области, аттестующейся в феврале 2012г. Учитель использует метод разноуровнего обучения в рамках технологии развитие критического мышления …
Класс: 5
Автор учебника: УМК Бабайцевой В.В.
Тип урока: изучение нового.
Вид урока: исследование.
Тема: Обращение.
Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, парная, индивидуальна.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, машинный, исследовательский, частично-поисковый, работа с книгой.
Цели урока: 1) знать - понятие «обращение».
- знаки при обращении.
2)уметь - находить обращения в тексте.
- конструировать предложения с обращениями.
- выделять обращение в устной и письменной речи.
3)понимать - роль обращения в речи (продвинутый уровень – роль риторического обращения).
Оборудование: маски – костюмы (изготовленные обучающимися), учебники (УМК Бабайцевой), тетради, мульти-медеосистема, презентация.
Тезисы к уроку:
Современный урок должен строиться на основе деятельностного подхода к учебному процессу. Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности обучающегося, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний.
В условиях малокомпектной школы, когда все классы являются разноуровневыми, необходим дифференцированный подход к обучающимя. Использование мной разноуровнего подхода к обучению не означает, что слабые ученики получают неполный объем знаний, на основе разноуровневых заданий обучающиеся приходят к базовому уровню, просто сильные при самостоятельной работе имеют возможность углубить свои знания, но и та и другая группа получают равные возможности самореализации. Самостоятельная работа способствует саморазвитию и самовоспитанию, слабым чаще всего предлагаю работу в парах, но при постоянном контроле учителя. Почти всегда тот, кто в паре чаще выполняет доминирующую роль, продвигается на более высокий уровень. Уроки в 5 классе требуют использования игровых методов, так как именно в игре непроизвольное внимание помогает формированию универсальных учебных действий Уроки стараюсь строить на принципе сотрудничества: учитель – ученик, ученик – коллектив класса, ученик – ученик.
|
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: «ОБРАЩЕНИЕ»
| №
Этапа,
название,
задачи.
|
Деятельность учителя
| Деятельность
обучающиеся
| Реальный
образовательный
продукт
|
|
| Педагогические
технологии
| Методы обучения
| Формы организации
познавательной
деятельности
|
|
| 1.
Организационный этап.
Задача:
Подготовить учащихся к работе на уроке.
| - приветствую детей;
- прошу показать свое настроение, улыбнуться друг другу.
| «мордашки»
| словесно- наглядный
| коллективная
| приветствуют учителя, выполняют его просьбу
| Доброжелательный настрой учителя и обучающихся на работу, готовность кабинета и обучающихся к уроку.
| 2.
Актуализация знаний.
Задача:
Обеспечить мотивацию изучения нового материала.
3.
Подготовка к восприятию нового материала.
| Заполнить кластер «Виды предложений по цели высказывания»
Сегодня мы попутешествуем по лесу. Побываем в гостях у его обитателей. По пути познакомимся с новой темой. Как она называется , попробуйте догадаться. Появляеся ученица в костюме вороны, с ней учитель вступает в диалог:
Встречает нас Ворона - хозяйка леса.
- Как зовут тебя, Ворона?
- Ворона Карловна.
- Что ты делаешь, Ворона?
- Каркаю!
-Что кричишь, как на пожар?
- Нравится. Хороша я, хороша, кра-красавица!
|
(слайд №1.) Опушка леса. Звуки утреннего леса, голоса птиц )
| практический
словесно-наглядный
проблемный
игровой
| индивидуальная
групповая
| Заполняют кластер
Слушают пение птиц,
рассматривают опушку леса на слайде, участвуют в игре.
| Кластер восстановлен
|
| - Что отражено на слайде?
- Что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью?
- Сформулируйте тему урока.
- Определите часть речи и форму слова «ворона» во втором предложении?
- Чем оно отличается от того, что стоит в первом предложении?
| (слайд № 2.) появляется диалог
| наглядный
проблемный
| Групповая, фронтальная
| Читают текст, отвечают на вопросы,
Формулируют тему урока.
| Почти все учащиеся дают правильный ответ. Те, кто затрудняется, находят ответ в учебнике.
Записывают тему в тетрадь.
| 4. Целеполагание.
| Учитель формулирует цели урока:
1)Раскрыть основные признаки обращения.
2) Познакомиться с пунктограммой
«Знаки препинания при обращении»
3)Научиться находить обращения в предложении.
4) Научиться составлять схемы.
| беседа
|
|
|
| Осуществлен переход от темы к целеполаганию.
| 5. Этап усвоения новых знаний
Задача:
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание новой темы.
| Мы отправляемся к избушке лесника, а по дороге ворона познакомит нас с обитателями леса.
Ворона, лягушка, пчела, синичка, заяц загадывает загадки.
- Кто там в болоте сидит по-французски говорит?
- Не самолет, а гудит, не собака, а кусает.
-Кто поет «синь-синь» и тепло предсказывает?
- Комочек пуха, длинное ухо.
Учитель предлагает составить предложения, обратившись к героям.Записать их и прочитать выразительно.Составить схемы.
Физкультминтка +
гимнастика для глаз.
| игровой
(слайды № 3-4)
слайды № 5-6)
слайды № 7-8)
Слайд №9 схемы
| Словесно-наглядный и
игровой.
| Фронтальная, индивидуальная, групповая.
| Играют по очереди героев загадок. Отгадывают
загадки, ответы используют для конструирования предложений, записываютпредложения в тетрадь,
составляют схемы.
| Сконструированы и записаны предложения:
1).Лягушка, покажи дорожку к дедушке в сторожку. 2).Проводи нас, пчела, до избушки. 3).Далеко ли нам идти, синичка? 4). Заяц! Пойдём с нами в гости.
Схемы.
Над обращениями
указана часть речи, падеж.
| 6. Этап первичной проверки понимания обучающимися изученного материала.
Задача: проверить устойчивость и осознан ность понимания изученного
материала,
провести коррекцию.
| -Прочитайте предложения с особой
звательной интонацией. После обращения (и перед ним) обязательно сдайте паузу. – 1).Определите вид предложений по цели высказывания.
-Что вы можете сказать об интонации?
-Посмотрите схемы на странице 93 учебника «Практика». Сделайте вывод. Что они отражают ?
- Откройте учебники и найдите ответ на вопрос: каким членом предложения является обращение?
2)Графический диктант:
Кукушка, кукушка, сколько мне лет осталось жить? Веди нас, дорожка, дальше.
Составьте схемы.
-Что вы можете добавить к уже сказанному об обращении?
Обращение, называющее неодушевленные предметы, называется риторическим.
|
Слайд
№10 схемы
Слайд
№11 Голоса птиц
|
проблемный
|
фронтальная, групповая.
| читают предложения выразительно
составляют схемы.
| делают вывод: обращения в устной речи выделяются интонацией, а в псьменной – знаками – восклицательным знаком (если в начале предл.)
или запятой.
Делают вывод с помощью наводящих вопросов учителя: обращение может называть и неодушевленные предметы.
| 7. Этап Закрепления.
Задача: обеспечить
Закрепление обучающимися знаний и способов деятельности, повысить уровень осмысления изучаемого материала.
| Мы оказались у сторжки , но лесника так и не встретили. От него пришло письмо.
Спишите его, работая по вариантам, расставьте знаки.
Первый стол работает в паре, объясняя друг другу знаки и схемы.
Упр. 311, с. 96, «Практика», под ред. Купаловой, изд. 16.
| Слайд
№11
Предложения,схемы,знаки
| Разноуровневое задание.
За 1 столом – требующие особого внимания.
| Самостоятельная работа, парная
| Продвинутый ур. (1в): списать, расставить знаки, составить схемы, объяснить орф.
Базовый ур. (2в): найти предложения с обращениями, расставить знаки, составить схемы.
| Проверка по слайду, появившемуся в конце работы.
| 8.Этап обобщения
Задача: обеспечить формирование систематических знаний
| -Обращение –это слово или группа слов, называющее того, к кому обращаются с речью?
- Обращения – существительные в Им. П. ?
-Обращения всегда называют одушевленные прдметы?
-Всегда выделяются запятыми?
-Обращение – это всегда одно слово?
-Обращения произносятся с особой
звательной интонацией?
| «лови ошибку»
| словесный
| фронтальная
| Следят за вопросами учителя, отвечая «да-нет»
| Системат-е знания по теме.
| 9. Этап
Рефлексия
Задача:
осмысление в нестандартной ситуации.
| Заполнение кластера*
|
| проблемный
| индивидуальная
| Заполняют кластер
| Способствует накоплению собственного опыта.
| 10. Этап домашнее задание
Задача:
Воспроизвести полученные знания.
| 1).«Теория» п.22.
2).Выписать 3 предложения с обращениями из учебника «Литература».
3). По желанию: используя сеть Интернет, выяснить: когда употребляются риторические обращения
|
|
|
| Записывают д.з.
(пункт 3. Записывают по желанию)
| Проведенно обобщение, подведен итог урока, проведена рефлексия.
Д.з. прокоментировано и записано.
| *Примечание –сильные заполняют весь кластер, слабые – 6 обязательных пунктов
Приложение 1.
Предложения с обр. по цели –побудительные 3). Зватель
ная интонация Приложение 2.
2.) И.п., ед.ч.
одушевленное
1).Обращение – это слово,называющее того, к
ком у
обращаются с речью.
6.) Стоит в начале, в середине или
В конце предложения
Неодушевленное –
это риторическое обращение
Не член предло
жения
4) Выделяется или отделяет
ся
запятыми
запятыми 5.)Отделяется восклицат.знаком
з
|