Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 288.72 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации03.05.2014
Размер288.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3
Методическая разработка урока литературы

в 11 классе

“Ой ты, Русь моя, родина кроткая… ”

(Образ Родины в лирике С.А. Есенина)


Разработала: учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Героя Советского Союза Сережникова А.И.» Арькова Елена Борисовна

Балашиха

2013

 

Эпиграф урока: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.

Чувство Родины – основное в моем творчестве».

С. Есенин.

Цель урока: раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина.

 Планируемые результаты:

предметные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение, выполнение анализа;

личностные УУД:  самоопределение; нравственно-этическая ориентация; формирование национального самосознания (любовь к Родине), гражданской идентичности;

регулятивные УУД:  целеполагание, формирование учебной проблемы, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивание результатов деятельности (рефлексирование);  

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения, развитие навыков совместной деятельности.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, тексты, презентация, наглядный  материал (распечатанные листы).

Предварительная подготовка: учащиеся разбиты на группы, у каждой группы свое задание.

1."Чувство Родины в стихотворениях о природе".

1."Чувство Родины в стихотворениях о любви".

Индивидуальное задание:

- подготовить проект: “Родина поэта Есенина”;

- выразительное чтение, восприятие, истолкование стихотворения С. Есенина.

Оборудование: портрет С.А.Есенина, сборники стихотворений поэта, компьютер, проектор, презентация на электронном носителе.

Методические приёмы: слово учителя, анализ стихотворного текста, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворений, презентация.

Используемые технологии: проблемно-диалогическое обучение, развитие исследовательских навыков, ИКТ.

Подготовка к уроку. В ходе подготовки к уроку была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор, заучивание наизусть и анализ стихотворений Есенина; подготовка учащимися сообщений о жизни и творчестве поэта; создание мультимедийной презентации.

Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Формирование установки на восприятие учебного материала


Личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.


Психологический настрой детей на урок.

Учитель: Посмотри друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»


Самоопределение


Мотивация к учебной деятельности


Личностные:

самоопределение, установление связи  между целю учения и  ее его мотивом;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли.


Чтение текста Е. Винокурова о С.Есенине.

Создание проблемной ситуации:

Есенин – душа нации, великий художник поэт, пользующийся безграничной любовью народа, но при этом сложный поэт, и нет человека, который бы до конца понял его творчество (нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии).

Чем же объяснить безграничную любовь русского народа к творчеству Есенина?

Попытаемся в этом разобраться. И помогут нам – стихи.

Формирование желания познакомиться с творчеством поэта.

Формулировка проблемы.


Актуализация знаний

Постановка цели (целеполагание)

Организация деятельности по восприятию и истолкованию стихов поэта.

Открытие обучающимися нового знания.

Физкультминутка.

Самостоятельная работа.  

Рефлексия деятельности

(итог урока).

Домашнее задание.


Предметные:

поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

личностные:

нравственно-этическая ориентация; формирование национального самосознания (любовь к Родине), гражданской идентичности;

регулятивные:

планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

предметные:  самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели;

личностные: самоопределение,  побуждение к деятельности;

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные: инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации в группах;

предметные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

логические:  выдвижение гипотез и их обоснование;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

личностные:

- оценивание результатов учебной деятельности;

регулятивные:

- соотношение полученного результаат с поставленной целью;

личностные:

стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: саморегуляция.  

Установочная беседа.

Проведение мини-викторины.

Постановка задач творческим группам.

Координация проектной, исследовательской деятельности.

Подведение итогов.

Домашнее задание.


Участие в викторине.

Работа творческих групп.

Презентация проекта «С.Есенин. Истоки».

Анализ стихотворений (по вопросам).

Выразительное чтение наизусть, восприятие и истолкование стихотворений. Сравнительная характеристика стихов о Родине А.Блока и С. Есенина.

Анализ особенностей цвето-световой палитры стихов.

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Сообщение темы следующего урока.

Сообщение домашнего задания и распределение индивидуальных заданий.

Содержание урока:

  1.    Организационный момент. Установочная беседа.

  2.      Создание проблемной ситуации. Постановка целей и задач урока. Слово учителя. Фронтальная беседа.

  3. Мини - викторина.

  4. Изучение новой темы. Работа творческих групп. Выступление учащихся, показ презентации.

  5. Аналитическая беседа.

  6. Рефлексия.

  7. Подведение итогов.

  8. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на урок. Учащиеся рассаживаются по группам.

II. Постановка целей и задач урока. Слово учителя.

Создание проблемной ситуации:

Чтение текста Е. Винокурова о С.Есенине.

(Есенин – душа нации, великий художник поэт, пользующийся безграничной любовью народа, но при этом сложный поэт, и нет человека, который бы до конца понял его творчество (нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии).

Чем же объяснить безграничную любовь русского народа к творчеству Есенина?

Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству Сергея Александровича Есенина, в частности, к изучению одной из основных его тем – теме Родины. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова С. Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
Мы познакомимся с творческим методом С. Есенина, проследим, как проявляется тема родины в творчестве поэта, убедимся в том, насколько стихотворения Есенина народны, обратимся к истокам вдохновения поэта, прочитаем ранние стихотворения С. Есенина. Не тема, а «чувство Родины», как писал сам поэт, было «основным» в его творчестве. И, возможно, найдем ответ на поставленный вопрос.

Фронтальная беседа:

- Что вы узнали о поэте из прочитанных стихотворений?

  Какой образ центральный в лирике Есенина?

( Дети восстанавливают в памяти ранее изученное о С.А. Есенине, вспоминают известные стихи).

Мини - викторина «Из каких стихотворений эти строки?»

III. Изучение новой темы.

Звучит песня на стихи С.Есенина “Клен ты мой, опавший…” в исполнении одной из групп.

Сказка – это чудо ль
Или это бред,
Отзвенела удаль
Разудалых лет.
Песня отзвенела
Над родной землей.
Что же ты наделал,
Синеглазый мой?
Отшумело поле,
Пролилась река,
Русское раздолье,
Русская тоска.
Ты играл снегами,
Ты и тут, и там,
Синими глазами
Улыбался нам.
Кто тебя, кудрявый,
Поманил, позвал?
Пир земной со славой
Ты отпировал.
Было это, нет ли,
Сам не знаю я.
Задушила петля
В роще соловья.
До беды жалею,
что далеко был.
И петлю на шее
не перекусил.
Кликну, кликну с горя,
А тебя уж нет.
В черном коленкоре
На столе портрет.
Дождичек весенний
Окропил наш стих.
Песенник Есенин,
Рано ты погиб,
Вековая просинь,
Наша сторона…
Если Пушкин – осень,
Ты у нас – весна!
В мыслях потемнело,
сердце бьет бедой.
Что же ты наделал,
Разудалый мой!?

П. Орешек. “Сергею Есенину”.

Слово учителя:

– С. Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего тридцать лет! Более половины из них он провел на родине, в рязанском крае. Здесь – глубинные корни народности и реализма поэзии Есенина. Это имя у всех связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине. В самом звучании его фамилии есть, как оказывается, что-то природное, лесное, весеннее.
С. Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Крестьянская изба. Свет лампады. Странницы-богомолки поют духовные стихи. Но было и другое – свет зари в полнеба, зеленый берег над рекой, плач Иволги.
Чтобы лучше узнать поэта, нужно обратиться к истокам.
Творческая группа познакомит нас с проектом “С. Есенин. Истоки”.

Презентация проекта

Текст - сопровождение, выразительное чтение стихотворений учащимися.

Анализируют стихотворения учащиеся по схеме:

  1. .Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?

  2. .Найти изобразительно-выразительные средства, определить их роль в создании этих образов.

3.Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?

4.Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?

5.Как работает цвет в стихотворениях С.Есенина?

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. “ Рязанские поля, где мужики косили, сеяли свой хлеб”, были страной его детства.
Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле.
В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина, веселый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне.
От проникновенных стихов о стране “березового ситца”, шири ее степных раздолий, шуме зеленых дубрав до тревожных стихов-раздумий о судьбах России в суровые грозные годы” – каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине:

Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.

Село Константиново – родина Сергея Есенина – привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки. Как и во времена поэта, здесь...

...одна, как прежняя, белеется гора,
Да у горы Высокий серый камень.

Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, поблескивающая гладь луговых озер; убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры.

Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сел
Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овес,
Пахнет ромашкой и медом от ос.

Многое повидали на своем веку эти “малиновые рязанские села”. В глубокое прошлое уходит их история.
До революции константиновской землей владела помещица Л.И. Кашина, которая была прототипом главной героини поэмы “Анна Снегина”.
“В нашем Константинове, – рассказывает сестра поэта Александра Александровна,– не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село”.
Здесь крестьянствовали прадеды поэта, выбивались в люди деды, здесь вырос его отец, провела свою нелегкую жизнь его мать; в Константинове отшумело деревенское детство будущего поэта.
“Я родился, – писал Есенин в 1924 году в автобиографии, – в 1895 году 21 сентября в селе Рязанского уезда. Детство провел у деда и бабки по матери”.
О жизни в доме Титовых, где прошло детство поэта, кое-что он поведал сам:

Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя.
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,

Что я сберег (…)
Все ощущенья детских лет.

Виртуальная экскурсия по местам, где родился поэт и провел свое детство (презентация).

Вот в этой просторной бревенчатой избе когда-то жил поэт. Здесь все как прежде: деревянный стол с настольной лампой, венские стулья, самовар. Дом живет своей жизнью, и каждый, кто переступит порог, словно переносится в те времена, когда в Константиново бывал великий поэт.
“Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: “Иди, иди, ягодка, бог счастье даст”.
Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе...
Нянька – старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю”.

В беседе с литератором И.Розановым Есенин как-то заметил: “Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан... Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура, “умственный мужик”... Дед имел прекрасную память и знал наизусть великое множество народных песен, но главным образом духовных стихов.”
И в стихах, и в автобиографиях Есенин подчеркивал большую роль, которую сыграл в его жизни дед Федор Андреевич Титов.

Года далекие, –
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
“Пустое дело...
Ну, а если тянет –
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл”.

По свидетельству родных поэта, многие черты характера Есенин унаследовал от деда, человека интересного и своеобразного.
По-матерински заботилась о Есенине в доме Титовых бабушка Наталья Евтеевна. “Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ”, – признавался поэт. Отправляясь на богомолье, она брала внука с собой, зная, что без нее мальчика могут обидеть. В долгие зимние вечера она рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд:

Под окнами
Костер метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот...
И бабка что-то грустное,
Степное пела,
Порой зевая
И крестя свой рот.

Есенин не только слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и «сочинять». «Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад», – писал Есенин.
Жизнь Есенина в доме Титовых отмечена и таким примечательным событием. По настоянию деда он рано стал одолевать грамоту по церковным книгам. «Читать начал с 5 лет»,– вспоминал поэт. Так рос маленький Есенин под призором бабки и деда. Заметим, что годы, проведенные в доме деда, долгое время рассматривались в критике по преимуществу только со стороны, как считала советская критика, чуждых – религиозных – влияний на будущего поэта. Но мы с уверенностью можем сказать, что все то доброе, положительное, что способствовало пробуждению у Есенина поэтической фантазии, интереса к народным песням, легендам и сказкам, любви к природе и во многом было разбужено в душе поэта не без доброго влияния деда и бабки.
Огромное и едва ли не решающее влияние на будущего поэта в юные годы оказала его мать, щедро наделившая сына песенным даром. “Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет”,– скажет Есенин позднее, с величайшим чувством благодарности, в своем исповедальном, широко известном “Письме матери”. Любовь к матери, к ее проникновенным песням Есенин сохранил и пронес через всю жизнь.
В литературе о Есенине долгое время не получала должного освещения его жизнь за стенами дома Титовых, которая была иной, чем в семье деда. “Уличная же моя жизнь, – писал поэт в 1924 году, – была непохожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2–3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду руками, или выводками утят. После, когда я возвращался, мне частенько влетало”.
Привольно чувствовал себя будущий поэт в константиновских лугах. “Раздольны, красивы наши заливные луга,– рассказывает сестра поэта.– Вокруг такая ширь, “такой простор, что не окинешь оком”. На горе как на ладони видны протянувшиеся по одной линии на многие километры села и деревни. Вдали, в дымке, синеют леса; воздух чист и прозрачен. В траве, в кустарниках, в небе на разные голоса поют-заливаются птицы. Любопытные чибисы, далеко завидев нас, допытываются: “Чьи вы?” И хоть мы и кричим им, насколько хватает голоса, что мы константиновские, они все равно не отстают от нас и задают все один и тот же вопрос: “Чьи вы?” С весны до глубокой осени нас, ребят, манят к себе своими богатствами чудесные луга.”

Сам Сергей Есенин писал, что его “детство прошло среди полей и степей”.

Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна. ..
Внимая песням, с берегами,
Ласкаясь, шепчется река.
И тихо слышится над нею
Веселый шелест тростника.

Подрастая, Есенин чутко воспринимал этот радужный мир земной красоты. Вспомним, как любовался он зарей, которая, подобно котенку на крыше, “моет лапкой рот”; как переживал, что лошади на Оке чуть-чуть было “не выпили” луну; как однажды был удивлен, увидев, что “словно яйцо, расколовшись, скользнул месяц за дальним холмом”; как вслушивался в звонкий говор “духовитых дубрав”, что “кличут ветками к реке”.
Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет! Вновь и вновь наполняли они его музу чувством любви к родине.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск