Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 96.22 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.10.2013
Размер96.22 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Литература > Доклад
Муниципальная бюджетное общеобразовательное учреждение

Хондергейская средняя общеобразовательная школа

Доклад

«Новые эффективные формы организации познавательной

деятельности на уроках русского языка и литературы»

Подготовлен учителем русского

языка и литературы

Сат А.С

2011 г.

Новые эффективные формы организации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Каждодневно не менее восьми часов в жизни учащихся занимает учение в школе и дома. Возможно, именно поэтому педагоги и психологи до сих пор ведут спор о том, какой вид деятельности является для школьника ведущим. Психологи считают, что общение, а педагоги утверждают – «учение». Было бы лучше, если учебная ситуация одновременно могла бы решить проблемы того, и другого. Тогда слияние двух видов деятельности – обучение и общение – действительно стало бы ведущим в процессе развития личности. Для этого в образовательном процессе должны реализоваться все три стороны обучения: информативная ( передача и сохранение информации), интерактивная (организация взаимодействия в деятельности) и перцептивная (восприятие и понимание человека человеком).

На деле учебная ситуация сильно деформирована: школьник ориентирован только на получение, сохранение и выдачу информации. По традиции в педагогическом процессе изначально «закреплены» определённые роли: «педагог – транслятор» знаний, ученик – «приемщик», что программирует субъективно - объективный характер процесса обучения. Такая технология обучения практически не ориентирована на совместную деятельность, т.е. на интеракцию. Учебная деятельность основана на связи «учитель – ученик» во фронтальной и индивидуальной работе.

Можно ли изменить учебную ситуацию таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания? Да, если педагог может учить, общаясь, а не поучая.

Одной из главных задач современной школы является поиск эффективных педагогических технологий. Направления поиска разные. В данной работе раскрываются попытки осуществления идеи учения, общаясь. Для этого нужно освоить интерактивные способы организации учебной деятельности.

Интерактивные приёмы обучения можно подразделить на вербальные и невербальные.

К невербальным относят:

  1. визуальные: выражение лица (заинтересованное, равнодушное и т.д), позы, движения (располагающие к собеседованию, угрожающие и прочие), контакт глаз (взгляд на собеседника, избегание прямого взгляда и т. п.).

  2. акустические: интонация (громкость, тембр речи, высота звука),

речевые паузы и т.д.

Среди вербальных приемов выделяют:

  1. умение задавать вопросы с «открытым концом» (такие, которые ориентированы не на единый – «правильный» ответ а на высказывание различных точек по проблеме)

2. определение учителем собственной позиции не как определяющей во взаимодействии, что дает возможность учащимся во время занятия высказывать и «правильные», «неправильные» точки зрения без боязни, что их одернут, остановят и т.д.

3. готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающих пониманию, что, как и почему происходило на занятии: где взаимодействие«зависало», с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т.д.

Обычно учитель вынужден стоять в классе, как бы возвышаясь над учениками. Громкий голос, повышенный тон, назидательные интонации, нередко препятствуют нормальному пониманию содержания особенно теми учащимися, у которых ведущим каналом восприятия является акустический. Психологи отмечают, что низкая тональность, спокойные интонации оказываются более действенными, в то время как напряженный, резкий голос наталкивается на эмоциональное отчуждение.

Для школьника ситуация обучения является обязательной, он вынужден вступать в совместную деятельность с педагогом, другими учащимся вне зависимости от того, нравится ему это или нет. К тому же, если учитель неудовлетворен результатами учебного взаимодействия, он может высказать своё мнение (отметка, оценка, устное порицание и т.д.). Учащийся оказывается в «страдательной роли». Таким образом, успех учебного взаимодействия зависит именно от педагога, от его умения создать условия для интерактивного процесса получения и освоения знаний.

Для этого предлагаются следующие методы интерактивного обучения, которые способствуют вовлечению учащихся в активный процесс получения и освоения знаний.

Для этого предлагаются следующие методы интерактивного обучения, которые способствуют вовлечению учащихся в активный процесс получения и переработки знаний. Наиболее известные, работа в группах, «круглый стол», «заседание экспертной группы», «судебное заседание», «сократические диалоги».

Предлагаются краткие описания интерактивных занятий.

1. Организация занятия по методике «Между собойчик»

Выдвигается проблема. Суть методики заключается в поиске решения проблемы не внутри, а за пределами микрогруппы.

1. «Внутри круга» Названия говорит сама за себя: прежде

всего проблема решается внутри микрогруппы

из четырёх человек. Каждый участник к концу

обсуждения ( время 15-20 мин) должен иметь

общий для данной группы план решений.

2. «В людях» Первоначальные группы временно распадаются,

но появляются новые сформированные по

принципу «буквенного единства». Каждый из

участников новой группы приносит свой путь

решения проблемы и знакомится с вариантами

других групп. Выбирается общее или лучшее

решение.

3. «Поиск общего решения» Восстанавливаются и объединяются первоначальные группы. Но участники приходят с обогащенным видением проблемы и пониманием многозначности её решений.

В таком совместном поиске находится более объективное решение по сравнению с работой одной изолированной группы. Время 15-20 минут.

Эта методика апробирована в 9 классе при обсуждении 3 главы «Евгения Онегина».

Проблема поставлена: Правильно ли поступила Татьяна, написав первое признание в любви? Как относится автор к поступку своей героини?

После обсуждения пришли к выводу: Признаваться девушке в любви первой неприлично, сам автор с одной стороны сочувствует, жалеет Татьяну, с другой стороны стыдится за поступок ее, упрекает.

Организация занятия по методике «Мозаика».

Все присутствующие разбиваются на микрогруппы по четыре человека. Каждая группа находит свое особое место в аудитории (допускается перестановка мебели).

1 этап. Индивидуальная работа

Предлагается задание большое по объему: изучить и составить конспект трех-четырех параграфов учебника.

Продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме.

На подготовку и выполнение данного задания дается 15-20 мин. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

2 этап. Работа в парах.

Каждый участник выбирает себе партнера. Задание по содержанию остается прежним. Но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения между групповыми парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения 10 минут.

3 этап. Работа в парах.

Пары меняются. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими мнениями и вновь ищут возможность обновления проблемы за 10 мин. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение.

4 этап. Принятие группового решения.

Группа собирается вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения. Цель данного этапа заключается в выработке общих пояснений. Группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, стихов. Время 10 мин. Выбранная экспертная группа оценивает содержание и оформление предлагаемых проектов.

Такая интерактивная форма работы помогает вырабатывать навыки сотрудничества. Особенно полезна она для застенчивых школьников, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа. Микрогруппы – микромиры благотворно влияют на самооценку таких детей и подростков.

Таким образом, и форма, и содержание предложенных занятий помогают решению проблем:

1. Гуманизация (умение слушать, сопереживать).

2. Гуманизаторизация (процесс общения невозможен без ориентации на личность собеседника).

3. Развитие навыков коммуникации (умение строить и вести проблемный диалог, отстаивать точку зрения без нажима, допускать возможности иного взгляда на проблему).

Практическая часть.

Предлагаются фрагменты применения интерактивных методик на уроках русского языка и литературы.

9 класс «Они достойны друг друга.

Они оба прекрасны» Г. А. Гуковский.

(Две встречи Евгения Онегина и Татьяны Лариной).

«Они достойны друг друга.

Они оба прекрасны».

Наводящие вопросы

1. Портреты Евгения Онегина и Татьяны Лариной

2. Две встречи Евгения Онегина и Татьяны Лариной

А) Взаимоотношения

Б) Как ведет себя героиня, получив отповедь Онегина?

В)Какой мы видим Татьяну в финале романа?

Г) Ваше отношение к герою?

3. Современна ли, на ваш взгляд, Татьяна?

4. Как Пушкин относится к своему герою?

5. Они достойны друг друга? Прекрасны?

1 этап: проблема решается внутри микрогруппы из четырёх человек. «Внутри круга». Каждый имеет свой общий план для данной группы.

2 этап: «В людях» Распадаются группы, появляются новые. Каждый вносит свой путь решения проблемы.

3 этап: «Поиск нового решения». Восстанавливаются первоначальные группы. Участники обогащают новыми путями решения друг друга и стараются вывести общее решение.

На этом этапе нельзя отвергать мнение учащихся, учитываются возможные пути решения проблемы. Одни могут выступить против автора рассуждения, другие могут увидеть в Онегине и Татьяне идеальную пару. Именно такие позиции выявились в финале данного урока.

По этой же методике проведён урок в 11 классе «Искусство общения» по профильному.

Проблема: Прав ли Дейл Карнеги, который выделил семь пунктов для тех, кто хочет овладеть искусством общения?

1. Искренне интересуйтесь другими людьми

2. Высказывайте своё одобрение людям

3. Придерживайтесь дружелюбного тона

4. Улыбайтесь

5. Помните, что имя человека – самый сладостный звук

6. Будьте хорошим слушателем.

7. Поощряйте других говорить о себе.

В ходе обсуждения высказаны и отрицательные стороны.

1. Обращаться к человеку по имени нужно не в любой ситуации. Этот

пункт противоречит добрым традициям тувинского народа. Тувинцы человека преклонного возраста называли обходительно. Например: В нашем селе бабушку Копеек – Акша-Кадай, Кызыл-Кат – Ажыг- Кат и т. д.

2. Много говорить о себе - неприличная черта. Нужно при общении

учитывать и то, что может быть интересным для собеседника о тебе.

Урок в 5 классе (из цикла уроков-путешествий в страну Выразиния,

цель которых вырабатывать умение выразительного чтения).

Перед учащимися текст «Немножко необычное стихотворение» детского писателя Тим Собакина.

Выразительно прочесть. Это набор звуков. Каждый воспримет его по-своему. Вы должны определить: где происходит действие, кто герои, какая внешность, какой характер, хотя цели направлены на развитие речи, выработку умения выразительного чтения.

1 этап: Индивидуальная работа

Каждый придумывает план своего рассказа.

2 этап: Работа в парах

Партнеры обобщают друг друга

3 этап: Работа в парах

Пары меняются. Обмениваются планами, рассказами.

4 этап: Группа собирается вместе. Составляют полный рассказ.

5 этап: Каждая пара защищает свой проект.

В роли экспертов выступают сами учащиеся.

Методика «Мозаика» успешно применяется при изучении темы «Образование причастий». На 1 этапе предлагается задание: изучить и составить конспект параграфов с 19 по 22. Можно представить в виде конспекта, плана, схемы, рисунков, таблицы.

2 этап: Пары меняются. В ходе этих этапов учащиеся учатся выслушивать другого, анализировать его работу, изучают новую тему.

4 этап: Группа собирается и делает общие выводы по темам.

Такая интерактивная работа позволяет ребятам самостоятельно изучить тему, совершенствовать навыки обсуждения, учить друг друга, общаясь, а застенчивым дает возможность показать свою фантазию при создании таблиц, схем в виде изображения какого-нибудь предмета. Следующие часы можно применить как уроки-практикумы. Таким образом, данные методики можно широко использовать при блочных уроках, на занятиях по развитию речи и на уроках-рассуждениях, диспутах, семинарах по русской литературе. Наиболее эффективной является «публичная защита»: один представитель выходит к доске, рассказывает классу о проблеме и о том, как группа ее решила, отвечает на вопросы. При возникновении оппонирующих сторон могут поспорить, отстаивать свой путь решения. Забота учителя – организовать неформальную защиту, чтобы задаваемые вопросы были значимы и интересны. К «публичной защите» могут не привлекаться группы выравнивания. В таких случаях чаще всего отчёты группы принимает учитель без привлечения других учеников.

Уроки, проведённые по вышеназванным методикам, увеличивает творческий потенциал, умение оперировать неопределённостями.

Литература:

1. Е. Коротаева «Учить, общаясь, а не поучая», Директор школы, 2008, № 6.

2. Крупелин. А. Л. Крохина И. М. Эффективный учитель 2010.

3. В. В. Гузеев. «Образовательная технология: от приема до философии». 2009.

4. Б. Ондар. «Поиск эффективной педагогической технологии на уроках русского языка».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск