Скачать 417.47 Kb.
|
Содержание:
Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы. Калныш Светлана Владимировна, учитель начальных классов. Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Традиционно успешность измерялась лишь усвоением того, что преподано ученику. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому воспроизведению. Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. На первое место выходит критическое мышление. Критическое мышление не есть запоминание, понимание, творческое или интуитивное мышление. Многие педагоги проверяют объём памяти (запоминание). Понимание – сложная мыслительная операция, но учащиеся трудятся над постижением чужой идеи. Ученик переводит чужие идеи на доступный для себя язык и мыслительный уровень. Однако мышление это пассивное: воспринимается то, что создано другими. Критическое же мышление происходит тогда, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются и развиваются. А именно:
Итак, критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам. В связи с этим перед учениками ставятся следующие цели:
Развивать критическое мышление необходимо уже в начальных классах. При этом следует ставить и решать следующие задачи:
Работая на уроках, где применяются методы критического мышления, ребёнок учится понимать, осмысливать информацию, соотносить её с собственным опытом, отсеивать ненужное, делать выводы. Существуют различные приёмы развития критического мышления, которые можно использовать на разных стадиях в структуре урока. Напомню технологические этапы урока: стадия вызова (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации); стадия осмысления содержания (получение новой информации); стадия рефлексии (осмысление, рождение нового знания). Для каждой стадии ставятся свои задачи, которые я указала ранее. В процессе реализации стадии вызова ученику позволяется высказывать свою точку зрения, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. В процессе реализации стадии осмысления ученики сопоставляют новую информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, пытаются ставить новые вопросы и акцентируют внимание на сложности, а также готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. На стадии рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной и превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых стадий технологии развития критического мышления, можно сделать вывод, что рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако на двух первых стадиях она имеет другие функции и формы. На третьей же стадии рефлексия становится главной целью деятельности школьника. Я остановлюсь на некоторых приёмах развития критического мышления, которые использую на уроках русского языка и литературного чтения.
Хочется более подробно остановиться на приёме «кластер» - гроздь винограда. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Таким образом получается «гроздь винограда», которую учителя часто сравнивают с Солнечной системой. Приём кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры на уроке. Приведу пример созданного ребятами кластера при изучении темы по русскому языку «Наречие. Правописание наречий». правописание наречий Приставки С-, ИЗ- ДО- Приставки В-, НА-, ЗА- Суффикс после шипящих Без ударения Е Под ударением О Суффикс А Суффикс О Приставка ПО через дефис Суффикс -ОМУ, -ЕМУ, -И Кластер по теме «Орфограмма: правописание гласных после шипящих» Правописание гласных О и Е после шипящих Суффикс Е без ударения В суффиксах наречий В окончании глаголов Без ударения Е или И (зависит от спряжения) Под ударением пишем Ё Гласная Е без ударения Суффикс О под ударением В окончаниях существительных и прилагательных Гласная О под ударением Советы по работе с кластером.
Использование подобных кластеров способствует развитию у учащихся системного мышления, умения видеть общее и частное в любой характеристике. Другой приём, который я применяю на уроках русского языка и литературы «синквейн». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, которое пишется по определённым правилам. На первой строке пишется тема – имя существительное; на второй строке - 2 прилагательных, описывающих тему; на третьей строке – 3 глагола, характеризующих действие; на четвёртой строке – фраза из 4 слов, которая выражает отношение к теме; на пятой строке – синоним к теме. В синквейне отражается суть понятия, в них не должно быть однокоренных слов, они должны выражать типичные черты понятия. Приведу пример синквейна, созданного учениками на обобщающем уроке по теме «Наречие»: Наречие Несклоняемое, неспрягаемое Поясняет, дополняет, обозначает Я хорошо изучил наречие Это часть речи. У ребят данный приём работы вызывает неподдельный интерес, заставляет повторить изученное, систематизировать информацию, а также творчески мыслить. Кроме того синквейн помогает синтезировать, обобщать понятия и информацию, развивает речь, позволяет научить излагать личное отношение к тому или иному понятию. Есть несколько вариантов заданий «синквейна»: составить синквейн, определить тему синквейна, составить рассказ (правило) по синквейну, найти ошибку. Из представленного синквейна учителю видно, кому данная тема понятна, а кому нет. Итак, в чём же инновация представленных приёмов? В данном случае это есть практическая реализация личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данных приёмов ориентирует на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. Внеурочная деятельность по географии как условие самореализации одаренного подростка. Малеева Елена Анатольевна, учитель географии. ...человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации. Владимир Павлович Эфроимсон В настоящее время выявление и развитие одаренных детей является актуальной проблемой современного образования. Именно такие дети, способные к самообразованию и саморазвитию являются интеллектуальным богатством страны. «Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, важную для формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению. Какой должна быть деятельность для развития одаренности ребенка? Наверно, та, к которой ребенок тяготеет: художественной, естествоведческой, спортивной, социально-гуманитарной, технической, математической, научно-исследовательской. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности. Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени одаренности ребенка; 2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих развитию одаренности; 3) формирование условий для гармоничного развития личности ребенка. Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить – они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарен почти каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие одаренности и создать условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей. Необходимо учитывать, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения, но и воспитания. Творческая работа с одаренными детьми доставляет удовольствие и педагогу, и самим детям. Ведь сейчас эти ученики составляют гордость нашей гимназии, а уже завтра смогут стать, цветом нации, используя знания, умения и навыки исследовательской работы, приобретенные ими. Типы одаренности. Для того чтобы составить программу работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения необходимо изучить и выяснить виды одаренности учащихся. В результате психолого-педагогического мониторинга было выявлено, что у большинства детей – академическая одаренность, которая представляет, собой ярко выраженную способность учиться. Они легки в общении, трудолюбивы. Большинство медалистов нашей гимназии – это выпускники с академической одаренностью. Наблюдения за судьбами таких выпускников показывают, что они также отлично учатся в ВУЗах и после становятся достаточно квалифицированными специалистами. Ко второму типу относится интеллектуальная одаренность, которая проявляется не столько в способности учиться, сколько в умении думать, анализировать, сопоставлять факты, то есть выполнять сложную интеллектуальную работу. Чаще всего они учатся блестяще по одним предметам и средне – по другим. Большинство победителей олимпиад и конкурсов можно отнести именно к этой группе. Задача педагога состоит в том, чтобы постоянно поддерживать их познавательный интерес к данному предмету, приобщая их к решению олимпиадных задач, исследовательской работе. К третьему типу одаренности относится - творческая одаренность. Такие ученики могут мгновенно дать ответ на поставленную проблему, или трудную задачу, но кропотливая работа, связанная с записью решения с полным обоснованием, энтузиазма у них не вызывает. |
Доклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»... С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка... | Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:... | ||
Методическое объединение учителей русского языка и литературы Советского... Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Отчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за... Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы | ||
«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н | Применение it на уроках русского языка и литературы Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира | ||
«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы» Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне | Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной... Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы | ||
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы... «икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов» | Развитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая... | ||
Тема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и... Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год | Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник «Развитие творческой, исследовательской деятельности на уроках русского языка» Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы | ||
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка... Опыт работы учителя русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной... | Отчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы «Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных... |