На уроках русского языка и литературы





Скачать 417.47 Kb.
НазваниеНа уроках русского языка и литературы
страница1/4
Дата публикации06.10.2014
Размер417.47 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4
c:\users\учитель\desktop\публикация1.png

Содержание:





Автор, название статьи.

Страница

1

Калныш С.В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

4-9

2

Малеева Е.А. Внеурочная деятельность по географии как условие самореализации одаренного подростка.

10-14

3

Савенко М.А. Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся – необходимое условие в процессе формирования и развития коммуникативных компетенций школьников через уроки развития речи.

15-20

4

Сергеева Н.В. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе как основная характеристика развивающего пространства школьника.

21-23

5

Ташлыкова Н.А. Создание билингвальной среды в современной школе.

24-26

6

Наветная С.А. Одарённые дети в школе: опыт внеурочной деятельности.

27-29


Приёмы развития критического мышления

на уроках русского языка и литературы.
Калныш Светлана Владимировна,

учитель начальных классов.

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала.

Традиционно успешность измерялась лишь усвоением того, что преподано ученику. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому воспроизведению. Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций.

На первое место выходит критическое мышление. Критическое мышление не есть запоминание, понимание, творческое или интуитивное мышление.

Многие педагоги проверяют объём памяти (запоминание). Понимание – сложная мыслительная операция, но учащиеся трудятся над постижением чужой идеи. Ученик переводит чужие идеи на доступный для себя язык и мыслительный уровень. Однако мышление это пассивное: воспринимается то, что создано другими.

Критическое же мышление происходит тогда, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются и развиваются. А именно:

  1. критическое мышление – это мышление, когда каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных;

  2. информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления: чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору фактов, идей, теорий. Но каждый новый факт должен подвергаться критическому осмыслению;

  3. критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Поэтому на данном этане современной жизни необходимо вести проблемно-постановочное образование;

  4. критическое мышление строится следующим образом: утверждение – доказательство – вывод;

  5. критическое мышление предполагает использование разных форм работы: парной и групповой, дебаты, дискуссии, т.к. это мышление социальное.

Итак, критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам.

В связи с этим перед учениками ставятся следующие цели:

  • мыслить критически;

  • брать на себя ответственность за собственное обучение;

  • работать сообща.

Развивать критическое мышление необходимо уже в начальных классах. При этом следует ставить и решать следующие задачи:

  • обязательная мотивация деятельности для повышения интереса к процессу обучения;

  • формирование навыков работы с готовыми текстами на уроках литературного чтения, окружающего мира и текстами правил по русскому языку;

  • развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с различной информацией;

  • формирование коммуникативных умений.

Работая на уроках, где применяются методы критического мышления, ребёнок учится понимать, осмысливать информацию, соотносить её с собственным опытом, отсеивать ненужное, делать выводы.

Существуют различные приёмы развития критического мышления, которые можно использовать на разных стадиях в структуре урока. Напомню технологические этапы урока: стадия вызова (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации); стадия осмысления содержания (получение новой информации); стадия рефлексии (осмысление, рождение нового знания). Для каждой стадии ставятся свои задачи, которые я указала ранее.

В процессе реализации стадии вызова ученику позволяется высказывать свою точку зрения, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. В процессе реализации стадии осмысления ученики сопоставляют новую информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, пытаются ставить новые вопросы и акцентируют внимание на сложности, а также готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. На стадии рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной и превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых стадий технологии развития критического мышления, можно сделать вывод, что рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако на двух первых стадиях она имеет другие функции и формы. На третьей же стадии рефлексия становится главной целью деятельности школьника.

Я остановлюсь на некоторых приёмах развития критического мышления, которые использую на уроках русского языка и литературного чтения.



  • «Мозговой штурм» (на стадии вызова), целью которого является выяснения того, что дети знают, а также набрасывание идей, предположений по теме.

  • «Толстые и тонкие вопросы» (на стадии осмысления и рефлексии); включает в себя фактический и развёрнутый обстоятельный ответ на вопрос (лучше использовать при организации взаимоопроса и опроса на уроке, парной и групповой работы.

  • «Кластер» - гроздь винограда (на стадии осмысления и рефлексии): можно назвать картой мышления, в которой от ученика требуется умение выделить смысловые единицы текста или правила и графически оформить их в виде грозди.

  • «Перепутанные логические цепи» (на стадии осмысления и рефлексии): отрывки из текста, цитаты, события требуется расположить в хронологическом порядке, получая логическую цепочку.

  • «Синквейн» (на стадии рефлексии): пятистишие, в котором отражается суть понятия, выражаются типичные его черты без использования однокоренных слов.

  • «Зигзаг» (на стадии осмысления): где ученики работают в группах и проводят в них взаимообучение, предварительно изучив, осмыслив и составив опорные схемы по новому материалу.

Хочется более подробно остановиться на приёме «кластер» - гроздь винограда. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Таким образом получается «гроздь винограда», которую учителя часто сравнивают с Солнечной системой.

Приём кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры на уроке.
Приведу пример созданного ребятами кластера при изучении темы по русскому языку «Наречие. Правописание наречий».


правописание наречий

Приставки

С-, ИЗ- ДО-

Приставки

В-, НА-, ЗА-

Суффикс после шипящих

Без ударения

Е

Под ударением О

Суффикс

А

Суффикс

О

Приставка ПО через дефис
Суффикс

-ОМУ, -ЕМУ, -И

Кластер по теме «Орфограмма: правописание гласных

после шипящих»


Правописание гласных О и Е после шипящих

Суффикс Е без ударения

В суффиксах наречий

В окончании глаголов

Без ударения Е или И (зависит от спряжения)

Под ударением пишем Ё

Гласная Е без ударения

Суффикс О под ударением

В окончаниях существительных и прилагательных

Гласная О под ударением

Советы по работе с кластером.

  1. Оценить текст, правила, с которым будем работать.

  2. Выделить смысловые единицы внутри него. Это могут быть понятия, термины.

  3. «Озвучить грозди».

  4. Установить связи между «веточками» «грозди» и объяснить возникшие связи.

  5. Выделить каждую смысловую «веточку» более ярко.


Использование подобных кластеров способствует развитию у учащихся системного мышления, умения видеть общее и частное в любой характеристике.

Другой приём, который я применяю на уроках русского языка и литературы «синквейн». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, которое пишется по определённым правилам. На первой строке пишется тема – имя существительное; на второй строке - 2 прилагательных, описывающих тему; на третьей строке – 3 глагола, характеризующих действие; на четвёртой строке – фраза из 4 слов, которая выражает отношение к теме; на пятой строке – синоним к теме. В синквейне отражается суть понятия, в них не должно быть однокоренных слов, они должны выражать типичные черты понятия. Приведу пример синквейна, созданного учениками на обобщающем уроке по теме «Наречие»:

Наречие

Несклоняемое, неспрягаемое

Поясняет, дополняет, обозначает

Я хорошо изучил наречие

Это часть речи.

У ребят данный приём работы вызывает неподдельный интерес, заставляет повторить изученное, систематизировать информацию, а также творчески мыслить. Кроме того синквейн помогает синтезировать, обобщать понятия и информацию, развивает речь, позволяет научить излагать личное отношение к тому или иному понятию. Есть несколько вариантов заданий «синквейна»: составить синквейн, определить тему синквейна, составить рассказ (правило) по синквейну, найти ошибку. Из представленного синквейна учителю видно, кому данная тема понятна, а кому нет.

Итак, в чём же инновация представленных приёмов? В данном случае это есть практическая реализация личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данных приёмов ориентирует на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Внеурочная деятельность по географии как условие самореализации одаренного подростка.
Малеева Елена Анатольевна,

учитель географии.
...человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах.

Если это так, то откуда они возьмутся?
Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации.


Владимир Павлович Эфроимсон
В настоящее время выявление и развитие одаренных детей является актуальной проблемой современного образования. Именно такие дети, способные к самообразованию и саморазвитию являются интеллектуальным богатством страны.

«Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, важную для формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Какой должна быть деятельность для развития одаренности ребенка? Наверно, та, к которой ребенок тяготеет: художественной, естествоведческой, спортивной, социально-гуманитарной, технической, математической, научно-исследовательской. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности.

У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.

Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем:

1) определение направления и степени одаренности ребенка;

2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих развитию одаренности;

3) формирование условий для гармоничного развития личности ребенка.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить – они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Одарен почти каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие одаренности и создать условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей.

Необходимо учитывать, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения, но и воспитания. Творческая работа с одаренными детьми доставляет удовольствие и педагогу, и самим детям. Ведь сейчас эти ученики составляют гордость нашей гимназии, а уже завтра смогут стать, цветом нации, используя знания, умения и навыки исследовательской работы, приобретенные ими.

Типы одаренности.

Для того чтобы составить программу работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения необходимо изучить и выяснить виды одаренности учащихся. В результате психолого-педагогического мониторинга было выявлено, что у большинства детей – академическая одаренность, которая представляет, собой ярко выраженную способность учиться. Они легки в общении, трудолюбивы. Большинство медалистов нашей гимназии – это выпускники с академической одаренностью. Наблюдения за судьбами таких выпускников показывают, что они также отлично учатся в ВУЗах и после становятся достаточно квалифицированными специалистами.

Ко второму типу относится интеллектуальная одаренность, которая проявляется не столько в способности учиться, сколько в умении думать, анализировать, сопоставлять факты, то есть выполнять сложную интеллектуальную работу. Чаще всего они учатся блестяще по одним предметам и средне – по другим. Большинство победителей олимпиад и конкурсов можно отнести именно к этой группе. Задача педагога состоит в том, чтобы постоянно поддерживать их познавательный интерес к данному предмету, приобщая их к решению олимпиадных задач, исследовательской работе.

К третьему типу одаренности относится - творческая одаренность. Такие ученики могут мгновенно дать ответ на поставленную проблему, или трудную задачу, но кропотливая работа, связанная с записью решения с полным обоснованием, энтузиазма у них не вызывает.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках русского языка и литературы iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
На уроках русского языка и литературы iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
На уроках русского языка и литературы iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка и литературы icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
На уроках русского языка и литературы iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
На уроках русского языка и литературы iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка и литературы icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
На уроках русского языка и литературы iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира
На уроках русского языка и литературы icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне
На уроках русского языка и литературы iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка и литературы iconНикитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы...
«икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов»
На уроках русского языка и литературы iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
На уроках русского языка и литературы iconТема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и...
Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год
На уроках русского языка и литературы iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник
«Развитие творческой, исследовательской деятельности на уроках русского языка» Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы
На уроках русского языка и литературы icon«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка...
Опыт работы учителя русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
На уроках русского языка и литературы iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск