Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В





Скачать 78.49 Kb.
НазваниеИз опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В
Дата публикации10.07.2014
Размер78.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

(из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории МОУ Песковской СОШ Акуленко О.В.)

Положение современного учителя-словесника непростое, т.к. он ведет в средних классах по меньшей мере три предмета: русский язык, развитие речи, литературу. Межпредметные связи, заложенные в программу по литературе, ориентируют учителя на взаимосвязь с музыкой, живописью, историей.

Как же выполнить все эти требования? Как показать детям, что наш родной язык – это не только правила, орфограммы и пунктограммы? Как пробудить в них стремление к знаниям, творчеству?

Сделать урок интересным, познавательным, стимулирующим к самообразованию поможет использование различных форм и методов работы. Развитие мышления, умственных способностей учащихся – одна из важнейших проблем школьного образования. Для того, чтобы предупредить разрыв между знаниями и практическими умениями, учитель должен вооружить учащихся приемами умственных действий. Ученик должен не только знать определение, правило, но и четко представлять, как ими пользоваться на практике, так как ученик может отлично помнить формулировку правил, выполнять тренировочные упражнения и в то же время допускать ошибки в проверочных работах, диктантах, тем самым разуверяясь в ценности своих знаний.

Методы обучения – способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их творческие способности.

Известно, что ведущим видом деятельности для школьника является учение, которое может носить разный характер: подражательный, репродуктивный, поисковый, творческий.

Главная задача учителя – активизировать творческие способности школьников, развить их природные способности.

На уроках русского языка провожу различные виды диктантов: словарный, цифровой, буквенный, схематический, выборочный, распределительный, творческий, свободный. Слово «диктант» нисколько не отпугивает ребят, а наоборот активизирует их внимание, стимулирует желание выйти к доске и работать.

Проверочные и контрольные диктанты используются для текущего или рубежного контроля знаний учащихся, объяснительные и предупредительные диктанты - при изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок.

Особое внимание на уроке уделяю написанию творческих диктантов. Этот вид работы включает черты поисковой исследовательской деятельности, где наряду с воспроизведением знаний, накопленных ранее, большую роль играет интуиция, сообразительность, самостоятельность. Использую в своей работе творческие диктанты разных видов:

1. Творческий диктант со вставкой слов (текст читается с пропуском слов на заданную орфограмму, затем формулируется задача: записать, вставляя определенную группу слов в соответствии с общим замыслом текста).

2. Творческий диктант по картине (для лучшего запоминания содержания диктанта я использую картину, особенно при работе над описанием). Этот вид диктанта развивает речь учащихся, воспитывает внимание к слову, готовит к сочинению по картине.

3. Творческий диктант с заменами (при написании диктанта учащиеся должны произвести замену одной грамматической формы или категории другой, например, изменить наклонение, время, лицо глаголов).

4. По времени предупреждения ошибок творческие диктанты могут быть предупредительными, объяснительными, комментированными.

В итоге можно сказать, что творческий диктант – одно из наиболее эффективных упражнений. Данный вид работы вооружает учащихся как речевыми, так и орфографическими умениями: ученики при написании творческого диктанта совмещают две задачи: выражают свои мысли в письменной форме и соблюдают при этом орфографические нормы.

Одна из главных проблем наших учеников – неумение пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделен человек, – даром слова, умением передавать свои чувства, убеждать, доказывать. Поэтому ни один урок русского языка не должен обходиться без развития речи. Для меня самым актуальным является вопрос о сближении работы по орфографии и пунктуации с работой по развитию речи.

Работа с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и школьника. Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника.

Одна из форм работы с текстом – комплексный анализ, который готовит учащихся к правильному и глубокому пониманию литературного произведения.
Индивидуальные карточки-задания позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.

Тестирование используется для текущего и итогового контроля, подготавливает учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме ГИА и ЕГЭ.

Работа с опорными схемами и таблицами позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала.

Постепенно от опорных конспектов надо переходить к использованию компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы, потому что именно такой подход к решению учебных задач способствует эффективному повышению познавательной активности учащихся.

Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования.

С применением компьютерных технологий урок проходит интереснее, запоминается больше обычного урока, у ребят появляется интерес к предмету.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Начиная уже с пятого класса, наряду с традиционными использую и такие нетрадиционные типы уроков, как урок-путешествие, аукцион знаний, урок-концерт.

Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего», которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

В старших классах на первый план выходят уроки литературы, которые должны быть интересными, емкими, разнообразными, содержательными и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственной. Традиционные уроки мало приспособлены для свободного творческого общения школьников, обсуждения актуальных проблем. Поэтому важнейшим приемом активизации урока я считаю использование нетрадиционных форм обучения.

Это и уроки-исследования («Самый непрочитанный поэт» - по творчеству Н. Гумилева), урок-КВН (по мифам Древней Греции), урок-семинар («Человек – вот правда» - по творчеству М. Горького).

Урок-диспут по литературе является одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, учит общению.

Развитию и осмысленности чтения помогают различные викторины, тесты, составление кроссвордов, словарей. Например, учениками 11 класса был составлен «Справочник говорящих имен и фамилий».

Вызывает интерес составление тематических сборников. Например, «Тема любви в творчестве поэтов 19 века».

Можно предложить и такой вид работы, как проведение на уроке заочной экскурсии по грибоедовской Москве, лермонтовскому Кавказу.

Поэтическая разминка – один из способов развития творческих способностей учащихся.

Приемы активизации познавательной деятельности могут стимулировать не только читательскую активность, но и артистические наклонности. Учащимся интересно представлять себя в роли актера или режиссера. Можно предложить создать рекламу прочитанной книги, устроить вернисаж иллюстраций, инсценировать отрывки произведений.

К этому же типу активизации познавательной деятельности учащихся относится и следующее задание – посмотреть на героя или ситуацию глазами психолога, своего современника. Так на Кутузова смотрим глазами А. Болконского, Н. Ростовой и побежденного Наполеона. Эти три взгляда помогут ученикам лучше понять главную «мысль народную» Л.Н. Толстого и составить психологическую характеристику двух главнокомандующих.

Интересны учащимся и такие задания, как составить монологи вещей о своих хозяевах: о чем могут рассказать халат Обломова, гармонь В. Теркина, шинель Акакия Акакиевича?

Но и, конечно же, использование межпредметных связей русского языка, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства поможет сделать урок разнообразным и содержательным. Например, совместно с учителями музыки и изо был проведен устный журнал «Времена года: зима в творчестве русских писателей, художников и композиторов».

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках, нужно учителю прикладывать много усилий, проявлять творчество, не стоять на месте, постоянно находиться в движении. Только постоянный поиск, объединение усилий ученика и учителя, взаимное уважение, совместное постижение загадок и нравственных уроков помогут в современном мире возродить интерес к слову, приобщить детей к прекрасному.

Учение с увлечением - это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у кого большие способности, у того обычно больше интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес – наша задача.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconДоклад использование современных образовательных технологий на уроках...
Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconРабочая программа по литературе 7 класса Гильмановой Розы Акрамовны,...
Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconРабочая программа по литературе в 5 классе Гильмановой Розы Акрамовны,...
Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconУрока. Учимся писать письмо. Цель урока
Из опыта работы учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рябущенко Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории. Моу – сош №2 г. Асино Томской...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconРабочая программа по русскому языку 5 класс учителя русского языка...
Планирование составлено на основе программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconЛитература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях»
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории моу «Павловский лицей» Оренбургского района
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconРабочая программа учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconПроект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира
Из опыта работы Филипповой И. А., учителя русского языка и литературы моу сош №4 г. Грязи Липецкой области
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconРабочая программа по русской литературе для 8 класса учителя русского...
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconАнализ работы школьного методического объединения учителей русского...
П в состав методического объединения учителей русского языка и литературы входят три педагога: С. А. Копенко, Л. А. Тарабрина, В....
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconДоклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное
Веселова И. А., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории моу «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconАннотация к рабочей программы по русскому языку учителя русского...
Представленная рабочая программа рассчитана для учащихся 10 класса (68 часов). Программа составлена на основе рекомендованной государственной...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу песковской сош акуленко О. В iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Веселова И. А., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск