Скачать 111.81 Kb.
|
Как написать реферат, курсовую, дипломБезрукова Валентина Сергеевна Глава 4 Работа с научной литературой Информационное обеспечение исследования Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения - важная составляющая труда исследователя. Можно много прочесть, но сделать работу посредственно, и наоборот - на малом материале выполнить ее блестяще. Выбор и изучение литературы осуществляется в два этапа:
На первом этапе отсеивается ненужная литература. Литература для чтения и изучения отбирается:
Если для реферата литературу рекомендует научный руководитель, то при написании курсовой и дипломной работ студент сам осуществляет подбор и выбор источников, что и определяет степень его самостоятельности. Чтение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций. Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и полнее их использовать. При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более легких для понимания и постепенно переходя к более трудным. Последними, как правило, бывают теоретические тексты, менее сложны - методические, т. е. эмпирические описательные. Целесообразно начать чтение научной литературы с источника, в котором интересующая вас проблема представлена более широко или даже целиком. Он даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся. Им может быть даже учебник или учебное пособие. Хорошо такой источник законспектировать и пользоваться им для ориентировки в ходе всего исследования. Вторичное чтение литературы - чтение более медленное, продуманное, глубокое, с обязательным конспектированием, к тому же целенаправленное и ведущееся по плану, составленному в соответствии с задачами исследования и планом написания работы. Подбор литературы следует проводить, учитывая:
Конечно, выбор диктует цель и план работы, но при этом надо помнить о целесообразности разнообразия источников. Непременно следует познакомиться с работами своих преподавателей, сотрудников своего вуза и поспособствовать развитию их научной школы. Минимальный объем научного текста, изучаемый при выполнении исследовательской работы, составляет: для реферата - не менее 200 страниц, для курсовой - не менее 500 страниц, для дипломной работы - не менее 1500 страниц. Рабочее задание 4.1:
Конспектирование источников Конспект - это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования. Конспектирование - это процесс образования нового знания на основе изучаемого. Оно соответствует особенностям читающего и задачам его деятельности. Конспектирование - способ переработки информации для последующего ее использования самим конспектирующим. Теоретический текст конспектируется с учетом структуры его содержания. Конспектирующий выделяет понятия, категории, законы, принципы, идеи, определения, теории, гипотезы, выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста. Эмпирический текст конспектируется с учетом специфики его структуры. В нем чаще всего будут представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д. Виды конспектирования:
Каждый вид конспектирования отличается особенностями, определяющими пригодность для решения разных задач. Поэтому выпускнику предстоит каждый раз определять, каким конспектированием следует воспользоваться. Формы конспектирования довольно разнообразны. Это:
Их тоже надо выбрать. Технологические приемы конспектирования:
В процессе конспектирования проводится анализ текста. При этом могут использоваться разные виды анализа:
Каждый из этих видов анализа имеет свою технологию, что приводит к разным результатам. Конспектировать лучше на одной стороне листа, чтобы потом можно было свободно использовать этот материал: разрезать, вставить в текст, перенести из рамок одной темы в другую и т. д. Критерии хорошего конспекта:
Правильному и целенаправленному конспектированию лучше учиться в самом начале исследовательской работы, т. е. на стадии выполнения реферата. Рабочее задание 4.2
Методы обработки содержания научных текстов Читая и конспектируя научную литературу, следует сразу думать о том, как она будет представлена в тексте реферата, курсовой и дипломной работы. Нельзя переписывать и пересказывать "своими словами" чужие тексты и выдавать за свои. Содержание следует обрабатывать и в таком виде использовать в собственном тексте. Это делается с помощью различных теоретических методов и преимущественно - методов анализа. Последний предполагает декомпозицию текста, выделение согласно виду анализа его отдельных элементов и установление связей между ними, определение среди них ведущего системообразующего. Метод деконструкции заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других исследователей и самим давать свою интерпретацию. Этот метод основан на праве читателя и пользователя толковать и оценивать текст согласно своим взглядам и потребностям, не искажая авторский вариант. Этот метод чаще всего применяют студенты. Аксиоматический метод - построение авторского текста на основе некоторых положений изучаемого научного текста, принятых как аксиоматические. Так, студент использует терминологию исходных текстов, идеи, законы, которыми затем руководствуется, приняв их за аксиомы и не обозначая авторства. Этот текст общеизвестных и общепринятых положений дополняется своим материалом - различного рода анализом и оценкой. Это тоже часто используемый студентами метод. Метод апперципирования состоит в простом дополнении используемого и принятого за аксиомы знания из какого-либо источника своим, связанным непосредственно с данной темой. Апперцепция - это зависимость собственных суждений от принятых за основу знаний. Этот метод чаще всего используется при формировании "я-суждений". Дескриптивный метод - описание изучаемого явления, процесса, качества с помощью слов-дескрипторов (наиболее точно их представляющих в науке). Дескрипторы - это опорные слова, выражающие основное смысловое содержание изучаемого явления. Например, при изучении социализации человека ими будут: человек, общество, социум, воспитание, культура, социальные связи, социальные отношения. Это тоже часто используемый студентами метод, особенно при написании параграфа, раскрывающего суть изучаемого явления. Диахронический метод предполагает изучение каких-либо идей, научных школ в их историческом появлении, становлении и развитии. Чаще всего применяется при описании исторического материала, написании исторических глав и параграфов. Аспектный анализ - это рассмотрение научного текста под каким-нибудь конкретным углом зрения, через призму какой-либо определенной теории или идеи, на основе какого-либо учения. Он реализуется, когда научный материал интерпретируется с учетом определенных проблем практики. Герменевтический анализ - метод выявления скрытых, неявных смыслов авторского текста. Например, установление мировоззренческих взглядов автора, о которых он прямо не заявляет в тексте работы, выявление исторически верных смыслов используемых автором терминов и понятий, отнесение его научных идей к каким-либо научным школам. Применяя именно такой анализ, можно получить новую информацию для своей работы - собственную, которая и составит научную новизну исследования. Голографический анализ - анализ целостного явления или процесса во всех его связях и зависимостях, в движении и отношениях с внешней средой. Это самый сложный вид аналитического рассмотрения, с помощью которого соединяются теоретическое знание о предмете исследования и осведомленность в практике его функционирования, выявляются его всевозможные внутренние структуры и их взаимодействие. Этот метод находится в стадии становления, и потому опыт его применения студентами очень важен. Контент-анализ - метод, выявляющий в научном тексте употребление тех или иных терминов-понятий и их устойчивых сочетаний, частоты и сочетаемости их с другими понятиями. Оно уместен при анализе переписки ученых, дневников, альбомов детей, а также самих научных статей и книг. Он позволяет определять направленность личности, ее ценности и отношения, научные предпочтения Критический анализ - метод выявления сильных и слабых сторон научного текста. В студенческих работах чаще всего применяется в единстве с диахроническим методом при оценке вклада ученых в разработку того или иного вопроса. Комплексный анализ - межпредметный, т. е. рассмотрение одного и того же предмета исследования в разных науках, например в философии, лингвистике и психологии или медицине, психологии и истории. Концептуальный анализ - анализ научного текста в ракурсе определенной концепции или теории, а также поиск концептуальных основ проведенного автором исследования и полученных им выводов. Проблемный анализ - анализ нерешенной, находящейся в стадии исследования проблемы. Он предполагает ее постановку и интерпретацию, при этом еще нет либо определенных методов ее исследования, либо адекватного и достаточного фактологического материала, либо отсутствует единый к ней подход. Системный анализ - рассмотрение предмета исследования, по возможности, во всех его внутренних и внешних связях и зависимостях. От голографического он отличается тем, что с его помощью можно рассматривать предмет исследования в статике, условно выделив его из практики и даже дистанцируясь от нее, лишь на одном теоретическом материале. Сравнительный анализ - метод сопоставления и выявления общих и различных признаков, свойственных двум или более объектам исследования (идей, подходов, решений и др.). Феноменологический анализ - анализ какого-либо крупного явления, процесса, системы как феномена науки и научное описание их состава и наиболее общих характеристик. С его помощью собираются, условно говоря, все знания, которые получены в науке при исследовании таких явлений. Кроме этих методов изучения теоретического материала научных текстов есть и другие. Например, структурный, обзорный (так любимый студентами), обобщающий, функциональный анализ и т. д. Студент может сам разработать свои методы и опробовать их в работе. Помимо прочего, можно воспользоваться и иными, среди которых:
Выбор метода изучения теоретического текста основывается на постановке четкой цели исследования и самого анализа, на понимании специфики рассматриваемого текста, на владении техникой того или иного вида анализа. Чем большее число их освоит студент за время написания реферата, курсовой и дипломной работы, тем вероятнее его успехи в интеллектуальном развитии. Выбранные и применяемые виды анализа и другие методы обработки содержания теоретической литературы обязательно указываются во "Введении" в разделе "Методы исследования", в его подразделе "Теоретические методы исследования". Рабочее задание 4.3
Понятийно-терминологическое обеспечение исследования Научные понятия, представленные в тексте как термины, составляют основу любого исследования. Они определяют его логику, обеспечивают развитие мысли. По тому, как выпускник пользуется ими, судят о его компетентности и даже уме. Любой реферат, курсовая и дипломная работа имеют внутреннюю систему понятий, в которой есть свои категории и соподчинительные связи. Очень важно выстроить понятийно-терминологическую систему собственной работы и убрать противоречия и излишества, мешающие четко и просто представлять тему. Это и есть труд по составлению тезауруса. Последний может включать 5-10 терминов в реферате, 10-15 терминов - в курсовой и не менее 20-25 - в дипломной работе. При использовании научной терминологии следует соблюдать некоторые правила: Правило первое: используйте научную терминологию в объеме, не превышающем необходимость ее для раскрытия темы, не перегружайте ею текст. Правило второе: пользуйтесь лишь понятными вам терминами. Правило третье: сохраняйте устоявшийся в науке смысл и значение используемого термина В вашем тексте вам, вашим сокурсникам, научному руководителю и оппонентам должно быть все понятно. Если вводятся новые научные термины, давайте их определения, аббревиатуры расшифровывайте, к сложным словам и мыслям подбирайте синонимичные. Этим вы продемонстрируете ясность мысли, творческий подход к понятийно-терминологическому аппарату и уважение к читающему. В исследовательской деятельности всегда надо помнить о полифункциональности научной терминологии как способности термина обозначать в разных ситуациях различные явления и состояния. Например, "мотивация учения" в одних случаях рассматривается как принцип обучения, в другом - как метод, в третьем - как цель действий педагога. Поэтому всегда надо уточнять, в каком смысле мы используем термин и какова его функция. Надо избегать частого повтора в тексте одного и того же термина. Желательно обращаться к нему не чаще чем через 10-15 строк. Термин может быть заменен местоимением и другим синонимичным существительным. Рабочее задание 4.4
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: Безрукова Валентина Петровна, чоу «Прогимназия «Идеал», г. Саратов, учитель информатики и икт | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: Безрукова Валентина Петровна, чоу «Прогимназия «Идеал», г. Саратов, учитель информатики и икт | ||
Доклад-д/з-инструкция-проект Если студент пишет курсовую работу, то он не пишет реферат. В этом случае вместо оценки за реферат, необходимо указать оценку за... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Безрукова, В. С. Всё о современном уроке: проблемы и решения / В. С. Безрукова. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с | ||
Правила приема заявки на реферат, курсовую, диплом и др Заявка в графе «требования к работе» должна заполняться максимально подробно, иначе Исполнитель не может гарантировать заявленный... | Полностью готовый диплом Реферат прилагается в 2-х экземплярах: один вшивается в диплом, второй вкладывается | ||
Открытие районного семинара Яндыбаева Л. А ... | Карточка учёта фио харитонкина Валентина Сергеевна Дата рождения Проблема, над которой работает школа «Обще дидактические подходы к гуманизации учебно-воспитательного процесса» | ||
Диплом 1 место 5 класс Диплом 1 место 8 класс Диплом 1 место 11 класс... Посещают секцию мальчики и девочки разных возрастов ( от 7 до 16 лет). В конце каждого учебного организуются общешкольные ежегодные... | Диплом II степени ануфриенкова Анна Михайловна, магистрант, Разва... Международного симпозиума студентов, аспирантов и молодых ученых имени академика М. А. Усова «Проблемы геологии и освоения недр»,... | ||
Курсовую работу, курсовой проект, реферат Основную часть, включающую 3-4 раздела, в которых раскрывается содержание темы. Используемые в тексте цитаты должны иметь сноски | "Они были первыми. Валентина Терешкова 50 лет со дня полёта первой женщины в космос" В этом реферате: Почему в космос полетела именно Валентина Терешкова? | ||
Тема занятия Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна... | «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» г. Москвы Диплом Диплом посвящен исследованию стихотворений поэтов-декабристов с позиции сохранения и продолжения в них традиций «высокого штиля»... | ||
Технология реферирования Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности школы М.: Сентябрь, 2002. – 160 с | Диплом Истоки и причины языковой победы Поэтому мой диплом особенно актуален для людей, интересующихся историей языка, а именно английского языка в его американском |