Технология реферирования





Скачать 80.39 Kb.
НазваниеТехнология реферирования
Дата публикации12.12.2014
Размер80.39 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Информатика > Исследовательская работа
Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы - М.: Сентябрь, 2002. – 160 с.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЕРИРОВАНИЯ
Исследовательская работа педагогов-практиков и ее результаты могут также оформляться как рефераты. Рефераты нужны для выступления с докладом, возможно, для аттестации, в процессе учебы на курсах повышения квалификации, для участия в конкурсе и т.д. Это наиболее распространенный исследовательский жанр в системе образования.

Сколько раз за всю жизнь вы писали рефераты? Пять, десять раз? Больше? И все-таки не ошибусь, если скажу, что этим сложным искусством вы еще не овладели. А это полезно, и очень. По мере профессионального роста и углубления в науку реферировать придется все чаще. Сначала как студенту, затем как слушателю факультетов и курсов повышения квалификации, как аттестующемуся на повышенную категорию педагогу, и далее – при поступлении в аспирантуру или при соискательстве.

О реферате написано много. Наша задача – сориентировать читающего на тонкости технологии. При этом мы используем не только литературу, но и немалый личный опыт, а также опыт аспирантов, студентов и даже школьников.

Для начала предупредим вас о неуместности легкомыслия. Увы, для молодежи это очень характерно: одни считают, что для реферирования достаточно уметь писать школьное сочинение, другие упрощают и низводят реферат до конспекта книги. Есть и такие, кто рассматривает реферат как контрольную работу по заданному плану, удовлетворяющую преподавателя. Все это не то. Примитивно.

Рассмотрим все с самого начала и последовательно. Реферирование есть разновидность самостоятельной работы с литературным источником, состоящей в использовании разнообразных приемов обработки заключенной в нем информации. При реферировании материал источника конспектируется, цитируется, анализируется, обобщается, сравнивается, в нем выделяются главная мысль, к нему выражается личное отношение, проводятся обоснование, доказательство, моделирование, классификация, то есть с материалом проводятся любые мыслительные операции. В итоге этой работы пишется реферат – как последовательное, цельное, логическое завершенное письменное изложение ее результатов.

По сути, реферирование есть исследовательская деятельность с сообщением об итогах изучения научной проблемы.

Назначение реферирования и реферата состоит в том, чтобы научиться и продемонстрировать умение работать с информацией, используя научные приемы и методы, умение работать с различными источниками познания, разнообразными жанрами научной литературы, а также способность понимать и проникать в смысл текстов адекватно авторскому замыслу.

Технология реферирования и выполнения реферата включает в себя ряд последовательных действий.

Предварительный выбор темы, проблемы – начинайте с этого. Сразу дайте себе установку подойти к реферату практично: сделать его частью предполагаемого или уже ведущегося исследования, по какой бы научной дисциплине он ни выполнялся. Это и будет главный критерий выбора темы – ее полезность.

Другой критерий выбора – способность раскрыть тему и показать как можно больше и полнее свои профессиональные возможности и лучшие «научные» качества. Если вы хороший критик теорий, остановитесь на ней. Ну а если вы лучше знаете практику, выберите ее. Это же естественно – желание полнее реализовать свои возможности.

Выбор источников реферирования, как обычно, делается параллельно с выбором темы. Это правильно. Теперь все еще раз продумайте: сколько источников целесообразно взять остановиться ли только на авторских тексах, то есть первоисточниках, или использовать критическую литературу, «оппозиционную»; взять ли одножанровые или разножанровые тексты и т.д. Но главный совет – подбирать следует доступный текст.

Наш опыт работы с научными текстами показал, что доступность текста сохраняется, если понятным в нем будет до 60-70 % слов. Остальное можно освоить через словари и справочники или другие научные тексты.

При выборе текста надо обратить внимание на его информативность, то есть новизну и значимость информации.

Наверняка у вас немного времени для неторопливого реферирования. Тогда рассчитайте время, определите объем источников и их количество. «Лучше меньше да лучше» - это общее правило. Реферат ведь можно делать и на одном литературном источнике.

Определение типа реферата, пожалуй, самый сложный вопрос. Чаще всего рефераты выполняются по результатам анализа литературы. Это теоретико-аналитические рефераты, различающиеся по типу анализа информации. Итак, вы можете избрать: критический, обзорный, сравнительный, проблемный, системный, аспектный, феноменологический, голографический анализ источников и др. Какие-то детали у этих типов анализа могут совпадать, например у критического и сравнительного. Но и при этом каждый из них имеет свое «лицо». Так какой вам ближе, каким вы владеете лучше или хотите овладеть?

Среди типов рефератов особо выделяется самый сложный тип – концептуальный, где автор излагает лично свою точку зрения по той или иной проблеме, выражая ее авторское видение. Тогда литературные источники превращаются из объекта изучения в средство доказательства или иллюстрации авторских, то есть своих собственных посылок.

Как мы уже говорили, выбрать есть из чего. Остается сориентироваться на свои научные возможности, отпущенное время и поставленные задачи – и выбор будет точным.

Ознакомление с источниками – это их просматривание, осмысление выходных данных (кем, где, когда и каким тиражом изданы), знакомство с аннотацией, оглавлением, библиографией, если она есть, и даже с введением и заключением. Затем предлагается прочесть книгу или статью «по диагонали», то есть, выбирая основные понятия, схватывая логику и тему, обнаруживая проблему, знакомясь со стилем написания.

Зачем все это нужно и не лучше ли было бы сразу начать читать все подряд, не тратя времени на предварительное ознакомление? Нет, конечно, нет. Эта процедура обманчиво проста. На самом деле она позволяет увидеть тему целостно, в системе, и эмоционально – с отношением к ней и к изложению. Именно такое, пока еще неглубокое чтение позволяет увидеть главное идеи, общую логику, присутствие доказательств и многое другое. Это как бы первый этап дедуктивного способа чтения. Еще не поздно будет отложить «пустую» или ненужную работу и заменить новой. Не поздно предусмотреть чтение дополнительной литературы, поиск фактов и доказательств. Предварительное ознакомление позволит рассчитать силы, настроиться на определенную работу и ее спрогнозировать.

Уточнение темы, ранее сформулированной, возможно только после ознакомительного чтения источников. Корректировка происходит после того, как исследователь проанализировал информацию и убедился, что, во-первых, он наберет достаточно материала для раскрытия данной и именно так сформулированной темы. Это мысленное соотнесение темы и материала к ней исследователь проводит быстро и принимает решение: либо тему подкорректировать под материал, либо, сохранив ее, искать новые источники.

После того как выбрана тема, начинается кропотливый труд над источниками.

Выбор типа конспектирования, а точнее сказать, выбор форм записи прочитанного диктуется характером текста и выбранным типом реферата. В каких-то случаях достаточно нескольких «свободных» выписок мыслей, в других – цитат, а иногда требуется план или план-конспект. Могут также быть уместны простые тезисы. Самым подробным фиксированием текста является конспекты, соединяющий в себе признаки всех записей.

Конспектирование желательно осуществлять только после овладения другими более простыми формами записи прочитанного. Это непростая операция, основанная на глубоком и неторопливом чтении текста. Конспектирование источника мне часто напоминало диалог с автором: его вроде и нет, а слова остались.

Об использовании приемов обработки информации, то есть собственно о реферировании, как и о конспектировании, подробно расскажем в главе V.

Разработка плана реферата состоит в определении его структуры как логической последовательности изложения результатов процесса реферирования. Общий алгоритм давно выработан, и он включает в себя: введение, основную часть реферата (по параграфам, частям, пунктам плана, разделам), заключение (вывод, резюме), библиографию.

План основной части зависит от темы, источников, конспектирования и приемов обработки информации. Этот план далеко не всегда совпадает с планом конспектируемых источников, верее, даже совсем не совпадает.

Введение обязательно включает в себя раскрытие актуальности темы, целей и задач реферирования, описания источников реферирования и плана реферата.

Написание реферата по плану требует терпения и целеустремленности. В процессе написания всегда возникает соблазн «уйти в сторону», больше остановиться на «красивом» факте, избежать сложных моментов. Так что именно здесь нужен жесткий самоконтроль. При этом очень важно учитывать соблюдение единого стиля, свойственного именно вам, а не какому-то научному источнику; соразмерности всех частей; четкость изложения мыслей, что достигается краткостью, лаконизмом, логикой и доказательностью; придание реферату оригинального, нестандартного, авторского характера.

Получение выводов – особое действие в реферировании. Оно может входить в написание реферата, но в силу специфики его следует выделить. Выводы даются в заключении. Их еще предстоит получить, как бы «ввести» из всего текста. Выводы – это всегда новое знание, как умозаключение из ранее сделанных посылок.

Составление библиографии для реферата целесообразно ограничивать, во-первых, конкретно используемыми в тексте источниками, из которых цитируются положения и на которые есть ссылки; во-вторых, только теми работами, которые имеют самое прямое отношение к теме и цели реферата. Составлять список литературы следует с соблюдением всех правил ГОСТа. В библиографических отделах библиотек об этом можно узнать подробно.

Редактирование текста – процесс непрерывный. Он начинается уже во время написания, когда подыскиваются нужные слова, фразы, компонуются абзацы и параграфы. При этом не забывайте о мягкий и плавных переходах от одной мысли к другой, о едином стиле, о логичности, общей грамотности, о соразмерности частей и других качествах текста.

При окончательном редактировании следует особо быть придирчивым излишествам, длинным цитатам, сноскам, избитым тривиальным местам, то есть ко всему, что нарушает гармонию текста. Может быть, их можно безболезненно убрать или сократить?

Свои мысли лучше как-то выразить с помощью вводных слов, типа: «нам думается», «мы убеждены», «кажется, что …», «мы стоим на той точке зрения …» и др.

Оформление реферата должно соответствовать ГОСТу или принятым в школе нормам. Тут уж творчество автора излишне. В общих чертах эти требования сводятся к элементарным нормам: писать на одной стороне листа с полями; лучше напечатать на машинке или набрать на компьютере; выделять заголовки; делить текст на разделы, части; делать сноски при цитировании и заимствовании мыслей; нумеровать страницы, таблицы; непременно иметь титульный лист и оглавление.

Все это общеизвестные школьные требования, к сожалению, часто нарушаемые. Советую быть аккуратным – в этом есть своя красота завершенной работы.

Первичное оппонирование реферата проводит, конечно, сам автор. Интуитивно, да и на основе критического самоанализа, он знает ему «цену». И все-таки дайте реферат для критики стороннему наблюдателю. Пусть укажет на слабые места, просчеты, недоработки, да и просто на отпечатки, описки. Критика со стороны друзей, коллег, высоких специалистов еще никому не мешала.

В практике реферирования нередко встречается непонимание этого жанра исследовательской деятельности. Почему-то допускается пересказывание и даже прямое переписывание источников без ссылок на автора, без анализа и других способов работы с материалом. И не играет роли, на какую категорию аттестуется учитель. Если он взялся за реферат, то научное приращение к прочитанному материалу должно быть. Это своя оценка, анализ, обобщение, новые выводы и т.д. Другой крайностью реферирования является написание реферата по аналогии дипломной или диссертационной работы. В реферате появляются главы, параграфы, соответствующий научный аппарат, описание и теории, и практики и т.д. Это тоже грубая ошибка нарушения жанра. Если в реферате и присутствует описание личного опыта, то исключительно по узкому вопросу и в свете и в соответствии с теоретическим материалом. Опыт в реферате – всего лишь иллюстрация или доказательство верности или неверности теоретической позиции. Реферат, в силу жанра, не может превращаться ни в научный отчет, ни в обобщение опыта работы.

В заключение еще раз напомним, что нет реферата вообще, а есть реферат определенного типа. Технология конспектирования источников зависит от того, какой выбран реферат. Реферат ценен своим индивидуальным видением поставленной проблемы, точным пониманием чужого текста, разнообразием способов работы с информацией. Словом, реферирование – это творчество.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технология реферирования iconЛабораторная работа №3
«Технологии обработки, автоматизированного реферирования и аннотирования текстов на естественном языке»
Технология реферирования iconРоссийской федерации
Модуль: «Основы реферирования научно-технической литературы» ( дв2) по профилю «Физика и информатика»
Технология реферирования iconКафедра системного программирования
Построение риторических деревьев текста на основе машинного обучения в рамках задачи автоматического реферирования
Технология реферирования iconПрочитайте статью и ответьте на вопросы: Какова тема статьи?
Практическое занятие по лекции Основы конспектирования, аннотирования и реферирования
Технология реферирования iconКалендарно тематическое планирование Содержание Раздел: Технология...
Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской
Технология реферирования icon1. сущность реферирования 5 реферат 7
Русский язык и культура речи: Методические указания по выполнению реферата / Сост. О. В. Виноградова; Волгоград гос техн ун-т. –...
Технология реферирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технология: личностно- ориентированная, мультимедиа технология, технология проблемного обучения, лингафонные технологии
Технология реферирования iconУрок по русскому языку Тема: «Сложные слова»
Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, проблемно- диалогическая...
Технология реферирования iconРабочая учебная программа дисциплины
Химическая технология неорганических веществ; Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники; Химическая...
Технология реферирования iconКонспект урока по предмету «Окружающий мир», 3 класс. Тема: «Тайны недр Земли»
Используемые технологии: технология адаптивная школа, икт, игровая технология, технология проблемного обучения, групповая
Технология реферирования iconМетодические указания к подготовке реферата к коллоквиуму по курсу
Реализация перечисленных аспектов зависит от наличия у референта определенных навыков. Чтобы овладеть навыками реферирования в целом,...
Технология реферирования iconВозраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи
Для проведения такого урока необходимо заранее разделить учащихся на следующие группы: литературоведы, искусствоведы, артисты. Каждая...
Технология реферирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологии: Информационно – коммуникативная технология, технология развития критического мышления, технология коммуникативно – диалоговой...
Технология реферирования iconРабочая программа «Технология» В. Д. Симоненко «Технология.»
Умк технология: 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ Б. А. Гончаров [и др.]; под ред. В. Д. Симоненко....
Технология реферирования iconТемы рефератов для 9 класса (с указанием предложенной для реферирования литературы)
...
Технология реферирования iconСценарий урока химии по теме: «Генетическая связь классов неорганических соединений»
Используемые педагогические технологии: проблемно-поисковая технология; технология дифференцированного обучения; коммуникативно-диалоговая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск