Тема занятия: Техника интеллектуального труда
Возраст: 11 класс
Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования
Задачи:
Изучить этапы работы над конспектом и рефератом
Изучить правила подготовки к семинару.
Форма проведения: лекция.
Оборудование: компьютеры, мультимедиа проектор, экран для мультимедиа проектора, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint 2000-2003/2007
Ход занятия:
№ этапа
|
Содержание
|
Задачи
|
| Здравствуйте, ребята! С чего начинать при реферировании или конспектировании текста? Как «увидеть» самую нужную, главную информацию, как экономно и рационально ее записать? Именно об этом пойдёт сегодня речь.
| Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса, знакомство с целями и задачами урока.
|
| Виды работы над конспектом и рефератом взаимосвязаны, «перетекают» один в другой, потому что конечной целью является «вторичный» текст, позволяющий автору пользоваться необходимой информацией немедленно или спустя какое-то время. (слайд №3)
Самостоятельная работа над конспектом и рефератом предполагает несколько этапов.
Прежде всего, надо: 1. Сформировать главную тему текста, цель автора. Затем следует: 2. Проанализировать содержание каждого фрагмента (абзаца), выделяя относительно самостоятельные по смыслу, и на основании этих операций: 3. Сделать краткую запись текста. Так мы получим реферат. (слайд №4) Исключив из абзацев часть информации, которая детализирует, объясняет главную, получим тезисы. Тезисы можно разделить на главные и второстепенные. Записав тезисы в логической последовательности и снабдив их необходимыми примерами, получим конспект. (слайд №5) При составлении конспекта и реферата нужно понять: - раскрытию какой темы посвящен источник, - каковы цель и задачи автора, - каков характер материала источника, - из каких частей, фрагментов он состоит, - какие основные проблемы содержит, - каковы авторские позиции в реферируемом источнике (при их наличии), - имеются ли ссылки на другую литературу, - чем реферируемый текст завершается. (слайд №6) Первое звено в процессе формирования навыков конспектирования и реферирования – определение темы текста. (слайд №7) Запоминаем, что: 1.каждый текст имеет свою тему (речь может идти о событиях, интересных людях, научных открытиях и т.д.). 2.многие заголовки отражает тему текста. Основную, главную цель текста, его назначение можно найти 1) в заглавии; 2) в одном из предложений, но в большинстве случаев ее нужно искать и формулировать самостоятельно.
(слайд №8)
Формированию навыков конспектирования помогает выполнение упражнений: Прочитайте текст. Укажите предложение, которое содержит главную мысль. Если его нет, то сформулируйте сами. Большое значение имеет умение выделить главную информацию, так как конспектирование и реферирование предлагает фиксирование наиболее важных и существенных сведений. (слайд №9) Как известно, главной составной частью конспектирования и реферирования является смысловое свертывание текста. Овладение умением кратко излагать информацию предполагает умение извлекать информацию, соответствующую поставленной цели, и перераспределять информацию. (слайд №10) Арсенал упражнений по выработке такого умения достаточно разнообразен
- прочитать текст и план текста (составленный с учетом перераспределения информации), выписать к каждому пункту плана слова и выражения, необходимые для изложения его содержания, на основе плана написать сжатый вариант текста.
- проанализировать текст с точки зрения проблемы, раскрытие которой требует объединения информации, содержащейся в разных частях текста, записать такой текст. (слайд №11)
Краткому изложению содержания текста способствует умение ориентироваться в общей структуре текста. Так, умение выделить введение поможет «выйти» в проблемы текста, которые получают развитие в основной излагающей части. Основная часть иллюстрируется примерами, доказательствами и т.д. Заключение же поможет обобщить информативное содержание текста и выводы, что значительно упростит задачу краткого изложения содержания. Формирование навыков по конспектированию и реферированию – сложный процесс, требующий терпения и усидчивости.(слайд №12)
| Изучить этапы работы над конспектом и рефератом
|
| ПОДГОТОВКА К ДОКЛАДУ НА СЕМИНАРЕ Слово «семинар» в переводе означает «рассадник». В общепринятом смысле семинар означает такую форму организации учебной работы («рассадник» знаний), когда его участники знакомят друг друга с итогами своей самостоятельной работы.
Самостоятельно (или с помощью учителя) составляется список литературы (библиографический список) к выбранной теме.
Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается. Выбирайте все, что относится к теме семинара (внимательно прочтите аннотацию, выпишите цитаты, составьте тезисы или конспект нужных для вас частей текста).
Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план). Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. (слайд №13)
Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислить мысли автора, а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения того или иного постулата, привести доказательства его истинности, высказать и свою точку зрения. И последнее. Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длинным (не более 10-15 минут). Но он обязательно должен вызвать реакцию у слушателей, заинтересовать их, – только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута. (слайд №14)
| Изучить правила подготовки к семинару
|
| Примерные вопросы.
1. Что является главной составной частью конспектирования и реферирования?
2. Чем реферат отличается от тезисов?
3. Где можно найти основную, главную цель текста, его назначение?
4. Как написать реферат? (слайд №15)
| опрос
| |