Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи





Скачать 48.71 Kb.
НазваниеВозраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи
Дата публикации17.10.2013
Размер48.71 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
Тема занятия: Техника интеллектуального труда

Возраст: 11 класс

Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования

Задачи:

  1. Изучить этапы работы над конспектом и рефератом

  2. Изучить правила подготовки к семинару.

Форма проведения: лекция.

Оборудование: компьютеры, мультимедиа проектор, экран для мультимедиа проектора, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint 2000-2003/2007

Ход занятия:

№ этапа


Содержание


Задачи



Здравствуйте, ребята! С чего начинать при реферировании или конспектировании текста? Как «увидеть» самую нужную, главную информацию, как экономно и рационально ее записать? Именно об этом пойдёт сегодня речь.



Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса, знакомство с целями и задачами урока.



Виды работы над конспектом и рефератом взаимосвязаны, «перетекают» один в другой, потому что конечной целью является «вторичный» текст, позволяющий автору пользоваться необходимой информацией немедленно или спустя какое-то время. (слайд №3)

Самостоятельная работа над конспектом и рефератом предполагает несколько этапов.

Прежде всего, надо:
1. Сформировать главную тему текста, цель автора.
Затем следует:
2. Проанализировать содержание каждого фрагмента (абзаца), выделяя относительно самостоятельные по смыслу, и на основании этих операций:
3. Сделать краткую запись текста.
Так мы получим реферат. (слайд №4)
Исключив из абзацев часть информации, которая детализирует, объясняет главную, получим тезисы.
Тезисы
можно разделить на главные и второстепенные.
Записав тезисы в логической последовательности и снабдив их необходимыми примерами, получим конспект. (слайд №5)
При составлении конспекта и реферата нужно понять:
- раскрытию какой темы посвящен источник,
- каковы цель и задачи автора,
- каков характер материала источника,
- из каких частей, фрагментов он состоит,
- какие основные проблемы содержит,
- каковы авторские позиции в реферируемом источнике (при их наличии),
- имеются ли ссылки на другую литературу,
- чем реферируемый текст завершается. (слайд №6)
Первое звено в процессе формирования навыков конспектирования и реферирования – определение темы текста. (слайд №7)
Запоминаем, что:
1.каждый текст имеет свою тему (речь может идти о событиях, интересных людях, научных открытиях и т.д.).
2.многие заголовки отражает тему текста.
Основную, главную цель текста, его назначение можно найти
1) в заглавии;
2) в одном из предложений, но в большинстве случаев ее нужно искать и формулировать самостоятельно.

(слайд №8)

Формированию навыков конспектирования помогает выполнение упражнений:
Прочитайте текст. Укажите предложение, которое содержит главную мысль. Если его нет, то сформулируйте сами.
Большое значение имеет умение выделить главную информацию, так как конспектирование и реферирование предлагает фиксирование наиболее важных и существенных сведений. (слайд №9)
Как известно, главной составной частью конспектирования и реферирования является смысловое свертывание текста.
Овладение умением кратко излагать информацию предполагает умение извлекать информацию, соответствующую поставленной цели, и перераспределять информацию. (слайд №10)
Арсенал упражнений по выработке такого умения достаточно разнообразен

- прочитать текст и план текста (составленный с учетом перераспределения информации), выписать к каждому пункту плана слова и выражения, необходимые для изложения его содержания, на основе плана написать сжатый вариант текста.

- проанализировать текст с точки зрения проблемы, раскрытие которой требует объединения информации, содержащейся в разных частях текста, записать такой текст. (слайд №11)

Краткому изложению содержания текста способствует умение ориентироваться в общей структуре текста. Так, умение выделить введение поможет «выйти» в проблемы текста, которые получают развитие в основной излагающей части. Основная часть иллюстрируется примерами, доказательствами и т.д. Заключение же поможет обобщить информативное содержание текста и выводы, что значительно упростит задачу краткого изложения содержания.
Формирование навыков по конспектированию и реферированию – сложный процесс, требующий терпения и усидчивости.(слайд №12)

Изучить этапы работы над конспектом и рефератом




ПОДГОТОВКА К ДОКЛАДУ НА СЕМИНАРЕ
Слово «семинар» в переводе означает «рассадник». В общепринятом смысле семинар означает такую форму организации учебной работы («рассадник» знаний), когда его участники знакомят друг друга с итогами своей самостоятельной работы.

  • Самостоятельно (или с помощью учителя) составляется список литературы (библиографический список) к выбранной теме.

  • Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается. Выбирайте все, что относится к теме семинара (внимательно прочтите аннотацию, выпишите цитаты, составьте тезисы или конспект нужных для вас частей текста).

Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план).
Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. (слайд №13)

Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислить мысли автора, а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения того или иного постулата, привести доказательства его истинности, высказать и свою точку зрения.
И последнее. Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длинным (не более 10-15 минут). Но он обязательно должен вызвать реакцию у слушателей, заинтересовать их, – только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута. (слайд №14)

Изучить правила подготовки к семинару



Примерные вопросы.

1. Что является главной составной частью конспектирования и реферирования?

2. Чем реферат отличается от тезисов?

3. Где можно найти основную, главную цель текста, его назначение?

4. Как написать реферат? (слайд №15)

опрос

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи iconПрочитайте статью и ответьте на вопросы: Какова тема статьи?
Практическое занятие по лекции Основы конспектирования, аннотирования и реферирования
Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи iconКонспект коррекционного занятия на тему: Фрукты и овощи. 1 класс
Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у детей правильного произношения. Формирование...
Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи iconПсихолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков
Охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс...
Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи iconКурсовая работа по возрастной психологии
Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания...
Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи iconКафедра системного программирования
Построение риторических деревьев текста на основе машинного обучения в рамках задачи автоматического реферирования
Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи iconКонспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс...
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная программа рассчитана на 24 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Программа...
Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи iconКонспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к...
Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения
Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дпи рассчитана на обучающихся детской художественной школы. По направленности является художенственно-эстетической. Занятия по предмету...
Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи iconКонспект занятия дидактической игры «Поищем и найдем волшебные слова» (старший возраст)
...
Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: научить учащихся устанавливать, является ли данное число решением неравенства; познакомить с алгоритмом конспектирования...
Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи iconПояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить...
Проанализировать уровень хозяйственного освоение болот, заболоченных территорий и озер Тюменского региона
Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи iconКонспект внеурочного занятия по фгос кружок «Волшебная кисточка»...
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи iconКонспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная...
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи icon1 Цель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос)
Цель дисциплины – сформировать теоретические знания и прикладные навыки в области формирования источников финансирования бизнеса...
Возраст: 11 класс Цель занятия: формирования навыков конспектирования и реферирования Задачи iconРабочая программа по русскому языку и литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс
Умк «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск