Конспект урока математики.
(по учебнику Л.Г.Петерсон «Математика, 4 класс», часть I.) Василовская А.И., учитель 4В класса
МОУ СОШ пгт Атамановка,
Читинский район Забайкальский край
(педагогический стаж- 28 лет, высшая кв. категория) Урок 1.
Тема: Решение неравенства.
Цель урока: научить учащихся устанавливать, является ли данное число решением неравенства; познакомить с алгоритмом конспектирования учебного текста и записью решения задач с вопросами.
Ход урока:
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| I.Самоопределение к деятельности.
| - Вспомним, какие задания вы выполняли в прошлом году на уроках математики? Какие задания вам казались наиболее интересными? Трудными?
-С помощью каких математических знаков вы могли составить выражения, решить задачи?
(Вывешиваются на доску знаки, называемые детьми)
-Правильно. Невозможно представить себе математику без чисел и знаков. А как вы думаете, какие задания вы будете выполнять в 4 классе?
-Действительно, ребята, в этом учебном году вы узнаете еще больше нового, интересного и необычного, поэтому пожелаем друг другу удачи, успеха. Я тоже желаю вам удачи! За работу! В добрый час!
| (Ответы детей)
Трудными назвали решение сложных уравнений.
(Ответы детей) Обсудили в парах, отвечают.
| II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
| 1.На доске карточки:
170 х 2 585 – (10 + 85) Х < 290
4 >5 17 + 9 = 26 580 : 2
12 – а = 8 (380 + 90) – 80 (384 + 40)+16
-На какие группы можно разбить эти записи?
-Какое высказывание называют равенством, неравенством? -А выражения являются высказываниями?
-Вычислите удобным способом значения выражений в первом столбике.
-Запишите в тетрадь полученные числа в порядке убывания.
-Что интересного вы заметили?
-Назовите самое маленькое число в данном ряду.
-Продолжите ряд еще на два числа. 2.(Убираю с доски выражения)
-Как одним словом назвать все записи, которые остались?
-На какие группы их можно разбить?
(Разбиваю на группы: «высказывания» и «высказывания с переменной»):
17 + 9 = 26 12 – а = 8
4 > 5 х < 290
-Какое из высказываний верное, а какое нет?
(Убираю высказывания первого столбика)
- Найдите «решение уравнения».
- Как проверить, верно ли оно найдено? -Как еще называют «решение уравнения»? 4.Индивидуальное задание (для мотивации изучения нового понятия)
- Из составленного ряда чисел выберите и запишите решение неравенства
х < 290
|
-Выражения, равенства и неравенства; выражения и высказывания; буквенные и числовые.
(Расставляют карточки по группам) -Нет, о них нельзя сказать, верные они или неверные. Проверяют, как выставлены карточки на доске.
170 х 2 17 + 9 = 26 4 > 5
580 : 2 12 – а = 8 Х < 290
(384 + 40) + 16
(380 + 90) – 80
585 – (10 + 85) Дети сигналят ответы: 340, 290, 440, 390, 490.
Записывают: 490, 440, 390, 340, 290. -Все полученные числа, оканчивающие нулём; все числа уменьшаются на 50; в разряде десятков чередуются 9 и 4.
-290 -240,190.
-Высказывания. -Высказывания с переменной и без переменной; уравнения и неравенства.
-17 + 9 = 26 – верное высказывание, а 4 >5 – неверное. - а = 4
-Надо подставить число 4 в уравнение: 12 – 4 = 8 – верное равенство.
-Корень уравнения.
Самостоятельно обдумывают предложенное задание.
| III.Постановка учебной задачи (где и почему возникло затруднение).
| -Какое задание выполняли?
-Почему не можете обосновать свои ответы?
-Поставьте перед собой цель. -Предложите название темы урока.
| -Искали решение неравенства х <290.
-Не знаем, как определить, является число решением или нет.
-Научиться определять, является число решением неравенства или нет.
-«Решение неравенства»
| IV.Построение проекта выхода из затруднения.(«Открытие» детьми нового знания)
| -Каким способом вы предлагаете обосновать, является число решением неравенства или нет?
-Предложите свои версии, исходя из значения этих слов в языке.
-Сравните с текстом учебника.
-Итак, что такое «решение неравенства»?
-Как вы поняли, «решение неравенства» - это действие или число?
-Какие же числа из вашего ряда являются решениями неравенства х<290?
-Почему число 290 не является решением?
-Итак, какой первый шаг при ответе на данный вопрос?
| -Надо узнать, что такое – «решение неравенства». (Варианты детей)
-Это число, которым заменяют переменную, и получают верное неравенство.
- Это число. - 240, 190. - Такого быть не может, чтобы 290 < 290.
Первый шаг - подставить число.
| V.Первичное закрепление во внешней речи.
| №1, стр.1
(Найди в тексте, выделенном рамкой: а)вводную часть; б)главную мысль; в)пример, иллюстрирующий эту главную мыслью. Какими символами обозначены эти части текста? Придумай свои примеры неравенств и их решений и сделай конспект.)
-Текст, который мы прочитали, как и любой учебный текст, состоит из нескольких частей: вводной, главной мысли и примеров. Почему важно его понимать?
-Для этого мы будем учиться конспектировать текст, то есть кратко излагать его смысл. Как вы думаете, какая из указанных частей должна войти в конспект?
-Расставьте шаги алгоритма конспектирования текста. (На доске карточки.)
2.№2, стр.1
(Какие из чисел 24, 91, 318, 56, 7 удовлетворяют неравенству t>56, а какие ему не удовлетворяют? Почему?)
-Прочитайте задание.
-Какие числа вы подчеркнете? -Как можно назвать эти числа?
-Почему не выбрали число 56? 3.№3, стр.1
(Какие из чисел 75,71,70,65,9,0 являются решениями неравенства 75 – х >4? Докажи)
4.№5, стр.2 – работа в парах.
(Имеются ли среди чисел 6,9,12,30,72 решениями неравенства:
а)8хb-7>90 б)d:3+9<12?)
|
-Главная мысль.
(Обсуждение в группах)
На доске появляется алгоритм: прочитать текст – отметить значками части текста – выписать главные мысли. -Все числа, которые больше 56. Это 91 и 318.
-Решения неравенства.
-Потому что неверно, что 56>56.
Число 56 не удовлетворяет этому неравенству.
| VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| №4, стр. 1
(Будет ли число 6 решением неравенства:
а)15+Х>40 в)54:t>1 д)а+а<20
б)2+Y<96 г)48-n<39 е)0:b>5?)
Проверка через проектор на доске.
|
| VII.Повторение.
| 1.№8, стр.2
(Заяц за 2 ч пробегает 14 км, а сокол за 3 ч пролетает 210 км. Во сколько раз сокол движется быстрее зайца? На сколько километров в час скорость зайца меньше скорости сокола?)
На доске таблица.
-Прочитайте задачу. Заполните таблицу.
-Рассмотрите запись в тетради. Что необычного?
-Для чего нужны вопросы? -Как ответить на первый вопрос? -Надо ли писать пояснения?
-Ответьте самостоятельно на все следующие вопросы.
2.№10, стр.3 – работа в группах.
(Вычисли:
а)(786-600)х19+(1007-965)х14-48х16;
б)(9867+76535)х105-96+78х(1080-789).
Проверка выполненной работы (мультипрезентация с использованием проектора)
|
-Записаны вопросы. -Чтобы определить порядок решения задачи.
-Надо расстояние разделить на время. -Нет, в вопросе все объяснено.
| VIII.Итог урока.Рефлексия деятельности.
| -Назовите тему урока.
Что означает термин «решение неравенства» - действие или число.
-Как узнать, является число решением неравенства или нет?
-Посигнальте мне, кому нужна еще в этом помощь?
-Молодцы! Вы работали замечательно! А еще что нового узнали?
-Для чего надо уметь конспектировать текст?
-А записывать задачи с вопросами?
-Как вы думаете, над чем следует потренироваться дома?
-Отметьте, кого сегодня можно похвалить?
| -Решение неравенства. -Число.
-Поставить его вместо буквы и определить, верное неравенство или нет.
-Как составлять конспект, записывать задачи с вопросами.
Дети оценивают собственную деятельность и деятельность класса словесно.
| IX.Домашнее задание.
| Домашнее задание записываю на доске, а учащиеся – в дневнике:
№6, стр.2 (1 строчка по выбору),
(Найди два решения неравенства:
а)r+5<815 в)43хm<100
б)n-3>960 г)180:y>20
№9, стр.3 (образец на стр.2)
(Туристы прошли 14 км и сделали привал. После привала они прошли на 6 км меньше, чем до привала, и остановились на ночлег. Им предстояло пройти еще в 3 раза больше, чем они прошли. Какой длины путь был ими намечен?)
|
| На этапе самоопределение к деятельности (организационный момент) организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2)выделяется содержательная область («могу»).
Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:1)актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;2)тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
На этапе постановки учебной задачи учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Организуется коммуникативная деятельность учеников возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.
При «открытии» детьми нового знания предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на его основе выдвижение и проверка ими гипотез. Организуется коллективная деятельность детей в форме побуждающего диалога. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.
При первичном закреплении во внешней речи учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Самостоятельная работа выполняется на применение нового способа действий, осуществляется самопроверка, пошагово сравнивая с образцом, и дети сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
На этапе повторения выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов.
При подведении итогов (рефлексия деятельности) организуется самооценка учениками деятельности на уроке.
В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.815>39>96> |