Скачать 134.22 Kb.
|
ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» Кафедра новейшей отечественной истории Методические указания к подготовке реферата к коллоквиуму по курсу «Проблемы историографии: советская историография» Кемерово 2010 Составитель: к.и.н., доцент А. А. Мить Процесс реферирования подразумевает следующие основные этапы: - прием различной информации, поступающей как из письменных, так и устных источников (рецептивный аспект деятельности); - анализ и интерпретация полученной информации с целью выявления нового, существенного, наиболее важного и т.п. (аналитический аспект деятельности); - производство собственного речевого высказывания, т.е. изложение результатов интерпретации полученной информации в письменной или устной форме (продуктивный аспект деятельности). Реализация перечисленных аспектов зависит от наличия у референта определенных навыков. Чтобы овладеть навыками реферирования в целом, необходимо прежде всего ознакомиться с некоторыми теоретическими сведениями. В специальной литературе реферирование рассматривается как один из видов аналитико-синтетической переработки документов (АСПД), которая подразумевает преобразование содержания документов с целью их анализа, извлечение необходимых сведений, а также их оценку, сопоставление и обобщение. Основные виды АСПД – аннотирование, реферирование и составление обзоров, т.е. подготовка вторичных, более сжатых документов. Реферирование – подготовка сокращенного изложения текста с основными фактическими сведениями и выводами. Реферат ( от лат. refere – «докладывать, сообщать»; referat – «пусть он доложит») – это краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности чтения этой статьи (книги). Цель реферата – ответить на вопрос, что нового, существенного содержится в статье (книге и др.). Если аннотирование предполагает умение лаконично обобщить содержание текста, то реферирование – сократить первичный текст. В реферате указывается основная информация, которая имеется в тексте, в аннотации – тема документа. Иногда реферат называют «фотографией» содержания документа, а аннотацию – «портретом» документа. Таким образом, реферат более информативен, чем аннотация, поскольку содержит, как правило, только новую, ранее не известную фактографическую информацию. Реферат и аннотация практически выполняют одинаковые функции: справочную, адресную, информативную, поисковую, коммуникативную, т.е. составляются для того, чтобы: - помочь специалистам в определенной области принять решение о необходимости обращения к тексту (документу, статье, книге и др.); - предоставить необходимую информацию специалистам, которым не требуется детализации данных; - облегчить и ускорить подготовку информационных изданий и информационных массивов (в частности, дает возможность структурировать историографический раздел дипломной работы); - обеспечить преодоление языкового и терминологического барьеров при работе с первичными документами. Структура, характер содержащихся сведений, а также объем рефератов и аннотаций определяются ГОСТ 7. 9-77 «Реферат и аннотация» (срок действия которого не ограничен). В соответствии с этим ГОСТом структура и реферата, и аннотации должна состоять из трех частей: - заголовочная (полное библиографическое описание); - собственно реферативная (вступление, основная часть, заключение); - справочная (индексы, коды рубрик и шифры места хранения документа, сведения о библиографических источниках, таблицах, рисунках, подпись референта и др.). Как следует из определения, реферат должен содержать основные сведения о документе, наиболее ценную его информацию, давая возможность определять, необходимо ли обращение к первичному документу. В некоторых случаях реферат должен быть пригодным к использованию в различных изданиях вторичной информации. В инструкции, публикуемой для референтов в каждом номере реферативного журнала «Biological Abstracts», говорится: «Реферат должен быть некритическим, информационным резюме существенного содержания и выводов статьи, а не простым ее описанием. Он должен быть понятным сам по себе, без обращения к оригиналу, но не предназначен его заменять. Реферат должен быть краток (желательно не более 3% оригинала) и написан полными предложениями, а не телеграфными фразами». Единой классификации рефератов в настоящее время не существует вследствие многообразия их аналитических функций. Рефераты различаются по следующим признакам: 1. Цель реферирования – информативный и индикативный рефераты. Информативный реферат содержит в обобщенном виде все основные положения первичного документа, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования, использовании оборудования и сфере применения. Поэтому его называют также расширенным, фактографическим или рефератом-конспектом. В индикативном реферате приводятся не все, а лишь основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа. Поэтому его называют также указательным пли рефератом-резюме. К этому же типу можно отнести специализированные рефераты, которые ориентированы на специалистов в определенной области или какого-либо рода деятельности. 2. Число отражаемых документов – монографический, обзорный и сводный рефераты. Рефераты, составленные на основании одного источника, называются монографическими, а составленные на основании нескольких источников на одну тему - обзорными. Сводные рефераты - это комбинация монографических и обзорных рефератов. 3. Форма изложения – текстовая, иллюстративная, табличная и др. Текстовой реферат составлен в виде текста, т.е. в словесной форме. Часто используются также табличная и иллюстративная формы. 4. Исполнитель – авторский, референтский и машинный рефераты. Авторские рефераты составляются самими авторами текста, рефереитские – профессиональными референтами, эрудированными в широкой области, машинные – с помощью ЭВМ. Кроме того, рефераты различаются по методу реферирования источника и по уровню переработки информации. Выбор того или иного вида реферата зависит от: - характера реферируемого источника (стиля и жанра текста); - предмета изложения (естественно-технические или гуманитарные дисциплины); - цели составления реферата; - функции, которую он призван решать. Каждый из перечисленных видов имеет свою специфику. Но при всем разнообразии видов рефераты обладают некоторыми общими особенностями, которые обусловлены определенными требованиями к структуре и содержанию. В реферате, как правило, не отражаются субъективные мнения референта относительно излагаемого вопроса, так же как и его оценка. В случае крайней необходимости (при наличии явных, авторских ошибок или противоречивых положений) такая оценка выносится в примечание; если в первоисточнике главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена. Исторические экскурсы обычно опускаются, а ссылки на опубликованные работы сохраняются лишь в тех случаях, когда это связано с установлением приоритета, когда документ является продолжением ранее опубликованных материалов или эти материалы обсуждаются в документе. Цифровые данные, содержащиеся в оригинале, при реферировании систематизируются и обобщаются. Таблицы, схемы, графики, формулы включаются лишь при необходимости уяснить основное содержание документа. Единицы измерения должны соответствовать принятым в нашей стране стандартам, географические названия - написаны в русской транскрипции, а иностранные фамилии и названия фирм - в написании оригинала. Объем реферата – одна из остро дискутируемых до сих пор проблем. Иногда он зависит от объема реферируемого источника или его конкретного содержания. Объем рефератов по естественно-техническим наукам в соответствии с ГОСТом составляет 1000–2500 печатных знаков. Объемы рефератов по гуманитарным наукам ГОСТом не регламентируются – в среднем их объем равен 5000–6000 печатных знаков, иногда – 12 000 печатных знаков и более. Реферат состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении приводятся краткие сведения об авторе, общая характеристика документа и характеристика используемых автором материалов, кратко излагаются темы источника и мотивы выбора темы, аспекты, на которых автор акцентирует внимание, методы его работы и т.п. Основная часть содержит информацию, которая подается: - в соответствии с композицией источника, т.е. его основными или даже более мелкими рубриками; - конспективно, без указания названия рубрик; - фрагментарно, аналитически в соответствии с личным планом референта и т.д. Заключение может определять значимость работы, содержать обобщения, резюме, выводы, сведения о приложениях к источнику, составителях библиографических материалов и другие данные, которые, по мнению референта, являются необходимыми. При составлении рефератов часто придерживаются следующего плана: 1. Библиографическое описание (автор, название, выход ные данные). 2. Тема статьи (книги). Указывается общая тема источника. Используются следующие выражения: Статья (книга, монография и др.) посвящена... (теме, вопросу, проблеме)... 3. Композиция. Указываются количество и наименования структурных частей источника (обычно книги). Используются следующие выражения: Статья (книга) состоит из... (трех разделов и т.п.); Статья (книга) включает в себя... ; Статья (книга) содержит... и т.п. 4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения: Во введении указывается, что... ; Во введении отмечается, что...; В первой главе освещается... Автор отмечает (указывает, делает вывод), что... ; Вторая глава посвящена (содержит)... По мнению автора... ; В третьей главе... ; В заключении указывается (отмечается), что... и т.п. 5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются следующие выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы... и т.п. 6. Адресат. Указывается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения: Статья предназначена для специалистов в области... ; Статья представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т.п. Образец реферата Р 62 Рождественский Ю.В. Риторика публичной речи. – М.: Знание, 1989.-64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Лекторское мастерство»; 1989, № 1). - Библиогр.: с. 62–64. В работе Ю.В.Рождественского – доктора филологических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, академика АПН СССР, освещаются некоторые вопросы риторики популярной публичной лекции. Работа состоит из предисловия и трех разделов. В предисловии кратко характеризуются особенности риторики как науки о целесообразном построении и правильном использовании речи и определяется место популярной публичной лекции в системе речи. Отмечается, что риторика разделяет речь на три рода: устную, письменную и смешанную (массовая информация, информатика, наглядная агитация и реклама). В устной речи выделяется, в частности, неофициальная и официальная, или публичная, речь. Публичная речь подразделяется на ораторику (судебная речь, совещательная, или речь в собрании, и показательная, т.е. речь на торжественном акте) и гомилетику (от слова «гомилия» – беседа), к которой относятся проповедь, учебная речь и пропаганда. Одним из важных видов устной речи является популярная публичная лекция. Различаются классическая и новая популярная публичные лекции. Классические популярные лекции не обращены прямо к текущей политике, но представляют историю и современное состояние отдельных отраслей знания. Такого рода лекции не предполагают последовательного развития темы в ряде лекций и поэтому относятся к ораторике. Новая популярная публичная лекция изменила свой статус и относится теперь к гомилетике, так как входит в систему пропаганды и, следовательно, развивает определенное, планируемое содержание в последовательном ряду лекций. В первом разделе «Оценка и анализ публичной речи» рассматриваются следующие аспекты, которые необходимо учитывать при подготовке и восприятии публичной лекции; влиятельность и эффективность речи; принципы оценки речи; образ оратора; виды речи; образ данной речи; речевая эмоция; логическое содержание речи; композиция и стиль. Под эффективностью речи понимается умение добиться цели, которую оратор перед собой ставил, например объяснить что-либо, успокоить или возбудить страсти, убедить в необходимости сделать что-либо и т.п. Влиятельность речи состоит в завоевании доверия и авторитета на будущее. Разные результаты речи называются в риторике областями эффективности речи, к которым относятся: вызывание эмоции, привлечение внимания: распространение знания: создание намерения; переход к действию: формирование навыков. Каждый вид речи имеет свои области эффективности. Например, гомилетическая публичная лекция должна вызывать и воспитывать эмоции, привлекать к себе внимание, распространять знания и формировать навыки. Оценка речи в условиях гомилетической лекции производится с грех точек зрения: аудитории, которая оценивает данную лекцию с точки зрения влиятельности и эффективности одновременно; организаторов лекции, оценивающих ее только с точки зрения влиятельности; лектора, который может оценить только эффективность лекции. Остальные шесть аспектов, представляющие собой основные категории риторики слушающего и впервые намеченные еще в «Риторике» Аристотеля, должны учитываться при анализе конкретного содержания текста лекций. Во втором разделе «Изобретение и построение публичной лекции» рассматриваются следующие аспекты риторической разработки выступления: знание предмета и учет своего опыта; изобретение речи; расположение речи; исполнение речи. Завершается работа разделом «Проблема самовоспитания оратора (вместо заключения)», в котором дано несколько практических советов по риторическому самообразованию. Метод изложения материала и стиль рефератов должны соответствовать требованиям ГОСТ 7.9-77. Стиль реферата зависит от различных факторов, прежде всего от отрасли знаний, к которой относится материал (естественно-технические науки или гуманитарные), а также типа читателей (потребителей) реферата. Потребители делятся на две группы: - коллективные потребители, т.е. библиотеки, органы научно-технической информации, архивы и др., работники которых в большинстве случаев лично не нуждаются в информации, а используют ее для создания информационных фондов. Для этой группы составляются авторефераты и информативные рефераты; - индивидуальные потребители, т.е. руководители сферы управления, специалисты и т.д., удовлетворение запросов которых требует глубокого подхода и специального информирования. Для данной группы требуется составление рефератов с целевой направленностью и более точным адресованием, вплоть до конкретного специалиста. Рефераты естественно-технического содержания, которые составляются для специалистов, максимально лаконичны; материал подается в цифрах. Рефераты статьи (книги), относящейся к общественным наукам, имеют более широкий круг читателей, в связи с чем должны осуществляться тщательная литературная обработка содержания документа и выбор лекси-ко-стилистических средств, обусловливающих доступность материала. Стиль реферата статьи (книги), относящейся к естественным и техническим наукам, не должен быть обязательно идентичен подлиннику – можно использовать адекватные замены, объединять проблемы, делать перестановки, расчленять сложные вопросы, предложения и т.п. Большое значение имеет точность применяемых терминов (их переводов). Термины и стилистические средства должны фактографически отображать содержание документа. В рефераты включают формулы, таблицы, сокращения, чтобы предоставить максимум информации при минимуме знаков для определения основной мысли автора. Как упоминалось, рефераты снабжаются примечаниями в исключительных случаях, например при получении противоположных результатов в ходе аналогичных исследований. Схема изложения и стиль рефератов статей, относящихся к общественным наукам, зависят от реферируемого документа -характера текста, логики авторской мысли, особенностей конкретной области наук, ее методологии и т.д. Лексико-стилистические средства рефератов схожи со средствами изложения перерабатываемого документа - широко используются сложные синтаксические конструкции с причастными и деепричастными оборотами, вводные слова и предложения. Основная форма отражения содержания - словесный текст, часто снабженный цитатами из первичных документов, которые кратко и точно передают определенный фрагмент содержания пли являются для референта объектом для критики. В процессе реферирования возникают трудности. Так, бывает трудно осуществить синтез главного на основе отдельных элементов, т.е. найти обобщенные (краткие) формы представления информации, которые исключали бы ее потерю. Другая трудность связана с тем, что в начале реферата необходимо избежать дублирования заглавия. При этом первая фраза должна содержать информацию, логически связанную с заглавием, дополнять его. Трудности обобщения информации объясняются ограничением объема реферата и аннотации. Необходимо использовать приемы «свертывания» информации. В зависимости от содержания документа, его объема, цели применяют следующие основные методы «свертывания» информации при реферировании:
Суть различных методик работы с текстом перед составлением реферата или аннотации – анализ семантической структуры текста и составление плана-конспекта, прочитанного с целью извлечения и сохранения полезной, новой информации. Поскольку такая информация заключена обычно в ключевых словах, то в качестве одного из возможных способов анализа текста можно использовать дифференциальный алгоритм чтения. Прежде чем приступить к составлению реферата или аннотации, необходимо ознакомиться с документом, чтобы установить актуальность темы, оригинальность работы и т.п. Ознакомление дает возможность оценить новизну, полезность информации, концепции автора, его принадлежность к определенной школе, теории и т.д. и позволяет принять решение о целесообразности составления определенного вида реферата или аннотации. На следующем этапе необходимо провести анализ содержания для выявления наиболее ценной и несущественной или устаревшей информации. Основная цель при этом – поаспектно проанализировать текст, установить ценностную иерархию содержания, определить, какая информация относится к каждому из аспектов, избавляясь при этом от ее избыточности. Заключительный этап работы – написание реферата или аннотации - заключается в синтезе выделенных аспектов в одно логическое целое по содержанию. Соблюсти строгую последовательность и логичность изложения в реферате помогает прием обобщения – поиск новых наиболее емких средств и форм представления информации. Именно прием обобщения позволяет «свертывать» информацию без снижения ее смысла. Для составления аннотации или реферата необходимо:
План для составления аннотации должен содержать назывные предложения, для реферата – двусоставные предложения (т.е. предложения, имеющие подлежащее и сказуемое). Сформулированные пункты плана называют проблемы, которые рассматриваются в тексте. Проблема – это вопрос, требующий решения или освещения и непосредственно рассматриваемый автором в тексте. Внимание! Кроме выполнения самого реферата по избранной монографии, каждому студенту надлежит после заключения указать, в чем заключаются концептуальные подходы автора к исследуемой проблеме (основные признаки классификации, периодизации, базовые понятия и определения, методический инструментарий историка и др.). Это дополнительное заключение будет оцениваться отдельно. |
Методические указания и рекомендации по подготовке, оформлению и... Методические указания и рекомендации по подготовке реферата для студентов – Иркутск: ноу впдо бги, 2015 г. – 29 с | Методические указания по подготовке и написанию реферата Методические рекомендации по написанию письменных работ (рефератов, курсовых, дипломных) | ||
Методические указания и задания по курсу Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету: Методические указания и задания по курсу. – Н. Новгород: Нижегород гос архит строит... | Методические указания по выполнению реферата рпк «Политехник» Волгоград... Русский язык и культура речи: Методические указания по выполнению реферата / Сост. О. В. Виноградова; Волгоград гос техн ун-т. –... | ||
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических... Учебно-методические указания предназначены для проведения практических и семинарских занятий по курсу «Конфликтология», а также для... | Методические рекомендации по их написанию москва-2012 методические... Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов | ||
Методические указания по подготовке, написанию и защите Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения Московской финансово-юридической академии и Московского Государственного... | Методические указания по подготовке и защите курсовых работ методические... | ||
Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической... | Литература по курсу Планы и методические указания по подготовке к семинарским Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Методические указания для выполнения реферата Новосибирск 2012 Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности | Методические указания по выполнению реферата по дисциплине «организация работы с персоналом» Методические указания содержат требования к реферату, методики сбора и анализа исходных данных, примерные формы описания результатов... | ||
Методические рекомендации по подготовке реферата с. 3 -13 Методические... Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития... | Методические указания к написанию реферата Для студентов, обучающихся по направлению подготовки Методические указания к написанию реферата для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034700. 62 «Документоведение и архивоведение»... | ||
Методические указания по написанию реферата для магистрантов второго года обучения Управление рисками предприятия. Методические указания по написанию реферата. Для магистрантов второго года обучения направления 080500.... | Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология» Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию |