Скачать 403.23 Kb.
|
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Волгоградский филиал Полеткина И.И. (фамилия, инициалы автора (ов) Психогенетика (наименование учебной дисциплины) Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030301 ПСИХОЛОГИЯ (код специальности) (наименование специальности ).
Волгоград 2011 СОДЕРЖАНИЕ Выписка из государственного образовательного стандарта…………... 3 1.Рабочая программа дисциплины………………………………………. 4 1.1.Общие положения……………………………………………………. 4 1.2.Тематический план и распределение часов по дисциплине………. 5 1.3.Содержание учебной дисциплины…………………………………... 6 1.4.Распределение часов по дисциплине для очного и очно-заочного обучения………………………… …………………………………… 9 1.5.Вопросы к зачету……………………………………………………...13 1.6.Литература по курсу…………………………………………………..14 2.Планы и методические указания по подготовке к семинарским занятиям………………………………………………………………… ...15 2.1.Планы семинарских занятий………………………………………… 15 2.2.Учебно-методические указания по подготовке к семинарским занятиям……………………………………………………………… ….16 3.Методические рекомендации, указания по написанию рефератов... 17 3.1.Темы реферативных работ………………………………………… . 17 3.2.Учебно-методические рекомендации, указания по написанию рефератов………………………………………………………………… 17 4.Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы……………………………………………….. 18 4.1.Задания для самостоятельной работы………………………. ……...20 4.2.Учебно - методические рекомендации по организации самостоятельной работы……………………………………………….. .22 4.3.Дополнительная литература для самостоятельной работы 22 Ключевые слова………………………………………………… ……….23 Выписка из государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа дисциплины. 1.1.Общие положения При изучении курса по психогенетике необходимо овладеть основными понятиями психогенетики, которые объясняют наследственные механизмы, ответственные за формирование индивидуальности человека как в норме, так и при различных девиантных формах поведения. Следует понимать, что многие проблемы психогенетики требуют надлежащего изучения, прежде чем эти знания могут быть рекомендованы для практического применения. Надо обратить внимание на основные закономерности проявления наследственных свойств поведения, влияние на эти проявления факторов среды, а также методологию установления таких закономерностей. Важное значение имеет понимание популяционного характера имеющихся оценок генетических параметров, взаимодействия генетических и средовых факторов при формировании психических свойств. Знания, полученные по психогенетике, должны опираться на курсы общей психологии, дифференциальной психологии и педагогики, в которых даны основные характеристики психической деятельности. После изучения курса студенты пишут реферат. Во время зачетно-экзаменационной сессии студенты сдают зачет по курсу «Психогенетика». Выпускник учебного заведения по дисциплине «Психогенетика» должен: Иметь представление: - об основных методах психогенетики, используемых для изучения формирования психологической индивидуальности каждого человека; - о психогенетических задачах и способах их практического решения. Знать: -принципы и сферы применения генетических знаний в психологической практике; -этические и правовые основы психогенетики при индивидуальных условиях работы и в коллективе. Уметь: - применять психогенетические знания в профессиональной практике и в жизни; - интерпретировать результаты исследований. Развитие способности и готовности к:
1.2.Тематический план и распределение часов по дисциплине
1.3.Содержание учебной дисциплины Тема №1 Предмет психогенетики. Психогенетика—как междисциплинарная наука. Развитие психогенетики: работы Ф. Гальтона; современные проблемы, исследования и перспективы; отечественные проблемы, исследования и перспективы; отечественные исследования. Тема №2 Основные генетические понятия: биологические: изменчивость, наследственность, ген, аллель, генотип, фенотип, хромосомы, норма реакции генотипа, гомозигота и гетерозигота, мутации, и ее виды, признак, популяция. Тема №3 Методы психогенетики: генеалогический, близнецовый (их разновидности), популяционный, чистых линий. Тема №4 Понятие персональной генетики. Основные открытия последних лет. Значение персональных геномов (личный биологический портрет) для социума. Тема №5 Классические законы Г.Менделя.
Тема №6 Неменделевская генетика. Хромосомные аберрации. Наследование, сцепленное с полом. Импритинг, появление новых мутаций (раковые заболевания), наследование сложных поведенческих признаков. Тема №7 Динамика генов в популяции. Понятие популяции, генофонда. Влияние взаимодействующих факторов на распространенность признака в популяции. Значение исследований популяции в здравоохранении, демографии, национальной безопасности. Тема №8 Типы средовых влияний и гено-средовые эффекты. Генотип-средовые корреляции (ковариации); генотип-средовые взаимодействия; ассортативность. Тема №9 Психогенетика когнитивных функций. Природа интеллекта. Подход К. Спирмена и Л. Терстона. Исследование интеллекта с помощью близнецового метода. Коэффициенты генетической и средовой детерминации межиндивидуальных различий интеллекта. Интеллект и успех в обучении. Тема №10 Гено-средовые исследования темперамента. Определение темперамента как стиля поведения. Исследование черт темперамента. Характер, личностная черта, синдром трудового темперамента ребенка. Генетическая составляющая аспектов темперамента. Тема №11 Генетика нейрофизиологии мозга по показателям биологической активности. Электроэнцефалография (ЭЭГ); вызванные потенциалы (ВП); событийно-связанные потенциалы (СПП) и их наследственная обусловленность. Тема №12 Роль генотипа и среды в индивидуальном развитии. Применение лонгитюдного метода в психогенетике возрастных изменений. Генетическая составляющая признака, средовые воздействия на формирующуюся индивидуальность. Общая среда, индивидуальная среда. Тема №13 Генетика психических аномалий. Болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Трипло—Х, шизофрения, психозы, эпилепсия, гиперактивность, дислексия. Тема №14 Роль наследственности и среды в формировании функциональной асимметрии. Развитие функциональной асимметрии в онтогенезе. Прогрессивная латерализация полушарий в раннем онтогенезе и проблема эквипотенциальности. Генетические аспекты профиля латерализации человека (сенсорных, моторных и психических функций). Тема №15 Продолжительность жизни и гены. Основные концепции продолжительности жизни. Генетические эксперименты по продолжительности жизни на животных. Ген жизни (ген Клото). Стволовые клетки, клонирование. Влияние факторов наследственности и среды на длительность жизни. |
Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям... Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»... | Курс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | ||
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология» Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию | Методические указания и планы семинаров по курсу «отечественная история» Уфа 2003 Методические указания и планы семинаров по курсу «Отечественная история» / Уфимск гос авиац техн ун-т; Сост.: У. Б. Гайсин, В. П.... | ||
Методические указания по изучению дисциплины Приступая к изучению... При подготовке к лекционным и семинарским занятиям важно обратить внимание на указания и индивидуальные задания преподавателя. Самостоятельно... | Библиография Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | ||
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с | Методические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая... Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные... | ||
Методические указания к семинарским занятиям Часть II И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с | Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» | ||
Ииаэ днц ран за 2011 год Важнейшие итоги Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» | ||
Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине... ... | Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... | ||
Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... | Методические указания по подготовке к семинарским занятиям ... |