Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология»





НазваниеУчебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология»
страница1/8
Дата публикации16.01.2015
Размер0.78 Mb.
ТипУчебно-методические указания
100-bal.ru > Право > Учебно-методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ






















Кафедра менеджмента


КОНФЛИКТОЛОГИЯ


Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий для студентов по специальности 080500.62 «Менеджмент (бакалавр менеджмента)»

Ставрополь 2011 г.
БК 005(07)

УДК 65.290-2я7

У 90

Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология»
Автор: Н.Б. Чернобай, к.э.н., доцент кафедры менеджмента

Рецензент: Е.Н. Криулина, к.э.н., доцент кафедры государственное муниципальное управление

Учебно-методические указания предназначены для проведения практических и семинарских занятий по курсу «Конфликтология», а также для самостоятельной работы над содержанием данного курса. Содержит примерную тематику и список рекомендуемой литературы.

Цель методической разработки состоит в том, чтобы оказать студентам необходимую помощь в процессе подготовки к практическим занятиям.

Предназначены для студентов обучающихся по специальности 080500.62 «Менеджмент (бакалавр менеджмента)»

ББК 005(07)

© Чернобай Н.Б., 2012

Содержание
Общие положения

Семинар 1 по теме: «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ»

Семинар 2 по теме: «КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ (РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ)»

Семинар 3 по теме: «ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ»

Семинар 4 по теме: «ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ»

Семинар 5 по теме: «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

КОНФЛИКТЫ»

Семинар 6 по теме: «ГРУППОВЫЕ

КОНФЛИКТЫ»

Семинар 7 по теме: «КОНФЛИКТЫ В

ОРГАНИЗАЦИИ»

Семинар 8 по теме: «КОНФЛИКТЫ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ»

Семинар 9 по теме: «Глобальные и региональные конфликты»

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и контроля самостоятельной работы

Глоссарий

Список литературы


СЕМИНАР 1 по теме: «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ»
План семинара

  1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.

  2. Теоретико-методологические основы конфликтологии.

  3. Современные проблемы развития конфликтологии.


Методические советы

I. При рассмотрении первого вопроса семинара необходимо уяс­нить, что возникновению конфликтологии как относительно само­стоятельной теории и практики в конце 50-х годов предшествовал длительный период формирования, накопления и развития конф­ликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее — социологии, психологии и других наук. В связи с этим важно проанализировать эволюцию научных воззрений на конф­ликт, выделяя следующие периоды.

Древнейшие времена. В этом периоде заслуживают внимания воз­зрения древнекитайских мыслителей. Особое место среди них принад­лежит Конфуцию (551-479 гг. до н. э.), одному из первых китайских философов. Его философские, в том числе и конфликтологические, идеи развивались другими китайскими мыслителями на протяжении многих веков. Взгляды на проблему конфликта мы находим в много­численных нравственных заповедях Конфуция. Вот одна из них: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в се­мье к тебе не будут чувствовать вражды». Источник конфликтов мыс­литель усматривал в делении людей на «благородных мужей» (образо­ванных, грамотных и воспитанных людей) и простолюдинов («малых людей»). Необразованность и невоспитанность простолюдинов ведет к нарушению норм человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливости. Для благородных мужей основу взаимоотношений составляет порядок, а для малых людей — выгода.

Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значе-11 не имеет обращение к античной философии, в рамках которой впер­вые была предпринята попытка рационального постижения мира. Античные взгляды на конфликт строились на основе философского учения о противоположностях. Столкновение и единство противо­положностей, например, согласно Гераклиту (ок. 520-460 гг. до н. э.), является всеобщим и универсальным способом развития. По его словам, «противоположное соглашается, а из несогласного по­является самая прекрасная гармония» (История философии в крат­ком изложении, 2000, с. 81).

Анализируя античные взгляды на проблему конфликта, важно об­ратить внимание на то, что многие мыслители того периода соотно­сят их с контекстом социальных явлений, не только выявляя причи­ны различных столкновений (конфликтов), но и давая им оценку с точки зрения социальных последствий. Так, например, у Гераклита мы находим: «Война — отец всего и всего царь. Одним она определи­ла быть богатыми, другим — простыми людьми, одних сделала раба­ми, других — свободными» (Там же). В отличие от Гераклита, по сути дела оправдывавшего войну, Платон (ок. 427-347 гг. до н. э.) осуж­дал ее, рассматривая как величайшее зло. Аналогичной оценки вой­ны как самого острого социального конфликта придерживался и дру­гой великий мыслитель Древней Греции Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Он говорил: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны...».

Но не только война как социальный конфликт попадает в поле зре­ния античных мыслителей. Интересные конфликтологические идеи, связанные с государственным устройством, можно найти, например, у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), который утверждал, что государ­ство является инструментом примирения людей. Человек вне госу­дарства, по его мнению, агрессивен и опасен. Не меньший интерес представляют социально-этические и правовые идеи Демокрита, ко­торый указывал, что «законы не запрещали бы каждому жить по сво­ему вкусу, если бы каждый не вредил один другому, ибо зависть спо­собствует началу вражды».

Средние века. Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителей, явилось то, что в основном они носили религиозный характер. Для подтверждения данного тезиса можно обратиться к мысли Авре­лия Августина (354-430 гг. н. э.) о единстве человеческой и боже­ственной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах. Эта противоположная и неразделенная ис­тория представляет собой вечную битву двух царств (градов) — Бо­жьего и земного. Во многом схожи со взглядами Августина конфлик­тологические идеи другого известного мыслителя Средневековья — Фомы Аквинского (1225-1274). Эти взгляды можно обнаружить в его рассуждениях о царстве философского познания и богословия, о свет­ской и духовной власти, о человеческом бытии и Боге и многих дру­гих.

Эпоха Возрождения. Существенной особенностью взглядов мыс­лителей эпохи Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Освобождая восприятие че­ловеческих проблем от власти религиозного сознания, философы этой эпохи придавали подобным проблемам земной смысл. Анализи­руя взгляды выдающихся мыслителей этого периода — Николая Кузанского (1401-1464), Николая Коперника (1473-1574), Джордано Бруно (1548-1600), Никколо Макиавелли (1469-1527), важно обра­тить внимание на то, что многие из них подвергались репрессиям со стороны церкви, находились с ней в состоянии острейшего конфлик­та. Вместе с тем они верили в силу человека, его разум и гармонию, способность преодолеть социальные конфликты.

Новое время и эпоха Просвещения. При анализе конфликтологи­ческих взглядов мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения важно уяснить социально-культурные условия и общественный уклад того периода. Прежде всего это была эпоха не только мощного экономического, но и исключительного культурного подъема евро­пейских стран: Все это создавало предпосылки к системному подходу в познании явлений окружающего мира и в том числе в изучении кон­фликтов. Наиболее характерные для рассматриваемого периода взгляды на конфликт содержались в работах Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Томаса Гоббса (1588-1679), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Адама Смита (1723-1790) и др. В частности, Ф. Бэкон один из пер­вых применил системный подход к анализу причин социальных кон­фликтов внутри страны. Интересна в этом смысле концепция Т. Гоббса о естественном состоянии общества как «войне всех против всех».

Первая половина XIXвека. На этом этапе развития конфликтоло­гической мысли особую ценность представляют взгляды представи­телей классической немецкой философии — Иммануила Канта (1724-1804), Георга Гегеля (1770-1831), Людвига Фейербаха (1804-1872) и др. Обращаясь к взглядам выдающихся мыслителей первой половины XIX века, важно акцентировать внимание на их глубоких философских рассуждениях о самых острых социальных проблемах того времени. В частности, таковой являлась проблема войны и мира. Интересными в этом плане представляются идеи И. Канта («О веч­ном мире»), Г. Гегеля («О войне как средстве нравственного очище­ния народов»)и др.

Вторая половина XIX- начало XX века. Обращаясь к указанному периоду эволюции конфликтологической мысли, важно понять, что он занимает исключительное место в становлении конфликтологии как относительно самостоятельной теории, которое обусловлено сле­дующими факторами.

1. К этому времени был накоплен достаточно большой объем ин­формации по проблеме конфликта. Она содержалась во взгля­дах выдающихся мыслителей прошлых эпох.

2. Это время характеризовалось сильнейшими социальными по­трясениями — войнами, экономическими кризисами, соци­альными революциями и т. п. Все это требовало глубокого на­учного анализа, новых теоретических подходов к исследованию социальных проблем.

3. В этот период возникает целый ряд новых наук и концепций, коренным образом изменивших человеческие возможности со­циального познания. Среди этих наук — марксистская филосо­фия, основы которой заложили Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895); социология, ведущая свое нача­ло с работ Огюста Конта (1798-1857); психология, у истоков которой стоял Вильгельм Вундт (1832-1920).

Особо следует отметить работу немецкого теоретика Карла Кла­узевица (1780-1831) «О войне», а также работы Георга Зиммеля (1858-1918), Питирима Сорокина (1889-1968) в области социоло­гии, работы Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его учеников в области психологии.
Проблемные вопросы

1. Могла ли конфликтология возникнуть до XX века? (Ответ обо­снуйте.)

2. Почему конфликтологическая мысль развивалась в рамках фи­лософии?

3. Какие факторы лежали в основе эволюции конфликтологиче­ских взглядов в истории философии?
II. При изучении второго вопроса семинара необходимо прежде всего уяснить связь конфликтологии с другими науками.

Раскрывая связи конфликтологии с другими науками, важно по­казать не только их роль и место в становлении ее как относительно самостоятельной теории, но и то, каким образом каждая из наук вы­полняет свою методологическую функцию по отношению к конфлик­тологии. Прежде всего конфликтология обнаруживает такую связь с философией, социологией, психологией, политологией, историей, экономикой.

Особо следует подчеркнуть методологическую функцию филосо­фии, которая реализуется во всеобщем философском методе, отража­ющем содержание этой функции.

Связь конфликтологии с другими науками раскрывается в следу­ющих двух аспектах.

Первый аспект заключается в том, что конфликтология опирается на принципы познания, которые выработаны в рамках других наук и позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследова­ний. Такими принципами являются: принципы всеобщей связи; де­терминизма; развития; системного подхода; социально-деятельностного контекста; личностного подхода; дополнительности и др.

Второй аспект проблемы состоит в творческом использовании конфликтологией методов исследования других наук (система мето­дов конфликтологии представлена в теме 1 настоящего практикума). Говоря о связи конфликтологии с другими науками, нельзя не отметить и ее обратного влияния на эти науки. Например, конфлик­тологические проблемы в сфере межличностных отношений стиму­лируют решение многих психологических, социологических, право­вых и нравственных проблем, в частности проблем общения, взаи­моотношений, социально-психологического климата и многих других.
Проблемные вопросы
1. Все ли из перечисленных выше наук играют одинаковую мето­дологическую роль по отношению к конфликтологии?

2. Что такое «социология конфликта» и «психология конфлик­та»? Какова их взаимосвязь?

3. Какова связь между принципами и методами исследования кон­фликтов?
III. При изучении третьего вопроса следует иметь в виду, что он является одним из самых сложных. Современные проблемы разви­тия конфликтологии в литературе представлены неоднозначно. Для уяснения со­временных конфликтологических проблем можно предложить по­размышлять над следующими наиболее актуальными направления­ми исследований в области конфликтологии, сформулированными в источнике (Бандурка, Друзь, 2000, с. 9), включенном в список лите­ратуры к семинару:

— изучение основных прикладных аспектов конфликтов различ­ного типа, составляющих предмет специальной конфликтоло­гии;

— изучение и интеграция информации, относящейся к разным об­ластям наук, занимающихся проблемой конфликтов, с широким привлечением математических моделей и компьютерной техни­ки;

— разработка систем контроля и диагностика развития конфлик­тов и вариантов их разрешения;

— определение предмета и содержания самого понятия конфлик­та;

— анализ причин, источников и условий возникновения конфлик­тов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений.
Проблемные вопросы
1. Возможна ли дифференциация конфликтологии по отраслям? (Ответ обоснуйте.)

2. Можно ли сегодня выделить какие-либо отрасли конфликтоло­гии? Какая из них, на ваш, взгляд является наиболее разрабо­танной?
Темы рефератов
1. Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.

2. Эволюция конфликтологических идей в античной философии.

3. Проблема конфликта в средневековой философии и в философии эпохи Возрождения.

4. Проблема конфликта в философии Нового времени.

5. Проблема конфликта в классической немецкой философии.

6. Особенности развития теории конфликта в марксистской фи­лософии.

7. Современные проблемы развития конфликтологии.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» iconМетодические указания по проведению практических занятий для специальностей...
Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине «Бухгалтерский учет на предприятиях со специальными режимами...
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» iconМетодические указания по подготовке и проведению практических занятий...
Основы права: Методические указания по подготовке и проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. Р....
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» iconМетодические указания по подготовке и проведению семинарских, практических,...
История государства и права: Методические указания по подготовке и проведению семинарских, практических занятий и выполнению семестрового...
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» iconМетодические указания по проведению семинаров и практических занятий...
Настоящие методические указания являются пособием для проведения семинаров и практических занятий по курсу «Хозяйственное право»...
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» iconМетодические указания по проведению практических занятий и выполнению...
Конституционное право: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. С. Г. Негматова;...
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» iconМетодические рекомендации по проведению практических (семинарских)...
Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» iconМетодические указания по проведению практических занятий и выполнению...
Правоведение: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. – Р. А. Абдуллаева;...
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» icon«Особенности учета в торговле» Методические указания по проведению...
Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» iconМетодические указания по самостоятельной подготовке к практическим...
Представлены методические указания по дисциплине «Маркетинг» к выполнению курсовой работы, проведению практических занятий, библиографический...
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» iconМетодические указания по проведению практических занятий на тему:...
М38 Введение в специальность. Пособие по выполнению практических занятий. Часть I. –М.: Мгту га, 2006. –56 с
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» iconМетодические указания по проведению практических занятий
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры технологий в сервисе и туризме
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» iconМетодические указания по проведению практических занятий
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» iconМетодические указания для студентов по проведению практических занятий...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» iconМетодические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине
Предметной (цикловой) комиссией преподавателей укрупненной группы спо/нпо 230000 Информатика и вычислительная техника
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» iconМетодические рекомендации по подготовке к занятиям и организации...
Муниципальное право: методические указания к проведению практических занятий / Сост. С. Г. Негматова; Волгоград гос техн ун-т. –...
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология» iconМетодические указания по проведению практических занятий и самостоятельной...
Методические указания составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск