Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем





Скачать 403.96 Kb.
НазваниеПринцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем
страница1/3
Дата публикации25.10.2014
Размер403.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов рассматривается во всем мире как одна из важнейших. Научные и практические разработки по этой глобальной проблеме в виду ее комплексности и междисциплинарного характера требуют привлечения огромного числа различных данных, передового отечественного и зарубежного опыта, широкого международного сотрудничества, использования мировых информационных ресурсов.

В настоящее время как в нашей стране так и за рубежом широко развертываются работы по комплексному изучению процессов, происходящих в биосфере, в том числе и под влиянием антропогенных факторов. Исследования по охране окружающей среды ведутся практически во всех областях науки и техники. Их результаты публикуются в тысячах разных изданий, многие из которых труднодоступны, или накапливаются в фондах различных учреждений. В мире выходит свыше 10 тысяч различных периодических изданий, отражающих экологическую тематику. Число организаций занимающихся этими проблемами также велико. Здесь достаточно упомянуть формируемые в последнее время программу «экологической безопасности России» и Международную геосферно-биосферную программу. Однако практическое использование результатов этих исследований для решения экологических проблем сдерживается недостаточным развитием теории и практики построения экологических информационных систем, представляющих собой один из новых видов автоматизированных информационных систем(АИС) и предназначенных для сбора и анализа разнородной информации о состоянии биосистемы для задач рационального природопользования. Понятие АИС используется обычно как обобщающее для всех систем, выполняющих функции сбора, обработки и выдачи информации в автоматизированном режиме [8]. Говоря о функции сбора информации надо упомянуть о экологическом мониторинге, который играет большую роль в сборе информации. Мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за действиями и событиями в определенных местах в рамках конкретного временного интервала. Мониторинг можно определить как «процесс постоянно повторяющихся замеров одного или более элементов или характеристик окружающей среды». Замеры производятся с точно определенными целями и в точно определенные моменты времени с использованием сравнимых и воспроизводимых приемов, которые характеризуют элементы окружающей среды или индикаторы. И для решения таких многоцелевых экологических задач и нужны экологические информационные системы, которые могут быть как глобального, так и регионального масштаба.

Одна из самых развитых информационных систем мир - ИНФОТЕРРА, создана на основе решений Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г. В настоящее время ИНФОТЕРРА -одна из самых широко известных глобальных информационных систем. Ее тематика охватывает все аспекты охраны окружающей среды [8].

Автоматизированные системы, предназначенные для интеграции разнородной информации, называются информационно-моделирующими системами. Они представляют собой информационное «ядро» географических информационных систем, создаются в идеологии, объединяющей концепции банков данных и знаний (экспертных систем) и систем моделирования. Благодаря этому ИМС не только сохраняет преимущества объединяемых видов систем, но и приобретает новые качества, связанные с возможностью интегрирования разнородной информации, накапливаемой в моделях и базах знаний. ИМС рассматриваются как перспективный инструмент для решения региональных экологических проблем и повышения качества окружающей среды.

1. ПОТРЕБНОСТЬ, КАК ФАКТОР ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Современный уровень сложности задач, решаемых с помощью информационных систем, постоянно растет. Именно поэтому с позиций даже самого сдержанного оптимизма вполне логично ожидать дальнейшую оптимизацию уже существующих информационных систем и создание новых, многоцелевых систем глобального масштаба, функционально обеспечивающих решение вопросов от банального справочного общения с компьютером до автоматизированного сбора и интерпретации информации, управления, проектирования, моделирования и прогнозирования различных процессов.

К настоящему времени практикой накоплен обширный опыт построения многоуровневых информационных систем, решающих те или иные узко специфичные или, . напротив, многоцелевые задачи. Часть из них хорошо исследована теоретически, другая часть стой или иной долей достижимого эффекта осуществлена на практике. В области экологии попытки создания многоцелевой информационной системы и перехода от идей к их практическому воплощению не реализованы. И по сути даже сама мысль о подобной разработке, за отсутствием приемлемых концепций и теоретических выкладок, в известной мере было и остается фантомом. В числе объективных причин, определивших ситуацию, была отсутствие до последнего времени основного потребителя - государственной структуры, контролирующей экологическую ситуацию, координирующей разрозненные действия различных природоохранительных органов, определяющей и лимитирующей те или иные виды природопользования. С момента создания Минприроды РФ и начала деятельности его территориальных органов ситуация изменилась. Сформировавшаяся специфика задач, решаемых региональными комитетами охраны природы, вынуждает последние к систематической интерпретации лавинообразно нарастающей информации. При этом становится все более ясным, что локальное использование мощных средств вычислительной техники для оптимизации отдельных процессов (в основном расчетных) не приносит желаемого эффекта и что нужна целостная взаимосвязанная и взаимозависимая информационная система, осуществляющая поддержку

деятельности подразделений комитетов на всех уровнях и по всем проблемным вопросам.

Основываясь на этой реальной необходимости. Кировским областным комитетом охраны природы, на который возложены координирующие функции всех специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды, предпринята попытка создания экологической информационной системы, комплексно характеризующей аспекты природопользования и состояния окружающей природной среды региона [14].

Последовательно излагая результаты предпринятой работы, остановимся на постановке основных задач, рассмотрим способы их решения, процесс построения алгоритма и его перевода в машинную программу.

2. ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Еще на этапе пред проектных исследований самой возможности создания региональной информационной системы были определены концептуальные положения, конкретизированы ее основные задачи : [15]

• централизованное объединение информации, комплексно характеризующей состояние и использование природных ресурсов региона;

• максимальное информационное обеспечивание природоохранных служб региона в выполнении функций общего экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;

• оперативное использование информации для оценки

экологической ситуации и принятия управленческих решений;

• обеспечение органов государственного управления, научных, проектных и общественных организаций, населения необходимой достоверной информацией о состоянии природной среды;

• развитие и совершенствование системы обмена научно-технической информацией, внедрение технических и организационно-экономических решений в области охраны окружающей природной среды;

• обеспечение исходными данными ряда прикладных задач по экономике природопользования, нормированию вредных воздействий на окружающую среду.

По всем указанным общим и более частным вопросам информационная система осуществляет: упорядоченный сбор и хранение информации по единой методике с использованием современных информационных технологий; быстрый доступ к полной экологической информации для всех уровней управления охраной природы в области, а также для других организаций и т.д. С учетом поставленных целей и перечня решаемых задач она получила условное наименование - единая региональная информационная система природопользования (ЕРИСП)[15].

3. СТРУКТУРА ЕРИСП

Специфика работы комитета и перспективные задачи на ближайшее будущее предопределяют конфигурацию ЕРИСП, в которую входят самостоятельные и взаимосвязанные подсистемы: «Административно -управленческой», представленная аппаратом Облкомприроды;

«Райгоркоми - теты», включающая периферийные структурные подразделения комитета; «Справочная информационная система» (СИС);

«Банки данных природоохранных и природоресурсных организаций и служб»; «Экологическая паспортизация»; «Экологический мониторинг», а также самостоятельные блоки -программные комплексы государственной экологической экспертизы, инспекции аналитического контроля, инспекции экологического контроля, и регионального информационного аналитического центра (РИАЦ) Облкомприроды [13].

Такая структура позволяет осуществлять оперативный контроль за состоянием, использованием и охраной земель, недр, подземных и поверхностных вод, атмосферы, растительного и животного мира, а также а источниками, объектами загрязнений, за использованием, хранением и захоронением отходов, а кроме того, предоставляет возможность прогнозирования экологической обстановки, нормирования потребления природных ресурсов и объемов выбросов загрязнений, выявления зон экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций, сертификации охраняемых территорий и объектов региона и т. д. Естественно, что при таком объеме разнородной информации основу информационного обеспечения ЕРИСП могут составлять существующие и перспективные ведомственные системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды, официальные формы отчетности по охране окружающей среды (ООС), кадастры природных ресурсов. По отношению к ним ЕРИСП является интегрирующей системой межмашинного обмена информацией в электронной форме.

3.1. ДОКУМЕНТАЦИЯ, КАК ОСНОВА ЕРИСП

При этом информация ЕРИСП дополняется следующими видами и формами документации: государственная статистическая отчетность, оперативная и первичная отчетность предприятий, проекты предельно допустимых выбросов и сбросов, разработанные на предприятиях, материалы местных органов управления об образовании и использовании экологических фондов и страховых фондов охраны природы, о выдаче разрешений на природопользование и др.

Исходя из . того, мы полагаем, что ЕРИСП следует считать совокупностью интегрированных подсистемных образований, объединенных техническими программными средствами, общей целью, назначением, перечнем решаемых задач и определяющих поступление, хранение и интерпретацию информации.

3.2. ПОДСИСТЕМА БАНКОВ ДАННЫХ

Основой и одним из составных звеньев ЕРИСП является подсистема банков данных региональных природоохранных и природоресурсных ведомств и служб. В их число, помимо Облкомприроды, вошли: Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, по геологии и использованию недр, водному хозяйству, по экономике и прогнозированию развития территории области. Департамент сельского хозяйства. Областной центр Госсанэпиднадзора, Станция защиты растений, Проектно-изыскательный центр агрохимслужбы. Инспекция рыбоохраны.

В системе ЕРИСП банки данных вышеперечисленных ведомств и служб, являющихся главными источниками информации объединенных банков данных социально-гигиенического мониторинга, кадастров природных ресурсов и т. д., технически связаны с центральным банком данных РИАЦ Облкомприроды модемной связью, которая обеспечивает бесперебойное функционирование сети, систематическое поступление, обновление и архивирование внутри системы поступающих данных. Централизация и концентрирование информации ведомств и служб основывается на принципах добровольного обмена и частичного объединения информационных материалов, что оговорено в специально разработанном документе - «Положение о единой региональной информационной системе природопользования (ЕРИСП) Кировской области». Практическая реализация этого принципа позволяет исключить возможности многократного дублирования ведомственной информации, циркулирующей по сетям ЕРИСП, свести ее погрешности и неточности к минимальному значению, обеспечить методологическое единство и репрезентативность используемой информации. В результате этого информация, получаемая на всех иерархических уровнях ЕРИСП, является приоритетной по отношению к информации из других источников при подготовке и принятии решений в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности для всех органов государственного управления, а также при определении административно-правовых отношений между юридическими и физическими лицами, осуществляемых органами представительной, исполнительной и судебной власти па территории области.

3.3. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ

В подсистемном блоке экопаспортизации в рамках ЕРИСП обобщаются данные предприятия по всем видам природопользования, в том числе:

сведения об оснащенности, техническом состоянии очистного оборудования предприятия; данных по выбросам, сбросам и размещению отходов по региону, о наличии разрешений о природопользовании; по автоматизированному составлению отчетов предприятий по охране природы; по обмену информации по вопросам природопользования на машинных носителях; внедрению компьютерных программ на предприятиях для обобщения данных, по автоматизации работ службы охраны природы [5].

Основная цель и назначение экопаспорта - создание информационной базы данных рационального природопользования, сети регулярной отчетной информации, формирование и упорядочение первичных экологических данных предприятий, получение информации для определения экономичности используемых технологий с целью дальнейшей сертификации, обязательного экострахования, регулирования налогооблажения и т. д. Схематически подсистемный блок экопаспортизации организован четырьмя иерархическими уровнями, связанными потоками информации: банк первичных экологических данных предприятий (экопаспорт природопользователей); банк городов, административных районов, промзон (экопаспорт производственных и административно-производственных конгломератов) и банк первичных экологических данных областей (экопаспорт области). Промежуточную и связующую роль выполняет банк первичных экологических данных паспортизации (сертификации) природопользования Облкомприроды.

Экопаспорт как таковой построен на принципах, включая единый системный подход к проблеме охраны окружающей среды. Он является первичной базой данных по воздуху, воде, почве, отходам и т. д. и обязателен для всех природопользователей.

В форму экопаспорта как нормативно-технического документа заложены технологические планировки природопользователя, операционные карты, технологические инструкции, ГОСТы, ТУ на основные и вспомогательные материалы. При заполнении форм составляются балансовые схемы материальных потоков, рассчитываются расходы энерго- и материальных ресурсов на единицу выпускаемой продукции, эффективность производства [16].

Индивидуальный экопаспорт природопользователя реализован по блочному принципу - обобщенные сведения, база данных по воде, воздуху, отходам, по состоянию окружающей среды. При этом стратегия экопаспорта рассчитана на любого природопользователя, независимо от формы собственности, любую специфику производства -химическую, сельскохозяйственную, оборонную, лесоперерабатывающую и др. Использованные принципы объектно-ориентированного программирования позволили состыковать базы данных ресурсных природопользователей, периодически их обновлять, выявлять «узкие места», грязные производства, вводить экономические методы управления, связывать кадастры природных ресурсов с влиянием технологии переработки конкретного материала у природопользователя, создавать банк данных по природоохранным и ресурсосберегающим технологиям. Заполненный экопаспорт дает возможность разработать формы госотчетности для любого уровня управления, а также тома ПДВ, ПДС предприятия, города, территории, иметь информацию по полигонам, отходам производства и динамики их влияния на окружающую среду. Кроме того, предлагаемая схема построения экологического паспорта позволяет прогнозировать создание аварийных ситуаций, рассчитывать зоны поражения.

3.4. МЕСТО СИСД В ЕРИСП

В общей схеме ЕРИСП нетрадиционное место занимает справочная информационная система данных (СИСД). В ней отсутствуют стереотипные данные по всевозможным нормативам, ГОСТам, правовым актам и т. д. и осуществляется обобщение, экспертная оценка, систематизация и доведение до потребителя справочно-информационных материалов по:

• инновационным технологиям, процессам, направленным на совершенствование природопользования и производственных процессов;

• разработчикам современного оборудования и технологий, рекомендаций по рациональному использованию различных видов природных ресурсов;

• ведущим специалистам региона и страны, занимающимся разработкой проблем природоохранного значения;

• организациям, основными направлениями деятельности которых являются вопросы природопользования; промышленной экологии, их экономические и юридические ; аспекты.

Справочная информационная система данных формируется на добровольных началах - организациями-учредителями. В качестве первичных материалов используются: информационные и рекламные письма организаций и авторов-разработчиков; информационные сообщения министерств и ведомств, носящие рекомендательный и обязательный характер в части внедрения описываемых процессов, приборов и оборудования; информационные карточки об инновациях, методиках, технологиях и т. п., заполненные на основе материалов конференций, совещаний и других научно-практических форумов; информационные сведения, поступившие по ведомственным системам телекоммуникационных и модемных сетей, разрешение на использование которых для формирования баз и банков данных имеется. Первичные информационные материалы проходят экспертную технологическую экспертизу, после чего интерпретируются в уникальные информационные карты, обеспечивающие жестко заданный сценарий ввода данных в компьютер, и далее непосредственно заносятся в соответствующие базы данных. Поддержание баз данных в актуальном состоянии осуществляет региональный информационно-аналитический центр Облкомприроды.

Материалы, содержащиеся в справочной информационной системе, предоставляются пользователям:(17.).

• в виде распечатки на ПУ ЭВМ тематической подборки информации на дискете, представляемой заказчиком;

• программы (системы управления базами данных) и

наполненных баз данных с последующим информационным сопровождением;

• программы с описанием принципов работы и технических возможностей программы.

Подсистема комплексного экологического мониторинга организует и объединяет собственно экологический мониторинг и мониторинг биоты как его составную часть, социально гигиенический мониторинг, мониторинг источников и объектов антропогенного воздействия. Функционально практически все перечисленные виды мониторинга осуществляются региональными службами специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды, а региональная информационная система в данном случае выполняет синтез и необходимую интерпретацию информации.

3.5. ПОДСИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ЕРИСП

Учитывая, что экологический мониторинг - система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды для изучения природных (в том числе связанных с антропогенными воздействиями) процессов и явлений для обоснования управленческих решений в сфере природопользования, целями подсистемы комплексного экологического мониторинга ЕРИСП являются: комплексная оценка качества окружающей среды области; установление антропогенных факторов, отрицательно влияющих на состояние природной среды и требующих принятия управленческих мер; прогноз изменений при реализации проектов хозяйственной деятельности; обоснование взаиморасчетов за загрязнение окружающей среды со смежными территориями. Помимо этого, с учетом требований социально -гигиенического мониторинга сюда входят: расширение объемов и номенклатуры показателей состояния среды обитания человека (качество питьевой воды, продуктов питания, атмосферного воздуха селитебных зон, санитарного состояния поднадзорных объектов и т.д.), сбор данных и углубленный анализ показателей, характеризующих состояние здоровья и заболеваемости населения области; комплексная оценка показателей состояния среды обитания и их влияние на здоровье и заболеваемость населения.

Сбор и анализ информации осуществляется по следующим показателям: состояние и изменение воздушной среды, водных объектов, ресурсов вод и деградации водных экосистем, почв, геологической среды, наземных экосистем, а также параметры биогеохимической оценки территории. Кроме того, в рамках реализации программы социально-гигиенического мониторинга идентифицируются показатели: медико-географические, загрязнения атмосферного воздуха селитебных зон, загрязнения питьевой воды и водоисточников рекреационного назначения, экологического состояния почв и радиационной безопасности (2).

3.6 ДОЛЯ ВЛИЯНИЯ НИР НА ЕРИСП

Для функционирования подсистемы комплексного экологического мониторинга в рамках ЕРИСП будут служить такие перспективные научно-исследовательские работы, организованные и финансируемые Облкомприродой. Например, это разработанная Санкт-Петербургским НИИ градостроительства территориальная комплексная схема охраны природы Кировской области, в которой приведены достаточно полные данные практически по всем объектам мониторинга ресурсов на начало 90-х годов(«точка отсчета» при слежении с периодичностью в 5-10 лет), а также эколого-геохимическое картографирование территории Кировской области, выполненное НИГЕП(г. Санкт-Петербург) и некоторые другие (11).

3.7. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ И ИХ СОСТАВ

Комплексом программ общего назначения объединены такие самостоятельные блоки ЕРИСП, как административно-управленческий, райогоркомитеты, экологическая экспертиза и инспекция аналитического контроля. Это по сути структурированные по профилю работы подразделений комитета внутренние, ведомственные потоки информации, ориентированные на интеллектуальную поддержку деятельности специалистов Облкомприроды и аппарата его управления. Организацию потоков информации и реальное функционирование указанных подсистем обеспечивает локальная компьютерная сеть Облкомприроды, обслуживаемая его региональным информационно-аналитическим центром (РИАЦ) Поскольку программные средства всех уровней ЕРИСП замыкаются на региональном информационно-аналитическом центре Облкомприроды, РИАЦ является узловым звеном, обеспечивающим поступление, прохождение информации, ее накопление, хранение и вариантную интеллектуальную обработку. В соответствии с этим РИАЦ осуществляет :(1).

• координацию создания и ведения банков данных

природоресурсного и природоохранного направления;

• организацию информационного взаимодействия и координацию действий между ведомственными центрами по обработке и обмену информацией экологического характера;

• выполнение расчетных задач моделирования,

картографирования, обработки данных дистанционного и лабораторного зондирования;

• обеспечение вычислительного процесса;

• передачу данных для вычислительного процесса.

4. СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ

Механизм поступления и прохождения информации по сетям ЕРИСП достаточно сложен. При этом техническая сторона организации и создания потоков информации принесла значительно меньше сложностей и сюрпризов, чем организационная. Тем не менее, после минимизации ведомственных разногласий общая структура информационных потоков определилась следующим образом.

Источники входной информации, которыми являются сформированные и формирующиеся банки, профильные базы данных учреждений, организаций и ведомств природно-ресурсного, эксплуатационно-ресурсного блока и существующей системы постоянного слежения за состоянием и загрязнением среды, представляют ЕРИСП необходимую информацию по заранее оговоренным формам, параметрам, показателям. Полученная информация систематически, регулярно поступает в РИАЦ Облкомприроды и индексируется в зависимости от присвоенного статуса оперативной или архивной информации в банках данных РИАЦ в соответствии с определенным профилем (4). Архивная и оперативная информация обеспечивает функционирование блока и социально-гигиенического мониторинга, кадастров ресурсов, отделов Облкомприроды через локальную компьютерную сеть. Параллельно информация поступает в рамках подсистемы экологической паспортизации от природопользователей, производственных конгломератов, деятельность которых контролируется и координируется Облкомприродой. Принимаемая информация также индексируется в соответствующие банки данных и по необходимости используется подразделениями Облкомприроды по локальной сети. Часть оперативной информации профильных отделов Облкомприроды, оседая на рабочих местах специалистов, также поступает в банки данных РИАЦ и в дальнейшем применяется при необходимости тех или иных видах работ. Часть информации, архивируемой РИАЦ в рамках ЕРИСП (например НИР), хранится отдельными пакетами и используется в текущей работе по мере надобности. Работоспособность справочной информационной системы данных обеспечивается ее учредителями Областным комитетом охраны природы, на основе перманентного поступления и поиска информационных, рекламных сведений и т.д.

Вся информация, проходящая по сетям ЕРИСП, доступна пользователям. Непосредственными потребителями выходной информации помимо структурных подразделений Облкомприроды являются:

ведомства, государственные учреждения и организации, наделенные статусом источников входной информации; органы государственного и административного управления области, районов, предприятий и т.д. Потенциальные пользователи (ведомства, государственные учреждения и организации, средства массовой информации) получают доступ к материалам ЕРИСП по оговоренным условиям в соответствии со сферой их интересов и компетенции ответственности (7).

5. АЛГОРИТМЫ, КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЪЕКТ

В процессе разработки алгоритмов ЕРИСП возникла необходимость решения ряда проблем. Определяемые уникальностью задач информационной системы они характеризуются предельно простым формированием структуры банков данных, выходных и отчетных форм, а также функциональной организацией представления данных. Так, при возникновении потребности введения нового информационного банка данных эта проблема должна решаться без привлечения программистов и без разработки нового программного продукта. Кроме того, ответы на нестандартные запросы должен получать специалист на рабочем месте без команды программиста в наглядном виде(деловая графика, картография и т.д. ), а не только в виде текста и цифровых таблиц.

Это достигается с помощью представления банков данных в виде информационных объектов( под объектом здесь понимается совокупность данных и алгоритмов обработки информации) на основе объектно-ориентированных технологий. В этом случае обеспечивается однотипная работа с разнородной информацией. Рабочая среда специалиста представляет собой единую программу-ядро, осуществляющую поддержку работы с информационными объектами. Уникальность работы с данными определяется алгоритмами, содержащимися в самих объектах. Упрощается конструирование и модификация информационных банков (1). Универсальные функции сконструированы в ядре, поэтому при построении нового необходимо задать структуру хранения данных и уникальные способы их обработки. При этом в процессе эксплуатации банка данных пользователям предоставляется возможность изменения как структуры информации, так и алгоритмов ее обработки. Кроме того, передача информации возможна несколькими способами: внутри одной организации путем посылки запроса к информационному объекту, для сторонних организаций - формированием информационного объекта (ответа на запрос). Вместе с данными пользователь получает и алгоритмы дальнейшей обработки информации, что при наличии программы ядра исключает необходимость преобразования форматов хранения данных, а новый объект просто включается в информационный банк получателя.

Объектно-ориентированная технология облегчает создание и поддержку распределенных баз данных. Рабочая информация хранится в единственном экземпляре (не считая статистического архива), и при необходимости потребители обращаются с запросами к информационному объекту, который обрабатывается в месте своего расположения. По этой причине исключается необходимость дублирования информационных банков для потенциальных потребителей информации, что позволяет локализовать место хранения информации и обеспечить поддержание данных в актуальном состоянии.

При реализации картографических систем управления банками данных, в информационные объекты добавляются картографические характеристики и алгоритмы обработки запросов, специфичных для картографического представления. После этого вся информация может быть представлена на картосхемах. Появляется возможность обработки запросов по условиям территориальной принадлежности информации (10).

Иными словами, реализуемый модульный принцип позволяет пользователю:

• собирать из модулей любую необходимую конфигурацию системы, формировать любые выходные формы, исходя из задач, структуры и сложившейся практики рядового пользователя;

• заменять устаревшие модули (в связи с заменой расчетной методики или нормативов) и расширять систему подключения новых программ;

• эксплуатировать модули, как автономно, так и совместно, обмениваясь информацией на дискетах или по сети.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем icon1 Целью дисциплины является изучение основ теории информационных...
Целью дисциплины является изучение основ теории информационных экономических систем, принципов построения и классификации современных...
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем iconРабочая программа учебной дисциплины проектирование информационных...
Целью дисциплины является: изучение методологии структурного анализа, моделирование информационных систем в стандарте idef, проектирование...
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем iconИнститут информатики, иноваций и бизнес-систем
Теоретические основы построения и функционирования информационных систем в производстве
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем iconПримерный план реферата Назначение устройства и принцип его построения...
Вч устройства, служащие для построения фар (делители мощности, коммутаторы, фазовращатели)
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем iconРабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана...
Изучаются основные стандарты и методология проектирования, построения профилей открытых информационных систем (ИС), методология управления...
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем iconРабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем
Курс «Проектирование автоматизированных информационных систем» направлен на изучение современных методов и средств проектирования...
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем iconУправление документально-информационными системами
Практическая работа №1 «Концепция построения комплексных информационных систем» 11
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем iconАнализ работы по реализации проекта перспективного развития
Ворческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на...
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Реализует принцип концентрического построения курса. Она определяет содержание базового уровней курса химии и предназначается для...
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем iconПрограмма дисциплины по кафедре Автоматика и системотехника Информационные сети и коммуникации
Целями данной дисциплины является ознакомление студентов с основными принципами построения современных информационных сетей и систем...
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний об основах построения и функционирования адаптивных информационных...
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем icon1*. Типы информационных систем Фактографические и документированные информационные системы
Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем iconТемы рефератов по курсу История развития информационных систем в экономике
Системы управления документооборотом: общие возможности, технические характеристики, примеры программ и опыт внедрения
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем iconПрограмма дисциплины «Проектирование информационных систем»
«Проектирование информационных систем» для направления 080700. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы в экономике»
Сформировать у студентов знаний и навыков в области использования информационных технологий и информационных систем для решения экономических...
Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем iconЛекция: Основные понятия технологии проектирования информационных...
Функционально-ориентированные и объектно-ориентированные методологии описания предметной области 61


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск