Цели и задачи дисциплины 1.1. Целью дисциплины является изучение основ теории информационных экономических систем, принципов построения и классификации современных экономических информационных систем, а также формирование у студентов базовых практических навыков их использования для решения практических задач экономического характера.
Задачей дисциплины приобретение студентами прочных знаний и навыков практической работы в области, определяемой основной целью курса.
Дисциплина основывается на базовых дисциплинах, входящих в учебный план: «Информатика и программирование», «Теория систем и системный анализ». 1.2 Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать:
основные понятия в области теории информационных экономических систем;
структуру и классификацию ИС, тенденции и перспективы их развития;
подходы к формализации понятий для разработки ИС.
| Студент должен уметь:
ставить задачи, формировать варианты решений и реализовать их в информационной системе;
использовать методы анализа и оптимизации параметров информационных систем.
| Студент должен иметь представление - о современных тенденциях развития систем обработка, передачи и хранения данных в экономических информационных системах
|
1.3 Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| «Информатика и программирование»,
«Базы данных»,
«Современные программные средства»,
«Информационные системы»,
«Информационные технологии»,
«Компьютерная графика».
| «Предметно-ориентированные экономические информационные системы»,
«Создание Web-представительства»,
«Перспективные вычислительные технологии»
|
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические)
Неделя
| Кол. час
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 2
| Тема 1. Основные понятия экономических информационных систем.
Лекция: Экономическая информатика и информационные системы. Понятие экономической информатики. Экономические информационные системы. Структура информационной системы: информационные технологии; функциональные подсистемы и бизнес-приложения; управление информационными системами. Схема функционирования информационной системы.
| М, П, Д
| 2
| 2
| Тема 2. Данные, информация и знания.
Лекция: Определение данных, информации и знаний. Формы существования информации. Семиотический аспект рассмотрения информации. Меры информации. Свойства данных, информации и знаний.
| М, П, Д
| 2,4
| 4
| Лабораторное занятие: Простые запросы языка SQL.
| ПГ, И, Э
| 3
| 2
| Тема 3. Предметная область информационной системы.
Лекция: Определение предметной области ИС. Типы сущностей, наборы свойств. Индивидуальность сущностей предметной области. Типы связей и их свойства. Интенсиональная и экстенсиональная модели. Концептуальная модель предметной области. Модель типа «сущность − связь». Диаграмма классов.
| М, П, Д
| 4
| 2
| Тема 4. Классификация и основные свойства единиц информации.
Лекция: Информационное пространство. Основные единицы информации. Составные единицы информации. Экономические показатели. Экономический документ.
| М, П, Д
| 5
| 2
| Тема 5. Информационные отношения.
Лекция: Основные виды отношений. Множественные отношения. Логические отношения. Арифметические отношения.
| М, П, Д
| 6, 7, 8
| 6
| Тема 6. Модели данных.
Лекция: Основные понятия. База данных. Системой управления базами данных. Сетевая модель данных CODASYL. Иерархическая модель данных СУБД IMS.
Лекция: Сетевая модель данных. Основные конструкции сетевой модели данных. Веерные отношения. Ограничение двухуровневой сети. Организация веерного отношения в памяти ЭВМ. Связь двух отношений. Классы сетевых баз данных. Формирования сетевой структуры базы данных.
Лекция: Иерархическая модель данных. Конструкции иерархической модели данных. Формирования структуры иерархической базы
| М, П, Д
| 6, 8
| 4
| Лабораторное занятие: Многотабличные запросы.
| ПГ, И, Э
| 9, 10, 11
| 6
| Тема 7. Реляционная модель данных.
Лекция: Основа реляционной модели данных - реляционная алгебра и реляционное исчисление. Связи между двумя таблицами. Компоненты реляционной модели. Операции реляционной алгебры.
Лекция: Нормализация данных. Нормальные формы отношений. Функциональные зависимости. Вероятный и первичный ключи. Аксиомы Армстронга. Минимальное покрытие множества функциональных зависимостей.
Лекция: Доступ к реляционным данным. Язык структурированных запросов SQL. Основные возможности, достоинства языка. Стандарты языка SQL.
| М, П, Д
| 10,12
| 6
| Лабораторное занятие: Итоговые запросы на выборку
| ПГ, И, Э
| 12
| 2
| Тема 8. Постреляционные модели данным.
Лекция: Объектные модели данных. Объектно-реляционная модель. Модель сущностей-связей. Многомерные модели данных.
| М, П, Д
| 13
| 2
| Тема 9. Модели представления знаний.
Лекция: Проблемы представления и моделирования знаний. Декларативная модель представления знаний. Процедурное представление знаний. Представление знаний на основе фреймов. Основные свойства фреймов.
| М, П, Д
| 14,15
| 4
| Тема 10. Представление знаний на основе семантических сетей, продукционных и логических моделей.
Лекция: Семантическая сеть. Отношения, используемые в семантических сетях. Интенсиональная семантическая модель. Экстенсиональная семантическая сеть. Продукционные модели.
Лекция: Логические модели представления знаний. Исчисление предикатов. Вывод на предикатах. Процесс стандартизации.
| М, П, Д
| 14,16
| 6
| Лабораторное занятие: Подчиненные и составные запросы
| ПГ, И, Э
| 16
| 2
| Тема 10. Представление и формализация нечетких знаний
Лекция: Основные определения нечетких множеств. Операции с нечеткими множествами. Нечеткая и лингвистическая переменные. Нечеткие числа и функции. Лингвистические критерии и отношения предпочтения.
| М, П, Д
|
Индивидуальная работа преподавателя со студентом
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.
| Методы
| 1
2-15 16
|
| Определение тем индивидуальных заданий студентов - каждому студенту выдается тема для ознакомления и указывается срок сдачи реферата и электронного издания. В течение недели перечень тем может корректироваться и уточняться время представления реферата.
Консультации студентов по разработке индивидуального задания и электронного издания к нему.
Зачетное занятие. Защита индивидуальных заданий.
| Э, И
|
Самостоятельная работа студента
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
|
1-5
6-9 10-15 16-18
|
5
6 7
9
| Задания для самостоятельной (индивидуальной) работы студентов:
Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по программе дисциплины.
Дополнение конспектов лекций и отчётов по лабораторным занятиям (по основной и дополнительной литературе).
Подготовка к лабораторным занятиям (повторение теории и выполнение подготовительных заданий, ведение протокола и оформление отчёта по лабораторным работам).
Выполнение индивидуального задания (реферат на заданную тему, электронное издание к нему).
|
Э, ПБ,И
|
|
| Перечень тем для самостоятельной (индивидуальной) работы:
Основные направления развития ЭИС.
Web-технологии и ЭИС.
Web-технологии в банковских ЭИС.
Web-технологии в страховом бизнесе.
Web-технологии в налоговом учете.
Web-технологии на фондовом рынке.
Web-технологии в инвестиционных компаниях.
Web-технологии в государственных учреждениях
Мобильные технологии и ЭИС.
Мобильные технологии в банковских ЭИС.
Мобильные технологии в страховом бизнесе.
Мобильные технологии в налоговом учете.
Мобильные технологии на фондовом рынке.
Мобильные технологии в государственных учреждениях
Мобильные технологии в инвестиционных компаниях.
Аналитические информационные системы в бизнесе.
Аналитические информационные системы в банковских ЭИС.
Аналитические информационные системы в страховом бизнесе.
Аналитические информационные системы в налоговом учете.
Аналитические информационные системы на фондовом рынке.
Аналитические информационные системы в инвестиционных компаниях. Аналитические информационные системы в государственных учреждениях.
Интеллектуальные информационные системы в экономике.
Интеллектуальные банковские информационные системы.
Интеллектуальные информационные системы в страховом бизнесе.
Интеллектуальные информационные системы в налоговом учете.
Интеллектуальные информационные системы на фондовом рынке.
Интеллектуальные информационные системы в инвестиционных компаниях.
Содержание индивидуального задания: Реферат на указанную преподавателем или выбранную студентом самостоятельно тему.
Оформление индивидуального задания должно быть осуществлено в строгом соответствии с действующими ГОСТами и предусматривает обязательное наличие следующего:
Титульный лист;
Содержание;
Главы (с разбивкой по усмотрению студента), раскрывающие заданную тему;
Список использованных источников.
| Э, И
|
Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
Наименование основных методов
| Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
| 1. Использование информационных ресурсов и баз данных Internet
| www.dataplus.ru, www.rambler.ru, www.ya.ru, www.nigma.ru, www.google.ru и иные поисковые системы, используемые при выполнении индивидуального задания и лабораторных работ
| 2. Применение активных методов обучения
| Проведение лабораторных занятий по данной дисциплине с использованием самостоятельной подготовки студентов по выбранным индивидуальным темам с последующим использованием при подготовке к зачету разработанных студентами по теме электронных изданий
| 3. Использование проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
| Объединение студентов в творческие коллективы для отработки связанных тем индивидуальных заданий и лабораторных работ.
|
3. Средства обучения 3.1 Информационно-методические
Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок
| Наличие в библиотеке
| Основная литература
|
| 1. Лугачев М.И., Анно Е.Н. и др. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник / М.И. Лугачев, Е.Н. Анно, М.Р. Кагаловский, Ю.П. Липунцов, К.Г. Скрипкин, С.Н. Смирнов, Е.Е. Смирнова. – М.: ИНФРА-М, 2005.
| +
| 2. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем: Учебник. – 4 изд., доп. и прераб. - М.: Финансы и статистика, 2000.
| +
| 3. Экономическая информатика: Учебник / Под ред. В.П.Косарева и Л.В. Еремина. – М: Финансы и статистика, 2001.
| +
| 4. Смирнов Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Г.Н. Смирнов, А.А.Сорокин, Ю.Ф.Тельнов. . – М: Финансы и статистика, 2003.
| +
| 5. Романов В.П. Интеллектуальные информационные системы в экономике: Учебное пособие / Под. Ред. д.э.н. проф. Н.П.Тихомирова. – М: Изд. «Экзамен», 2003 .
| +
| 6. Дьюсон Р. SQL Server 2000/ Программирование / / Р. Дьюсон. – М: БИНОМ ЛЗ, 2002.
| +
| Дополнительная литература
|
| 1. Тихонов А. Н., Цветков В.Я. Методы и системы поддержки принятия решений. - М.: МаксПресс, 2001.
| +
| 2. Спирли Э. Корпоративные хранилища данных. Планирование, разработка, реализация. Том 1.: ер. с англ. – М: Изд. дом «Вильямс», 2001
| -
| 4. Пирогов В.Ю. SQL Server 2005: программирование клиент-серверных приложений. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006.
| -
| 5. Периодические издания:
Журнал «Открытые системы».
Журнал «Компьютеp-Пpесс» (обозpение заpубежной пpессы).
Ежеквартальная газета «ComputerWorld».
Журнал «PC Magazine» (амеp. и pус.).
| -
| 6. Информационно-справочные ресурсы Internet:
http://www.rambler.ru/ - отечественная поисковая система Рамблер;
http://www.ya.ru/ - отечественная поисковая система Яндекс;
http://www.osp.ru/ - издательство Открытые системы;
http://www.aport.ru/ - отечественная поисковая система Апорт;
http://www.nigma.ru/ - отечественная поисковая система Nigma.
| -
| Материально-технические
Номер аудитории
| Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия
| Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
| 209, 212а
| 1. Visual Studio 2005, SQL Server 2005.
| Исследование, обучение,
демонстрация
| |