Московский энергетический институт (технический университет)





Скачать 251.23 Kb.
НазваниеМосковский энергетический институт (технический университет)
страница1/2
Дата публикации25.10.2014
Размер251.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Институт Электротехники (ИЭТ)
___________________________________________________________________________________________________________


Направление подготовки: 140400, Электроэнергетика и электротехника

Профиль(и) подготовки: Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информационные технологии управления”

Цикл:

профессиональный




Часть цикла:

вариативная




дисциплины по учебному плану:

ИЭТ; Б.3вмпв. 21




Часов (всего) по учебному плану:

144




Трудоемкость в зачетных единицах:

4,0




Лекции

30 час

8 семестр

Практические занятия

15 час

8 семестр

Лабораторные работы

15 час

8 семестр

Расчетные задания, рефераты

46час

8 семестр

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

84 часа




Экзамены




8 семестр

Курсовые проекты (работы)









Москва - 2010

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является изучение технологий обработки информации, а так же информационных систем на их основе, для последующего использования в управлении организацией.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • Активно использовать источники научно-технической и управленческой информации по вопросам менеджмента электротехнических и электроэнергетических организаций (ОК-7);

  • Получать, хранить, перерабатывать и использовать информацию, использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11);

  • Логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • Анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);

  • Разрабатывать презентации и публично выступать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию и полемику по существу обсуждаемых вопросов (ОК-12).

  • самостоятельно работать, принимать решения в рамках своей профессиональной деятельности;

  • принимать и обосновывать конкретные управленческие и технические решения при создании информационных систем управления.


Задачами дисциплины являются

  • познакомить обучающихся с понятием информации, информационных процессов, управления при помощи информационных технологий, построения информационных систем с целью повышения эффективности деятельности организации;

  • дать информацию о принципах, подходах, методологиях, механизмах организации управления с точки зрения информационного менеджмента;

  • научить принимать и обосновывать конкретные управленческие, организационные и технические решения при построении систем управления организацией, основанных на современных и перспективных информационных технологиях.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б.3вмпв. 21 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю "Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике" направления 140400, Электроэнергетика и электротехника.

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: Информатика, Основы менеджмента, Управление качеством, Информационные технологии, Философия.

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы и изучении дисциплин "Инженерный менеджмент".

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • Основные источники научно-технической и управленческой информации по вопросам информационных технологий управления в электротехнических и электроэнергетических организаций (ОК-7);

  • Современные методы обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения (ОК-1);

  • Методы поиска и принятия организационно-управленческих решений в нестандартных условиях и в условиях различных мнений (ОК-4);

  • Методы и приемы приобретения новых знаний, а также использования различных средств и технологий обучения (ОК-6);

  • основные принципы построения информационных систем управления;

  • методологии моделирования бизнес-процессов и программные продукты на их основе ;

  • информационные технологии, применяемые в построении современных систем управления организацией;

  • источники научно-технической информации (журналы, сайты Интернет) по информационным технологиям управления.

Уметь:

  • Получать, хранить, перерабатывать и использовать информацию, использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11);

  • Готовить презентации и публично выступать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию и полемику по существу обсуждаемых вопросов (ОК-12).

  • самостоятельно строить дерево целей, дерево процессов, произвольные модели бизнес-процессов и организационные структуры компании;

  • разрабатывать модели бизнес-процессов торгово-промышленной/электроэнергетической компании в нотациях IDEF0, IDEF3, eEPC: контекстной диаграммы, первого уровня декомпозиции процессной модели, моделей бизнес-процессов управления персоналом, материально-технического снабжения и продаж;

  • осуществлять поиск и анализировать научно-техническую информацию и выбирать к применению необходимые информационные технологии и системы на их основе в зависимости от поставленной управленческой задачи;

  • определять системные функции в процессах компаний и формировать функциональнее требования к автоматизированной информационной системе;

  • оценивать экономическую эффективность внедрения автоматизированной информационной системы;

  • оценивать потенциал нападения на информационные технологии компании.

Владеть:

  • Методами принятия решений и оформления принятых решений в виде документа (ПК-7);

  • Методами систематизации и обобщения информации по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК-31);

  • Навыками координации деятельности членов трудового коллектива (ПК-34);

  • терминологией в области информационных технологий управления;

  • навыками поиска информации о свойствах информационных систем;

  • навыками применения полученной информации при разработке проекта внедрения автоматизированной информационной системы.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Информация и управление




8

2

-




4

Устный опрос

2

Процессный подход к управлению




8

3

2

4

4

Расчетное задание №1 «Процессный подход к управлению»

3

Информаци-онные системы2




8

2

-




4

Устный опрос

4

Эффективность информатизации и информационных технологий




8

3

2




4

Устный опрос

5

Моделирование бизнес-процессов организаций




8

2

-

4

4

Расчетное задание №2 «Моделирование бизнес-процессов организаций»

6

Семейство методологий моделирования бизнес-процессов организации IDEF0




8

3

2




4

Устный опрос

7

Методология моделирования бизнес-процессов организации IDEF3




8

2

-

4

4

Расчетное задание №3 «Методология моделирования бизнес-процессов организации IDEF3»

8

Методология архитектуры интегрированных информационных систем ARIS




8

3

2

3

4

Расчетное задание №4 «Методология архитектуры интегрированных информационных систем ARIS»

9

Интеграция распределенных систем управления бизнес-процессами организаций




8

2

-




2

Устный опрос

10

Автоматизированные информационные системы







3

2




4

Устный опрос

11

Информационная безопасность







2

-




4

Устный опрос

12

Управление и аудит информационных технологий







3

2




4

Устный опрос




Зачет

2

8

--

3

--

2

Презентация и защита реферата




Экзамен

36

8

---

--

--

36

устный




Итого:

144




30

15

15

84





4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции

1.Информация и управление.

Кибернетический подход к информации. Сущность принципа управления. Понятие сообщения. Понятие информации. Понятие данных. Отличие информации от данных. Виды информации. Непрерывная (аналоговая) информация. Дискретная (цифровая) информация. Процесс дискретизации.

Хранение информации. Источник и получатель информации. Кодирование и декодирование. Передатчик и приемник информации. Канал связи. Информационный канал. Линия связи. Устройства информационного канала. Способы передачи информации.

Измерение информации. Синтаксическая мера. Формула К. Шеннона. Единицы синтаксической меры. Семантическая мера. Понятие тезауруса получателя информации. Количество семантической информации. Объем семантической информации. Коэффициент содержательности. Прагматическая мера. Ценность информации. Полезность информации: полезность владения, времени, места, готовности. Единицы измерения прагматической меры. Сжатие информации.

Показатели качества информации: достаточность (полнота) информации, доступность информации, актуальность информации, своевременность информации, точность информации, достоверность информации, устойчивость информации. Способы измерения показателей качества информации.

Жизненный цикл информации в компании: анализ и оценка, идентификация, сбор и регистрация, резервирование, хранение, защита, распределение и передача, утилизация информации.
2.Процессный подход к управлению

Определение процесса.Примеры процессов. Бизнес-процессы. Примеры бизнес-процессов. Понятие подсистемы управления. Дерево целей компании. Дерево процессов компании. Понятие процессного подхода к управлению.

Функциональная система управления. Прохождение бизнес-процессов в функциональной системе управления. Процессная система управления. Прохождение бизнес-процессов в процессной системе управления. Отличия функциональной и процессной систем управления.

Цель классификации процессов. Классификация бизнес-процессов по отношению к клиентам процессов. Классификация бизнес-процессов по уровню подробности рассмотрения. Классификация бизнес-процессов по отношению к получению добавленной ценности. Классификация бизнес-процессов по видам деятельности.

Понятие надпроцесса и подпроцесса. Подходы к структурированию процессов. Типовые управленческие, основные и вспомогательные процессы. Типовые подсистемы управления.

Понятие сети процессов. Основополагающие моменты установления взаимосвязи и взаимодействия процессов. Классификация взаимосвязей бизнес-процессов. Виды и пути взаимодействия процессов. Логистики потоков. Моделирование бизнес-процессов. Логика построения процессной модели.

3. Информационные системы.

Структура информационной системы. Подсистемы информационной системы. Функциональные подсистемы. Принципы выделения функциональных подсистем.

Информационная система в разрезе делового видения. Понятие информационных технологий. Автоматизированная информационная технология. Структура автоматизированной информационной технологии. Примеры информационных технологий.
4. Эффективность информатизации и информационных технологий.

Системный подход к оценке эффективности информатизации и информационных технологий. Применение закона убывающей полезности в отношении информационных систем: зависимость качества, результативности и эффективности информационных систем от объема капиталовложений. Эффекты перераспределения. Типы методов оценки эффективности информатизации и информационных технологий.

Затратные методы оценки эффективности информатизации и информационных технологий. Котловой метод. Метод функциональной точки. Метод совокупной (полной) стоимости владения.

Методы оценки прямого или приведенного эффекта от информатизации и использования информационных технологий. Потребительский индекс. Прикладная информационная экономика.

Методы оценки прямого или приведенного эффекта от информатизации и использования информационных технологий. Метод источника экономической стоимости. Метод добавленной экономической стоимости.

Методы оценки эффективности информатизации и информационных технологий, основанные на оценке идеальности процесса. Метод использования среднеотраслевых результатов. Методика Gartner Measurement. Методика возвратности инвестиций. Методика справедливой цены опционов. Гедоническая модель заработной платы.

Квалиметрические методы оценки эффективности информатизации и информационных технологий. Вектор в трехмерном пространстве показателей эффективности информационной системы. Совокупный экономический эффект.Система сбалансированных показателей.

Информационная поддержка системы по этапам жизненного цикла: системный подход к информационной поддержке продукции и услуг современной промышленности и энергетики; особенности поддержки информационной службы по этапам жизненного цикла.
5. Моделирование бизнес-процессов организаций

Современные концепции управления организациями: ERP (Enterprise Resource Planning), ERPII (Enterprise Resource and Relationship Processing), SCM (Supply Chain Management), CRM (Customer Relationship Management), B2B (Business to Business), CSRP (Customer Synchronized Resource Planning).

Комплексное моделирование бизнес-процессов организаций как одна из задач информационного менеджмента.

6. Case-технологии моделирования бизнес-процессов организаций.

Методология структурного анализа и проектирования SADT (Structured Analysis & Design Technique). Системы и модели. Понятие моделирования. Принципы моделирования SADT: вопросы моделирования, цели моделирования, субъект модели, ограничения моделирования, точка зрения модели, модели как взаимосвязанные наборы диаграмм. Понятие декомпозиции. Семейство стандартов структурного моделирования IDEF. IDEF0 (Integration Definition for Functional Modeling) как один из подвидов SADT.
6. Методология моделирования бизнес-процессов организации IDEF0

Модели IDEF0: функциональные блоки, интерфейсные дуги. Доминирование блоков, взаимосвязи и взаимодействия между блоками. Синтаксис моделей IDEF0: контекстная модель и декомпозиция контекстной модели. Принципы нумерации диаграмм IDEF0. Коды ICOM (Input, Output, Control, Mechanism).

Прикладные особенности моделирования IDEF0: туннелирование, внешние связи, вызов. Различие между входными дугами и дугами управления. Типы потоков в разрезе входов, выходов, управлений и механизмов. Реализация обратной связи в системе бизнес-процессов. Число уровней декомпозиции, согласование и окончание моделирования.Проведение функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов организации с использованием IDEF0-модели.

Контекстная модель торгово- промышленной/электроэнергетической компании в IDEF0. Цель создания контекстной модели.

Модель бизнес-процессов верхнего уровня для торгово- промышленной/электроэнергетической компании в IDEF0. Подходы к формированию вида первого уровня декомпозиции модели бизнес-процессов в IDEF0. Моделирование различных видов бизнес-процессов в IDEF0. Реализация обратной связи в управлении при моделировании в IDEF0.

Модели бизнес-процессов в IDEF0: модель бизнес-процесса воспроизводства компетенций (управления персоналом); модель бизнес-процесса материально-технического снабжения (обеспечения материальными ресурсами), модель бизнес-процесса продаж и послепродажного обслуживания.

7. Методология моделирования бизнес-процессов организации IDEF3

Методология моделирования бизнес-процессов организации IDEF3: основы стандарта IDEF3; основные элементы IDEF3-диаграмм; декомпозиция описания процесса в IDEF3; процесс построения IDEF3-модели.
8. Методология архитектуры интегрированных информационных систем ARIS

Понятие методологии архитектуры интегрированных информационных систем ARIS (ARchitecture of Integrated Information Systems). Сравнение ARIS с другими средствами моделирования в аспектах функциональных возможностей и полноты представления организации в модели. Примеры успешного использования ARIS. Формализованное и неформализованное описание деятельности организации.

Возможности ARIS. Виды описания ARIS: описание организации, описание данных, описание процессов, описание функций. Уровни описания ARIS. Уровни описания ARIS. Доступные методы моделирования. Декомпозиция в ARIS. Взаимосвязь моделей в ARIS. Общий подход к моделированию организации в ARIS.

Модели ARIS: модель дерева целей (objective diagram), модель дерева функций, процессов (functional tree diagram), модель цепочки добавленной ценности (value-added chain), модель организационной структуры (organization chart).

Модель ARIS: расширенная событийно-ориентированная модель бизнес-процесса (extendent even driven process chain, eEPC). Принципы построения расширенной событийно-ориентированной модели бизнес-процесса (eEPC). Пример модели бизнес-процесса в нотации eEPC.

Имитационное моделирование бизнес-процессов и анализ информации при помощи ARIS Simulation: имитационное моделирование существующих и целевых бизнес-процессов; схема работы ARIS Simulation; требования к заполнению атрибутов моделей для осуществления имитационного моделирования; результаты имитационного моделирования и их использование.

Пооперационно-стоимостной анализ бизнес-процессов с использованием ARIS ABC.
9. Интеграция распределенных систем управления бизнес-процессами организаций.

Многоагентные системы и многоагентный подход. Области применения многоагентных систем.

Интеграция бизнес-процессов организации с использованием системы моделей eEPC. Интеграционная карта: построение и использование.

Интегрированная информационная система поддержки менеджмента организации: информационная поддержка менеджмента организации; интегрированная система менеджмента организации; моделирование интегрированной системы менеджмента и ее подсистем (в том числе системы менеджмента качества, системы управления окружающей средой, системы управления охраной труда).

Системные функции в бизнес-процессах организации. Отображение системных функций в моделях eEPC. Функциональные требования к автоматизированной информационной системе. Формирование функциональных требований к информационной системе с использованием системы моделей бизнес-процессов организации в нотации eEPC.
10. Автоматизированные информационные системы

Определение автоматизированной информационной системы (АИС). Свойства АИС. Принципы создания и функционирования АИС.

Структурирование АИС. Функциональная часть АИС. Обеспечивающая часть АИС. Подсистемы обеспечивающей части АИС. Техническое обеспечение АИС. Технологическое обеспечение АИС. Информационное обеспечение АИС. Программное обеспечение АИС.

Проектирование АИС. Цели проектирования АИС. Потребительские свойства проекта АИС. Принципы проектирования АИС. Средства проектирования АИС. Методы проектирования АИС: оригинальное проектирование, типовое проектирование, автоматизированное проектирование.

Стадии и этапы проектирования АИС. Состав стадий и этапов проектирования АИС. Результаты стадий и этапов проектирования АИС. Предпроектная стадия, стадия разработки проектов, стадия внедрения АИС.
11. Информационная безопасность

Понятие информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности и их классификация.

Построение систем защиты от угроз нарушения конфиденциальности информации: модель системы защиты; организационные меры и меры обеспечения физической безопасности; идентификация и аутентификация; разграничение доступа; криптографические методы обеспечения конфиденциальности информации; методы защиты внешнего периметра; протоколирование и аудит.

Построение систем защиты от угроз нарушения целостности информации: принципы обеспечения целостности информации; криптографические методы обеспечения целостности информации. Построение систем защиты от угроз нарушения доступности информации.

Стандарты в информационной безопасности: оценочные стандарты и стандарты-спецификации. Стандарты в информационной безопасности: Оранжевая книга; руководящие документы Гостехкомиссии России.

Международный стандарт ISO/IEC 15408-1999 «Общие критерии безопасности информационных технологий». Структура, основные положения. Область применения. Аудит информационных технологий на основе ISO/IEC 15408-1999. Модель угрозы. Потенциал нападения. Профиль защиты. Задание по безопасности. Функциональные требования безопасности. Требования доверия.

Международный стандарт ISO/IEC 17799:2005 «Информационные технологии. Методы обеспечения безопасности. Практическое руководство по управлению информационной безопасностью». Тематические разделы стандарта. Основные положения. Область применения.

Международный стандарт ISO/IEC 27001:2005 «Информационные технологии. Методы обеспечения безопасности. Системы управления информационной безопасностью. Требования». Структура, основные положения. Область применения.

Стандарт BS 7799-3:2006 «Системы управления информационной безопасностью. Руководство по управлению рисками в информационной безопасности». Основные положения. Область применения. Модель управления рисками информационной безопасности.
12. Управление и аудит информационных технологий

Управление и аудит информационных технологий на основе открытого стандарта CobiT (Контрольные Объекты для Информационных и смежных Технологий) третьей редакции. Состав и структура книг стандарта CobiT. Основные положения и область применения книг стандарта CobiT: Резюме для руководителя, Описание структуры, Объекты контроля, Принципы управления, Принципы аудита, Набор инструментов внедрения стандарта. Этика аудитора информационных технологий. Взаимосвязь CobiT и других требований и стандартов, связанных с управлением и аудитом информационных технологий.

Модель бизнес-процессов, выстраиваемых на основе открытого стандарта CobiT третьей редакции. Критерии оценки информации и ресурсы ИТ. Цикл CobiT, отражающий непрерывность соответствия информационных технологий требованиям бизнеса. Четыре домена CobiT, объединяющие ИТ-процессы, критерии информации и ресурсы ИТ. Вопросы CobiT, на всем жизненном цикле ИТ. Схема отношения бизнес целей и ИТ.

Модели зрелости открытого стандарта CobiT третьей редакции. Применение моделей зрелости. Ключевые факторы успеха. Ключевые индикаторы цели. Ключевые индикаторы результата. Примеры ключевых факторов успеха, ключевых индикаторов цели, ключевых индикаторов результата.

Управление и аудит информационных технологий на основе разделов библиотеки ITIL (IT Infrastructure Library). Состав и структура разделов библиотеки ITIL. Основные положения и область применения разделов библиотеки ITIL: Бизнес-перспектива, Управление приложениями, Предоставление ИТ-услуг, Поддержка ИТ-услуг, Управление инфраструктурой.

Бизнес-процессы и вопросы, описываемые разделами библиотеки ITIL. Модель поддержки ИТ-услуг ITIL. Взаимосвязь библиотеки ITIL и других требований и стандартов, связанных с управлением и аудитом информационных технологий.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт
Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (мгту мирэа)
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники
Магистерская программа: Электротехнические, электромеханические и электронные системы автономных объектов
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
Московский энергетический институт (технический университет) iconМинистерство образования и науки РФ московский энергетический институт (технический университет)



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск