Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 157.44 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации05.11.2014
Размер157.44 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Московский институт электроники и математики
Факультет информационных технологий и вычислительной техники



.



Программа дисциплины
Надежность, эргономичность

и качество АСОИУ

Для направления 230100 – «Информатика и вычислительная техника»

подготовки специалиста по специальности 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления»

Автор: к.т.н., доцент Е.С.Чемоданов

echemodanov@hse.ru
Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры ИТАС

Председатель Зав.кафедрой

_________________ ________________ С.Р.Тумковский

«____» __________ 2012 г. «___» ___________ 2012 года
Утверждена УС факультета ИТ и ВТ

Ученый Секретарь

________________

«_____» ________2012 года


Москва – 2012



  1. Цели и задачи дисциплины.

Дисциплина «Надежность, эргономичность и качество АСОИУ» относится к естественно-научному циклу и имеет своей целью изучение вопросов, связанных с оценкой надежности производственных систем, организацией и проведением испытаний на надежность, методов обеспечения надежности, основ эргономического обеспечения разработки АСОИУ, оптимизации задач эргономики.
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи дисциплины:

- изучение основных понятий теории надежности;

- изучение основных расчетных моделей для оценки показателей надежности аппаратуры;

  • изучение методов организация и проведения испытаний на надежность;

  • изучение методов моделирования надежности программного обеспечения;

  • изучение методов обеспечения надежности;

  • изучение видов избыточности;

  • рассмотрение основ эргономического обеспечения разработки АСОИУ;

  • получение навыков работы с программным обеспечением при решении задач надежности.




  1. Место дисциплины в структуре ООП.


Дисциплина относится к базовой части раздела ООП «Математический и естественно-научный цикл» и является частью учебного цикла в структуре ООП бакалавриата (Б3.Б7).

На входе от бакалавра требуются компетенции по следующим областям знаний:

- математический анализ;

- информатика;

- вычислительная математика;

- теория вероятностей и математическая статистика.

Компетенции, полученные в результате изучения данной дисциплины, необходимы для изучения следующих дисциплин и выполнения видов деятельности:

- Б3.Б5 Безопасность жизнедеятельности

- Б3.В1 Автоматизация и интеллектуализация процессов управления;

- Б3.В5 Моделирование систем

- Б3.В10 Проектирование АСОИУ.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Автоматизация и интеллектуализация процессов управления»


  1. Общекультурных (ОК)

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);

- способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию (ОК-5);

- способность понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7).


  1. Профессиональных (ПК)

- способность осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам надежности систем (ПК-5);

- способность применять к решению задач надежности базовых алгоритмов, программ и тестировать эти программы (ПК-10);

- способность принимать участие во внедрении и настройке систем надежности (ПК-15);

- способность оценивать экономические затраты на разработку систем надежности (ПК-15);

- способность анализировать и выбирать методы и средства обеспечения надежности систем (ПК-18).
В результате освоения дисциплины студенты должны:
а) знать:

  • основные понятия и количественные показатели надежности производственных систем;

  • факторы, влияющие на надежность;

  • основные вопросы эксплуатационной надежности;

  • организационные и экономические вопросы обеспечения надежности;


б) уметь:

  • применять методы расчета надежности резервированных и нерезервированных производственных систем;

  • проводить испытания на надежность и моделировать надежность производственных систем;

  • формировать прикладную задачу;

  • решать задачи надежности с использованием современных программ и приложений;


в) владеть навыками:

- программирования в современных средах;

- проведения отладки и тестирования программ расчета надежности.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.




Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестр

6

Аудиторные занятия (всего)

72/3,5

72

Лекции

36/1,5

36

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)

18/1

18

Лабораторные работы (ЛР)

18/1

18

Другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

36/2,5

36

Курсовая работа







Расчетно-графические работы







Реферат







Домашние работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)







Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

108

108

6

6



  1. Содержание дисциплины.




    1. Содержание разделов дисциплины





п/п

Раздел дисциплины

Содержание


1

2

3

1

Основные понятия и количественные показатели надежности.

Введение. Общие вопросы надежности, эргономичности и качества АСОИУ. Надежность, как научная дисциплина. Содержание и структура дисциплины. Особенность изучения курса. Основные определения теории надежности. Классификация отказов. Количественные пока-затели надежности систем. Показатели надежности восстанавливаемых и невосстанавливаемых систем. Принципы описания надежности производствен-ных систем. Основные предпосылки и исходные данные при расчете надежности.

2

Математические методы в теории надежности.

Основные законы распределения. Потоки случайных событий и их математическое описание. Марковские процессы, дискретные в пространстве и во времени. Матрицы переходных вероятностей. Марковские цепи. Преобразования. Вероятностное моделирование в задачах оценки надежности проектируемых объектов. Общий алгоритм моделирования надежности и область его применения. Решение задач надежности с использованием моделей массового обслуживания.

3

Методы расчета надежности невосстанавливаемых и восста-навливаемых объектов.

Методы расчета надежности проектируемых объектов с дискретным состоянием. Расчет при параллельно-последовательном соединении элементов. Виды резервирования объектов: активное и пассивное резервирование; общее и раздельное резервирование; резервирование с целой и дробной кратностью; резервирование с учетом обрыва и короткого замыкания. Метод путей и сечения. Виды избыточности. Задача оптимального резервирования и методы её решения.

4

Расчет надеж-ности автомати-зированных информацион-ных систем.

Методы расчета надежности нерезервированных систем при внезапных отказах и пуасоновских потоках отказов и восстановлений. Особенности резервирования восстанавливаемых объектов. Резервирование с учетом восстановления ненагру-женного, нагруженного и облегченного режимов. Анализ надежности функционирования вычисли-тельных систем с учетом выполнения заданных функций. Особенности надежностных характеристик ЭВМ и вычислительных комплексов. Оценка надежности сетей. Информационная и программная надежность. Медели надежности программного обеспечения (модель Шумана, модель Нельсона).

5

Оценка показа-телей надежнос-ти объектов по эксперименталь-ным испытаниям

Параметрические методы расчета надежности передачи информации в автоматизированных системах. Выбросы случайных функций. Пути получения экспериментальных данных об отказах. Значение и виды испытаний на надежность. Построение экспериментальных зависимостей. Выбор типа теоретического распределения наработки на отказ. Оценка параметров теорети-ческих распределений наработки на отказ.

6

Методы расчета надежности технологических систем.

Точечные и интервальные оценки. Статистическая проверка гипотез о математических ожиданиях и дисперсиях. Связь показателей надежности и качества функцио-нирования технологических систем. Метод расчета надежности технологических систем с накопителя-ми. Расчет надежности систем работ по сетевым и логико-сетевым моделям. Методы расчета надежности технологических систем с помощью вероятностного физического моделирования.

7

Основные воп-росы эксплуата-ционной надеж- ности.

Средства обеспечения надежности производствен-ных систем в период эксплуатации. Влияние технического обслуживания на надежность. Обеспечение систем запасными элементами. Распределение норм надежности объектов по элементам. Мероприятия по повышению надеж-ности объектов при их проектировании и изготов-лении. Формирование требований к надежности производственных систем. Служба надежности. Программа обеспечения надежности. Выбор метода подтверждения выполнения норм надежности.

8

Основы эргоно-мического обес-печения разра-ботки АСОИУ. Оптимальные задачи эргоно-мики.

Эргономическое обеспечение разработки АСОИУ, обеспечение эргономического качества разрабатываемых систем. Оптимизация эргоно-мического обеспечения при разработке АСОИУ.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




п/п

Название обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необ-

ходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Б3.Б5 Безопасность жизнедеятельности

*




*







*




*

2.

Б3.В1 Автоматизация и интеллектуализация процессов управления

*

*

*

*

*

*

*

*

3.

Б3.В5 Моделирование систем







*

*




*







4.

Б3.В10 Проектирование АСОИУ




*

*










*

*


5.3.Разделы дисциплины и виды занятий.



п/п

Наименование разделов дисциплины

Лекции


ПЗ

ЛР

1

Основные понятия и количественные показатели надежности.

4

1




2

Математические методы в теории надежности.

6

2

2

3

Методы расчета надежности невосстанав-ливаемых и восстанавливаемых объектов.

6

4

5

4

Расчет надежности автоматизированных информационных систем.

6

2

2

5

Оценка показателей надежности объектов по экспериментальным данным об отказах.

6

2

3

6

Методы расчета надежности техноло-гических систем.

2

2

2

7

Основные вопросы эксплуатационной надежности. Организационные и эконо-мические вопросы обеспечения надежности.

2

3

2

8

Эргономическое обеспечение разработки АСОИУ.

4

2

2




Итого:

36

18

18



  1. Лабораторный практикум.






п/п

раздела

дисциплины

Наименование лабораторных работ


Трудоемкость

час/зачет.един

1

1,2

Основы разработки моделей оценки надежности производственных систем.

5/0,3

2

4,5,6

Применение вероятностного физического моделирования для оценки надежности производственных систем.

7/0,5

3

7,8,9

Экспериментальная оценка показателей надежности производственных систем.

6/0,2



  1. Примерная тематика домашних и курсовых работ.


Для домашних работ можно использовать следующие темы:

- расчет надежности невосстанавливаемых объектов;

- расчет надежности восстанавливаемых объектов;

- особенности расчета надежностных характеристик ЭВМ и систем.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.


а) Основная литература.

  1. Ястребенский Т.А., Иванова Г.М. Надежность автоматизированных систем управления технологическими процессами. –М.: Энергоиздат, 1989, 264 с.

2. Дружинин Г.В. Надежность автоматизированных производственных систем.

–М.: Энергоиздат, 1986, 480 с.

  1. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Прикладные задачи теории вероятностей.

–М.: Радио и связь, 1983, 415 с.

  1. Погребальный С.Б., Стрельников В.П. Проектирование и надежность многопроцессорных ЭВМ. –М.: Радио и связь, 1988, 165 с.

  2. Каштанов В.А., Медведев А.И. Теория надежности сложных систем.

–М.: Европейский центр по качеству, 2002.

6. Половко А.М. и др. Сборник задач по теории надежности.

–М.: Советское радио, 1972.

б) Дополнительная литература.

  1. ГОСТ 24.701-86 Единая система стандартов АСУ. Надежность АСУ.

Основные положения.

  1. Надежность автоматизированных систем. Под.ред. Я.А. Хетагурова.

–М.: Высшая школа, 1979, 268 с.

  1. Глазунов Л.П., Грабовецкий В.П., Щербаков О.В. Основы теории надежности автоматизированных систем управления. –М.: Энергоиздат, 1984, 268 с.

  2. Голинкевич Т.А. Прикладная теория надежности.

–М.: Высшая школа, 1985, 168 с.

в) Программное обеспечение

1. MS Windows

2. MS Visual C++

3. MS Visual Basic


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Для успешного освоения дисциплины необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

1.Дисплейный класс, оборудованный современными персональными компьютерами

2.Интерактивная доска и/или проектор с экраном


  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.


В учебном процессе, помимо чтения лекций, аудиторных занятий, широко используются интерактивные формы (обсуждение отдельных разделов дисциплины, защиты домашних заданий). В сочетании с внеаудиторной работой, это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучения.

Для закрепления и проверки знаний студентов по наиболее важным разделам курса проводятся контрольные работы.

Для формирования практических навыков проводятся практические и лабораторные работы и выполняются домашние и курсовые работы. Основной целью проведения практических и лабораторных работ является приобретение опыта практической разработки и решения прикладных задач с помощью электронных таблиц. В домашней работе закрепляются навыки проектирования систем надежности АСОИУ. Курсовая работа предназначена для получения опыта интегрированного применения существующих компьютерных средств и собственных программных разработок для решения практических задач обеспечения надежности.

С целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации предусмотрены выполнение и защита практических и лабораторных работ.

Формирование оценки за практические и лабораторные работы.

Оценка за практическую/лабораторную работу учитывает:

  • Насколько точно студент выполнил задание, сформулированное в работе;

  • Степень и полноту усвоенных навыков работы со средствами разработки и отладки программ по расчету надежности;

  • Насколько правильно и аргументировано студент ответил на все вопросы при обсуждении выполненного задания.

Для текущей и промежуточной аттестации студентов выполняются контрольные работы и домашние задания. Домашнее задание подготавливается каждым студентом индивидуально в соответствии с вариантами заданий. Контрольная работа выполняется каждым студентом индивидуально в соответствии с вариантом контрольной работы. Домашнее задание защищается на практических работах.

Формирование оценки за домашнее задание, выполненное в рамках самостоятельной работы.

Оценка за домашнее задание учитывает:

  • Точность и правильность полученных результатов;

  • Качество оформления результатов;

  • Насколько правильно и аргументировано студент ответил на все вопросы при обсуждении выполненного задания.


Автор программы: ____________________ Чемоданов Е.С.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск