План работы библиотеки начальной школы на 2012-2013 учебный год
Руководство чтением как приоритетное направление библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты, обычные периодические издания, а также аудио-, видео- и мультимедийные источники информации. Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. Но электронные издания могут и должны использоваться не только в составе библиотечных фондов. Массовые формы работы с читателями при применении современных электронных аудиовизуальных произведений на компакт-дисках только выиграют. Они оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий. Объем информации, массив всевозможных данных, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула «знаю, что» должна быть дополнена не только функциональной формулой «знаю, как», но и прежде всего – формулой «знаю, где». Оттого так важно сегодня развивать способности школьников к отбору и анализу информации Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной поддержки процессов модернизации образования основа работы школьной библиотеки. I. Основные задачи библиотеки.
1. Совершенствование системы сбора информации и формирование баз данных.
2. Разработку путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам.
3. Разработку новых информационно-консультационных услуг для пользователей и привлечение учащихся.
информационное обеспечение учащихся;
информационная поддержка педагогов в учебной, научно-исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение инновационных процессов в школе;
помощь в самообразовании, саморазвитии детей и взрослых;
педагогическая работа сотрудников школьной библиотеки, так как школьная библиотека – участник образовательного и воспитательного процесса./учебный год/
II. Основные функции библиотеки:
Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
Воспитательная - библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе; помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей./учебный год/
III. Контрольные показатели.·
Читатели – 285 человек
Посещаемость –2280 посещений
Книговыдача – 6 800 экз. IV. Организация библиотечного обслуживания.
Обновление сайта школьной библиотеки.
Переход от бумажной картотеки и каталогов к электронной.
Выполнение библиотечно-библиографических справок:
Ведение тетради учёта библиографических справок,
Накопление собственного банка информации
Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся школы с применением новых информационных технологий:
совместно с классными руководителями составить сетку занятий в классные часы, по темам:
Тема 1. Библиотека – что это?
Тема 2. История книги.
Тема 3. Структура книги.
Тема 4. «Говорящие обложки» - самостоятельный выбор.
Тема 5. Справочная литература и работа с ней
Тема 6. Самостоятельная работа с источником информации.
Тема 7. Электронные справочные издания.
Тема 8. Ваша безопасность при работе за компьютером и в сети Интернет.
Тема 9. Самостоятельная работа в сети Интернет для поиска необходимой информации.
Тема 10. Требования к оформлению информации, полученной из всемирной паутины.
Тема 11. Требования к созданию презентаций.
Пропаганда и реклама библиотечного фонда книжными выставками, объявлениями, устными рекомендациями
Задачи индивидуального обслуживания:
помощь в определении тематики чтения,
выбор конкретных книг,
выполнение запросов,
оказание помощи в поиске литературы,
знакомить с источниками информации.
Перерегистрация и запись новых читателей
Беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг
Беседы об ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, другому носителю информации
Подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.
Проведение индивидуальных бесед о прочитанном:
*выявление уровня читательского развития учащегося, в том числе — была ли ему понятна прочитанная книга;
* выявление мнения читателя о данном произведении и его авторе;
* выявление вкусов и предпочтений читателя (на примере обсуждения прочитанной книги).
Информация для попечительского совета школы о пополнении учебниками школьной библиотеки на 2012-2013 учебный год.
Тематические выставки, посвященные юбилейным и памятным датам
Литературно-творческие игры, беседы, обзоры, кроссворды, увлекательные путешествия с героями книг.
Интеллектуальные игры, викторины, конференции
Мониторинг посещаемости библиотеки
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей
Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой)
Досугово-просветительская работа библиотеки
на 2012-2013 уч. год.
Месяц
| День
| Содержание работы.
| Примечания.
| 9
|
| «Новые поступления для вас!» (выставка новинок)
|
|
|
| «Бородино» 200 лет Отечественной войне 1812 года
| Выставка в школьной библиотеке
|
| 11
| 130-летие со дня рождения Бориса Степановича Житкова.
| Презентация
| 10
|
| Экскурсии для первоклассников.
|
|
| 26
| День школьных библиотек. Блок мероприятий. Выставка. Конкурс «Лучший читатель библиотеки» среди 1-4 классов.
| По классам.
|
| 31
| Литературное путешествие по произведениям Пермяка к 110-летию со дня рождения.( Мероприятия в рамках ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ.)
| Литературная презентация.
| 11
| 3
|
|
|
| 16,
23.
| Ко Дню Народного единства: «Гражданский подвиг. Минин и Пожарский» Литературная экскурсия в библиотеку №127
| Литературная экскурсия
(3-4 классы)
|
| 6
| Дмитрий Наркисович Мамин-Сиберяк к 160-летию со дня рождения. Выставка детских иллюстраций к произведению “Серая шейка”.
| (3 классы)
|
| 14
| 105 лет со дня рождения Астрид Линдгрен. Викторина “Сколько лет Карлсону?”
| 3-4 классы
|
| 24
| День матери.
|
|
| 29
| Вильгельм Гауф. 210 лет со дня рождния.Выставка. Проведение классных часов. Подготовка Презентации. (4 классы)
| Демонстрация экранизаций по произведениям писателя.
|
| 30
| Джонотан Свифт. 340 лет со дня рождения. Демонстрация презентации с отрывками из фильма Гуливер
|
| 12
| 17-21
| Новогодние мастерские.
|
|
| 22
| 75 лет со дня рождения Эдуарда Успенского. Киноконцерт.
|
|
| 24-28
| Выставка к ёлке. Мастерская Деда Мороза.
|
| 01
| 12
| Игра-викторина «Сказки Ш.Перро» к 385-летию со дня рождения сказочника.
|
|
| 14-19
| Святочная неделя. Мероприятия в рамках ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ.
|
|
| 13
| День печати.
|
|
| 9
| Жуковский. Конкурс чтецов.
|
| 02
| 4
| Михаил Пришвин. 140 лет со дня рождения. Путешествие по памятным местам. Видео экскурсия.
|
|
| 8
| Жуль Верн. 185 лет со дня рождения.
|
|
| 9
| Василий Андреевич Жуковский. 230-летие со дня рождения.
|
|
| 9
| Юрий Иосифович Коваль. 70 лет со дня рождения. Знакомство-презентация с работами художника-иллюстратора.
|
|
| 11-16
| Сталинградская битва
Курская битва. Мероприятия в рамках ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ.
|
| 03
| 12
| Михалков к 100-летию со дня рождения
|
|
| 16
| Валерий Владимирович Медведев к 90-летию со дня рождения.Презентация.
|
|
| 17
| Борис Николаевич Полевой к 105 –летию со дня рождения. Презентация.
|
|
| 21
| Всемирный день поэзии. Конкурс чтецов.
Неделя будущих первоклассников.
|
|
| 18-23
| Юбилейный фестиваль. ( Мероприятия в рамках ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ.)
|
| 04
| 2
| Международный День детской книги. Выставка детских книжек-самоделок.
| 1-4 классы.
|
| 12
| Островский “Снегурочка” Посещение спектакля.
|
|
|
| Обзор-беседа выствки «Настоящее космоса» Библиотека №127
|
|
| 22-27
| День Земли. «Два уха, хвост и четыре ноги.» Экологическая программа в библиотеке №104
|
| 05
| 9
| День Победы.
|
|
| 27
| День Российских библиотек. Организация тематической книжной выставки, посвященной Дню Российских библиотек.
|
| V. Формирование библиотечного фонда.
Продолжить формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами
Обеспечение свободного доступа в библиотеке к художественному фонду (для учащихся 1-4-х классов.
Выдача изданий читателям на абонементе
Обеспечение работы с фондом читального зала
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий
Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей
Работа по мелкому ремонту художественных изданий и учебников с привлечением библиотечного актива
Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений (основной фонд);
Оформление подписки на периодические издания, контроль доставки;
Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации
Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.
Работа по сохранности фонда:
проверка возвращаемых документов
обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке
составление списков должников,
извещение классных руководителей
обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.
VI. Работа с учебным фондом.
Подготовка комплектов учебной литературы и выдача по классам
Ведение журнала выдачи учебников.
Мониторинг обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на 2012– 2013 учебный год.
Работа с библиографическими изданиями (прайс- листы, тематические планы издательств, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования)
Составление совместно с председателями МО бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2013 -2014 учебный год
Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации
Согласование и утверждение бланка-заказа на 2013-2014 год администрацией школы, его передача районному методисту
Подготовка перечня учебников, планируемых в новом учебном году, но не заказанных по бланку заказов (внебюджет)
Осуществление контроля над выполнением сделанного заказа
Приём и обработка поступивших учебников.
Информирование учащихся и педагогов о новых поступлениях учебников и учебных пособий, через выставки и объявления.
Размещение новых учебников в фонде
Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ
Работа по мелкому ремонту учебной литературы с привлечением библиотечного актива.
Сбор, расстановка учебной литературы
Пополнение электронной базы данных «Учет учебной литературы» (по классам, по году издания, по автору и т.д.)
Организация работы по своевременному возврату учебников и учебных пособий.
VII. Работа с родителями
Предоставление родителям информации об обеспеченности учебной литературой
Вывешивание информации для родителей на сайт библиотеки
Предоставление родителям информации о посещаемости их детьми школьной библиотеки
Оформление стенда «Лучшие читатели библиотеки»;
Оформление стенда «Самый читающий класс»
VIII. Работа с педагогическим коллективом
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.
Выступления на совещаниях и педагогических советах о посещении школьной библиотеки учащимися
Обзоры педагогической периодики на МО
Выставки-обзоры поступающих новинок
Оказание методической помощи к уроку
Подбор литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям и классным часам.
Участие в подготовке Дня учителя (подбор материалов, разработок
IX. Повышение квалификации.
Использование в работе опыта лучших школьных библиотекарей, участие в конкурсах, как в районных, окружных, так и на педагогических сайтах Интернета, индивидуальные консультации методиста, постоянное изучение информации из профессиональных изданий:
Журнал «Школьная библиотека»
Газета «Библиотека в школе» и её электронная версия
совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий
Использование и применение Интернета
Взаимодействие со школьными библиотеками района, районным методистом.
Освоение программы АИБС Marc SQL Школьная версия
|