Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика»





Скачать 189.81 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика»
Дата публикации11.11.2014
Размер189.81 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика»

Разработчики: Владыкина Т.В., Сахарова О.Б.

Идентификационный номер:

УМКД.66-08-С2.В.ДВ2-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем

Лист из






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Дальневосточный федеральный университет
(ДВФУ)

ШКОЛА БИОМЕДИЦИНЫ




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая генетика»

Направление подготовки (специальность) 060301.65 Фармация
Форма подготовки – очная


Школа биомедицины

Кафедра фармации

курс 4, семестр 7

лекции 16 час.

практические занятия – 38 час.

лабораторные работы не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки – 54 час.

самостоятельная работа - 18 час.

реферативные работы (количество)

контрольные работы не предусмотрены

зачет 7 семестр

экзамен не предусмотрен
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №38 от 17 января 2011 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры профилактической медицины, протокол № 9 от 26 июня 2012 г.
Заведующий кафедрой: П.Ф.Кику

Составитель: Т.В. Владыкина
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________

(подпись) (и.о. фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________

(подпись) (и.о. фамилия)




Аннотация

Дисциплина «Общая генетика» является дисциплиной по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (16 часов), практические занятия (38 часов), самостоятельная работа студента (18 часов). Дисциплина реализуется на 4 курсе в 7 семестре.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ООП: «Физиология с основами анатомии», «Биология», «Основы экологии и охраны природы», «Репродуктивное здоровье женщины и мужчины», «Патология».

Полученные знания и умения необходимы для освоения дисциплины «Медицинская реабилитация».

Цель освоения дисциплины: ознакомить студентов с современным состоянием генетики.

Задачи дисциплины:

  1. Ознакомление студентов с вопросами современного развития медицинской генетики.

  2. Демонстрация молекулярно-биохимических и клеточных основ патогенеза и гетерогенности наследственных болезней, показ широкого генетического полиморфизма и соответственно новые направления и методы генетического мониторинга популяций человека.

  3. Акцент на генетику врожденных пороков развития, их актуальность, появление пренатальной диагностики наследственных заболеваний, новых методов и принципов медико-генетического консультирования.

В результате изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • основные этапы развития генетики, имена отечественных и зарубежных ученых, внесших большой вклад в развитие генетики;

  • терминологию основных понятий современной генетики;

  • основные законы наследования;

  • современные молекулярные основы генетических процессов и роль ДНК, РНК, белка;

  • структуру и функции генов;

  • механизм изменчивости генетического материала;

  • роль генетических нарушений, как причину ряда заболеваний;

- классификацию наследственных болезней;

  • наиболее важные для дефектологии формы менделирующей патологии, сопровождающейся нарушениями психического, интеллектуального, эмоционально-личностного, сенсорного, речевого и моторного развития;

- хромосомные синдромы и болезни с наследственной предрасположенностью;

- методы их диагностики, лечения и коррекции;

- медицинский прогноз; возможные причины нарушений в системе хромосом и генных мутаций;

- мутагенные факторы внешней среды;

- генетические основы эволюции, основной фактор эволюции.

Студент должен уметь:

- использовать знания по генетике при изучении дисциплин специального цикла;

- объяснить механизм изменчивости генетического материала (генные мутации, хромосомные перестройки);

- работать с научной литературой;

- пользоваться в своей практической работе теоретическими знаниями и умениями в области генетики;

- собирать клинико­-генетические данные, составлять и «читать» родословную, анализировать полученные данные и делать заключение о со­ответствии наблюдающегося расщепления тому или иному мен­делевскому типу наследования;

- устанавливать генотип родителей, если известен генотип ребенка, и наоборот - рас­познавать ситуацию, при которой показано медико-генетичес­кое консультирование, и рекомендовать родителям эту процедуру в случае необходимости;

- объяснять родителям пре­имущества и ограничения метода пренатальной диагностики, - выделять признаки хромосомной и мультифакторной патоло­гий и рекомендовать родителям обратиться в медико-генети­ческую консультацию;

- оказывать психологическую поддержку семьям, имеющим ребенка с наследственной болезнью;

- органи­зовывать родителей, имеющих детей с конкретными наследст­венными синдромами, в группы поддержки и ассоциации, облегчающие адаптацию таких семей в обществе;

- способство­вать интеграции детей с генетически детерминированными отклонениями развития в общество;

- эффективно сотрудничать с врачами и рекомендовать родителям пройти медико-генетическое кон­сультирование, оказывая им психологическую поддержку;

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника:

ОК -1 – способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ПК- 43 – способность и готовность к информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения лекарственных средств, принадлежности их к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме;

ПК- 44 – способность и готовность к информационно-консультативной деятельности при отпуске лекарственных средств и других фармацевтических товаров институциональным и конечным потребителям;

ПК- 45 - способность и готовность оказывать консультативную помощь населению по вопросам совместимости лекарственных средств и других фармацевтических товаров.


  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

(16 часов)
Модуль 1. Классические представления о генетике (6 час.)

Тема 1. Общие положения генетики. (2 час.)

Содержание дисциплины, связь с другими науками. Современная генетика. Общая генетика. Цитогенетика. Иммуногенетика. Фармагенетика. Популяционная генетика. Основные этапы развития генетики. Наиболее значимые открытия генетики. Геномика человека, задачи, значение, основные направления. Правило Чаргаффа. Строение ДНК и РНК Особенности генома человека.
Тема 2. Методы исследования, применяемые в генетике. (2 час.)

Этапы клинико - генеалогического метода, методика составления родословной. Близнецовый метод, сбор материала, анализ, причины многоплодия. Цитогенетический, иммуногенетический, биохимический методы, их применение. Экспресс- методы: микробиологический ингибиторный тест Гатри, химические, выявление Х и У – полового хроматина, дерматоглифический анализ. Методы пренатальной диагностики наследственных болезней: прямые и непрямые.
Тема 3. Закономерности наследования. Изменчивость. (2 час.)

Законы Менделя, условия их проявления и нарушения. Особенности гибридологического метода Г.Менделя. Сцепленное наследование. Классификация типов изменчивости. Модификационная изменчивость. Полигенное наследование. Норма реакции. Комбинативная изменчивость, механизмы. Мутационная изменчивость.
Модуль 2 Генетика человека (10 час.)

Тема 1. Характеристика генетических свойств человека. (2 час.)

Понятие генотипа и кариотипа Уровни организации наследственного материала: генный, хромосомный. Взаимодействия генов. Взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Экспрессивность и пенетрантность генов. Фенокопии и генокопии. Информационные клеточные процессы. Причины и механизмы изменчивости. Репликация и репарация ДНК. Митотический (клеточный) цикл. Биосинтеза белка. Генетической рекомбинация.
Тема 2. Хромосома как носитель наследственной информации. (2 час.)

Хромосома носитель наследственной информации. Хромосомная теория наследственности. Особенности гаметогенеза разных полов. Генетическое определение пола и наследование признаков, сцепленных с половыми хромосомами. Морфология, классификация, структура хромосом. Методы окраски хромосом. Хромосомные мутации. Причины и характер протекания наследственных болезненней.
Тема 3. Моногенно наследуемые болезни человека. (2 час.)

Генные болезни, причины, классификация. Нарушение аминокислотного обмена: фенилкетонурия и альбинизм. Нарушения обмена углеводов: галактоземия, мукополи-сахаридоз, синдромы Гурлера и Хантера. Нарушения обмена липидов - сфинголипидозы, болезнь Тея – Сакса. Нарушение обмена пуринов и пиримидинов ( болезнь Леша – Нихана). Нарушение метаболизма металлов-болезнь Вильсона – Коновалова.. Нарушение свертывающей системы крови, врожденные болезни нарушения обмена веществ. Другие моногенные заболевания - муковисцидоз, ахондроплазия
Тема 7. Хромосомные болезни. (2 час.)

Хромосомные болезни или синдромы. Механизмы геномных мутаций. Трисомии - синдром Дауна, Патау, де Груши, Эдвардса, синдром Лежена их внешние проявления и интеллектуальное развитие. Частичные трисомии - синдром Реторе. Частичные моносомии - Синдром Вольфа – Хиршхорна, синдром Орбели, синдром «кошачьего крика». Аномалии в системе половых хромосом - синдром Клайнфелтера, синдром Шерешевского-Тернера. Трисомия. Синдром – 47, ХУУ.
Тема 8.Типы наследования. (2 час.)

Признаки аутосомно-доминантного типа. Примеры заболеваний: муковисцидоз, врожденный гипотиреоз, фенилкетонурия, синдром Гурлера, галактоземия. Характеристика и основные критерии аутосомно-рецессивного типа. Примеры заболеваний: синдромы Лоуренса – Муна и Барде - Бидля, врожденные болезни нарушения обмена веществ. Х – сцепленный рецессивный и доминантный типы наследования, характеристика, признаки, примеры заболеваний(гемофилии А и В, синдром Лешана - Нихана, синдром Лоу, синдром Ретта и др.). У-сцепленный (голандрический) и митохондриальный (ци­топлазматический) типы наследования. Болезни с наследственной предрасположенностью. Моногенные и полигенные формы болезней с наследственной предрасположенностью. Признаки мультифакториального наследования. Коэффициент наследуемости. Степень предрасположенности к болезни. Лечение наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование.


  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Практические занятия (38 часов)

Занятие 1 (4 час.) Общие положения генетики.

Содержание занятия:

  1. Содержание дисциплины, связь с другими науками.

  2. Основные этапы развития генетики.

  3. Наиболее значимые открытия генетики.

  4. Геномика человека, задачи, значение, основные направления.

  5. Правило Чаргаффа.

  6. Строение ДНК и РНК. Особенности генома человека.


Занятие 2 (4 час.) Методы исследования, применяемые в генетике.

Содержание занятия:

  1. Клинико - генеалогический метод.

  2. Близнецовый метод.

  3. Цитогенетический, иммуногенетический, биохимический методы. их применение.

  4. Экспресс- методы.

  5. Методы пренатальной диагностики наследственных болезней: прямые и непрямые.


Занятие 3 (4 час.) Закономерности наследования. Изменчивость.

Содержание занятия:

  1. Законы Менделя.

  2. Модификационная изменчивость.

  3. Комбинативная изменчивость, механизмы.

  4. Мутационная изменчивость.


Занятие 4 (6 час.) Характеристика генетических свойств человека.

Содержание занятия:

  1. Уровни организации наследственного материала: генный, хромосомный.

  2. Взаимодействия генов.

  3. Экспрессивность и пенетрантность генов.

  4. Причины и механизмы изменчивости.

  5. Репликация и репарация ДНК.

  6. Генетической рекомбинация.


Занятие 5 (4 час.) Хромосома как носитель наследственной информации.

Содержание занятия:

  1. Хромосомная теория наследственности.

  2. Особенности гаметогенеза разных полов.

  3. Морфология, классификация, структура хромосом.

  4. Хромосомные мутации.

Занятие 6 (4 час.) Моногенно наследуемые болезни человека.

Содержание занятия:

  1. Генные болезни, причины, классификация.

  2. Нарушение аминокислотного обмена.

  3. Нарушения обмена углеводов.

  4. Нарушения обмена липидов.

  5. Нарушение обмена пуринов и пиримидинов.

  6. Нарушение свертывающей системы крови, врожденные болезни нарушения обмена веществ.


Занятие 7 (4 час.) Хромосомные болезни.

Содержание занятия:

  1. Хромосомные болезни или синдромы.

  2. Механизмы геномных мутаций.

  3. Трисомии .

  4. Частичные трисомии.

  5. Частичные моносомии.

  6. Аномалии в системе половых хромосом.


Занятие 8 (4 час.) Типы наследования.

Содержание занятия:

  1. Признаки аутосомно-доминантного типа.

  2. Характеристика и основные критерии аутосомно-рецессивного типа.


Занятие 9 (4 час.) Болезни с наследственной предрасположенностью.

Содержание занятия:

  1. Моногенные и полигенные формы болезней с наследственной предрасположенностью.

  2. Признаки мультифакториального наследования.

  3. Коэффициент наследуемости.

  4. Лечение наследственных болезней.

  5. Медико-генетическое консультирование.




  1. контроль достижения целей курса


Вопросы к зачету

  1. Основные периоды развития генетики.

  2. Известные ученые, внесшие большой вклад в развитие генетики.

  3. Методы изучения наследственности человека.

  4. Структура и функции клеточного ядра.

  5. Характеристика, строение и классификация хромосом.

  6. Митоз, характеристика стадий, значение.

  7. Мейоз, этапы, значение.

  8. Функции и свойства гена.

  9. Роль ДНК в передаче наследственной информации.

  10. Правило Чаргаффа.

  11. Генетический код, свойства.

  12. Биосинтез белка.

  13. Классификация генов.

  14. Законы Менделя, условия их проявления и нарушения.

  15. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

  16. Сцепленное наследование.

  17. Основные положения хромосомной теории наследственности

  18. Генетическая и цитологическая карта человека, особенности генома человека.

  19. Изменчивость, ее виды. Экспрессивность и пенетрантность генов

  20. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

  21. Комбинативная изменчивость, механизмы.

  22. Мутационная изменчивость. Факторы, механизмы их действия.

  23. Классификация и характеристика мутаций.

  24. Аномалии в системе половых хромосом.

  25. Закон Харди-Вайнберга.

  26. Дрейф генов. Типы изоляции.

  27. Типы наследования, характеристика признаков.

  28. Основные методы исследования генетики человека (близнецовый, цитогенетический, клонирования, гибридизации и др.)

  29. Экспресс методы диагностики наследственных заболеваний человека.

  30. Дородовая диагностика наследственных болезней

  31. Генные мутации у человека. Классификация генных болезней.

  32. Наследственные болезни, связанные с нарушением аминокислотного обмена.

  33. Наследственные болезни, связанные с нарушением обмена углеводов.

  34. Наследственные дефекты обмена липидов.

  35. Наследственные дефекты пуринов и пиримидинов

  36. Наследственные заболевания, вызванные нарушением развития органов и тканей.

  37. Наследственные заболевания, вызываемые нарушениями свертывающей системы крови.

  38. Геномные и хромосомные мутации у человека.

  39. Критические периоды эмбриогенеза.

  40. Влияние условий жизни матери на развитие зародыша и плода.

41. Причины и характер протекания наследственных болезней: семейное накопление случаев, полисистемность поражения, наличие дисплазий и пороков развития.

42. Хромосомные аутосомные наследственные синдромы

43. Х-сцепленный доминантный тип наследования генной патологии.

44. Х-сцепленный рецессивный тип наследования генной патологии

45. Генные синдромы с аутосомно-доминантным типом наследования.

46. Генные синдромы с аутосомно-рецессивным типом наследования.

47. Общие представления о генетически обусловленных митохондриальных болезнях и болезнях накопления.

48. Аномалии в системе половых хромосом.

49. Генетика умственной отсталости. Понятие олигофрении и деменции.

50. Синдромы интеллектуальных нарушений с неясным типом наследования.

51.Синдромы интеллектуальных нарушений с аутосомно-доминантным типом наследования.

52. Синдром Дауна, генетика интеллектуальных и физических нарушений.

53. Интеллектуальные и речевые нарушения при синдроме ломкой Х-хромосомы.

54. Девиантные формы поведения при умственной отсталости.

55. Роль генетических факторов в происхождении нарушений слуха у детей. Понятие о глухоте и тугоухости. Нарушение слуха по звукопроводящему и нейросенсорному типу

56. Синдромальные формы нарушений слуха у детей.

57. Типы наследования нарушений слуха у детей.

58. Роль генетических факторов в происхождении расстройств школьных навыков.

59.Генетика психопатологических синдромов: астеническая несостоятельность, гебефренический, гебоидный, апатико-абулический.

60. Наследственные формы деформации скелета.

61. Генетически обусловленные расстройства звукопроизношения.

62. Синдром раннего детского аутизма.

63. Наследственные болезни нервно-мышечной системы.

64. Генетически обусловленные нарушения зрения.



  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Рефераты

  1. Наука генетика и ее связь с другими науками.

  2. Значение работ Г. Менделя, Т.Моргана, Н.К. Кольцова для развития генетики человека.

  3. Молекулярные основы наследственности.

  4. Изменчивость и ее виды

  5. Ядерная и цитоплазматическая наследственность

  6. Генетика пола

  7. Медицинская генетика, история ее развития, основные задачи, перспективы развития.

  8. Методы изучения генетики человека.

  9. Генетика наследственных заболеваний

  10. Генные болезни (аутосомное наследование, наследование сцепленное с полом).

  11. Хромосомные болезни: Синдромы Дауна, Клайнфелтера и Шерешевского-Тернера.

  12. Генетика олигофрений.

  13. Генетика шизофрении и аффективных психозов.

  14. Болезни с наследственным предрасположением.

  15. Наследственная патология органа слуха.

  16. Наследственная патология органа зрения.

  17. Роль наследственности в задержке речевого развития и патологии речи.

  18. Терапия наследственных болезней

  19. Фармакогенетика

  20. Наследственные энзимопатии.

  21. Наследственные нервные и нервно-мышечные заболевания.

  22. Генетика злокачественных новообразований.

  23. Радиационная генетика.

  24. Генетика психических болезней

  25. Пренатальная диагностика, методы и значение.

  26. Методы и значение ранней диагностики наследственных болезней.

  27. Генная инженерия, ее современные проблемы и перспективы.

  28. Профилактика наследственной патологии.

  29. Организация и значение медико-генетического консультирования.

  30. Социальные и этические проблемы медицинской генетики.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Асанов, А. Ю. Основы генетики и наследственных нарушений развития у детей / А. Ю. Асанов, Н. С. Демикова. – М. : Академия, 2003. – 224 с.

  2. Северцов А. С. Терия эволюции: Учеб.для студентов вузов / А.С.Северцов. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 380с.

  3. Тимолянова, Е. К. Медицинская генетика: серия «Медицина для Вас» / Е. К. Тимолянова. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. – 304 с.

  4. Щелкунов, С. Н. Генетическая инженерия / С. Н. Щелкунов. - М. : Медицина, 2004. – 496 с.

  5. Щипков, В. П. Общая и медицинская генетика / В. П. Щипков. – М. : Академия, 2003. – 256 с.


Дополнительная литература:

  1. Алиханян, С. И. Общая генетика / С. И. Алиханян, А. П. Акифьев, Л.С. Чернин. - М. : Высшая школа, 1999. – 445 с.

  2. Богомазов, Е. А. Медицинская генетика для врачей / Е. А. Богомазов, Е. Т. Лильин, П. Б. Гофман-Кадошников, М.,1983. – 254 с.

  3. Бочков, Н. П. Медицинская генетика: учебник / Н. П. Бочков. - М. : Мастерство, Высшая школа, 2001. – 192 с.

  4. Бочкова, Н. П. Перспективы медицинской генетики / Н. П. Бочкова. - М. : Медицина, 1982. – 399 с.

  5. Дубинин, Н. П. Некоторые проблемы современной генетики / Н. П. Дубинин. – М. : Наука, 1994. – 224 с.

  6. Козлова, С. И. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование / С. И. Козлова, Е. Семанова, Н. С. Демикова. - М. : Медицина,1997.

  7. Орехова, В. А., Медицинская генетика: учебное пособие / В. А. Орехова, Т. А. Лашковская, М. П. Шейбак. - Мн.: Высш.шк. 1998. - 123с.

  8. Приходченко, Н. Н. Основы генетики человека / Н. Н. Приходченко, Т. П. Шкурат. - Ростов-на-Дону, 1997. – 368с.

  9. Эфроимсон, В. П. Генетика гениальности / В. П. Эфроимсон. – М. : Пайдекс Ко, 2004. – 376 с.

  10. Топорнина, Н. А. Генетика человека: практикум для вузов / Н. А. Топорнина, Н. С. Стволинская - М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 96 с.

  11. Ярыгина, В. Н. Биология / В. Н. Ярыгина. - М. : Медицина, 1998. – 448 с. – 24 экз.

Интернет-ресурсы:

  1. Асанов, А. Ю. Основы генетики и наследственных нарушений развития у детей [Электронный ресурс] / А. Ю. Асанов, Н. С. Демикова. – М. : Академия, 2003. – 224 с.

http://nashaucheba.ru/v5011/асанов_а.ю._основы_генетики_и_наследственные_нарушения_развития_у_детей

  1. Бабцева А.Ф., Климова Н.В., Юткина О.С., Лабзин В.И., Ермаков Г.А. Медицинская генетика: Учебно-методическое пособие для студентов, врачей-интернов, ординаторов, педиатров. - Благовещенск: Амурская государственная медицинская академия, 2002. - 76 с. http://window.edu.ru/resource/010/56010

  2. Буторина А.К., Калаев В.Н. Лекции по генетике человека: Учебное пособие по курсу "Человек". - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. - 82 с. http://window.edu.ru/resource/987/26987



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconУчебно-методический комплекс Дисциплины «Экологическая и популяционная генетика»
Инге Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции: Учеб пособие для биол спец ун-тов / С. Г. Инге-Вечтомов.— М. Высш шк., 1989.— 591с...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconРабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология»
Биология (естественнонаучное образование), квалификация (степень) бакалавр, профили Генетика и Биохимия. Дисциплина «Общая биология»...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Генетика» Специальность...
При изучении генетики применяется комплекс общих и частных методов. Используются методы не только биологических наук, но и биохимии,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: эмоции и воля»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconГенетика: азы для новичка
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая генетика» iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск