Скачать 317.25 Kb.
|
РЕФЕРАТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Автор: педагог-организатор курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» муниципального общеобразовательного учреждения Жиздринская средняя школа №1, Коробков Андрей Васильевич г. Жиздра 2007 год Реферат по самообразованию «Совершенствование практических навыков по безопасности жизнедеятельности на основе современных информационных технологий» Содержание: I. Технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе современных информационных технологий:
II. Направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе современных информационных технологий. III. Перспективы развития культуры безопасности жизнедеятельности на основе современных информационных технологий:
IV. Социально-экономический эффект от развития практических навыков по культуре безопасности жизнедеятельности. V. Список использованных источников. На современном этапе социально-экономического развития деятельность человека, направленная на повышение комфортности его существования, одновременно становится потенциальным источником формирования многочисленных вредных и опасных факторов новой антропогенной среды обитания. В этой связи личная и общественная безопасность перестаёт быть уделом исключительно специалистов-профессионалов и становится насущной проблемой каждого человека. В социуме происходит постепенное осознание того, что одной из главных проблем и в настоящее время, и в будущем является обеспечение безопасности жизнедеятельности человека, общества и всего человечества. Обществу нужны высококвалифицированные кадры, что, наряду с другими актуальными проблемами, ставит перед системой образования задачу совершенствования подготовки учителей безопасности жизнедеятельности. Становление дисциплины безопасности жизнедеятельности характеризуется развитием концепции безопасности, одним из важнейших направлений которой является учебно-воспитательная, пропагандистская и практическая деятельность по предупреждению, распознаванию и защите человека от чрезвычайных ситуаций различного характера. В этой связи первостепенное значение приобретает решение теоретических проблем обучения учителей безопасности жизнедеятельности, определение содержательной части образования, усиление практической подготовки обучения школьников. Рост количества и масштабов аварий, катастроф, стихийных бедствий и террористических актов, а также ущерба, наносимого ими экономике и экосфере, стал сегодня объективной реальностью. В этих сложных условиях развитие культуры безопасности подрастающего поколения становится важнейшей задачей государства. В этой связи возрастает ответственность педагогов-организаторов курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» не только за обеспечение высокого качества знаний учащихся, но и возможности применить полученные знания, умения, навыки в условиях экстремальных ситуаций. Имеющаяся в настоящее время статистика жертв террористических актов, военных конфликтов, пожаров и дорожно-транспортных происшествий, представляет плачевную информацию: в среднем Россия ежегодно теряет свыше 75 тыс. человеческих жизней, более 250 тыс. человек получают увечья. Одной из главных причин этого является человеческий фактор. Так как имеется тенденция к увеличению количества различных угроз, это обуславливает необходимость формирования у школьников навыков безопасного поведения, готовности к действиям в экстремальных ситуациях. Особенно остро проблема выбора целесообразных действий в таких ситуациях, в силу особенностей подросткового и юношеского периодов. Опыт практической работы с учащимися свидетельствует, что характерно формирование собственной системы нравственных ценностей. Развитие кризисных явлений в сфере воспитания учащихся проявляется в нарастании скептицизма, агрессивности, эгоизма, эмоциональной напряженности, что отрицательно сказывается на возможностях молодёжи противостоять различным непредвиденно возникшим ситуациям. В таких условиях проблема формирования специальных знаний, умений, навыков, умелых действий и адекватного поведения в широком спектре современных угроз и рисков, необходимых личностных качеств учащихся, патриотизма, готовности к действиям в экстремальных ситуациях, представляет особый интерес для педагогической науки и образовательной практики. Необходимость решения данных задач обуславливает постановку проблемы о путях, средствах и методах формирования готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях. Технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) будет представлять собой совокупность культурно-информационных воздействий, направленных на развитие поведенческих мотивов и качеств личности безопасного типа, способностей принятия безопасных решений в быту и профессиональной деятельности, привитие знаний, умений и навыков по снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков, выработку морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Формирование поведенческих мотивов осуществляется в ходе обучения и воспитания, пропаганды знаний, информационного воздействия с использованием технических средств массовой информации, компьютерных технологий. Качества личности развиваются в процессе обучения и воспитания, морально-психологической подготовки. Развитие способностей принятия безопасных решений в быту и профессиональной деятельности осуществляется в рамках обучения, пропаганды знаний. Знания, умения и навыки прививаются в ходе обучения, пропаганды знаний, а морально-психологическая устойчивость — в процессе обучения и воспитания, морально-психологической подготовки. В этой связи, основными составляющими технологии формирования КБЖ являются:
Принимая во внимание мотивы, которые побуждают человека к активности, можно целеустремленно влиять на его поведение, действия. Мотивация — это методы и средства побуждения людей к определенной деятельности. Данная категория, как процесс изменения состояний и отношений личности, основывается на мотивах. В их роли выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Особую роль в формировании мотивов действий играет стимул — побуждение, эффект которого опосредован психикой учащегося, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями. Именно стимул, как инициирующий и регулирующий фактор поведения, определяет характер мотивации. Соотношение указанных факторов в процессе формирования мотивации показано на рис. 1. По характеру, продолжительности действия принято различать внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация осуществляется путем дисциплинарных воздействий (поощрений и наказаний), стимулирования, критики, различных методов «кнута и пряника». При обучении в учреждениях общего образования внешним мотивом является получение хороших и плохих отметок. Формирование внешней мотивации требует меньше затрат, однако позитивные изменения имеют место, как правило, лишь в кратковременный период, до момента получения обещанного. Внутренняя мотивация заключена в самом объекте, процессе, в понимании жизненной необходимости и полезности осуществления правильных действий и носит устойчивый, продолжительный характер. для того чтобы усилить внутреннюю мотивацию необходимо проектировать и реализовывать высококачественные культурно-информационные воздействия, создавать их взаимосвязанными, ориентированными на достижение конкретных целей и освоение конкретных действий в области безопасности жизнедеятельности. С учетом рассмотренных видов мотивации, возможно, установить следующие уровни ее формирования. Начальный, нормативно-принудительный, уровень определяется предписаниями, правилами, законами, правовыми нормами. В настоящее время данный уровень является доминирующим в процессе формирования КБЖ. Второй уровень определяется коллективными и индивидуальными (адресными) культурно-информационными воздействиями, в том числе с использованием современных технических средств массовой информации. На данном уровне задействуются как внешние социальные (например, отношение к табакокурению в США), так и узколичностные мотивы, основанные на здоровом самолюбии, умеренном тщеславии (например, отношение к занятию спортом в школьном или классном коллективе). В этих условиях наилучшей для сохранения и развития мотивации является схема «неуспех — недостаточность усилий». Третий уровень — отражает потребность личности в развитии и продуктивной реализации своего творческого потенциала в области безопасности жизнедеятельности. Его основой выступают высокие притязания учащегося на самореализацию в этой жизненно важной области, которая принимается им как главный приоритет и внутренняя потребность. На данном уровне мотивации заметную роль играет мотивация достижения. Она характеризуется стремлением учащегося выполнить дело на высоком уровне качества безопасности везде, где имеется возможность проявить свое личное мастерство и индивидуальные способности. Основными принципами формирования мотивации у учащихся безопасной жизнедеятельности являются:
Указанные принципы имеют наиболее общий характер и применимы к любой из рассмотренных составляющих технологии формирования КБЖ. При проектировании культурно-информационных воздействий по развитию мотивации, воспитанию личности, привитию знаний, умений и навыков, морально-психологической подготовке, пропаганде знаний, информационному воздействию и т. п. необходимо уточнение принципов формирования мотивации безопасной жизнедеятельности с учетом особенностей этих составляющих. Основной целью воспитания личности безопасного типа является формирование качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире. Педагогической практикой установлено, что наиболее эффективен процесс воспитания для подрастающего поколения, в период активного развития личности, становления характера, формирования взглядов, убеждений, мотивов и ценностей, вхождения в контекст современной культуры, повышенной восприимчивости и усваиваемости информации. В указанный период основными задачами воспитания являются:
Особую роль в формировании качеств личности, направленных на бережное отношение к окружающему миру, людям, играет духовно-нравственное воспитание. Основы этого воспитания связаны с традициями народа, одинаковым историческим прошлым для представителей различных конфессий, близкими духовными ориентирами. С потерей этих ориентиров и связан кризис культуры «.. .когда люди теряют духовные ориентиры, когда нравственная почва уходит у них из-под ног когда они порывают с вечными ценностями и начинают погоню только за сиюминутными». Духовно-нравственные качества личности — это устойчивые индивидуальные черты характера и поведения человека, проявляющиеся в его поступках по отношению к другим людям и окружающему миру. Эти качества зависят как от условий его жизни и уровня воспитания, так и от врожденных свойств личности. духовно-нравственное воспитание в области безопасности жизнедеятельности осуществляется посредством применения следующих методов и приемов:
Высшим уровнем воспитания безопасного типа личности является самовоспитание. Под ним понимается активная, целеустремленная и регулярная деятельность учащихся по систематическому развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств, влияющих на позитивное отношение к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности и соответствующую практическую деятельность. В ходе самовоспитания все стороны личности (убеждения, мировоззренческие позиции, чувства, воля, привычки, черты характера, другие личностные качества, конкретные результаты деятельности и поведения) становятся предметом постоянного анализа, изучения и изменения. Привитие знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности осуществляется в основном через обучение (целенаправленный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого), воспитание, а также через самообразование, средства массовой информации, общественно-трудовую деятельность и т. п. Основными организационными принципами обучения в области ГО и защиты от ЧС, вытекающими из положений федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне» и других нормативных правовых актов, являются всеобщность, непрерывность и комплексность обучения. Принцип всеобщности предполагает обучение всех категорий населения, в том числе и школьников, не зависимо от их возраста, национальности, рода деятельности и других факторов. Непрерывность обучения связана с поэтапным формированием знаний, умений и навыков на протяжении всего процесса обучения в школе, всей жизни, начиная с детского возраста. Комплексность обучения заключается, с одной стороны, в обучении защите от всего спектра возможных опасностей современного мира, с другой — в учете задач, возлагаемых на различные категории обучаемых в области ГО и защиты от ЧС. К первой категории относятся дети дошкольного возраста, учащиеся и студенты учреждений общего и профессионального образования, население, не занятое в сферах производства и обслуживания, работающее население. В этой категории особо выделяется подрастающее поколение, которому намного легче привить мотивы, побуждающие к нравственному поведению в окружающем мире, соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве. Вторая категория включает специалистов различного уровня в области безопасности жизнедеятельности, управления рисками ЧС, защиты от ЧС, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (должностные лица ГО и РСЧС, члены комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, военнослужащие войск ГО, инспектора ГИМС, пожарные и др.). Обучение в указанной области осуществляется в рамках Единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Данная система представляет собой государственную структуру, объединяющую совокупность преемственных программ обучения в области ГО и защиты от ЧС, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления подготовкой населения в указанной области в целях всеобщего, непрерывного и комплексного обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера. Важнейшую роль в привитии знаний, умений и навыков играет самообразование личности, представляющее собой целеустремленную, самостоятельную работу по обновлению и совершенствованию имеющихся знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня компетентности (в том числе и профессиональной) в области безопасности жизнедеятельности. Благодаря самообразованию расширяется интеллектуальная сфера личности, развивается аналитическое мышление, идет активный процесс накапливания знаний. В связи с тем, что в ходе обучения не только прививаются знания, умения и навыки, но и развиваются черты личности, формируется поведенческая мотивация, поэтому на начальном этапе формирования КБЖ система подготовки населения будет являться основой для реализации указанного процесса. Под морально-психологической подготовкой понимается деятельность по формированию у школьников качеств, позволяющих успешно переносить значительные моральные, физические нагрузки, сохраняя психологическую устойчивость в условиях ЧС и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В качестве элементов морально-психологической подготовки можно выделить уровень сознательности и убежденности в необходимости и важности правильных действий по предупреждению и ликвидации ЧС, степень понимания задач, возлагаемых на различные группы населения, в том числе на школьников, уверенность в эффективности применяемых средств и методов, эмоционально-волевую устойчивость, способность противостоять реальной опасности, усилиями воли преодолеть чувство страха, сохранить хладнокровие и стойкость в опасных ситуациях. Морально-психологическая подготовка должна осуществляться преимущественно в процессе обучения, при участии в тренировках и учениях, соревнованиях «Школа безопасности», полевых лагерях «Юный спасатель», а также в ходе практического выполнения задач ГО, задач по защите от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах. Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности направлена на распространение информации, идей, художественных ценностей, данных о последних достижениях науки и техники в указанной области в целях формирования эмоциональных состояний, знаний и представлений. Через данные факторы оказывается влияние на жизненную позицию людей, социальных групп, общества, их поведение в различных ситуациях. Различают устную, печатную, наглядную пропаганду, пропаганду через средства массовой информации и др. Устная пропаганда проводится главным образом в форме публичных выступлений лекторов и пропагандистов по тематике безопасности жизнедеятельности перед различными группами учащихся с использованием таких форм, как лекции, семинары, конференции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, викторины, научные консультации, встречи со специалистами. Печатная пропаганда осуществляется путем публикации в периодических и других изданиях выступлений руководства МЧС России, авторитетных специалистов в области безопасности жизнедеятельности, ученых, представителей общественных организаций, а также издания пособий, брошюр, памяток по правилам поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Наглядная пропаганда находит свое выражение в организации стационарных и передвижных выставок, оборудовании комнат, классов, музеев, уголков, стендов с фотографиями спасателей, пожарных и т. п. Существенное значение в пропаганде безопасности) жизнедеятельности имеют культурно-просветительские учреждения (театры, музеи, выставки), деятельность которых направлена на освещении будней и героических свершений пожарных, спасателей, летчиков авиации МЧС России и др., средства массовой информации (печатные, теле и радиовещания) и в особенности современные информационно-коммуникационные технологии (через сайты и порталы, виртуальные семинары, обсуждения, переписку по электронной почте со специалистами). Анализ показывает, что наиболее эффективными, с точки зрения формирования культуры безопасности жизнедеятельности, являются современные информационно-коммуникационные технологии. Программно-аппаратной базой их реализации являются компьютерные системы, локальные и глобальные компьютерные сети, технические средства массовой информации, телекоммуникаций, отображения видеоинформации и др. С их использованием информация представляется в виде мультимедийных продуктов, обучающих, игровых и тестирующих компьютерных программ, видеороликов, информационных сообщений, электронных плакатов. Высококачественный видеоряд, динамичные анимационные фрагменты, профессиональное дикторское сопровождение, мультимедийное представление информации — все это комплексно воздействует на органы чувств учащегося, вызывает интерес, влияет на его эмоционально-чувственную сферу, развивает устойчивые эмоциональные отношения к окружающему миру, подсознательно воздействует на мотивацию поступков. Кроме того, в условиях мощного деструктивного информационного воздействия на учащегося, огромного потока негативной информации об неотвратимых ужасах современного мира с использованием именно этих технологий, возможно, сформировать у людей способность объективно оценивать уровень и характер угроз и опасностей, анализировать возможные последствия их реализации, повысить готовность противостояния им. По оценкам специалистов внедрение рассматриваемых технологий позволит почти вдвое сократить количество безвозвратных и санитарных потерь населения в опасных и чрезвычайных ситуациях за счет повышения уровня культуры безопасности) жизнедеятельности. Очевидно, что для целенаправленной, с единых научно-методических позиций, комплексной деятельности по массовому внедрению этих технологий необходимо системное объединение кадровых, технических, программных, информационных и других ресурсов. Такое объединение ресурсов реализуется в настоящее время в Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Основной целью создания ОКСИОН является повышение эффективности действий населения, в том числе и школьников, при чрезвычайных ситуациях за счет сокращения сроков гарантированного оповещения о ЧС, повышения оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении ЧС, оптимизации информационного воздействия, необходимого для привития норм безопасного поведения, скорейшей реабилитации пострадавшего населения в послекризисный период, а также увеличения эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей. При выборе конкретной структуры ОКСИОН принимаются во внимание параметры применяемых информационно-коммуникационных технологий. Так, указанные технологии предусматривают передачу информации одновременно для значительного числа людей или индивидуально (адресно), учитывая особенности отдельной личности, коллектива, социальной группы. Одновременное информирование значительного числа людей может выполняться в местах их массового пребывания — торговых и спортивных сооружениях, культурно-развлекательных учреждениях, местах массового отдыха, транспортных сооружениях, административных зданиях, крупных объектах экономики, школах и т.д. В этих местах информирование населения осуществляется с использованием таких оконечных устройств коллективного пользования, как наружные наземные отдельно стоящие или размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные панели, внутренние навесные телевизионные плазменные и проекционные экраны, радиотрансляционные сети пассажирского транспорта, уличные информационные стенды, плакаты, щитовые и крышные установки, информационные сообщения на ограждениях объектов строительства и транспортных средствах наземного пассажирского транспорта (типа «бегущая строка»). С использованием указанного оборудования обеспечивается и обратная связь со специалистами, обслуживающим персоналом с использованием вызывных панелей голосовой связи, обзорных видеокамер с направленным микрофоном. Адресное применение рассматриваемых технологий предусматривает доведение информации до людей вне зависимости от мест их нахождения с помощью различных типов оконечньгх устройств индивидуального пользования (мобильных телефонов, портативных компьютеров с беспроводным выходом в Интернет, теле и радиоприемников). Для более эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности среди учащихся необходимо дифференцировать культурно-информационные воздействия не только с учетом классификации объектов формирования культуры и специфики отдельных составляющих технологии формирования КБЖ, но и принимая во внимание особенности предметных направлений в области безопасности жизнедеятельности. Для этого необходимо различать следующие направления формирования КБЖ: |
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее... Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, на основе Федерального компонента государственного стандарта по основам... | Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (обж)... Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Республики от 04. 2013 года «О проведении Всероссийского открытого урока по «Основам безопасности жизнедеятельности», в целях эффективного... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Использование современных информационных... Астью которой является профессиональная компетентность. Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных... | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Реферат: «Применение информационных технологий в исследовании и описании безэквивалентной лексики» 6 | ||
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Реферат по ит в предметной области: «Применение информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку» 4 | Программа дисциплины использование современных информационных и коммуникационных... Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий... | ||
1 Целью дисциплины является изучение основ теории информационных... Целью дисциплины является изучение основ теории информационных экономических систем, принципов построения и классификации современных... | Рабочая программа по дисциплине с 13 Фармацевтическая информатика Основной целью является освоение и овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в области теоретических и практических аспектов... | ||
Рабочая программа по дисциплине с 13 Фармацевтическая информатика Основной целью является освоение и овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в области теоретических и практических аспектов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повышение качества образования на основе использования современных информационных технологий | ||
Рабочая программа дисциплины «использование современных информационных... «использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» | Применение современных информационных технологий при изучении вопросов... Место и роль информационных технологий в организации внешней торговли и таможенного дела 9 | ||
Реферат Отчет представлен на 21 страницах, включает в себя 1 таблицу... Содержание деятельности и результаты реализации Мероприятия 1 «Предоставление услуг населению по формированию ик компетенций с помощью... | Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» М.: Просвещение, 2011 в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности... |