Проектная методика в преподавании французского языка





Скачать 117.28 Kb.
НазваниеПроектная методика в преподавании французского языка
Дата публикации18.12.2014
Размер117.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы


Проектная методика - средство повышения мотивации школьников.

(Выступление на городской секции МО учителей французского языка

2010-2011уч. г.)

Проблемами изучения мотивации занимались многие зарубежные и отечественные ученые: Д.Аткинсон, К.Левин, А.Маслоу, Г.Марей, В.К.Вилюнас, А.Н.Леонтьев, В.Г.Асеев, А.К.Маркова, И.С.Морозова и многие другие

Поиск новых педагогических технологий вызван понижением у части учащихся положительной мотивации к изучению ИЯ. Т.к., не имея возможности использовать полученные по ИЯ знания вне класса, учащиеся порой теряют интерес к изучению предмета.

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению ИЯ, формируя внутреннюю мотивацию путем переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.

Научные исследования последних лет (Л.С.Выготского, Л.И.Божович, Е.С.Полат и других) показали, что умственные силы и познавательные возможности подростков позволяют вести обучение учащихся на высоком уровне.

Таким образом, выбирая тему «Проектная методика в преподавании французского языка как средство повышения мотивации школьников», я исходила из актуальности проблемы, из задач, стоящих перед школой на современном этапе, учитывая результаты школьной практики.

ИЯ прочно вошел в нашу жизнь, демонстрируя свою привлекательность и большие потенциальные возможности для развития личности ребенка. Но поддерживать у школьников желание работать изо дня в день, продвигаясь вперед маленькими шажками – дело нелегкое!

Организовать условия, при которых обучение французскому языку протекало бы наиболее успешно, повысить планку самооценки учащихся – современная задача учителя.

Цель работы – рассмотреть использование проектной методики в качестве средства повышения мотивации школьников.

Задачи: Проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме. Дать определение понятию «мотивация учения» и выявить виды мотивации.

Проследить особенности формирования мотивации учащихся к изучению ИЯ, учитывая возрастные и психологические особенности развития подростков. Выявить сущность проектной методики и обосновать необходимость использования проектной методики для повышения мотивации учащихся

К изучению ИЯ. Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий.

Рассмотреть организацию работы с проектом на уроках ИЯ.
Основной метод - анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме: «Проектная методика в преподавании французского языка

как средство повышения мотивации школьников. Мотивация – вся совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно присутствует на всех его этапах.

Мотивация к изучению ИЯ на разных этапах обучения является не одинаковой. В младшем возрасте практически все учащиеся имеют положительную мотивацию изучения ИЯ в первую очередь потому, что предмет является для них новым и интересным, они активны, любознательны, у них формируется мотив достижения успехов.

Подростковый возраст традиционно считается одним из наиболее критических моментов в психическом развитии личности.

И в первую очередь это отражается коренными изменениями в мотивационно-потребностной сфере подростков.

Характерные особенности подросткового возраста:

способность ко многим различным видам обучения: трудовые умения и навыки, умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями

склонность к экспериментированию

нежелание все принимать на веру

потребность в принадлежности какой-нибудь группе

ведущий мотив стремление подростка завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников

Таким образом, с вхождением ребенка в подростковый период происходит существенные преобразования в характере мотивации его учебно-познавательной деятельности. У детей в этом возрасте достаточно низкий уровень познавательных интересов. В среднем лишь 22% школьников средних классов имеют устойчивый интерес к учебным предметам. Большинство подростков сформированного активного интереса к учебе нет, а для значительной части учащихся (примерно 54%) характерно преобладание ориентации не на получение знаний, а на оценку.

По этому учителю необходимо организовать учебный процесс, при котором обучение протекало бы наиболее успешно.
Проектная технология основана на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором они берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого.

«В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в

информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.

Рассмотрим общедидактическую типологию проектов, разработанную Е.С. Полат. Прежде всего, определимся с типологическими признаками:

1) доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.;

2) предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

3) характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

4) характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, или региональный, и международный;

5) количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

6)продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области обучения ИЯ:

1. Конструктивно- практические проекты – например, коллаж, дневник наблюдений, «придумывание» игры и ее описание.

2. Игровые – ролевые проекты – например, разыгрывание игры, драматизация или сочинение собственной пьесы.

3. Информационные и исследовательские проекты – например, «Французский язык и его использование как языка международного общения», «Изучение региона или какой-либо страны».

4. Проекты конкретного социологического обследования – например, «Влияние французской культуры на образ жизни в истории моей страны», «Отношение иностранцев к моей стране», «Использование французского языка в моей стране, в моем городе», «Группы риска».

5. Издательские проекты – например, «Портрет моего класса», «Радиопрограмма», «Школьная стенная газета».

6. Сценарные проекты – например, «Организации клуба встреч», «Вечер французского языка и культуры», «Ток-шоу».

7. Творческие работы – например, свободное литературное сочинение (сказка, рассказ, комикс и др.), литературный перевод на родной язык.

Указанные виды проектов по своему предметному содержанию могут быть выполнены как собственно в области изучения иностранного языка и культуры, так и могут носить междисциплинарный характер.

Изучив и проанализировав УМК «L’ oiseau bleu» для 9 класса, я пришла к выводу, что, применяя в работе методические рекомендации, предложенные автором, можно достичь хороших результатов.

Тем не менее, каждый учитель вносит свои коррективы. Практически каждую тему УМК можно завершить созданием проекта.

Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за пределы класса.

Я планирую в этом году завершить изучение французского языка в 9 классе большим проектом: «Мы едем во Францию», который будет включать в себя практически все темы, изученные в течение года. Данный проект будет основан на создании небольших промежуточных проектов по каждой теме. Например: работа над проектом по теме«Je me promène dans Paris.» осуществляется так:

Подготовительный этап.

В качестве домашнего задания к уроку учащиеся выписывают из текста слова, необходимые для заполнения таблицы (улицы/проспекты, площади/фонтаны, здания/музеи, другие достопримечательности).
I этап: планирование в классе.

Целеполагание - выбор общей проблемы, цели, характера, содержания и структуры. Структура согласуется всеми участниками. На этой основе обсуждаются и ставятся конкретные задачи , вырабатывается план действий и последовательность выполнения проекта, определяются шаги по его осуществлению.

Учитель выступает в данной ситуации как инициатор, помощник, партнер по выполнению проектного задания. Его роль заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся проектной задачей и создать условия для организации работы в учебной группе. Количество учащихся в группе 2-3 человека. Каждая группа выбирает задание по одной из предложенных тем или предлагает свои.

История возникновения Парижа.

Виды транспорта. Парижское метро.

История Латинского квартала. Сорбонна

Соборы Парижа.

Площади столицы Франции.

Музеи Парижа.

Эйфелева башня-символ Парижа.

Современный квартал «Defense»

Улицы и проспекты Парижа.

Сады и фонтаны Парижа. Мосты Парижа.

Дисней-парк.
II этап: выполнение проекта.
На этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся собирают материал: необходимую информацию и иллюстративный материал. Важно помнить, что ребята будут использовать все четыре вида деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование. Главная задача на этом этапе сбор информации. Можно помочь детям в организации данного проекта, посоветовать им определиться, что они хотят узнать; как преподнести информацию группе; проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое; откорректировать и оформить материал как проект группы.

Выходя за пределы класса в процессе работы над проектом, ученик ликвидирует разрыв между языком, который он изучает и языком, который использует - что является ценным средством в расширении коммуникативных навыков, полученных на уроках. На обычных уроках учитель определяет язык, его содержание. В условиях проекта учащиеся определяют содержание проекта и соответственно языковое содержание.
III этап: обсуждение, обработка, полученной информации.

Оформление своей проектной работы в зависимости от типа проекта.
IV этап: презентация проекта.
Способ презентации будет зависеть от вида конечного продукта: схема, буклет, видео-презентация или устная презентация. Польза для учащегося очевидна. Он работает над интересной темой, используя уже выученное, и дополнительно изучает еще и то, что необходимо в связи с поставленной задачей. Учителю рекомендуется доброжелательно принимать все, что выполнили ученики. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.

Каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта, назначая докладчиков и распределяя роли. Ребята могут использовать плакаты, раздать слушателям план своей презентации, представить все в виде пьесы, разыграть диалог, использовать музыку и т.д. Остальные группы делают записи. По окончании презентации ученики этих групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации.

Устная презентация всегда включает определенную долю риска для учащихся, поэтому для некоторых из них нужны предварительные репетиции, чтобы помочь и исключить ошибки, добиться успеха, избежать разочарований.

Итоги работы над данным проектом представлены в виде отчета по образцу.

Другим вариантом устной презентации являются доклады. Заранее даются отдельны е фразы, которые обучаемые смогут использовать.

Итоги также могут быть подведены в ходе групповой дискуссии, в которой обсуждающие не только высказывают свое мнение, но и объясняют его.
V этап: контроль.

Оценка проектной работы – нелегкое дело. Способы оценки ее вступают в противоречие с официальной процедурой оценки за работу ученика. Не следует исправлять ошибки в конечном варианте проекта. Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено слишком много усилий, и возможно, ученики захотят сохранить ее для себя. Не стоит делать исправления красным цветом. Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов, хотя, с другой стороны, вполне вероятно, что учащиеся лучше запомнят ошибки, отмеченные в их проектной работе, потому, что она значит для них больше, чем обыкновенная классная работа.

В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.

На мой взгляд, проектную работу по ИЯ целесообразно начать с шестого класса, т.к. в этом возрасте активно происходит процесс познавательного развития, готовность и способность ко многим видам обучения, стремление к поиску новых знаний. Дети 12-13 лет уже обладают навыками самостоятельной работы, а потребность в этом является актуальной для младших подростков.

Поскольку ведущим мотивом в средних и старших классах является стремление занять определенное положение в группе, классе, проектный метод призван повысить мотивацию к изучению ИЯ в том случае, если будут выполнены требования к использованию метода проектов.

Существует мнение, что проектная работа по ИЯ не «привязана» непосредственно к предметному содержанию учебной программы по овладению изучаемым языком и культурой. Вместе с тем, проектная технология создает ситуацию опосредованного, обусловленного проектным заданием овладения программным материалом. В процессе выполнения проектной работы по ИЯ создаются естественные условия для самостоятельного / автономного овладения учащимся определенными аспектами изучаемого языка и культуры – определенными языковыми средствами, коммуникативными умениями, лингвокультурными сведениями, стратегиями устного и письменного речевого общения. Создание конечного продукта учебного проекта требует интеграции всех аспектов овладения языком и культурой в целях выполнения задач проекта.

Преимущество проектной методики состоит в том, что учебная деятельность ученика плавно переходит в наиболее интересную для него внеурочную деятельность.

Необходимо отметить следующие положительные стороны проектной работы:

Повышение общей мотивации учащихся.

Проекты – личностно ориентированный вид работы, так как учащиеся пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях. При подготовке проекта они изучают интересные для себя темы. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, искать информацию в справочниках, разговаривать с другими людьми. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.

Образовательная и воспитательная ценность.

В большинстве методических пособий указывается, что межпредметные связи способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей.

Повышение значимости ИЯ как средства общения.

Сообщая другим о себе и окружающим мире по-французски, учащиеся открывают для себя ценность ИЯ как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.

Метод проектов способствует развитию социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для проявления способностей ребенка, выявляет его индивидуальность ярче, раскрывает творческий потенциал, повышает профессиональную компетентность самого учителя. При этом ученики осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (в виде альбомов, коллажей, настенных плакатов)

до долгосрочных – исследовательских, выполняемых по всем правилам данной технологии

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с проектом предает процессу обучения личностно – ориентированный и деятельностный характер и повышает мотивацию к изучению ИЯ. Проектная методика создает условия, в которых процесс обучения ИЯ приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом пространстве.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проектная методика в преподавании французского языка iconНа уроках французского языка учащиеся
«Обучение элементам личного письма учащихся начальных и средних классов средней школы (на материале французского языка)»
Проектная методика в преподавании французского языка iconГрафик мониторинга образовательного процесса по дисциплине «Иностранный...

Проектная методика в преподавании французского языка iconСтатья” Метод проектов на уроках французского языка“
Глотова Ольга Васильевна, учитель французского языка гбоу сош №494 г. Санкт-Петербург
Проектная методика в преподавании французского языка iconПрограмма углубленного изучения французского языка. Учебно-методический...
Гоу средняя общеобразовательная школа №29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского административного...
Проектная методика в преподавании французского языка iconПроектная методика на уроках немецкого языка с применением регионального компонента
Описание методической разработки с использованием проектной методики учителя немецкого языка высшей категории моу дсош №2 Домбаровского...
Проектная методика в преподавании французского языка iconГрафик мониторинга образовательного процесса по дисциплине «Введение...
Цели и задачи языкознания. Объект и предмет исследования. Структура лингвистики. Основные отрасли языкознания. Связь языкознания...
Проектная методика в преподавании французского языка iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В «Строй французского...
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры французского языка протокол №4 от 27 февраля 2009 г
Проектная методика в преподавании французского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке немецкого языка
Проектная методика в преподавании французского языка iconГрафик мониторинга образовательного процесса по дисциплине «Практическая...
Продолжительность изучения – 5 семестров (зачет – 4 семестр, экзамен – 2,5 семестры)
Проектная методика в преподавании французского языка iconПрограмма дисциплины Французский язык
Программа предназначена для студентов, начинающих изучение французского языка с «0», а также для тех, кто владеет французским языком...
Проектная методика в преподавании французского языка iconПрограмма дисциплины Французский язык
Программа предназначена для студентов, начинающих изучение французского языка с «0», а также для тех, кто владеет французским языком...
Проектная методика в преподавании французского языка iconРеферат «прогулки по парижу» составитель: никольская в. В. Учитель...
«Париж» как в классах с углубленным изучением предмета, так в общеобразовательных и при изучении французского языка в качестве второго....
Проектная методика в преподавании французского языка iconТема школы
В состав мо входят 7 учителей английского языка. 1 учитель немецкого языка и 1 учитель французского языка
Проектная методика в преподавании французского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав мо входят 6 учителей английского языка. 1 учитель немецкого языка и 1 учитель французского языка
Проектная методика в преподавании французского языка iconОтчет о педагогической практике студентов 5 курса Педагогического...
Пензы (Бареева Ю. Р., Гришина Е. П., Долотов Д. О., Хошшиев П.,) и в моу сош №2 г. Кузнецка (Клюева Е. С.). В качестве методистов...
Проектная методика в преподавании французского языка iconПояснительная записка Настоящая программа предназначена для поступающих...
«Филология»; особенности внедрения компетентностного подхода; специфика использования информационно-компьютерных технологий в преподавании...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск