Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73





НазваниеУчебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73
страница1/4
Дата публикации22.12.2014
Размер0.61 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Информатика > Учебное пособие
  1   2   3   4





А.А. Андреев




Введение в Интернет-образование

Учебное пособие

Москва 2003

УДК 321

ББК 73

Андреев А.А.

Введение в Интернет-образование. Учебное пособие – М.: Логос, 2003. - с.с ил.
Освещаются основные аспекты использования в образовании сети Интернет. Рассмотрено современное состояние и перспективы Интернет-обучения. Представлен понятийный аппарат и терминология Интернет-образования, рассмотрены педагогические свойства глобальной сети. Дана классификация образовательных учреждений, применяющихся в учебном процессе Интернет. Охарактеризованы используемые в Интернет-образовании формы учебных занятий, а также инструментальные средства, позволяющие обучаться в сети, изложены технические и интелектуальные требования к участникам процесса обучения.

Для студентов высших и средних специальных учебных заведений и учащихся старших классов общеобразовательных школ. Может использоваться руководящим и педагогическим составом образовательных учрежений, осваивающих Интернет в учебном процессе. Представляет интерес для широкого круга читателей.

Оглавление



Предисловие

Введение

1. Интернет-образование сегодня……………………………………………………

2. Педагогические возможности сети Интернет………………………………

3. Где и как учатся в Интернете

4. Формы организации обучения в Интернете

5. Средства поддержки обучения в Интернете……………………………………

6. Требования к преподавателям и обучающимся

Заключение

Предисловие

Непрерывное образование, или образование через всю жизнь, – это способ существования человека в информационном обществе и процесс, в котором он ныне участвует чуть ли не от рождения до глубокой старости. Помочь ему в этом перманентном процессе уже сейчас и, как мы уверены, в будущем сможет сеть Интернет – одно из наиболее значительных изобретений человечества в ХХ веке. Как самый современный и мощный носитель оперативной информации «всемирная паутина» быстро и агрессивно проявила себя, особенно в последнее десятилетие, во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в сфере образования.

Содержание предлагаемого читателю учебного пособия отвечает на естественные вопросы, которые возникают при использовании Интернета: где, как, с помощью чего, при каких условиях можно эффективно обучаться, применяя этот все еще необычный инструмент. Пособие адресовано в первую очередь студентам высших учебных заведений, но оно может оказаться полезным самым различным категориям читателей от школьника до пенсионера, желающим в простой и доступной форме узнать о глобальной сети в той части предоставляемых ею услуг, где она сможет служить действенным помощником в образовании.

Все еще ограниченный доступ к Интернету в России следует, как очевидно, считать временной проблемой. Ее успешно решают стремительное развитие, совершенствование и удешевление информационных и коммуникационных технологий. Уместна аналогия с распространением и использованием калькуляторов и мобильных телефонов, которые совсем недавно тоже казались диковинкой.

Как известно, глобальной сети Интернет немногим более 30 лет. Ее история началась в 1969 г. в США, где она первоначально использовалась в военных целях. Поэтому может показатся неожиданным тот факт, что покровителем Интернета, т.е. защитником сети от бед и несчастий, благодаря папе римскому Павлу Иоанну I стал святой Исидор Севильский, а официальным днем «именин» Интернета теперь считают 4 апреля1. В настоящее время даже к выполнению обязанностей священнослужителя можно подготовиться, обучаясь в сети Интернет…

Как очевидно, применение Интернета в образовании и для образования имеет и положительные, и отрицательные стороны. Какова природа позитивных и отрицательных факторов, влияющих на обучение в сети, каких больше, а каких меньше – все это устанавливается педагогической наукой и практикой. Тем не менее процесс широкомасштабного внедрения сети Интернет в систему образования начат и его не остановить. Образовательное учреждение, не использующее сеть Интернет, сейчас редкость. Не применять Интернет в учебном процессе считается отставать от времени, хотя во многих случаях остается проблематичным насколько это эффективно. Эйфорию относительно Интернет не снижают неудачи с использованием в образовании таких технологий, как радио, кинематограф и телевидение.

Большинство существующих книг об Интернете посвящены изучению его технических и пользовательских свойств вообще. Сторонники обучения с использованием сети Интернет по большей части считают, что преподавателям для эффективного Интернет-обучения достаточно знаний и умений так называемого «сайтостроения». Автор против такого подхода, и на первый план ставит педагогические, а не технические принципы, которые, естественно, важны, но вторичны для всех кто учит и учится в Интернете.

Содержание книги построено в последовательности, позволяющей дать систематические сведения об Интернет-образовании. Рассмотрено современное состояние Интернет-обучения, педагогические свойства Интернета и их особенности, организационные вопросы обучения в сети и его формы, аппаратно-программное обеспечение учебного процесса в Интернете, требования к участникам учебного процесса.

В первом разделе на примере США представлен опыт широкого использования Интернета в системе образования. Похожие тенденции, но в меньших масштабах, наблюдаются и в России, поскольку законы информатизации всех сфер деятельности образования объективны и действуют везде. В России они проявляются с некоторым запозданием. Автор излагает материал проблемно и приглашает поразмышлять о целесообразности освоения Интернета в образовании, напоминая о неэффективности применения в образовании других информационных и телекоммуникационных технологий.

Второй раздел посвящен педагогическим свойствам Интернета, которые определяются двумя основными возможностями (услугами), позволяющими организовать учебный процесс, а именно: гипермедийной публикации (представлению) учебно-методических и информационных материалов и возможностью электронного общения потенциальных участников учебного процесса.

В третьем разделе дана классификация отечественных образовательных учреждений, которые используют сеть Интернет в учебном процессе и рассмотрены пути формирования типовой схемы обучения, сводящейся к административно-организационной и собственно учебной деятельности (включая изучение материала, участие в электронных виртуальных занятиях: семинарах, проектах, тестировании и др.). При обучении в Интернете учебная деятельность реализуется строго в соответствии с жестким временнм графиком работы студента.

В четвертом разделе освещены формы организации учебного процесса в сети Интернет. Приводятся наиболее распространенные виды учебных занятий, используемые в системе высшего образования (лекции, семинары, консультации, проекты и др.), описываются их особенности и методические основы. Наверное, вполне справедливо было бы заметить, что на современном этапе освоения Интернета педагоги в значительной мере копируют известные очные формы и технологии проведения занятий, часто механически перенося их в сеть. Полагаю, что необходимо направить усилия на поиски принципиально новых технологий обучения, основанных, например, на объектном подходе. В этом инновационном процессе необходимы усилия технически грамотных молодых ученых и педагогов, стремящихся расширить сферу применения информацмонных технологий и не обремененных консервативными педагогическими традициями.

Пятый раздел посвящен средствам поддержки процесса обучения с акцентом на отечественные инструментальные среды (оболочки типа Прометей, Доцент, Орокс) и зарубежные типа WebCT, Learning Space. Показывается, что все они в принципе представляют для обучения одинаковые дидактические возможности, т.е. позволяют публиковать и изучать учебный материал, общаться студентам с преподавателем и между собой (форум, чат) и тестироваться. Понимание педагогических принципов функционирования оболочек и овладение навыками работы на какой-либо одной из них позволяет без труда переключаться на другие оболочки и обучаться в них. Можно сказать, что нет принципиальных педагогических трудностей в разработке и применении различных инструментов для обучения в Интернете. Для этого следует предложить преподавателю скомпоновать «самодельную оболочку» для технической поддержки собственной учебной дисциплины, например, базируясь на поддержке сервера www.narod.ru.

В шестом, заключительном разделе рассматриваются определенные требования к потенциальным участникам виртуального учебного процесса. Кроме достаточной базы обучения: технического оснащения рабочего места, включающего компьютер, периферийное оборудование, выход в сеть Интернет – студент и преподаватель должны обладать навыками работы с этим оборудованием. Для эффективного обучения требуются навыки скорочтения и скоропечатания, что столь же важно при обучении в сети, как умение излагать свои мысли и писать при традиционном обучении. Автором указываются адреса в Интернете, по которым можно получить подобные базовые знания и тренинги.

Представленную читателю книгу рекомендуется использовать для первоначального знакомства с направлениями использования Интернета в системе образования не только студентам, аспирантам и учащимся, но и администрации образовательных учреждений, от которой зависят финансирование и организационные аспекты внедрения Интернета в учебно-воспитательный процесс. Очевидно, что эта книга не в последнюю очередь адресована преподавателям разных уровней образования. Хотелось бы заметить: практика обучения в Интернете показывает, что Интернет-технологиями быстрей всего овладевают молодые люди, которые уже освоили компьютер и Интернет в других целях. Для них не существует психологического барьера в отношении овладении инструментарием новейшей технологии, что является часто камнем преткновения для людей старшего поколения.

Таким образом, сеть Интернет – это принципиально новое явление в сфере образования, предъявляющее новые требования к участникам образовательного процесса, открывающее и предоставляющее еще не полностью изученные педагогические возможности. Процесс внедрения Интернета в образование интенсифицируется. Мы стоим в начале пути, и требуется дальнейшее рассмотрение поднятых в книге проблем.

А.Я. Савельев

доктор технических наук,

профессор, директор Научно-исследоватлеьского

института высшего образования

Моим родителям,

Александру Петровичу

и Нине Васильевне,

посвящается


Введение

Совершенствование и развитие системы открытого образования является частью замысла создания в России единого образовательного пространства, позволяющего обеспечивать беспрепятственное распространение внутри страны образовательных услуг, а также осущетсвлять их экспорт и импорт. Система открытого образования условно состоит из двух областей:

  • технологической, которая основывается на принципах открытых информационных систем, реализующих открытые спецификации на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить в комплексе расширяемость (масштабируемость), мобильность (переносимость), интероперабельность, дружественность к пользователю;

  • психолого-педагогической, представляющей собой совокупность принципов, используемых в педагогике, которые можно разбить на два класса методологические (или метапринципы) и дидактические.

Метапринципы позволяют анализировать и в какой-то мере проектировать системы образования, включая системы открытого типа. Особое значение здесь принадлежит аксиологическим, культурологическим, антропологическим, гуманистическим, синергетическим, герменевтическим и валеологическим аспектам и вытекающим из требованиям.

Дидактические принципы включают в себя:

  • общие принципы;

  • принципы, относящиеся к формированию целей и содержания обучения;

  • принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами2.

Анализ научных исследований, проводимых в Российском государственном институте открытого образования и Российской академии образования, а также обширная педагогическая практика с использованием информационных и телекоммуникационных технологий показывают, что в настоящее время действует явственная тенденция к увеличению числа и значимости психолого-педагогических проблем, предпосылочных для развития открытого образования с использованием Интерента.

Ядро системы открытого образования составляет Интернет-обучение, понимаемое нами как обучение с использованием дидактических свойств Интернета, а не обучение приемам работы в Интернете. Безусловно, Интернет-обучение не исключает традиционных, прекрасно зарекомендовавших себя моделей очного обучения, которые, кстати говоря, можно совершенствовать, используя Интернет-технологии.

Процесс интернетизации объективен. Действительно, если проанализировать мировые тенденции в развитии образования с организационной и технологической точки зрения, то следует обратить внимание на то, что в настоящее время в мировой образовательной практике стремительно развивается рынок образовательных продуктов и услуг на основе всемирной компьютерной сети Интернет и новейших компь­ютерных и телекоммуникационных систем.

Новые технологии открывают большие и во многом еще не изученные возможности для развития образования. На современном этапе, когда электронная коммерция заняла видное место в системе мирового бизнеса, электронное образование является одной из перспективных областей развития Интернета. Это определяется следующими факторами:

  • переходом к постиндустриальному информационному обществу;

  • ростом потребности в специалистах с высшим образованием и невозможностью удовлетворения этой потребности традиционными методами обучения;

  • пониманием, что современная экономика, основаннная на знаниях, может быть эффективной только в случае, если она тесно взаимодействует с образованием;

  • пониманием широкими слоями населения, что обучение есть основа устойчивого социального положения человека в течение всей жизни.

Имеющийся к настоящему времени практический опыт обучения и теоретические исследования показывают, что для эффективной подготовки и реализации образовательных процессов в информационно-образовательных средах необходима разработка новой области педагогики, которую предлагается условно назвать электронной педагогикой: «Э-педагогикой». Это название может, конечно, показаться неприемлемым консервативным педагогам, однако уже существуют такие дисциплины, как «Электронная коммерция», «Электронная экономика», реализуется проект «Электронная Россия». Новому разделу педагогики по праву можно выделить определенное место среди других педагогических дисциплин.

Как предмет Э-педагогика должна иметь, как минимум, свой объект изучения –область действительности, которую она исследует – и свой понятийный аппарат. Известно, что предметом педагогики, по определению В.П.Беспалько, является исследование, проектирование и обеспчение функционирвоания педагогических систем.

Логично считать, что предметом изучения Э-педагогики, как и традиционной, является также педагогическая система. Структуру любой педагогической системы можно представить как овокупность следующих комплнентов: цели обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения. По аналогии можно представить структуру педагогической системы открытого образования. При этом в ней изменяется не названия, а сущность и содержание указанных компонентов, а также добавляются новые элементы, образующие собой специфические среды: финансово-экономическую, материально-техническую, нормативно-правовую, маркетинговую, а также среду менеджмента, представляющие в своей совокупности информационно-образовательную среду (систему). Как видно, ядро всей информационно-образовательной среды составляет педагогогическая система, а раздел педагогики, который будет исследовать педагогические процессы в этом новообразовании мы и будем называть электронной педагогикой.

Важную роль в системе открытого образования играют электронные издания учебного назначения. По крайней мере в настоящее время большинство представителей научно-педагогической общественности не считает электронные учебники простой электронной версией традиционного печатного учебного издания. Можно утверждать, что в ходе своей эволюции электронный учебник трансформировался в сетевой учебно-методический комплекс, включающий в себя дидактическую, программную, техническую и технологическую составляющие обучения в информационно-образовательной среде (системе). Сетевой учебно-методический и информационный комплекс становится своего рода виртуальным (распределенным) мини-учебным заведением для обучения по какой-либо одной конкретной дисциплине с участием студентов и преподавателя. Учебно-методическое обеспечение комплекса включает в себя как минимум учебную программу, учебник, руководство по изучению дисциплины, глоссарий, электронную библиотеку курса (хрестоматию), тесты. В ходе обучения могут проводиться в электронной форме лекции, консультации, семинары и другие виды занятий.

Если согласится с необходимостью разработки Э-педагогики, то можно сформулировать совокупность первоочередных проблем, в своей основе схожих с проблемами традиционной педагогики, но имеющих свои особенности. Рассмотрим психолого-педагогические проблемы Э-педагогики, акцентируя внимание на Интернет-обучении. Их следует решать в комплексе, в противном случае придется заполнять пробелы в уже созданной информационно-образовательной среде. Это:

1. Отсутствие в современных информационно-образовательных средах системной теории обучения и ее составной части – понятийно-категориального аппарата.

2. Потребность оптимизации состава учебно-методических комплексов для эффективного обучения в современных, в том числе электоронных информационно-образовательных средах и размещения его дидактических элементов на различных носителях (бумажных, сетевых, лазерных дисках и др.), а также методик обучения.

3. Потребность оптимизации психолого-эргономического представления учебного материала в электронном виде для его адекватного восприятия и понимания.

4. Необходимость подготовки преподавателей и обучаемых к работе в современной информационно-образовательной среде.

5. Потребность реализации специфичных по содержанию и методам воспитательных процессов, учитывающих ограниченность очных контактов учащихся и преподавателей;

6. Необходимость создания валеологии обучения, адекватной современной информационно-образовательной среде.

Интернетизация или, как иногда говорят, виртуализация электронных образовательных сред предоставляет обучаемым новые, не исследованные и до конца не познанные возможности. Научно обоснованное внедрение средств виртуального обучения, возможно, приведет не просто к его перестройке и коренному улучшению, а к становлению принципиально новой, более эффективной системы образования. Концептуальную модель этой перспективной системы описали Дж. Тиффин и Л. Раджасингам в своей книге «Что такое виртуальное обучение?»3. То, что недавно казалось фантастикой или очень смелым предвидением: информационные супермагистрали, виртуальные костюмы и другие средства информационных и телекоммуникационных технологий – реальность уже сейчас. И наверняка их изобретатели с энтузиазмом будут внедрять эти и другие достижения в сферу образования.

С позиций электронной (виртуальной) педагогики процесс обучения происходит в весьма специфической педагогической системе. Достаточно сказать, что элементы этой системы функционируют не в привычном нам предметном мире, а в виртуальной образовательной среде, взаимодействуя со средствами современных и перспективных информационных и телекоммуникационных технологий. Уже в силу этого электронизация трансформирует вечные проблемы педагогики и выдвигает новые. Открывая невиданные ранее возможности для студентов и преподавателей, она существенно усложняет их функции, обогащает содержание педагогического и учебного труда.

В настоящей книге предпринята попытка раскрыть некоторые из названных здесь проблем и изложить их на уровне, стимулирующем освоение Интернета в широкой образовательной практике.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconУчебное пособие Омск-2003 удк 5(075) ббк 20я73
Л 83 Сборник заданий по курсу “Концепции современного естествознания” : Учеб пособие Омск: Изд-во Омгту, 2003. 68с
Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconУчебное пособие Краснодар, 2014 г. Удк 658. 8 Ббк
Муратова А. Р. Управление продажами: Учебное пособие. Краснодар, 2014 г. – 110 с
Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconУчебное пособие Чита 2003 удк ббк к ответственный за выпуск к т....
В пособии рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением инвестиционной политики на всех уровнях, государственным управлением...
Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconБазовый курс Часть 2 Учебное пособие Второе издание, переработанное Томск 2003 удк 628. 91
Карташова И. Н, Гартман Л. Д. Английский язык. Базовый курс. Часть 2: Учеб пособие/ Том политех ун-т. – 2-е изд., перераб. – Томск,...
Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconУчебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3
Пашута В. Л., Заслуженный работник высшей школы рф, доктор педагогических наук, профессор
Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconУчебное пособие Чебоксары 2003 м инистерство образования Российской...
Пастухова Л. Б. Функционально-семантическая характеристика слова в тексте: Учебное пособие. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им....
Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconПособие ^ щ щ под редакцией ж у а. Г. Асмолова Москва «Просвещение»...
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов
Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconУчебное пособие м осква  2005 ббк 87. 817 Б 20
Занимательная философия: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 128 с
Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconУчебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 А 46 Рецензенты: Т. М. Быченко
М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconУчебное пособие Кемерово 2004 удк: Печатается по решению Редакционно-издательского...
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 271400 «Технология продуктов детского и функционального питания» всех форм...
Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconУдк 630*18: 630*425: 582. 475. 4 Комплексная оценка состояния ассимиляционного...
Губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М., Практикум по экологии человека (учебное пособие) / Под ред. Л. И. Губаревой. – М.:...
Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconУчебное пособие Москва, Радикс, 1994 ббк 60. 5&73 ц 94
Рассматриваются структурные и функциональные аспекты взаимодействия участников мирового политического процесса. Значительное внимание...
Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconУчебное пособие Находка
Винтонива Н. И., Лаврушина Е. Г., Юн Ф. А. Учебное пособие по дисцип­линам "Правоведение", "Прикладная информатика", "Предпринима­тельское...
Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconН. С. Ганина международные отношения в глобальном мире для студентов...
Ганина Н. С. Международные отношения в глобальном мире. Учебное пособие–М.: Ргу нефти и газа им. И. М. Губкина, 2003
Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconУчебное пособие по спецкурсу удк 82(091) Учебное пособие «Достоевский и Толстой»
Достоевским и Толстым в романах «Преступление и наказание», «Идиот» и «Анна Каренина». В последующих главах анализируются общее и...
Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 iconУчебное пособие Волгоград 2005 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73
Черемушникова И. Н. (темы n 4, 5), доц. Каден А. Г. (тема n 2, 19), ст преп. Петров А. В.(темы n 1, 10), преп. Чернышева И. В. (тема...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск