Уроков по теме "Научный стиль речи" (6 класс)





НазваниеУроков по теме "Научный стиль речи" (6 класс)
Дата публикации07.01.2015
Размер96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


Разработка системы уроков по теме "Научный стиль речи" (6 класс)

1. Этап мотивации (Мотивационное поле):
Скоро наступят зимние каникулы. Наш город станет одним из самых посещаемых туристических центров (уже идёт активное обсуждение этого вопроса на сайте Кунгура среди туристов). Как вы думаете, какие места будут посещать туристы? Возможно, и к вам тоже приедут гости. Куда бы вы могли сводить своих друзей, знакомых, родственников? О каком уголке своего любимого города вы хотели бы рассказать людям, которые плохо знают или не знают исторические достопримечательности Кунгура? Составьте буклет для туристов, который поможет им оценить достоинства нашего города.

При выполнении задания вы можете пользоваться различными источниками, включая Интернет. У вас должен получиться текст из 15 – 20 предложений, не забудьте указать источник информации (не менее двух) .
Форма работы: Учащиеся работают в 3 творческих группах, каждая выбирает своё архитектурное здание и делает подборку нужной информации.
Представление творческой работы учащихся

( текстов о достопримечательностях города).
Примерные тексты:
Высшее городское начальное училище.
Высшее городское начальное училище /ныне – школа № 10/ построено на средства купца А. Г. Кузнецова. Сначала это училище было в небольшом здании, построенном в 1869 году. В 1901 году началась постройка нового здания. В начале XX века здание было построено. Первоначально училище было мужским – обучались мальчики. А затем открылись классы для девочек. В училище обучались дети мещан и крестьян. Инспектором этого училища был учитель М. М. Дьяконов. В краеведческом музее есть отчёт о работе этого училища за 1915 год.
Гостиный двор (1865 – 1876 гг.)
Архитектор Р. О. Карвовский. Расположен на склоне холма в самом центре Кунгура. Один из его фасадов выходит на центральную площадь. Планировка гостиного двора традиционна для подобного рода сооружений и представляет собой многоугольник, по периметру которого располагались торговые ряды, ледники, склады. Имеется внутренний двор-площадь, который раньше использовался для кустарных изделий. Длина здания 86,5 м, ширина с галереей 15,6 м, высота 8,7 м, высота кровли в высшей точке 2,5 м. Всё здание выстроено из кирпича. Фундаменты бутовые, кровля металлическая. Архитектура памятника проста и выразительна. Здание двухэтажное, на подклети, с двухскатной крышей. Снаружи около торговых помещений устроена крытая галерея, сообщающаяся с улицей через открытую аркаду, которая прерывается порталами входов во внутренний двор. Гостиный двор – один из лучших памятников подобного рода на Урале, дошедший до наших дней без изменений.
Особняк купца Кузнецова.
Особняк. Построенный в 1870 году, в плане имеет П-образную форму. Выстроен из кирпича, внутри и снаружи отштукатурен. Фундаменты бутовые, кровля – железо. Здание одноэтажное с мезонином над центральной частью. Главный фасад имеет пятичастное деление. Соблюдена строгая симметрия объёмов. Вход выделен порталом с балюстрадой над ним на уровне второго этапа. Двухэтажная центральная часть завершена парапетом, имеющим богатую обработку. Стены завершены сильно выступающим карнизом, проходящим и по входному порталу. Полуциркульные окна обрамлены профилированными наличниками. Долгое время это было здание милиции, а ныне в нём расположено ЖКХ.

Учитель предлагает свой вариант текста о достопримечательностях .
Кунгурская пещера 

На майские праздники мы побывали в Кунгурской ледяной пещере. Очень понравилось! Интереснее, конечно, было бы идти по индивидуальному маршруту с фонариками или свечами. Или хоть на минуточку заглянуть в заповедную часть, посидеть на камне, оглядеться, послушать звук капающей воды.

Я просто передам свои впечатления. Названия гротов помню плохо. Ошибусь - не судите строго. Холм и вход в пещеру. Когда пещеру только открыли, в нее вел узкий лаз. Позже для туристов прорыли удобный туннель длиной 40м. Первые и последние гроты - самые холодные. Даже летом температура там не поднимается выше нуля. В этих гротах нарастает снежная шуба.

Проходим еще несколько гротов. У каждого своя завораживающая история. И наконец начинаются озера. Всего их 60. Вода в них прозрачная и абсолютно неподвижная. Даже сложно определить границу между стенами пещеры и их отражением.

Экскурсоводы говорят, что в течение года пещера всегда разная и неповторимая. Надо непременно побывать в пещере зимой. Кстати, Кунгурская пещера участвовала в проекте "7 чудес Росии".

На днях я посмотрела фотографии из Абхазских Новоафонских пещер. Вах! Вот еще куда надо съездить!


2. Актуализация имеющихся знаний.
Беседа по текстам:

-Сравните эти тексты. Чем они отличаются?

-Какова цель каждого текста?

- Какой стиль речи в каждом тексте?

- Назовите особенности стиля каждого текста.
Составление сравнительной таблицы:

1. Какие заголовки в таблице вы напишете?

2. Распределите данные вам в источнике информации особенности научного и разговорного стилей в соответствующие колонки.
Источник информации: непринуждённое общение, официальность, эмоциональность, оценочность, логичность, последовательность, неподготовленность высказывания, научность, ясность, точность, неофициальная обстановка,





Научный стиль

Разговорный стиль

1







2







3







4







5








Вывод:

  1. Обосновать выбор стилевых черт при заполнении таблицы, опираясь на текст.

  2. Чем отличается научный стиль от разговорного?


3. Этап целеполагания.

Где и когда применяется научный стиль? Где бы вы могли ещё использовать свой наработанный материал? Предложите варианты дальнейшего использования вашей работы (рефераты по краеведению, заметки в газету, сайт в Интернете, доклад, буклет для туристов).

Какова тема и цель нашего урока?

4. Этап планирования.

Что нам необходимо сделать для достижения поставленной цели?

  • Составить таблицу, в которой отразятся особенности научного стиля.

  • Потренироваться в определении особенностей текстов научного стиля.

  • Потренироваться в различении текстов научного и других стилей.


5. Этап осмысления новых сведений.
Каждая группа составляет страницу –памятку: «Научный стиль речи». Затем страницы соединяются в одну брошюру.

-Где можно использовать эту брошюру?

(подготовка к НОУ; страница на школьном сайте «В помощь ученику» и т.д.)
6. Этап закрепления новых знаний.
Текст №1
Стимул:

В связи с жарким летом 2010 года ряд европейских государств пострадали от ураганов (Польша, Румыния). Пермскому краю повезло: стихия его не коснулась. Но от природных катаклизмов никто не защищен, поэтому к ним нужно готовиться, обладать большей информацией.

Объясните малышам, что такое ураганы и к каким последствиям они могут привести.

Задачная формулировка:

  1. Прочитайте текст, определите тему текста.

  2. Обозначьте орфограммы. Какие орфографические правила вы использовали?

  3. Озаглавьте текст, продолжите двумя предложениями. Материалы для этого найдите в учебнике по природоведению или в научно-популярных книгах о природе.

  4. Выразите свое отношение к данной проблеме. Напишите мини-сочинение.


Источник информации:

Ураганы – это гигантские атмосферные вихри. Они возникают над тропическими морями, когда теплый воздух начинает стремительно вращаться и захватывать обширные области. Ураганы сопровождаются проливными дождями, которые способны приводить к сильнейшим наводнениям.
Текст №2
Стимул:

Учитель готовился к уроку, набирал текст на компьютере. В программе произошел сбой. Восстановите текст.
Песок и пепел засыпает все кругом на многие километры. Раскаленная лава может сжечь поля, леса и дома. Все это начинает напоминать картину К. Брюллова «Последний день Помпеи». Ужас охватывает меня.

Медуницу называют медуницей, потому что в ее цветках много сладкого сока – нектара.

Огненная пасть кратера выплевывала раскаленные пепел и газы, песок и камни. Жидкая каменная каша переполнила чашу кратера, полилась вниз по склонам огненными водопадами.

Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, а третьи – совсем синие. Такое растение с разноцветными цветками легче заметить шмелям.

Оглушительные взрывы потрясли вулкан. Из кратера вырвались черные клубы, будто кто-то затопил гигантскую печь. В небо взметнулись огненные фонтаны. Вулкан проснулся. Что это? Гигантский зверь проснулся? Может быть, это огнедышащий дракон пришел доказывать свое право на эти территории?

Листья медуницы покрыты особыми волосками – оттого они и кажутся немного шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов.


  1. Можно ли назвать то, что вы прочитали, текстом? Почему вы так считаете?

  2. Что нужно сделать, чтобы из этого фрагмента получился текст? Попробуйте. Что получилось? Запишите один из текстов.

  3. Озаглавьте свой текст, основываясь на его теме.

  4. Докажите принадлежность каждого текста к определенному стилю речи в виде текста – рассуждения.


Текст № 3

Стимул:
Помогите начинающему пользователю ПК разобраться в устройстве компьютера. Составьте научный текст. Начните работу с информации о происхождении слова компьютер (смотри этимологический словарь).

Источник информации:

Процессор, мышь, винчестер, модем, клавиатура, монитор, Интернет.

Текст №4

Стимул:

Ученик 6 класса на уроке географии получил задание написать сообщение на тему : "Распространение жизни в океане". Когда он представил свою работу на уроке, учитель и ребята не совсем поняли смысл его сообщения.

Помогите, пожалуйста, разобраться ученику с текстом.
Задача:

1. Прочитайте полученный текст.

2. Определите критерии расположения фрагментов. Какие ключевые слова помогли найти их место в тексте?

3. Найдите часть текста, не соответствующую стилевым особенностям научного стиля.

4. Найдите в тексте вопрос. С какой целью он использован?

5. Сформулируйте другие вопросы, которые можно было включить в текст.

6. Запишите полученный вариант.

Источник информации:
Распространение жизни в океане
В океане выделяются две области жизни. К первой относят поверхность воды и всю водную толщу, ко второй – дно океана. Я давно пытаюсь разрешить этот вопрос. Может быть, скоро все мои сомнения разрешатся? Не знаю. Скорее бы!!!

Свет – первое условие существования в воде зеленых водорослей, которыми питаются другие организмы. В воде света меньше, чем в воздухе, с глубиной освещенность уменьшается. Поэтому наиболее населена верхняя 50-метровая толща воды. Во-вторых, на распространение организмов в океане влияют и другие факторы: соленость и плотность, температура воды, количество питательных веществ, течения, вертикальное перемещение вод, а также свойства пород, слагающих морское дно.
1. Мировой океан издавна считается колыбелью всех существующих организмов.

2. Для жизнедеятельности всего живого необходима доля светового излучения.

3. Таким образом, жизнь на дне моря напрямую зависит как от внешних факторов, так и от внутреннего состояния океана.

4. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана?

Текст №5
Стимул:

Миша, Маша, Ваня получили индивидуальное задание на уроке русского языка: приготовить сообщение, доклад и реферат на тему « Научный стиль речи». Ребята оказались в затруднительном положении, потому что не знают, чем отличаются друг от друга данные виды работ (конспект, доклад и реферат- жанры научного стиля).

Помогите им справиться с заданием.

Задача:

  1. Соотнесите данные в источнике информации понятия с соответствующим определением.

  2. Оформите свои результаты в таблицу (схему, рисунок)

  3. Какие слова являются многозначными? Допишите значения этих слов.



Источник информации:
Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. 

В общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях рефератом называют специально подготовленные сообщения учащегося на факультативных занятиях и др.

 

 

ДОКЛАД доклада, м. - сообщение на научную тему в ученом собрании; публичная лекция.

КОНСПЕКТ, -а, м. Краткое изложение или краткая запись содержания чего-н. К. лекции.
Бланк ответов:


Жанр научного стиля

Определение

1. Конспект



2. Доклад



3. Реферат







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconМетодическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили речи. Научный стиль»
Гбоу спо (ссуз)«Чебаркульский профессиональный техникум». Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили...
Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconЛекция стилевая норма научный стиль понятие стилевой нормы. Функциональный...
Реализации заложенных в языке стилистич возможностей, обусловленные целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения;...
Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconСтили речи и их характеристика научный стиль
Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации...
Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщить и углубить знания по темам «Публицистический стиль речи» и «Художественный стиль речи»
Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconПояснительная записка
У многих не сформирована культура как письменной, так и устной речи, в основе которой лежит научный стиль. В пособии нашли отражение...
Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconМетодическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс
Они живут в совершенно иной социальной ситуации, когда без собственной инициативы невозможно будет выжить. Это неизбежно приводит...
Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи
Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconОтчёт о проведении «Уроков культуры речи» в гбоу №628 «Александринская...
Диспут «Язык и речь»: в чём заключается культура русской речи, слушание, понимание текстов разных типов, стилей, жанров
Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconРабочая программа дисциплины «Стилистика научного текста»
Программа предназначена для студентов профессионально-педагогического университета всех специальностей и предполагает изучение «языка...
Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconКалендарно-тематическое планирование
Развитие речи. Художественный стиль, язык речи и язык художественной литературы. Эссе – понятие о жанре
Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи. Стили речи. Художественный стиль
Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Плановых контрольных уроков 2, уроков развития речи 8, уроков внеклассного чтения – 4
Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconПояснительная записка Статус документа Планирование составлено на...
Плановых контрольных уроков – 2; уроков развития речи – 8; уроков внеклассного чтения – 8
Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconПлановых контрольных уроков 4, зачетов 4, тестов 6 ч; Административных...
Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова
Уроков по теме \"Научный стиль речи\" (6 класс) iconУроков по теме «Положительные и отрицательные числа»
Технологические карты уроков по теме «Положительные и отрицательные числа», 6 класс


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск