№
| Тема урока
| Кол – во часов
| Тип урока
| Характерис
тика деятельнос
ти учащихся
или виды учебной деятельнос
ти
| Виды контроля
| Планируемые результаты усвоения материала
| Дом. задание
| Дата проведения
|
План
| Факт
|
Общие сведения о языке (7 часов)
|
1
| Язык и общество
| 1
| урок усвоения новых знаний
| написание конспекта лекции
| проверка конспекта
| знать особенности русского языка как государственного, его политико-правовой статус; место русского языка в системе языков народов мира.
уметь конспектировать лекцию и строить монологическое высказывание
| Выписать 3-4 высказывания о языке, объяснить их смысл
Написать сочинение – миниатюру по теме: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия»
|
| 03.09
|
2
| Язык и культура. Язык и история народа.
| 1
| повторительно – обобщающий урок
| подготовка сообщения по теме на основе изученного материала
| оценка устных сообщений
| знать основные сведения о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского литературного языка.
| 1. Упр. 269 (вторая часть). Выполнить задания 3, 4, 5 к упражнению.
2. Подобрать афоризмы о языке, определить смысл высказываний. Например:
Язык мудрого -в сердце, сердце глупца- на языке (Соломон)
Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.
|
| 10.09
|
3
| Три периода в истории русского языка
| 1
| урок усвоения новых знаний
| составление тезисов по теме
| оценка тезисов, оценка устных сообщений
| знать историю развития языка.
уметь писать тезисы
| 1. Выполнить задания 1, 2, 3 к упражнению 267 (с.133)
2. Выучить материал о трех периодах истории русского языка
3. Повторить орфограмму «гласные в чередующихся корнях»
|
| 14.09
|
4
| Русский язык в современном мире. Сочинение «Язык большого города»
| 1
| повторительно – обобщающий урок
| написание сочинения
| оценка сочинения, оценка устных сообщений
| уметь составлять собственный текст с учетом норм современного литературного языка
| 1. Подготовить связный рассказ по теме «Роль русского языка в современном мире, используя тезисы и текст упр. 270
2. Выполнить задания 2, 3 к этому упражнению (с. 137)
|
| 21.09
|
5
| Активные процессы в современном русском языке
| 2
| урок обобщения знаний
| исследование языкового материала
| фронтальный опрос, оценка монологичес
кого высказывания
| уметь исследовать языковой материал
знать фонетические законы, соотношение букв и звуков
| 1. Упр.280
-Подготовить выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова
-Определить, какое слово в стихотворении является ключевым?
(Люблю, любовь)
2.Подготовить сообщения по следующим темам (темы по выбору учащегося):
«Язык и история народа»; «Русский литературный язык, его основные признаки»
«Языковая литературная норма, ее типы».
|
| 28.09
|
Фонетика. Орфография (5 часов)
|
6
| Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии, орфографии
| 2
| повторительно – обобщающий урок
| анализ языковых явлений
| проверка самостоятельных работ, фронтальный опрос
| знать теоретический материал по фонетике
уметь производить фонетический анализ слова, работать с орфоэпическим словарем
| 1. Составить связный ответ по разделу «Фонетика и графика»
2. Упр.7 (выполнить все задания к упражнению)
|
|
|
7
| Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке
| 1
| повторительно – обобщающий урок
| исследование языкового материала,
анализ речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка
| фронтальный опрос, оценка умений работы со словарем
| знать основные правила произношения, нормы современного литературного произношения
уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, соблюдать нормы произношения
| 1. Упр.25 (выполнить все задания к упражнению)
2. Используя записи в тетради, подготовить связный ответ по теме урока
3. Подобрать 2-3 высказывания мастеров слова о русском языке. Одно выучить наизусть. Ответьте на вопрос: «Какая общая мысль объединяет все эти высказывания?»
|
|
|
8
| Принципы русской орфографии
| 1
| повторительно – обобщающий урок
| составление тезисов по материалам урока
| проверка тезисов, фронтальный опрос
| знать основные принципы русской орфографии
уметь использовать принципы русской орфографии на практике
| 1. Упр.1
2. Определить принципы написания орфограмм, о которых говорится в пунктах 7-9, 11-18; рассказать правила по этим пунктам
3 Упр.112
|
|
|
9
| Диагностический тест «фонетика. Графика. Орфоэпия»
| 1
| урок контроля знаний и умений
| практикум
| проверка теоретичес
ких знаний и практических умений
| знать фонетическую систему русского языка, соотнесенность ее с орфографией
уметь сопоставлять, классифицировать языковые факты, владеть орфоэпическими нормами.
|
|
|
|
Лексика и фразеология
|
10
| Лексическая система русского языка
|
| повторительно – обобщающий урок
| исследование языкового материала, работа со словарями
| фронтальный опрос, оценка работы со словарями
| знать сферу употребления русской лексики, лексическую систему русского языка, знать разновидности научного стиля.
уметь работать со словарями, отбирать и классифицировать лексический материал
| 1.Составить связный ответ по теме «Лексика с опорой на конспект, составленный в классе»
2. Выполнить упр. 41, 50
|
|
|
11
| Русская лексика с точки зрения ее употребления.
Сочинение «Мое любимое слово»
|
| повторительно – обобщающий урок, урок развития речи
| составление таблицы , написание сочинения, работа со словарями
| проверка таблицы, оценка и рецензирование сочинения
| знать общеупотребительную и ограниченную лексику
уметь использовать лексический материал с учетом особенностей создаваемого текста
| 1. Опираясь на схему и конспект, составленный на уроке, подготовьте связный рассказ об общеупотребитель
ной лексике и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления
2 Упр. 76
|
|
|
12
| Активный пассивный словарный запас
|
| повторительно – обобщающий урок
| исследование языкового материала, работа со словарями
| оценка умения исследовать языковой материал. Оценка работы со словарями
| знать структуру русской лексикологии
уметь работать со словарями, активно пользоваться научной лексикой
| Выполнить упр.
67, 69, 70
|
|
|
13
| Русская фразеология.
Фразеологическая синонимия.
|
| повторительно – обобщающий урок, урок развития речи
| исследование языкового материала, работа с фразеологическим словарем и словарем фразеологической синонимии
| контрольные вопросы. Оценка индивидуаль
ных заданий
| знать отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов, источники возникновения фразеологизмов
уметь использовать в речи фразеологизмы и фразеологические синонимы
| 1.На основе материалов сообщений учащихся и учебника составить связный рассказ о фразеологизмах
2.Выполнить упр. 87, 95
|
|
|
14
| Термины. Типы словарей
|
| урок усвоения новых знаний
| написание конспекта, работа со специальными словарями
| оценка конспекта, оценка устных ответов
| знать типы словарей, их специфику
уметь пользоваться различными словарями
| Выполнение тестового задания ЕГЭ
|
|
|
15
| Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (анализ текста)
|
| урок контроля знаний и навыков
| практикум
| тестирование
| уметь анализировать и строить тексты разных жанров, типов речи и стилей
| Написание сочинения по части С ЕГЭ
|
|
|
Состав слова и словообразование
|
16
| Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование»
| 1
| повторительно – обобщающий урок
| комплексный анализ текста
| предупреди
тельный диктант
| знать особенности морфемной структуры слова, способы словообразования
уметь вычленять структурные единицы слова, определять значение выделенных морфем
| Составить тест на правописание повторенных на уроке орфограмм
|
|
|
17
| Способы словообразования.
Трудные случаи словообразования
| 1
| повторительно – обобщающий урок
| анализ способов словообразования, практикум
| самостоятельная работа
| знать морфологические и неморфологические способы образования слов
уметь классифицировать способы образования слов
| Упр.126
(1 часть); упр.131
|
|
|
18
| Выразительные словообразовательные средства
| 1
| комбинирован
ный урок
| анализ выразительных словоообразо
вательных средств, практикум
| аналитичес
кая работа с текстом
| знать особенности выразительных словообразовательных средств
уметь выделять их в тексте, находить специфичные языковые средства
| Выписать из художественной литературы текст или предложения, содержащие слова с суффиксами субъективной оценки.
|
|
|
19
| Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку
| 1
| комбинирован
ный урок
| практикум
| тестирование
| знать структуру ЕГЭ, типы заданий
уметь выбирать правильный способ действий при выборе правильного ответа
| 1.Дать ответы на вопросы 1-3, с.67 учебника
2. Упр.148
3.Подобрать примеры омоформов, омографов, омофонов в художественной литературе.
|
|
|
Морфология и орфография
|
20
| Обобщающее повторение частей речи
| 1
| повторительно – обобщающий урок
| комплексный анализ текста
| комплексный анализ текста, самостоятельная работа
| знать особенности самостоятельных и служебных частей речи, грамматические категории
уметь применять основные принципы орфографии для грамотного письма
| 1. Упр.167 (выполнить задания к упражнению);
2.Сделать морфологический разбор местоимения;
3.Упр.184 (выполнить задания 1, 3 к тексту упражнения).
|
|
|
21
| Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи
| 1
| урок усвоения новых знаний
| комплексный анализ текста
| орфографии
ческий диктант
| знать правильный способ действия при выборе написания
уметь, опираясь на ведущий принцип русской орфографии (морфологический), применять знания в практике правописания, соблюдать орфографические нормы
| 1Выучить записи в тетрадях и правила на с. 78, 79 учебника
2Работа по вариантам:
1 вариант. Составить словарный диктант по теме «н и нн в существительных, прилагательных и наречиях» (50 слов)
2 вариант Упр. 195
|
|
|
22
| Правописание Не и Ни с разными частями речи
| 1
| повторительно – обобщающий урок
| орфографичес
кое письмо
| самостоятельная работа
| знать правила выбора не и ни
уметь опираться на лексико-семантический принцип написания;
уметь выбирать правильный способ действия при выборе написания
| 1.Упр.205
2. Выучить материал урока
|
|
|
23
| Мягкий знак на конце слова после шипящих
| 1
| повторительно – обобщающий урок
| орфографичес
кое письмо
| орфографии
ческий диктант
| знать правила написания мягкого знака
уметь применять правила
| Составить словарный диктант (объем -40 слов) по теме урока.
|
|
|
24
| Проверочный тест «Морфология и орфография»
| 1
| урок контроля знаний и навыков
| контрольная работа
|
| знать основные принципы орфографии
уметь проводить грамматический анализ слов для правильного написания их, соблюдать нормы орфографии на письме
|
|
|
|
Речь, функциональные стили речи
|
25
| Язык и речь
| 1
| урок усвоения новых знаний
| составление сообщения на тему: «Речевая культура», прослушивание и анализ устных выступлений
| оценка устного сообщения
| уметь анализировать речевое высказывание с точки зрения ее соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферой общения, задачами речи оценивать качества хорошей речи, подбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи, соблюдать языковые нормы
|
|
|
|
26
| Текст. Его строение. Виды переработки текста.
| 1
| комбинирован
ный урок
| практическая работа
| проверка знания структуры теста ЕГЭ и понимание сути заданий
| знать значение терминов: тема, тематика, основная мысль, проблема, проблематика
уметь комментировать и оценивать информацию исходного текста, передавать содержание исходного текста в виде планов, тезисов, создавать текст в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией
| Упр.298 или упр.282 на выбор
|
|
|
27
| Функциональные стили речи, их общая характеристика
| 1
| повторительно – обобщающий урок
| анализ текстов
| оценка умений анализиро
вать тексты разной стилевой принадлежности
| знать особенности функциональных стилей речи, сферу их применения
уметь анализировать тексты с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей
| Выписать текст из учебника географии. Определить его стилистическую принадлежность
|
|
|
Научный стиль речи
|
28
| Назначение, стилевые признаки и разновидности (подстили) научного стиля речи
| 1
| урок усвоения новых знаний
| анализ текста
| оценка устного сообщения
| знать основные признаки научного стиля речи: логичность изложения, точность, строгая аргументированность, отвлеченность и обобщенность
уметь анализировать тексты научного стиля
| 1 Выучить материал на с. 202-204, 207-208
2.Упр.346 (выполнить все задания к упражнению)
|
|
|
29
| Лексика научного стиля речи
| 1
| комбинирован
ный урок
| работа со словарем, практическая работа
| оценка практической работы
| знать основные признаки научного стиля: логичность изложения, точность, строгая аргументированность, отвлеченность и обобщенность
уметь создавать тексты научного стиля, используя языковые средства и соблюдая нормы языка
| 1.Выучить материал на с. 210-221
2 Упр. 353
|
|
|
30
| Морфологические и синтаксические особенности научного стиля
| 1
| повторительно – обобщающий урок
| анализ языкового материала
| практикум
| знать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля
уметь создавать тексты научного стиля, используя языковые средства и соблюдая нормы языка
| 1.Упр.381 (выполнить анализ текста научного стиля)
|
|
|
31
| Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку
(анализ текста)
| 1
| повторительно – обобщающий урок
| орфографичес
кое письмо, анализ языкового материала
| анализ выполненных работ, работа над ошибками, консультиро
вание
| знать основные элементы структуры теста
уметь понимать читаемый текст, определять тему текста, позицию автора, формулировать основную мысль, развивать высказанную мысль
| Написать сочинение (часть С ЕГЭ)
|
|
|
32
| Выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку часть С
| 1
| урок контроля знаний, умений и навыков
| практикум
| тестирование
| знать основные правила построения текста, способы и средства связи предложений в тексте
уметь определять тему, основную мысль текста, способы их выражения, уметь создавать письменное высказывание, отбирать языковые средства, обеспечивая правильность, точность и выразительность речи
| Написать сочинение (часть С ЕГЭ)
|
|
|
33
| Выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку
часть С
| 1
| урок контроля знаний, умений и навыков
| практикум
| анализ работы
| знать основные правила построения текста, способы и средства связи предложений в тексте
уметь определять тему, основную мысль текста, способы их выражения, выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, отбирать языковые средства, обеспечивая правильность, точность и выразительность речи, соблюдать при письме нормы языка.
| Написать сочинение (часть С ЕГЭ)
|
|
|
34
| Выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку
часть С
| 1
| урок контроля знаний, умений и навыков
| практикум
| тестирование
| знать основные правила построения текста, способы и средства связи предложений в тексте
уметь определять тему, основную мысль текста, способы их выражения, уметь создавать письменное высказывание, отбирать языковые средства, обеспечивая правильность, точность и выразительность речи
| Написать сочинение (часть С ЕГЭ)
|
|
|
35
| Итоговая работа по русскому языку за курс 10 класса
| 1
| урок контроля знаний, умений и навыков
| контрольная работа
| тестирование
| Оценка умения создавать самостоятельный текст, вычленяя проблему исходного текста используя собственную аргументацию, анализ работ
| Написать сочинение (часть С ЕГЭ)
|
|
|