Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии





НазваниеИспользование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии
Дата публикации20.01.2015
Размер60.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии

Валеева Гузель Фахрисламовна,

кандидат педагогических наук,

учитель географии МБОУ лицей №94 г. Уфы РБ,

yulyavaleevaHYPERLINK "mailto:yulyavaleeva@rambler.ru"@HYPERLINK "mailto:yulyavaleeva@rambler.ru"ramblerHYPERLINK "mailto:yulyavaleeva@rambler.ru".HYPERLINK "mailto:yulyavaleeva@rambler.ru"ru
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.

Проблему качества обучения на уроках географии эффективно помогают решить информационные компьютерные технологии. Внедрение информационных технологий в учебный процесс рассматривается: не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися; как источник дополнительной информации; как способ самообразования учителя и учащихся; как возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Под средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) понимают аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий. Прежде всего, это электронные средства образовательного назначения, которые являются подмножеством программных средств ИКТ. К ним относят прикладное программное обеспечение (в настоящее время это приложения под Windows Microsoft Office) и электронные средства, специально предназначенные для использования в системе общего образования: системы поддержки процесса обучения (электронные учебники и энциклопедии, тренажеры).

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения, повышение продуктивности самоподготовки учащихся, индивидуализация работы самого учителя, усиление мотивации к обучению, активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности, обеспечение гибкости процесса обучения.

Вместе с тем использование современных средств ИКТ может привести и к ряду негативных последствий, в том числе и психолого-педагогического характера. Негативное влияние средства ИКТ могут оказать на физиологическое состояние и здоровье ученика; заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, решения задач также не способствуют повышению эффективности обучения и воспитания.

Однако результат обучения будет зависеть от организации процесса использования компьютера в учебной деятельности и от психологической готовности учащихся к использованию в учебной деятельности современных ИКТ - технологий.

Уже не первый год мною ведётся планомерная работа по внедрению ИКТ- технологий в процесс обучения географии: используются различные формы, методы и приемы использования информационных технологий.

На уроках демонстрационного типа применяются материалы готовых программных продуктов на СD; созданные учащимися и учителем презентации по различным темам. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint более эффективны в процессе обучения.

Уроки компьютерного тестирования позволяют быстро оценивать результат работы, определить пробелы в знаниях. С этой целью используются диски с тестами ГИА и ЕГЭ, итоговые тесты по географии, созданные самостоятельно компьютерные варианты различных тестов. При этом имеется возможность выбора уровня трудности задания для каждого школьника. Особенно важно то, что сразу после выполнения теста он получает объективный результат с указанием ошибок.

Информационные компьютерные технологии позволяют дифференцировать процесс обучения; осуществлять самоподготовку и самоконтроль с последующей корректировкой знаний; развивать наглядно-образное и теоретическое мышление.

На уроках географии компьютер являясь незаменимым помощником учителя, позволяет красочно иллюстрировать материал, показать в динамике трудные для понимания природные явления. Мультимедиа дает возможность демонстрировать на экране различные геоизображения: статичные и динамичные, плоские и объемные.

География – это наука, позволяющая создать целостный образ территории, с помощью мультимедиа данная проблема полностью решается. В обучении географии применяется большое количество различных географических карт, диаграмм, фотоснимков, поэтому часто использую карты из научных публикаций в Интернете. Достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения заключаются в том, что они: концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала; позволяют проверить знания в интерактивном режиме, в ходе лекции проводить сравнение; использовать интерактивные карты во время внеучебной деятельности для самостоятельной работы.

Электронная почта используется для обмена учебно-методической информацией со своими коллегами; учеником для обмена учебными творческими работами со своими сверстниками.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными и динамичными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися. Подготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования школьников. При этом необходимо учитывать: соответствие презентации целям и задачам данного урока, время и место каждого отдельного слайда; информация должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Условно учебные презентации можно разделить на «лекционные» (сопровождающие теоретический материал), «исследовательские» (выполненные в результате работы над проектом как итоговые работы), «игровые» (интерактивные, дополняющие учебную программу), «для самостоятельной работы» (презентации, позволяющие ребенку, пропустившему тему, наверстать упущенное самостоятельно).

Информационные технологии открывают не только дополнительные возможности обучения и развития учеников, но и помогают организовать работу детей в проектном режиме. Учебная среда с интегрированными в неё информационными технологиями создаёт для учеников высокую мотивацию и условия для реализации их собственных идей, подготавливает их к комфортной жизни в условиях информационного общества. Учащиеся, владеющие компьютерными технологиями, с удовольствием выполняют с их помощью учебно-исследовательские проекты, которые ежегодно успешно защищают на научно-исследовательских конференциях Малой академии наук школьников, становясь победителями и призёрами.

Несомненным новшеством педагогической практики географического образования последнего времени признано внедрение в учебный процесс мультимедиа электронных учебников. Применение компьютера для обучения школьников — это большая область проявления творческих способностей для всех школьников. Но, используя компьютер на уроке нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье. При подготовке и планировании уроков необходимо помнить, что по нормам СанПина непрерывная работа учащихся за компьютером не должна превышать 20 минут за урок.

В заключение следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

Подводя итог, отмечу, что средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.
Список литературы:

1.Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М.: -Высшая школа,1970. - 296 с.

2.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 2007.

3.Бахтина.О. И. Информатизация гуманитарного образования.// Педагогика. – 1990. - №1.

4. Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс?// Педагогика. – 2007. - №11, 12.

5. Поваляев Е.А. Полезные подарки, или Обучение с развлечением.// Компьютер Пресс. – 2009. - №12.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconЦентр информационных технологий
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная...
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconРабочая программа по дисциплине «Использование современных информационных...
Астью которой является профессиональная компетентность. Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных...
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconИспользование компьютерных технологий на уроке русского языка и литературы
Возможности компьютера оказались чрезвычайно полезным подспорьем в процессе освоения самых разных отраслей знания. Поэтому совершенно...
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconПрограмма дисциплины использование современных информационных и коммуникационных...
Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий...
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconРабочая программа дисциплины «использование современных информационных...
«использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconН. Н. Баранский Статья «Использование инновационных компьютерных технологий на уроках географии»
Е современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Современные инновационные технологии способствуют...
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
На современном этапе ни одни исследования в науке невозможно представить без использования информационных технологий. Данный реферат...
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconИспользование икт в образовательной деятельности доу для детей с овз. Ягодина Л. А
В настоящее время в России одной из распространенных форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста является использование...
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconБаканова М. В., Дроздова Н. Г. Возможности использования компьютерных...
Баканова М. В., Дроздова Н. Г. Возможности использования компьютерных технологий в процессе обучения литературе. // Проблемы информатики...
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconИспользование икт в учебном процессе
Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Использование...
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconВероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных...
Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Политика развития образования в гимназии №1532 предполагает использование компьютерной техники в процессе обучения учащихся как на...
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconУрок по теме: «Система образования в Великобритании и сша»
Последние годы внимание общества буквально приковано к использованию информационных и компьютерных технологий в учебном процессе....
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconИспользование информационных технологий в городской прессе
Использование информационных технологий уп «Агентство «Минск-Новости»» 6
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconЮго западное окружное управление образования департамента образования города москвы
Политика развития образования в гимназии №1532 предполагает использование компьютерной техники в процессе обучения учащихся как на...
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
В своей работе я решила сделать осветить и использование информационных технологий в учебном процессе, так как я считаю, что применение,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск