Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии





Скачать 138.2 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии
Дата публикации13.02.2015
Размер138.2 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра социологии

Выборочный метод в социологии

Учебно-методический комплекс

Челябинск

2006

Содержание:


  1. Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Выборочный метод в социологии» по специальности 040201 «Социология»




  1. Рабочий учебный план дисциплины «Выборочный метод в социологии»




  1. График учебного процесса дисциплины «Выборочный метод в социологии»




  1. Рабочая программа дисциплины «Выборочный метод в социологии»




  1. Сведения об обеспеченности учебной литературой дисциплины «Выборочный метод в социологии»




  1. Виды контрольных мероприятий и форм аттестации дисциплины «Выборочный метод в социологии»




  1. Экземпляры-образцы учебно-методической литературы




  1. Образцы контрольных работ, рефератов и курсовых работ, выполненных студентами



1. Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Выборочный метод в социологии» по специальности 040201 «Социология»





ДС.00

Дисциплины специализации





1 350

ДС.В.00

Дисциплины по выбору студента


350

ДС.В.02

Выборочный метод в социологии.


Виды обследований в зависимости от отбора единиц наблюдения.. Понятие выборочной и генеральной совокупности. Преимущества и ограничения выборочного метода. Понятие репрезентативности выборки. Ошибка репрезентативности. Случайные методы отбора: собственно случайная выборка. Повторная и бесповторная выборка. Вычисление ошибки репрезентативности для собственно случайной выборки. Определение объема выборки. Преимущества и ограничения собственно случайной выборки. Причины использования модификаций случайного отбора. Вычисление ошибки выборки. Определение объема выборки. Плюсы и минусы модификаций случайного отбора. Причины применения неслучайного отбора. Классификация методов неслучайного отбора.

80



Рабочая программа дисциплины «Выборочный метод в социологии»
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Социология»


Согласовано:

Зав. выпускающей кафедрой

«Социология»

_______________Е.И. Миронов

«___»_______________2006 г.




Утверждаю:

Декан исторического

факультета

_____________Н.В. Парфентьева

«___»_______________2006 г.


Рабочая программа
дисциплины ДС.В.01 «Выборочный мтеод в социологии»

для специальности 040201 «Социология»

(очная форма обучения)

факультет Исторический

кафедра-разработчик «Социология»

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по специальности 040201 «Социология»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Социология» протокол №___ от «____»_______________2006г.

Зав. кафедрой разработчика _________________ к.ф.н., доцент Е.И. Миронов

Ученый секретарь кафедры _________________ доцент В.Н. Кравец

Разработчик программы __________________ к. социол. н. В.Ю. Колчинская

Челябинск

2006
    1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

«Выборочный метод в социологии»



Выпускник должен в результате усвоения дисциплины «История социологии»:

  • знать содержание основных понятий выборочного метода;

  • уметь рассчитывать основные характеристики выборки;

  • уметь строить выборку для эмпирического социологического исследования.



    1. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины



Дисциплина «Выборочный метод в социологии» является одной из дисциплин цикла ДС, преподается в IV семестре и опирается на такие дисциплины, как введение в специальность, общая социология, математическая статистика, а также знания, полученные студентами в ходе производственной практики.

2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины


Целью дисциплины является формирование целостного представления об использовании выборочного метода в социологии

Задачи: развивать

  • понимание студентами специфики выборочного обследования;

  • способность к интерпретации результатов выборочного обследования;

  • формировать умение определять необходимые характеристики выборочной совокупности.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Таблица 1 – Состав и объем дисциплины.


Виды учебной работы

Всего асов

Семестр IV

Общая трудоемкость дисциплин

80

80

Аудиторные занятия

32

32

Лекции (л)

16

16

Практические занятия (пз)

16

16

Самостоятельная работа студентов (СРС)

48

48

Вид итогового контроля

Зачет

Зачет



4. Содержание дисциплины.

4.1. Наименования и содержания тем и объем занятий по видам учебной работы в часах.


Таблица 2 - Разделы дисциплины, виды и объем занятий.


раздела, темы

Наименование раздела, темы

Объем в часах

Всего

Л

ПЗ

СРС

Тема 1.

Суть выборочного метода и его роль в социологии

4

2

2



Тема 2.

Случайные методы отбора

28

6

6

16

Тема 3.

Выборочные методы с внедрением элемента неслучайности

24

4

4

16

Тема 4.

Неслучайные (невероятностные) методы отбора

24

4

4

16

Итого




80

16

16

48

4.2. Содержание разделов и тем дисциплины.

Тема 1. Суть выборочного метода и его роль в социологии


Виды обследований в зависимости от отбора единиц наблюдения: сплошное и несплошное обследование. Понятие выборочной и генеральной совокупности. Единицы отбора и единицы наблюдения. Преимущества и ограничения выборочного метода.

Понятие репрезентативности выборки. Ошибка репрезентативности. Виды ошибок репрезентативности: случайные и систематические.

Тема 2. Случайные методы отбора

Случайные методы отбора: собственно случайная выборка. Способы практической реализации собственно случайной выборки: принцип жеребьевки, принцип таблицы случайных чисел, принцип генератора случайных чисел. Повторная и бесповторная выборка. Методы моделирования случайности: механическая выборка, территориальный отбор.

Вычисление ошибки репрезентативности для собственно случайной выборки. Определение объема выборки.

Преимущества и ограничения собственно случайной выборки. Способы повышения эффективности выборки: корректировка выборочных показателей, использование методов построения выборки с внедрением элемента неслучайности.

Тема 3. Выборочные методы с внедрением элемента неслучайности

Причины использования модификаций случайного отбора.

Возможности и ограничения механической выборки. Вычисление ошибки выборки. Определение объема выборки. Плюсы и минусы механического отбора.

Практическая реализация стратифицированной выборки. Вычисление ошибки выборки. Определение объема выборки. Плюсы и минусы стратифицированного отбора.

Практическая реализация гнездовой выборки. Вычисление ошибки выборки. Определение объема выборки. Плюсы и минусы гнездового отбора.

Тема 4. Неслучайные (невероятностные) методы отбора.

Причины применения неслучайного отбора: невозможность или отсутствие необходимости проведения случайного отбора.

Классификация методов неслучайного отбора. Основные факторы, определяющие природу неслучайного отбора: фактор доступности, фактор целенаправленности.

Доступная выборка, стихийная выборка, направленный отбор: понятие, сферы применения. Виды направленного отбора: метод типичных единиц, целевая выборка, квотный отбор. Сферы применения и способы использования.

5. Семинарские занятия


Таблица 3 – Состав и объем семинаров (Пример из философской программы)

Номер семинара

Номер темы

Тема и краткое содержание семинара

Характер и цель семинара

Кол-во часов

1

2

3

4

5

1

Тема 1

Суть выборочного метода и его роль в социологии

Формирование представления о сути выборочного метода и целях его применения в социологии

2

2

Тема 2

Случайные методы отбора

Формирование навыков определения характеристик случайной выборки

6

3

Тема 3

Выборочные методы с внедрением элемента неслучайности

Формирование навыков определения характеристик случайной выборки

4

4

Тема 4

Неслучайные (невероятностные) методы отбора

Формирования навыков расчета неслучайных видов выборки

4



6. Самостоятельная работа студентов (СРС)

6.1. Семестровое задание


Сформулировать проблему исследования и основные положения программы исследования. Для данного исследование описать оптимальный способ отбора единиц наблюдения.

6.3. Вопросы для самоконтроля


  1. Виды обследований в зависимости от отбора единиц наблюдения

  2. Основные понятия выборочного метода

  3. Преимущества и ограничения выборочного метода

  4. Ошибка репрезентативности

  5. Случайные методы отбора: собственно случайная выборка

  6. Вычисление ошибки репрезентативности для собственно случайной выборки

  7. Определение объема собственно случайной выборки

  8. Преимущества и ограничения собственно случайной выборки

  9. Причины использования модификаций случайного отбора

  10. Возможности и ограничения механической выборки

  11. Вычисление ошибки механической выборки

  12. Определение объема механической выборки

  13. Плюсы и минусы механического отбора

  14. Практическая реализация стратифицированной выборки

  15. Вычисление ошибки стратифицированной выборки

  16. Определение объема стратифицированной выборки

  17. Плюсы и минусы стратифицированного отбора

  18. Практическая реализация гнездовой выборки

  19. Вычисление ошибки гнездовой выборки

  20. Определение объема гнездовой выборки

  21. Плюсы и минусы гнездового отбора.

  22. Причины применения неслучайного отбора

  23. Классификация методов неслучайного отбора

  24. Доступная выборка: понятие, сферы применения

  25. Стихийная выборка: понятие, сферы применения

  26. Направленный отбор: понятие, сферы применения

  27. Виды направленного отбора


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература


а) Основная литература:

  1. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: «Аспект Пресс», 1995.

  2. Паниотто В. И. Качество социологической информации. Киев: «Наукова Думка», 1986.

  3. Рабочая книга социолога. М.: «Наука», 1976.

  4. Шляпентох В.Э. Проблемы репрезентативности социологической информации (случайная и неслучайная выборки в социологии). М., «Статистика», 1976.


б) Дополнительная литература:

  1. «Методика выборочного обследования миграции сельского населения» (под ред. Заславской, Миркиной, Ершовой). Новосибирск. 1969г.

  2. Венецкий И.Г. Виды выборки.//Вестник статистики, 1974, №2.

  3. Венецкий И. Г. Теоретические и практические основы выборочного метода. М., 1971.

  4. Гмурман В. Г. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: «Высшая школа», 1998.

  5. Кокрен У. Методы выборочного исследования. М.: Статистика, 1976.

  6. Королев. Ю. Г. «Выборочный метод в социологии». М. 1975г.

  7. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., Ава-Эстра, 1993.

  8. Чурилов Н. Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев: «Наукова Думка», 1986.

  9. Шаповалов В. И., Гаскаров Д. В. Малая выборка. М.: Статистика, 1978.

  10. Шереги Ф.Э. Применение метода квот в выборочном социологическом исследовании.//СОЦИС, 1975, №3.

7.2. Средства и материально – техническое обеспечение дисциплины.

Компьютерный класс, оснащенный компьютерами типа «Pentium», объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, информационные ресурсы которого могут быть использованы студентами для более глубокого изучения дисциплины.




5. Сведения об обеспеченности учебной литературой дисциплины «История социологии»

Обеспеченность дисциплины «История социологии» литературой, находящейся в библиотечном фонде ЮУрГУ




Наименование издания

Обеспеченность в расчете на одного студента

Основная литература




а) Основная литература:




  1. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: «Аспект Пресс», 1995.

0,2

  1. Паниотто В. И. Качество социологической информации. Киев: «Наукова Думка», 1986.

0,1

  1. Рабочая книга социолога. М.: «Наука», 1976.

0,3

  1. Шляпентох В.Э. Проблемы репрезентативности социологической информации (случайная и неслучайная выборки в социологии). М., «Статистика», 1976.

0,1

б) Дополнительная литература:




  1. «Методика выборочного обследования миграции сельского населения» (под ред. Заславской, Миркиной, Ершовой). Новосибирск. 1969г.

0,1

  1. Венецкий И.Г. Виды выборки.//Вестник статистики, 1974, №2.

0,2

  1. Венецкий И. Г. Теоретические и практические основы выборочного метода. М., 1971.

0,1

  1. Гмурман В. Г. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: «Высшая школа», 1998.

0,3

  1. Кокрен У. Методы выборочного исследования. М.: Статистика, 1976.

0,1

  1. Королев. Ю. Г. «Выборочный метод в социологии». М. 1975г.

0,2

  1. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., Ава-Эстра, 1993.

0,2

  1. Чурилов Н. Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев: «Наукова Думка», 1986.

0,2

  1. Шаповалов В. И., Гаскаров Д. В. Малая выборка. М.: Статистика, 1978.

0,1

  1. Шереги Ф.Э. Применение метода квот в выборочном социологическом исследовании.//СОЦИС, 1975, №3.

0,1


6. Виды контрольных мероприятий и форм аттестации дисциплины «История социологии»



Вопросы к зачету


  1. Виды обследований в зависимости от отбора единиц наблюдения

  2. Основные понятия выборочного метода

  3. Преимущества и ограничения выборочного метода

  4. Ошибка репрезентативности

  5. Случайные методы отбора: собственно случайная выборка

  6. Вычисление ошибки репрезентативности для собственно случайной выборки

  7. Определение объема собственно случайной выборки

  8. Преимущества и ограничения собственно случайной выборки

  9. Причины использования модификаций случайного отбора

  10. Возможности и ограничения механической выборки

  11. Вычисление ошибки механической выборки

  12. Определение объема механической выборки

  13. Плюсы и минусы механического отбора

  14. Практическая реализация стратифицированной выборки

  15. Вычисление ошибки стратифицированной выборки

  16. Определение объема стратифицированной выборки

  17. Плюсы и минусы стратифицированного отбора

  18. Практическая реализация гнездовой выборки

  19. Вычисление ошибки гнездовой выборки

  20. Определение объема гнездовой выборки

  21. Плюсы и минусы гнездового отбора.

  22. Причины применения неслучайного отбора

  23. Классификация методов неслучайного отбора

  24. Доступная выборка: понятие, сферы применения

  25. Стихийная выборка: понятие, сферы применения

  26. Направленный отбор: понятие, сферы применения

  27. Виды направленного отбора

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
Программа предназначена для студентов юургу специальности 040201 «Социология»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
Программа предназначена для студентов юургу специальности 040201 «Социология»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социологическое сопровождение избирательных кампаний» по специальности...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения» по специальности...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconЮжно-Уральский государственный университет кафедра социологии
Целью дисциплины является формирование целостной системы знаний о развитии системных представлений в социологии
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconФедеральное агентство по образованию южно-уральский государственный университет
Олимпиад, в соответствии с Порядком приема в высшие учебные заведения РФ и Порядком проведения олимпиад школьников пользуются льготами...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо...
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Российский...
Ю 70 Юриспруденция. Оформление текстовых документов в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Под ред. В. В. Низовцева; Юж....
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное...
В сборник включены итоговые тесты по литературе для 5 – 9 классов (с ответами)
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск