Тема занятия: Техника интеллектуального труда
Возраст: 11 класс
Цель урока: закрепить навык самостоятельной работы с печатными источниками.
Задачи:
Ознакомиться со специальными советами по запоминанию.
Повторить основные виды записи.
Более подробно изучить приёмы работы на лекционных занятиях
Форма проведения: лекция.
Оборудование: компьютеры, мультимедиа проектор, экран для мультимедиа проектора, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint 2000-2003/2007
Ход занятия:
№ этапа
| Содержание
| Задачи
|
| Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вновь поговорим с вами о методах, рациональной работы с печатными источниками информации. Скоро вы станете студентами, и вам пригодятся и советы по запоминанию, и знание технологии записывания. Во время занятия постарайтесь, пожалуйста, записать то, что посчитаете важным для дальнейшей работы.
| Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса, знакомство с целями и задачами урока.
|
| Давайте вспомним, какие существуют типы памяти (вопрос к учащимся):
зрительная,
слуховая,
тактильная,
эмоциональная. (слайд №4)
Тренировка памяти идет двумя путями: дорогой расширения кругозора в процессе самообразовательной работы и дорогой настойчивой, скрупулезной работы над книгой с карандашом в руках.(слайд №5)
КАК НАДО ЧИТАТЬ. Основной формой самообразовательной работы является систематическое чтение. При чтении надо иметь в виду следующее: 1. Лучше читать немного, но основательно. 2. Чрезвычайно большое значение имеет выбор книги. Прежде всего, надо запастись рекомендательным списком по данному вопросу. Отобрать нужные книги, а из них ту, которая по силам, с нее и надо начинать. 3. Если встретились непонятные слова, надо в каком-нибудь энциклопедическом словаре справиться, что это слово значит. Не оставляйте непонятное необъясненным. 4. Выписывайте себе в тетрадь все то, что надо запомнить: годы событий, имена, цифры. (слайд №6)
ЧТЕНИЕ-ИЗУЧЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ В ходе первого знакомства с текстом (не просмотра его, а чтения) важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные его мысли, отметить неясные места, навести кое-какие справки. Результатом первоначального чтения должен быть простой план текста и четкое представление о неясных местах, отмеченных в книге. Технология этой работы требует закладок. ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ Это и есть собственно чтение – усвоение. В ходе его нужно просматривать свои пометки, отбирать материалы для записи, окончательно сформулировать план, определить для себя вид записи.(слайд №9)
| Советы по запоминанию
|
| ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЗАПИСИ Итак, перед тобой книга, ты намерен изучить ее: приготовь все необходимое для записи: это ручка и карандаш, стопочки листов в половину формата страницы школьной тетради (лучше в клетку, конверты (самодельные, по формату листков бумаги), узенькие полоски бумаги (закладки), тетрадь, канцелярские скрепки.(слайд №7) ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЗАПИСЫВАНИЯ Работая в тетради, оставляйте часть листа – широкие поля, где будете записывать (в верхнем углу страницы) заголовок и выходные данные книги, собственные вопросы и т.д. Скажу сразу, что система записывания у каждого человека своя, складывающаяся годами, но знание основ технологии сбережет ваши силы и время.(слайд №8) ВИДЫ ЗАПИСЕЙ, КОТОРЫМИ ВЛАДЕЕТ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ Квалифицированный читатель владеет 5-ю видами записей: план, тезисы, конспект, реферат, лекция.
(слайд №10) ПЛАН Что может план? План кратко отражает последовательность изложения, помогая быстро восстановить в памяти содержание источника. План, если он хорошо составлен, может заменить конспекты и тезисы. План является основой любого вида записи. План помогает в длительной работе над источником. Если к каждому параграфу или главе учебника составить план, повторение занимает минимум времени. Сам процесс составления плана воспитывает внимание, улучшает память, развивает логическое мышление и речь. Простой план вы составляете в ходе первоначального чтения, определив закладками границы мыслей. Эскиз плана следует уточнить при повторном обращении к тексту. Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.(слайд №11)
И все еще рано открывать тетрадь. Прежде чем план появится в ней, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки. Практика указывает два пути составления плана. Первый – составление подробнейшего простого плана (можно идти вслед почти за каждым абзацем). Второй путь – составление краткого простого плана с последующей детализацией. Какой путь эффективен – судить вам: опирайтесь на свой склад ума. Не пренебрегайте графической культурой записи! (Предложить кому-нибудь из учащихся написать на доске схему записи плана). Всем хорош план, да не передает он фактического содержания, а лишь напоминает о схеме его расположения. (слайд №12) ТЕЗИСЫ Тезисы передают существо текста. Тезисы – итоги узнанного. Записать прочитанное в виде тезисов – значит записать опорные мысли текста. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отметить места, наиболее четко формулирующие мысль, которую автор доказывает. Формулируя тезисы, нет необходимости веяний раз прибегать к цитированию. Тезисы непременно следует нумеровать: так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь следует пропускать строку, отделяя один тезис от другого, – так облегчается пользование ими.(слайд №13) КОНСПЕКТ Как ни странно, но далеко не каждый знает, что такое конспект. Обычно так называют любую краткую запись. Между тем понятие конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов. В такой записи важно отразить, о чем говорится в тексте, что утверждается, какие доказательства приводятся в пользу высказанного автором аргумента. Прежде чем приступить н конспектированию, нужно научиться составлять развернутый подробный план. Главное требование к конспекту: запись должна иметь определенную систему, быть логически связной, чтобы ею мог пользоваться не только составитель, но и другие. Одним словом, конспект – наиболее универсальный вид записей по сравнению с другими формами. И еще: при конспектировании излагайте мысли и аргументацию автора преимущественно своими словами: перерабатывая таким образом информацию, вы уясните самую суть. Конспекты можно условно разделить на четыре типа: плановые, текстуальные (из цитат), свободные, тематические. Результатом конспектирования является вторичный текст. Конспектирование предполагает фиксирование наиболее важных и существенных сведений.(слайд №14)
РЕФЕРАТ Вы помните, что серьезное слово «реферат» ведет свою родословную от латинского сообщать, докладывать. Итак, что такое реферат? – Сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме, – изложение, в котором выражается и отношение к этой информации, ее оценка. Реферат бывает монографическим (по одному источнику) и обзорным (по нескольким источникам: книгам, главам, статьям). (Привести примеры по журналам «РЖ информация»). Реферат, как правило, не предполагает цитирования, мысли излагаются своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, с которыми референт (составитель реферата) не согласен.(слайд №15)
Композиция (план) реферата определяется составителем. Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части): – краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата); – сжатое (до 1/10), но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата); – замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении. Написанный реферат становится основой для устного сообщения с элементами импровизации. Итак, повторим: реферат пишут для себя, чтобы с его помощью осмыслить и передать идеи, мысли, обобщения другим, совместно их обсудить. (слайд №16)
ЛЕКЦИЯ Лекция - основная форма самостоятельной работы с книгой в системе послешкольного образования. По практике школьных лекций на уроке вы знаете, что книгу они не заменяют, скорее подталкивают к ней, раскрывая тему. После школьной лекции, учительского рассказа на уроне вы получаете определенное задание, связанное с работой над тем или иным текстом. Здесь все ясно, пути указаны. Учитель, приступая к рассказу, непременно познакомит вас с планом, выводами; усилит все это интонацией и повторами. Но стоит вам попасть на «взрослую» лекцию, как подобные ориентиры исчезают. Это естественно, ибо лектор не ставит перед собой сверхзадачу: научить слушать лекцию. Его цель – донести существо проблемы. Слушание лекций требует особой самодисциплины, достаточно сформированных умений вести записи. Так что не упустите школьное время, школьный урок. Приучайте себя как можно раньше записывать за учителем. (слайд №17)
| Повторить основные виды записи
|
| ОФОРМЛЕНИЕ ЛЕКЦИИ
Запись должна начинаться с четкого формирования темы. Не стесняйтесь пере--спросить, если не расслышали: ясное название темы, находящееся перед глазами во время последующей записи, облегчит вам ее ведение.
Хорошо, когда перед лекцией педагог знакомит вас с планом – запись плана помогает следить за развитием основной мысли. Если план не продиктован, будьте особо внимательны к вступительной части лекции.
Не записывайте на листочках. Лучше иметь обыкновенную тетрадь, где пишешь на правом поле (странице), оставляя левое свободным для дополнений, вопросов и прочего.
Мысль от мысли при записи отделяйте крупными пробелами – так легче записывать и впоследствии запоминать текст.
Чистое поле слева от основной записи позволит вам по ходу лекции составить ее план, заголовки которого вы приблизительно наметите возле соответствующих пробелов. И еще совет-напоминание: учитесь скорописи (возьмите на заметку сокращения, принятые в словарях и энциклопедиях) и умению «свертывать» информацию.
Не упустите вывод, завершающий рассказ учителя, его надо записать как можно тщательнее.(слайд №18)
Вот лекция завершена. Теперь, когда общая картина перед глазами, и начинается самое главное. Именно теперь начинается процесс самообразования: – вы еще раз просматриваете текст; – определяете основное, важное, существенное в развитии мысли; – уточняете с помощью книг не вполне ясное; – контролируете себя привлечением справочной литературы и т.д. (слайд №18) А если записали не главное? Не расстраивайтесь, именно процедура контроля за правильностью записи при помощи рекомендованной учителем литературы и поможет вам выработать нужные навыки. Каждый раз будете убеждаться: слушание лекций – это прежде всего работа с книгой. Умения и навыки, приобретенные вами в процессе сознательного чтения, готовят и к роли слушателя. Таким образом вы, тренируясь, сможете подготовить себя к самостоятельной работе с книгой (самообразованию) после школы.(слайд №19)
| Более подробно изучить приёмы работы на лекционных занятиях
|
|
| опрос
| |