Лекция. Оборудование





Скачать 80.84 Kb.
НазваниеЛекция. Оборудование
Дата публикации19.02.2015
Размер80.84 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Информатика > Лекция
Тема занятия: Техника интеллектуального труда

Возраст: 11 класс

Цель урока: закрепить навык самостоятельной работы с печатными источниками.

Задачи:

  1. Ознакомиться со специальными советами по запоминанию.

  2. Повторить основные виды записи.

  3. Более подробно изучить приёмы работы на лекционных занятиях

Форма проведения: лекция.

Оборудование: компьютеры, мультимедиа проектор, экран для мультимедиа проектора, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint 2000-2003/2007

Ход занятия:

№ этапа

Содержание

Задачи



Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вновь поговорим с вами о методах, рациональной работы с печатными источниками информации. Скоро вы станете студентами, и вам пригодятся и советы по запоминанию, и знание технологии записывания. Во время занятия постарайтесь, пожалуйста, записать то, что посчитаете важным для дальнейшей работы.


Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса, знакомство с целями и задачами урока.



Давайте вспомним, какие существуют типы памяти (вопрос к учащимся):

  • зрительная,

  • слуховая,

  • тактильная,

  • эмоциональная. (слайд №4)

Тренировка памяти идет двумя путями: дорогой расширения кругозора в процессе самообразовательной работы и дорогой настойчивой, скрупулезной работы над книгой с карандашом в руках.(слайд №5)

КАК НАДО ЧИТАТЬ.
Основной формой самообразовательной работы является систематическое чтение. При чтении надо иметь в виду следующее:
1. Лучше читать немного, но основательно.
2. Чрезвычайно большое значение имеет выбор книги. Прежде всего, надо запастись рекомендательным списком по данному вопросу. Отобрать нужные книги, а из них ту, которая по силам, с нее и надо начинать.
3. Если встретились непонятные слова, надо в каком-нибудь энциклопедическом словаре справиться, что это слово значит. Не оставляйте непонятное необъясненным.
4. Выписывайте себе в тетрадь все то, что надо запомнить: годы событий, имена, цифры. (слайд №6)

ЧТЕНИЕ-ИЗУЧЕНИЕ
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
В ходе первого знакомства с текстом (не просмотра его, а чтения) важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные его мысли, отметить неясные места, навести кое-какие справки. Результатом первоначального чтения должен быть простой план текста и четкое представление о неясных местах, отмеченных в книге. Технология этой работы требует закладок.
ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ
Это и есть собственно чтение – усвоение. В ходе его нужно просматривать свои пометки, отбирать материалы для записи, окончательно сформулировать план, определить для себя вид записи.(слайд №9)

Советы по запоминанию



ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЗАПИСИ
Итак, перед тобой книга, ты намерен изучить ее: приготовь все необходимое для записи: это ручка и карандаш, стопочки листов в половину формата страницы школьной тетради (лучше в клетку, конверты (самодельные, по формату листков бумаги), узенькие полоски бумаги (закладки), тетрадь, канцелярские скрепки.(слайд №7)
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЗАПИСЫВАНИЯ
Работая в тетради, оставляйте часть листа – широкие поля, где будете записывать (в верхнем углу страницы) заголовок и выходные данные книги, собственные вопросы и т.д. Скажу сразу, что система записывания у каждого человека своя, складывающаяся годами, но знание основ технологии сбережет ваши силы и время.(слайд №8)
ВИДЫ ЗАПИСЕЙ, КОТОРЫМИ ВЛАДЕЕТ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ
Квалифицированный читатель владеет 5-ю видами записей: план, тезисы, конспект, реферат, лекция.

(слайд №10)
ПЛАН
Что может план? План кратко отражает последовательность изложения, помогая быстро восстановить в памяти содержание источника. План, если он хорошо составлен, может заменить конспекты и тезисы. План является основой любого вида записи.
План помогает в длительной работе над источником. Если к каждому параграфу или главе учебника составить план, повторение занимает минимум времени. Сам процесс составления плана воспитывает внимание, улучшает память, развивает логическое мышление и речь.
Простой план вы составляете в ходе первоначального чтения, определив закладками границы мыслей. Эскиз плана следует уточнить при повторном обращении к тексту.
Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.(слайд №11)

И все еще рано открывать тетрадь. Прежде чем план появится в ней, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки. Практика указывает два пути составления плана. Первый – составление подробнейшего простого плана (можно идти вслед почти за каждым абзацем). Второй путь – составление краткого простого плана с последующей детализацией. Какой путь эффективен – судить вам: опирайтесь на свой склад ума.
Не пренебрегайте графической культурой записи! (Предложить кому-нибудь из учащихся написать на доске схему записи плана).
Всем хорош план, да не передает он фактического содержания, а лишь напоминает о схеме его расположения. (слайд №12)
ТЕЗИСЫ
Тезисы передают существо текста. Тезисы – итоги узнанного. Записать прочитанное в виде тезисов – значит записать опорные мысли текста. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отметить места, наиболее четко формулирующие мысль, которую автор доказывает. Формулируя тезисы, нет необходимости веяний раз прибегать к цитированию.
Тезисы непременно следует нумеровать: так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь следует пропускать строку, отделяя один тезис от другого, – так облегчается пользование ими.(слайд №13)
КОНСПЕКТ
Как ни странно, но далеко не каждый знает, что такое конспект. Обычно так называют любую краткую запись. Между тем понятие конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов. В такой записи важно отразить, о чем говорится в тексте, что утверждается, какие доказательства приводятся в пользу высказанного автором аргумента. Прежде чем приступить н конспектированию, нужно научиться составлять развернутый подробный план.
Главное требование к конспекту: запись должна иметь определенную систему, быть логически связной, чтобы ею мог пользоваться не только составитель, но и другие. Одним словом, конспект – наиболее универсальный вид записей по сравнению с другими формами.
И еще: при конспектировании излагайте мысли и аргументацию автора преимущественно своими словами: перерабатывая таким образом информацию, вы уясните самую суть.
Конспекты можно условно разделить на четыре типа: плановые, текстуальные (из цитат), свободные, тематические.
Результатом конспектирования является вторичный текст. Конспектирование предполагает фиксирование наиболее важных и существенных сведений.(слайд №14)

РЕФЕРАТ
Вы помните, что серьезное слово «реферат» ведет свою родословную от латинского сообщать, докладывать. Итак, что такое реферат? – Сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме, – изложение, в котором выражается и отношение к этой информации, ее оценка.
Реферат бывает монографическим (по одному источнику) и обзорным (по нескольким источникам: книгам, главам, статьям). (Привести примеры по журналам «РЖ информация»).
Реферат, как правило, не предполагает цитирования, мысли излагаются своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, с которыми референт (составитель реферата) не согласен.(слайд №15)

Композиция (план) реферата определяется составителем. Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части):
– краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата);
– сжатое (до 1/10), но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата);
– замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении.
Написанный реферат становится основой для устного сообщения с элементами импровизации.
Итак, повторим: реферат пишут для себя, чтобы с его помощью осмыслить и передать идеи, мысли, обобщения другим, совместно их обсудить. (слайд №16)

ЛЕКЦИЯ
Лекция - основная форма самостоятельной работы с книгой в системе послешкольного образования.
По практике школьных лекций на уроке вы знаете, что книгу они не заменяют, скорее подталкивают к ней, раскрывая тему.
После школьной лекции, учительского рассказа на уроне вы получаете определенное задание, связанное с работой над тем или иным текстом. Здесь все ясно, пути указаны. Учитель, приступая к рассказу, непременно познакомит вас с планом, выводами; усилит все это интонацией и повторами. Но стоит вам попасть на «взрослую» лекцию, как подобные ориентиры исчезают. Это естественно, ибо лектор не ставит перед собой сверхзадачу: научить слушать лекцию. Его цель – донести существо проблемы. Слушание лекций требует особой самодисциплины, достаточно сформированных умений вести записи. Так что не упустите школьное время, школьный урок. Приучайте себя как можно раньше записывать за учителем. (слайд №17)

Повторить основные виды записи



ОФОРМЛЕНИЕ ЛЕКЦИИ

  • Запись должна начинаться с четкого формирования темы. Не стесняйтесь пере--спросить, если не расслышали: ясное название темы, находящееся перед глазами во время последующей записи, облегчит вам ее ведение.

  • Хорошо, когда перед лекцией педагог знакомит вас с планом – запись плана помогает следить за развитием основной мысли. Если план не продиктован, будьте особо внимательны к вступительной части лекции.

  • Не записывайте на листочках. Лучше иметь обыкновенную тетрадь, где пишешь на правом поле (странице), оставляя левое свободным для дополнений, вопросов и прочего.

  • Мысль от мысли при записи отделяйте крупными пробелами – так легче записывать и впоследствии запоминать текст.

  • Чистое поле слева от основной записи позволит вам по ходу лекции составить ее план, заголовки которого вы приблизительно наметите возле соответствующих пробелов. И еще совет-напоминание: учитесь скорописи (возьмите на заметку сокращения, принятые в словарях и энциклопедиях) и умению «свертывать» информацию.

  • Не упустите вывод, завершающий рассказ учителя, его надо записать как можно тщательнее.(слайд №18)

Вот лекция завершена. Теперь, когда общая картина перед глазами, и начинается самое главное. Именно теперь начинается процесс самообразования:
– вы еще раз просматриваете текст;
– определяете основное, важное, существенное в развитии мысли;
– уточняете с помощью книг не вполне ясное;
– контролируете себя привлечением справочной литературы и т.д. (слайд №18)
А если записали не главное? Не расстраивайтесь, именно процедура контроля за правильностью записи при помощи рекомендованной учителем литературы и поможет вам выработать нужные навыки.
Каждый раз будете убеждаться: слушание лекций – это прежде всего работа с книгой. Умения и навыки, приобретенные вами в процессе сознательного чтения, готовят и к роли слушателя. Таким образом вы, тренируясь, сможете подготовить себя к самостоятельной работе с книгой (самообразованию) после школы.(слайд №19)

Более подробно изучить приёмы работы на лекционных занятиях







опрос

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция. Оборудование iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция. Оборудование iconМосква во главе объединения
Оборудование урока: мультимедийный экран, медиа-лекция через презентацию, документы
Лекция. Оборудование iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой
Лекция. Оборудование iconТема Вводная лекция
Изучить с кандидатом авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета Як-18Т и правила его летной эксплуатации
Лекция. Оборудование iconЛекция №5
Лекция №5 Вредные вещества и их воздействие на человека. Основы промышленной токсикологии
Лекция. Оборудование iconЛекция. Проектирование графического интерфейса пользователя Лекция №11
Комплексная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой...
Лекция. Оборудование iconЛекция-диалог, проблемная лекция, консультация, собеседование, реферат,...
Активные формы и методы проведения учебных занятий – это способы и приемы воздействия, побуждающие
Лекция. Оборудование iconЛекция должна отвечать следующим
Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное...
Лекция. Оборудование icon«Давление газа»
Данный урок является развивающим, так как он проводится с использованием новых технологий (интерактивная лекция). Лекция сопровождается...
Лекция. Оборудование iconЛекция «Олимпийские игры древности» Лекция «Возрождение Олимпийских игр»
Перечень мероприятий по внедрению системы олимпийского образования «Сочи 2014» в образовательных учреждениях Кемеровского муниципального...
Лекция. Оборудование iconВид: лекция. Метод обучения: Иллюстративно-объяснительный. Оборудование
Преподавание алгебры в 7 классе ведётся по умк «Алгебра 7 класс» под редакцией А. Г. Мордковича. Учебное пособие для изучения курса...
Лекция. Оборудование iconЛекция Компьютерные слайды как
Лекция Компьютерные слайды как средство виртуальной наглядности. Технология создания дидактического компьютерного материала в программе...
Лекция. Оборудование iconЛекция 1"государство как социальная структура общества"(8часов) 61...
Умк по дисциплине «Правоведение» разработан кафедрой правосудия, прокуроского надзора и криминалистик юш двфу для студентов не юридических...
Лекция. Оборудование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование урока: компьютерный класс, демонстрационное оборудование «Электродинамика», лабораторное оборудование «Электродинамика»...
Лекция. Оборудование iconЛекция педагога об истории возникновения салфеток, истории сервировки...
Оборудование: иллюстрации, фотографии с изображением сервировки стола к завтраку и вариантами сворачивания салфеток, применение икт...
Лекция. Оборудование iconЛекция по учебной дисциплине: «Программные продукты индустрии сферы...
Гостиница это имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенное для предоставления услуг...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск