Доклад советника Мэра Казани по вопросам развития IT Д.Н.Еремеева «Об итогах работы проекта «Открытая Казань» и планах по развитию системы» на аппаратном совещании 17 февраля 2014 г.
Как создавался проект
Изначально «Открытая Казань» моделировалась как единый городской портал, при помощи которого житель города смог бы взаимодействовать с различными сферами, например, обращаться по вопросам ЖКХ, по ремонту дорог и уборке снега, по подаче заявлений в ЗАГС, мог бы оплачивать различные услуги, как социальные, так и коммерческие. Работа над созданием портала началась в 2010-м году. В процессе изучения предметной области было принято решение не идти по пути «охватить все, но поверхностно», а детально проработать самую сложную сферу с огромным количеством проблем - сферу ЖКХ.
В итоге, в 2011 году мы запустили портал по приему обращений граждан в сфере ЖКХ, аналогов которому на тот момент в России не было. До нас связать на одной площадке не только жителей, управляющие компании с ТСЖ и органы власти, а еще подрядные и ресурсоснабжающие организации не удавалось никому. Пожалуй, можно сказать, что и сейчас в России аналогичный уровень погруженности есть только в проектах, в основе которых лежит система «Открытая Казань» - в прошлом году были запущены проекты «ЖКХ-контроль» в Астрахани и «Доступный Грозный» в Чеченской республике. Эти проекты создавались на основе успешного опыта Казани.
В настоящий момент «Открытая Казань» - это портал по взаимодействию различных участников в сфере ЖКХ с возможностью оплатить услуги ЖКХ онлайн. Некоторые факты о проекте
Работа над проектом началась летом 2010 года. В итоге после почти 1,5 лет работы 7 декабря 2011 года система была официально запущена. Первой управляющей компанией, где заработала система, стала УК Московского района. В течение 3-х месяцев к сервису были подключены еще 13 самых крупных управляющих компаний города и более 200 подрядных организаций.
С самого начала работы системы стало понятно, что имеющаяся ранее статистика по количеству проблем в сфере ЖКХ была, мягко говоря, неактуальной. Колл-центр получал порядка 1000 обращений в будние дни. В итоге на текущий момент через систему прошло более 567 тысяч заявок, в среднем за год подавалось порядка 255 тысяч обращений. Немного о результатах
С момента начала работы сервиса в городе снизилось число обращений в Интернет-приемную Мэрии по вопросам ЖКХ. Горожане стали обращаться в «Открытую Казань», где за счет прозрачности работы системы вопросы решаются на уровне взаимодействия жителей с управляющими компаниями и под контролем Комитета ЖКХ. Безусловно, нельзя говорить, что в Казани проблема ЖКХ решена, нет острых вопросов и нарушений со стороны управляющих компаний. Но за счет проекта «Открытая Казань» многие вопросы стали понятнее, появилась адекватная и объективная статистика по проблемам, вскрылись нарушения в работе коммунальных служб и подрядных организаций.
В 3,5 раза снизился средний срок реагирования на проблемы со стороны УК и ТСЖ. Если ранее заявка зачастую «застревала» на уровне диспетчера управляющей компании, диспетчер собирал в бумажном журнале проблемы за день и потом передиктовывал их подрядчикам, то теперь заявка в течение нескольких минут попадает к непосредственному исполнителю.
В 3,7 раза снизилось число просроченных заявок. В «Открытой Казани» каждая заявка имеет свой рекомендуемый нормативный срок исполнения, и в случае его превышения заявка помечается как просроченная. По просроченным и проблемным заявкам регулярно проводится разбор в Комитете ЖКХ города.
11,8% обращений прошло через интернет. Т.е. более 60 тысяч заявок было подано жителями самостоятельно через свои личные кабинеты в системе, не прибегая к помощи колл-центра.
Летом 2012 года были запущены публичные рейтинги управляющих компаний по работе с заявками.
После появления «Открытой Казани» в городе появилась единая база данных по проблемам в ЖКХ. Ранее каждая управляющая компания либо самостоятельно вела подобную базу, либо ее не было вообще. Если говорить о дальнейших планах, то могу сказать про два направления развития проекта. Это расширение категорий заявок в «Открытой Казани» и расширение функционала непосредственно в сфере ЖКХ для управляющих компаний и жителей. Подробнее остановлюсь на втором пункте.
Перечислю небольшой список функций, который появится в «Открытой Казани» по вопросам ЖКХ:
1. Заявки внутри УК и ТСЖ.
Сейчас в «Открытой Казани» идет учет всех заявок, поступающих от жителей. В дальнейшем будет производиться учет абсолютно всех задач, поступающих в адрес управляющих компаний и всех работ, которые проводят управляющая компания и подрядчики. Это позволит полностью видеть и понимать круг выполняемых задач каждой управляющей компанией, а в дальнейшем позволит понимать реальные затраты управляющих компаний на выполняемые работы.
2. Сводные акты выполненных работ.
В настоящее время большинство управляющих компаний и ТСЖ применяют «абонентскую схему» при оплате работ порядным обслуживающим организациям. Прохождение всех заявок через информационную систему позволяет в большей степени учесть выполняемые работы и затрачиваемые материалы и в связи с этим формировать сводные акты выполненных работ по факту. Соответственно, и оплату в адрес подрядчиков учитывать не по абоненсткой схеме, а согласно фактически выполненным работам.
3. Оплата жильцами только фактически выполненных работ.
За счет ведения всей деятельности управляющих компаний в рамках системы «Открытая Казань», а также благодаря интеграции с системой расчета начислений и оплат, жильцы не будут платить за неоказанные услуги. Если заявка жителя не выполнена, например, не работает лифт, и его не ремонтируют свыше нормативного срока, если отключена вода, и ее долго не дают, то на основе данных из «Открытой Казани» будет вестись перерасчет начислений за неоказанные услуги. В итоге жители будут платить только за то, что реально потребили и за услуги, которые получили по факту.
3. Электронный технический паспорт.
В настоящий момент у управляющих компаний нет возможности работать с теми данными о жилых домах, которые они заносят в различные республиканские и федеральные системы. В «Открытой Казани» появится возможность заносить в систему данные о жилых домах, о том, какое имущество есть у дома, из каких элементов он состоит. Эти данные можно будет использовать в дальнейшей работе.
4. Оценка состояния и акты осмотра.
В системе появится единая методика для оценки параметров состояний объекта жилого дома. На основе этой методики в системе будут появляться данные об износе и текущем состоянии объектов жилого дома. Впервые в городе появится единая база, дающая информацию о том, насколько сильно изношен жилой фонд в городе. Часть этих данных в понятной форме будет транслироваться жителям в их личные кабинеты.
5. Прогноз изменения физического износа элементов дома.
Система «Открытая Казань» поможет сотрудникам управляющих компаний прогнозировать изменение параметров состояния объектов в доме. Т.е. будет понятно, в какое состояние придет объект через 1 год, 3 года, 5 лет, если не проводить ремонта. В свою очередь, система поможет определить, какой вид ремонта необходимо выбрать, чтобы привести состояние объекта дома в нужное.
6. Технико-экономическое обоснование проведения ремонта.
С помощью системы «Открытая Казань» управляющие компании смогут определить, какие ресурсы необходимо будет потратить на ремонт того или иного объекта в доме. Это позволит дать оценку реальных затрат, необходимых на проведение ремонта в том или ином доме.
7. Планирование капительного ремонта.
В системе будут закладываться планы по выполнению капитального ремонта.
8. Контроль за фактическим исполнением капитального ремонта, текущего ремонта и текущего обслуживания.
По мере проведения капитального ремонта, текущего ремонта и текущего обслуживания подрядчики будут отчитываться о выполнении работ в рамках системы «Открытая Казань». В свою очередь, жители в своих личных кабинетах смогут увидеть подробную информацию о своих домах, истории проблем и их решений, истории ремонта, акты с собраний собственников жилья. Появится возможность контролировать работу исполнителей при проведении капитального ремонта и текущего ремонта, видеть, какие работы заявлены и какие выполнены по факту. На основе расхождений житель сможет подавать жалобы на проведение ремонта через портал «Открытая Казань». |