Скачать 107.42 Kb.
|
Использование информационных технологий при обучении химии. Королева Лариса Владимировна, Город Томск, МАОУ СОШ №40, учитель химии, E-mail: korolyova@sibmail.com Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения информационных технологии для организации урочной и внеурочной деятельности по химии. Ключевые слова: слайд-фильм, виртуальная лаборатория, интернет-тренажёр, метод проектов, мини-энциклопедии, дистанционное обучение. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Развитие личности в системе образования должно обеспечиваться через формирование универсальных учебных действий - умение учится, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. Человек XXI века - это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным. Поэтому современная школа должна отвечать требованиям, которые предъявляет ей современное общество: максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования ученика и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, коммуникабельную и мобильную личность, способную самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального решения; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить. Для достижения данной цели, на мой взгляд, современный учитель должен стремиться использовать различные методики, комбинируя, меняя и преобразовывая, ибо ничего в мире нет универсального. Сегодня уже трудно представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. В традиционную схему «ученик-учитель» влилось новое звено – компьютер. Применяя компьютерные технологии на уроке, я заметила, как ученик меняет свою пассивную роль в обучении (принятую традиционной школой) на активную (выдвигаемую современной школой). Моя роль, как учителя, при этом становится менее заметной, переходит к роли учителя – консультанта, рецензента, что даёт возможность учащимся самостоятельно развивать свои индивидуальные и личностные способности. На мой взгляд, основными задачами, данной технологии являются:
Конечно, многое зависит от оснащенности кабинета химии техническими средствами обучения. Кабинет химии, в котором я работаю, оснащён: интерактивной доской Prometey (программа Notebook), совмещённой с мультимедийным проектором и компьютером, без выхода в Интернет (по необходимости использую модем). Использование мною направления IT в учебном и воспитательном процессе можно представить в двух направлениях: уроки химии и внеурочная деятельность. Использование КТ на уроках химии содержит основные блоки:
Опыт показывает, что компьютерные слайд - фильмы по сравнению с другими средствами обучения обладают следующими преимуществами:
Применение компьютерных презентаций я практикую на уроках по введению нового материала и на уроках по обобщению и систематизации пройденного материала.
Использую тесты, созданные мной по основным темам курса химии для 8-9 классов, в тестовой оболочке «Super test». Совместно с кафедрой информационных технологий и учащимися 11Б класса, информационно-технологического, в 2010г. создали тестирующие программы 8 класса по темам: «Основные химические понятия»; «Электролитическая диссоциация» в среде электронных таблиц Excel. Программа была апробирована и показала, что применение компьютерных тестов позволяет значительно экономить время, результаты проверки получаются более объективные, позволяющими проанализировать степень усвоения знаний учащихся, а также повышает мотивацию за счёт новизны деятельности.
Не всегда, проводя урок, можно увидеть творческий потенциал ученика. Все способности, старания школьника можно хорошо увидеть и развить во внеурочной деятельности, поэтому данному виду работы я уделяю очень много времени. Интерес к внеурочной деятельности я создала через внедрение метода проектов, в основе которого лежит развитие познавательных, поисковых и исследовательских навыков учащихся, развитие критического и творческого мышления, интеллектуальных способностей, нравственных и коммуникативных качеств, умение самостоятельно оперировать своими знаниями, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, а также умение ориентироваться в информационном пространстве. В своей практике я предлагаю проекты по виду деятельности:
В старших классах требования к содержанию проекта более высокие. Они должны быть интегрированными, сопровождаться расчетами, диаграммами, компьютерными презентациями. Большинство старшеклассников выбирают тематику творческих проектов, близкую их профессиональным предпочтениям: «Экология города Томска» (фото-проект), «Химия в криминалистике», « Широко распространяет Химия руки свои в дела человеческие»; «Фейерверки» и т.д.
Результаты исследовательских проектов, как правило, оформляются в виде докладов, статей, презентаций, Web-сайта. Так как проектная деятельность детей является творческой, то обязательно присутствует конечный этап творческой деятельности - реализация продукта на образовательных форумах разного уровня. В настоящее время обучающиеся 11 класса, естественно-научного профиля, работают над проектом «Мы готовимся к ЕГЭ по химии». Ребята разбились на группы, распределили между собой темы по кодификатору, задания уровня А,Б,С. Каждая группа должна приготовить презентацию по теории на выбранную тему, вопросы на повторение, составить тест из трёх вариантов с решениями, выступить перед одноклассниками. При работе над данным проектом используем один из «продвинутых» активных методов обучения – case-stady. Организация образовательного процесса видоизменяется и перестаёт быть только классно-урочной. Сегодня сделана огромная ставка на дистанционную форму обучения, которую специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Одной из целей дистанционного обучения является создание систем массового непрерывного самообучения и всеобщего обмена информацией. Всё это позволит:
Чтобы достичь в данной технологии высоких результатов и быть компетентным, необходимо непрерывное образование, т.е. прохождение курсов и семинаров. В 2009 г. прошла обучение по курсам Microsoft «Партнёрство в образовании» на базе учебного центра Microsoft «Академия учителей». В 2012 г. участвовала в семинаре «Непрерывное информационное образование» по теме «Новая информационно-образовательная среда по химии», издательство «Бином». В 2012-2013 г. являюсь участником экспериментальной площадки «Проектирование организационно-методической системы дистанционной поддержки образовательного процесса через внеурочные формы деятельности в условиях введения ФГОС» и прошла обучение на семинарах: «Особенности организации дистанционной поддержки учебного процесса на основе кейс-технологий», «Образовательные возможности Wiki-среды при организации проектно-исследовательской деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС», «Методические и технологические аспекты организации образовательного процесса в СДО Moodle». С 2012 г. являюсь участником проекта «Технологии подготовки обучающихся к участию в дистанционных олимпиадах и проектах» в рамках международной программы Intel «Обучение для будущего». Так же являюсь разработчиком заданий по химии для «Всероссийской дистанционной предметной олимпиады школьников» На сайте http://planeta.tspu.ru неоднократно я и мои ученики участвуем дистанционно в различных образовательных событиях:
Уже несколько лет мои ученики принимают активное участие и показывают хорошие результаты в дистанционной Международной олимпиаде по основам наук. Убеждена, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием ИКТ помогает моим ученикам реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности. Итак, подводя итоги, можно смело утверждать, что применение новых образовательных технологий, осуществляемый с помощью IT - технологии, выгодно отличается от традиционной образовательной системы, позволяет повысить мотивацию обучения и познавательную активность обучающихся, улучшить качество их знаний по предмету. Литература:
|
Урок: математика, технология (оригами), 3 класс Классная доска, мел, презентация, именные “пёрышки” с задачами, карточки с математическим диктантом, карточки с заданием на порядок... | Рабочая программа учебной дисциплины «Международные маркетинговые коммуникации» Задачами изучения дисциплины является формирование знаний, умений, навыков и компетенций в области механизмов использования теории... | ||
О мерах по реализации контентной фильтрации доступа школы к сети Интернет «О мерах по исключению доступа к Интернет-ресурсам, несовместимых с задачами образования и воспитания обучающихся», в целях исключения... | Рабочая программа по социальной и экономической географии мира 10... Программа предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы со средним уровнем подготовки. Она ориентирована на формирование... | ||
Задачами изучения Модули дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) | Задачами дисциплины являются Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 16 | ||
Реферат по отдельным темам Целями и задачами изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» являются | Задачами практики являются: овладение «Электроснабжение железных дорог» по методам технической эксплуатации устройств электроснабжения | ||
Этика приёма на работу Задачами реферата служит раскрытия данных тем и проведения анализа по каждой теме | Задачами деятельности ученического совета являются Ученическое самоуправление является исполнительным органом конференции учащихся школы | ||
Задачами программы развития школы Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования | Основными задачами работы доу в летний период Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей | ||
Задачами курса являются Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | Урок, 6 класс. Учитель математики Широкова Т. Ю Материальное обеспечение: кодоскоп, плакаты, анкеты, карточки с задачами и домашним заданием | ||
Задачами обучения ... | Задачами Собрания являются «Иконописный образ. Взгляд сквозь века», посвященного празднованию 1025-летия Крещения Руси |