Учебно-методический комплекс





Скачать 295.84 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/3
Дата публикации24.03.2015
Размер295.84 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ


ЕН.Р.1 Информационные средства обучения

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению
050300 Филологическое образование



Утверждено на заседании кафедры

физики, информатики и информационных технологий

факультета физико-математического образования, информатики и программирования

(протокол №___ от

«__»_____________ 20___ г.)

Зав. кафедрой ______________Н.Ю.Королева


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

    1. Автор программы: Суханова Надежда Тимофеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры информатики и ОТД

Поликарпов Роман Валерьевич, ст. преподаватель кафедры информатики и ОТД

    1. Рецензенты: Рындина Т.Н. – ст. преподаватель кафедры информатики и ОТД

Кириченко А.Э. – канд. техн. наук, доцент кафедры информационных систем и прикладной математики, МГТУ

    1. Пояснительная записка:


Дисциплина "Информационные средства обучения" формирует у студентов элементы информационной культуры, которая предполагает использование различных средств информационных технологий при решении задач, которые ставятся для достижения целей своей деятельности, умение организовать поиск информации, необходимой для решения задачи, умение работать с отобранной информацией, структурировать её, систематизировать, обобщать и представлять в виде, понятном другим людям, умение общаться с другими людьми и строить образовательный процесс с помощью современных средств информатики.

Цель:

- всячески стимулировать студентов к расширению областей применения компьютеров;

- способствовать развитию у студентов чувства уверенности в овладении возможностями компьютеров;

- сформировать у студентов представление о навыках, необходимых при обработке информации на ЭВМ.

Задачи:

формирование у студентов определенной суммы знаний, правильного мировоззрения, мышления и умения творчески пользоваться программными средства общего назначения. Иметь представление об информационных ресурсах; знать основы современных информационных технологий переработки информации; знать современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств; иметь навыки работы в сети Интернет, использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией.

Место курса в общей системе подготовки бакалавра

"Информационные средства обучения" являются основополагающими, поскольку различными средствами информационных технологий позволяют решать всевозможные задачи из различных предметных областей. Современные технологии информационного взаимодействия ориентированы на развитие личности обучаемых, на формирование умений самостоятельно приобретать новые знания, осуществлять информационную деятельность, осваивать новые интеллектуальные продукты, строить образовательный процесс, используя современные средства информатики.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь):

Должны знать:

Назначение и основные функции и возможности базового программного обеспечения, в том числе текстового процессора Word, табличного процессора Excel, программы демонстрационной графики PowerPoint, средство создания электронных публикаций Publisher. Планировать и разрабатывать программные педагогические средства, всесторонне использовать возможности глобальной сети Интернет.

Должны уметь:

Использовать полученные знания для создания простых и комплексных текстовых документов, решения задач из различных предметных областей с помощью табличного процессора, обрабатывать результаты исследований с помощью табличного процессора Excel, создавать мультимедийные презентации, создавать электронные публикации с помощью программы Publisher, осуществлять поиск информации образовательного назначения в сети Интернет, использовать электронные образовательные ресурсы и т.п.

Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке – нет.
Извлечение из ГОС ВПО 050300 Филологическое образование (бакалавриат) – вузовский компонент.

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений, на которых читается данная дисциплина):



п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоем-

кость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1

050300

ФИЛобразов.

2

3

36

18

6

-

12

18

Зачет




    1. Содержание дисциплины:

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:






п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

050300 Филологическое образование

Всего

ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1

Проектирование компьютерных систем учебного назначения

3

1

-

2

3

2

Понятие о дистанционном обучении на базе телекоммуникаций.

2

2

-

-

2

3

Образовательные Интернет-ресурсы профессионального назначения

5

1

-

4

5

4

Электронные образовательные ресурсы нового поколения.

3

1

-

2

3

5

Проектирование и разработка педагогических программных средств.

5

1

-

4

5




Итого:

18

6

-

12

18



1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

1. Проектирование компьютерных систем учебного назначения

- Общие принципы построения и использования компьютерных обучающих систем.

Предмет и задачи курса. ПЭВМ и их место в учебном процессе. Применение пакетов прикладных программ в учебном процессе (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher).

- Разработка учебно-методических материалов.

Планирование учебного материала. Разработка структуры учебно-методического пакета. Формализация учебного материала. Создание дидактических и методических материалов. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе. Разработка мультимедийной учебной презентации.

2. Понятие о дистанционном обучении на базе телекоммуникаций.

Основы дистанционного обучения, российский и зарубежный опыт внедрения ДО, методы ДО, средства организации ДО. Понятие об оболочных системах ДО. Основные достоинства и недостатки внедрения дистанционного обучения на базе телекоммуникаций. Базовые возможности оболочек дистанционного обучения.

3. Образовательные Интернет-ресурсы профессионального назначения.

- Глобальная сеть Интернет. Основные понятия.

Основы функционирования Интернета. Службы Интернета. Вопросы компьютерной безопасности. Защита информации в Интернете. Интернет и авторское право.

- Стратегия и тактика поиска в информационных ресурсах Интернет

Поиск информации в Интернете. Поиск информации на FTP. Поиск информации на WWW-серверах. Поисковые WWW-серверы. Основные правила составления запросов. Библиографические системы.

- Информационные ресурсы для университетов и учреждений образования в сети Интернет

Информационные ресурсы официального сервера Минобразования России. Национальная академическая система баз знаний и баз данных высшей школы России. Информационные ресурсы системы Центров новых информационных технологий и ведущих университетов РФ. Примеры обучающих “on-line” курсов, открытых университетов.

4. Электронные образовательные ресурсы нового поколения.

Критерии оценки электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Инновационные качества ЭОР. Новые педагогические инструменты ЭОР. Формы взаимодействия пользователя с ЭОР. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. Программы-реализаторы электронных учебных модулей (ЭУМ). Обзор ЭОР нового поколения.

5. Проектирование и разработка педагогических программных средств.

Этапы разработки программных средств учебного назначения. Основные требования к программным средствам учебного назначения. Использование специализированных инструментальных систем при разработке программных средств учебного назначения. Обзор инструментальных средств разработки компьютерных обучающих систем.


      1. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Форма самостоят работы

Форма контроля выполнен. самостоят. работы

ФИЛобразов



Проектирование компьютерных систем учебного назначения

Разработка мультимедийной учебной презентации и критериев ее оценки. Компьютерная технология разработки тестовых заданий.

3

вопросы для самостоятельного изучения

самостоятельная работа в компьютерном классе

проверка файлов



Понятие о дистанционном обучении на базе телекоммуникаций.


Основные этапы организации педагогического процесса в условиях ДО. Конкурентные преимущества ДО. Опыт успешного внедрения До в России и зарубежом.

2

вопросы для самостоятельного изучения

самостоятельная работа в компьютерном классе

проверка файлов



Образовательные Интернет-ресурсы по истории

Поиск информации в Интернете.

5

самостоятельная работа в компьютерном классе

проверка файлов



Мультимедийные компьютерные обучающие системы профессионального назначения

Алгоритм построения учебного курса. Схема курса. Контроль знаний и система управления обучением.


3

вопросы для самостоятельного изучения самостоятельная работа в компьютерном классе

проверка файлов



Проектирование и разработка педагогических программных средств (ППС).

ППС учебного назначения и их классификация по назначению, дидактическим целям, форме организации занятий. Использование прикладных программных пакетов при разработке ППС.

5

самостоятельная работа в компьютерном классе

проверка файлов



Итого:




18










    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

      1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ):

На лабораторных работах студенты решают задачи с помощью различных программных средств на компьютерах. Каждый студент решает общие задачи (одинаковые для всех) и индивидуальные.

Тематика практических работ:

1. Разработка мультимедийной учебной презентации.

2. Образовательные Интернет-ресурсы профессионального назначения.

3. Электронные образовательные ресурсы нового поколения.

4. Проектирование и разработка педагогических программных средств.
Папка с методическими разработками для проведения занятий прилагается.


    1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

      1. Рекомендуемая литература:

  • Основная:

1. Информатика. Базовый курс / Под ред. С.В.Симонович.- СПб.: Питер, 2004.

3. «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие.- М.: Русская Редакция, 2004.

5. Полат Е.С. Дистанционное обучение : Учеб.пособие для студ.пед.вузов / Под ред.Е.С.Полат. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 190 с

6. Могилёв А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учебн. Пособие для студ. Пед. Вузов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000

7. Острейковский В.А. Информатика: учебник для Вузов. – М.: Высшая школа, 1999.

8. Степанов А.Н. Информатика: учебник для Вузов. – СПб: Питер, 2003.

9. Шафрин Ю.А. Информационные технологии, Москва, ООО Лаборатория базовых знаний, 1998.

10. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. СПб.: ПИТЕР, 2003.


  • Дополнительная:

1. Зихерт К., Ботт Э. Эффективная работа: Windows ХР.- СПб.: Питер, 2003.

2. Миллхоллон М., Мюррей К. Эффективная работа: Word 2002.- СПб.: Питер, 2003.

3. Игер Б. Работа в Internet.- М.: БИНОМ, 1996.

4 Тихомиров В.П. Технологии ДО в Росси// ДО, №1, 2006.

5. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов/Ю.М.Нейман, В.А.Хлебников – М.: Прометей, 2000

6. Орлов С.А. Технологии разработки программного обеспечения. – СПб.: ПИТЕР, 2002.

7. Власенко С.Ю. Microsoft Word 2002. – СПб.: БХВ Петербург, 2002.

8. Долженков В.А., Колесников Ю.В. Microsoft Excel 2002. – СПб.: БХВ, 2002

9. Петров С.И. Пакет приложений Microsoft Office XP для операционной системы Microsoft Office XP. – М.: 2002.

10. Кузнецов С.Ю. Внутри Internet. Методы поиска информации. М.: Познавательная книга плюс, 2001.


    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

      1. Перечень используемых технических средств.

- компьютеры,

- программное обеспечение: операционная система Windows 98/ME/XP, Microsoft Office, Publisher, Explorer.

      1. Перечень используемых пособий.

- учебные и методические пособия (учебники, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники упражнений и др.)

- файлы с примерами,

- файлы с задачами,

- файлы с теоретическим материалом.


    1. Примерные зачетные тестовые задания.

1) К какому классу программного обеспечения относятся следующие программы:

Microsoft Power Point а) системное ПО

Microsoft Excel б) прикладное ПО

Paint в) системы программирования

Word г) интегрированные системы

Windows XP
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск