Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая





НазваниеТема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая
Дата публикации25.03.2015
Размер55.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции

Цели урока:

Обучающая:

  • Закрепить навыки применения определенного интеграла к вычислению площадей криволинейных трапеций;

  • познакомить учащихся методами приближенного вычисления определенного интеграла;

  • научить использовать ИКТ при решении задач.

Развивающая:

  • Прививать интерес к изучаемому материалу;

  • дать возможность проявить смекалку, сообразительность.

Воспитывающая:

  • воспитание познавательного интереса к предмету путем введения новейших технологий обучения;

  • воспитание у учащихся требовательности к себе, четкости выполнения заданий, собранности, организованности, внимания, чувства ответственности.

Задачи урока:

  • проверить д/з;

  • повторить понятие криволинейной трапеции, определенного интеграла и познакомить с различными способами нахождения криволинейной трапеции;

  • выполнить практическую работу с помощью Advanced Grapher, составить программу на языке ТР и произвести отладку программы;

  • сравнить результаты решения задачи.

Формы организации учебной деятельности: урок-практикум.

По завершении урока учащийся должен:

Знать и уметь вычислять разными способами площади плоских фигур с помощью определенного интеграла, иметь представление о приближенных методах вычисления определенного интеграла по формулам прямоугольника и трапеций.

Оборудование:

Учебники, литература: Алимов Ш.А. и др. Алгебра. Учебник для 11 класса общеобразовательного учреждения.

Дидактические материалы: презентация приготовленный учителем (Приложение1). Карточки – задания для самостоятельной работы

Средства ТСО: компьютерный класс, проектор, электронная доска, сканер.

Программное обеспечение: Advanced Grapher свободно распространяемая программа на сайте www.alentum.com/agrapher/index.htm, Turbo Pascal, PowerPoint.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Практическая работа.

  4. Математический способ решения задачи.

  5. Программный способ решения задачи.

  6. Итог урока.

  7. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.


Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. Урок не обычный, так как урок будем вести два учителя: Марианна Степановна – учитель информатики и я, Маргарита Спиридоновна в кабинете информатики и главное у нас в гостях учителя математики г. Якутска. На уроке будем вычислять площади криволинейной трапеции несколькими способами. В работе нам поможет Advanced Grapher.
  1. Повторение пройденного материала. Презентация на PowerPoint (Приложение 1)


1. Какая фигура называется криволинейной трапецией?

    1. На каком рисунке изображена фигура, не являющаяся криволинейной трапецией?

    2. С помощью формулы Ньютона – Лейбница вычисляют: а) Первообразную функции; б) Площадь криволинейной трапеции; в) Интеграл; г) Производную

    3. Найдите площадь заштрихованной фигуры

    4. Дать определение определенного интеграла.

    5. В чем геометрический смысл определенного интеграла?
  1. Практическая работа.


Класс выполняет графический способ вычисления площади криволинейной трапеции с помощью Advanced Grapher.

Используется интерактивная доска при объяснении учителя: Постройте график функции вида у=f(x) с помощью кнопки: Добавить график таблицы. Рассмотрим для примера интеграл, не выражающийся в элементарных функциях. Построим график подынтегральной функции на промежутке от -10 до 10 (см. рис. 6). Нажмем кнопку Интегрирование и в диалоговом окне выберем параметры: между какими из построенных функций следует заштриховать криволинейную трапецию, а также укажем промежуток интегрирования. Выполним сначала действие Добавить график, появится заштрихованная область. Затем еще раз нажмем кнопку Интегрирование, но теперь выполним действие Считать, появится итог – приближенное значение данного интеграла.

Задание: Постройте геометрическую фигуру, ограниченную графиком функций

у = х+5 , у = х²-4х+5 , прямыми х = -3, х = 3, осью абсцисс.

Один из учеников выполняет задание на компьютере учителя и решение проецируется на интерактивную доску.



Рис. 6. Построение криволинейной трапеции и вычисление определенного интеграла

Площадь криволинейной трапеции

S=10.6+6=16.6
  1. Математический способ решения задачи.


Задание: Найдите площадь фигуры, ограниченную графиком функций у = х+5 , у = х²-4х+5, прямыми х = -3, х = 3, осью абсцисс.

Найдите площадь фигур двумя способами:1) с помощью интеграла; 2) приближенно разбивая соответствующую фигуру на n криволинейных трапеций и заменяя каждую из них соответствующей прямолинейной трапецией, то есть по формуле:

S1 = (в – а)/ n ( 1/2у0 + у1 + у2 + у3 +… +у n-1 + 1/2уn)

Проверка с помощью электронной доски: сканируется тетрадь ученика, решение проецируется на электронную доску и ученик комментирует свое решение, получены ответы: 1) S=16,5 2) S=17
  1. Программный способ решения задачи.


Ребята! Сейчас будем решать эти же задачи другим способом, т.е. на компьютере составим программу на языке ТР. Потом сопоставите результаты, полученные при нахождении площади криволинейной трапеции разными способами и сделаете выводы.

Один из учеников выполняет задание на компьютере учителя и решение проецируется на интерактивную доску, остальные работают за своими компьютерами:

Program trap;

var a,b,c:real; dx,s,s1,s2,x:real; n,i:integer; y1,y2,y3:real;

begin

write('zap_nizn_predel');

readln(a);

write('zap_ver_predel');

readln(b);

write('zap_prir_arg');

readln(dx);

n:=round((b-a)/dx);

x:=a;

s1:=0;

for i:=1 to n do

begin

y1:=x+5; x:=x+dx;

y2:=x+5; s1:=s1+(y1+y2)*dx/2;

end;

writeln('znach integr:',s1:9:3);

write('zap_nizn_predel');

readln(b);

write('zap_ver_predel');

readln(c);

write('zap_prir_arg');

readln(dx);

n:=round((c-b)/dx);

x:=b;

s2:=0;

for i:=1 to n do

begin

y2:=sqr(x)-4*x+5; x:=x+dx;

y3:=sqr(x)-4*x+5; s2:=s2+(y2+y3)*dx/2;

end;

writeln('znach integr:',s2:9:3);

s:=0;

s:=s1+s2;

writeln('znach integr:',s:9:3);

readln;

end.

Ответ: 16,5
  1. Итог урока подводится по вопросам:


  • Какой момент был наиболее интересен на уроке?

  • Сравните методы нахождения криволинейной трапеции. Какой способ вам больше понравился?

  • Сравните полученные результаты.

Найдите абсолютную погрешность ΔS = | S - S1| и относительную погрешность

p = (ΔS/S)·100%

  • Можно ли задания, решенные математическим способом проверить с помощью компьютера?

  • Насколько интересней, удобней выполнять решение заданий с помощью ЭВМ?

  • Позволяет ли решение подобных задач быстрее, лучше, наглядней понять и разобраться в алгоритме решения как математическим, так и компьютерным способом?
  1. Домашнее задание. № 1033, 1035.


Приложение 2

Самостоятельная работа. (Раздаточный материал.)

Задание: Найдите площадь фигуры, ограниченную графиком функций g(x) и f(x), прямыми х=а и х=b, осью абсцисс.

Найдите площадь фигур двумя способами:1) с помощью интеграла; 2) приближенно разбивая соответствующую фигуру на n криволинейных трапеций и заменяя каждую из них соответствующей прямолинейной трапецией, то есть по формуле:

S1 = (в – а)/ n ( 1/2у0 + у1 + у2 + у3 +… +у n-1 + 1/2уn)

Вариант 1. g.(х) = х +5; f (х) = х2 – 4х + 5 а =-3, в = 3, n = 6

Вариант 2. f (х) = 3 - х; g(х) = 0,5х² + 2х + 3; а =-3 в = 2, n = 5

Приложение 3

Листинг программы:

Program trap;

var a,b:real; dx,s,x:real; n,i:integer; y1,y2:real;

begin

write('zap_ver_predel');

readln(a);

write('zap_niz_predel');

readln(b);

write('zap_prir_arg');

readln(dx);

n:=round((b-a)/dx);

x:=a;

s:=0;

for i:=1 to n do

begin

y1:=sqr(x); x:=x+dx;

y2:=sqr(x); s:=s+(y1+y2)*dx/2;

end;

writeln('s=',s:9:3);

readln;

end.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconТема : «вычисление площади криволинейой трапеции с помощью интеграла»
Цель: Закрепить знание материала по теме «Вычисление площади криволинейной трапеции с помощью интеграла», подготовиться к контрольной...
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconТема: “Вычисление площадей плоских фигур
Рассмотрение разных способов (приближенный и точный) вычисления площади «криволинейной трапеции»
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconУрок разработала и провела учитель высшей категории
Открытый урок «Вычисление площади криволинейной трапеции с помощью определенного интеграла»
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: ввести понятие интеграла и его вычисление по формуле Ньютона-Лейбница, используя знания о первообразной и правила ее...
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая: систематизировать знания по теме; совершенствовать навыки решения задач на вычисление площади треугольника; подготовиться...
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconУрока по геометрии. 9 класс. Учитель: Сафина Э. Н. Тема урока: Средняя линия трапеции
...
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconФормулы дифференцирования Таблица основных интегралов
Площадь криволинейной трапеции, ограниченной кривой, прямыми и отрезком[a, b] оси Ox, вычисляется по формуле
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconРешение. Найдем абсциссы точек пересечения двух графиков, решив систему уравнений
Площадь криволинейной трапеции, ограниченной графиком непрерывной функции, прямыми х=а и х=b и отрезком [a;b] оси O
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ознакомить учащихся с понятиями первообразной и интеграла, научить находить площадь криволинейной трапеции в простейших случаях
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconТема урока: «Алюминий – химический элемент, простое вещество». Цели урока: Обучающая
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconКонспект учебного занятия 8 класс Тема: Изготовление деталей мебели с криволинейной кромкой
Совершенствовать знания учащихся по технологии изготовления деталей мебели с криволинейной кромкой
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconКонспект урока по информатике Тема урока: Понятие об операционной системе. Цели
Обучающая: познакомить учащихся с основными понятиями данной темы, рассказать о существующих операционных системах
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconКонспект урока по информатике тема: «Основы алгоритмизации» (в системе...
Обучающая: закрепление навыков использования оператора ветвления при составлении и реализации программ, набора и отладки программы,...
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconТема: «Правила общения»
Цели урока: обучающая: повторить известные и усвоить новые сведения о культуре речи
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconКонспект урока по информатике Тема: «Связывание таблиц базы данных»...
Воспитательная: воспитание аккуратности, наблюдательности и упорства в достижении цели
Тема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая iconРассказе Цели урока: Обучающая
Обучающая – отработка навыков выразительного чтения, пересказа, анализа, инсценирования, закрепление умения собирать материал для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск