Пояснительная записка к занятиям по робототехнике





Скачать 118.22 Kb.
НазваниеПояснительная записка к занятиям по робототехнике
Дата публикации15.08.2013
Размер118.22 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка


Пояснительная записка к занятиям по робототехнике.

В наше время робототехники и компьютеризации ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать. С этой целью в сентябре месяце 2012г в нашем Центре открылся кружок робототехники – руководитель Н.В.Филатова. На занятиях по Робототехнике осуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO® Mindstorms NXT. Пройдя курс "Конструирование и программирование" вы сможете создавать свои собственные модели и программировать их при помощи программы NXT-G. Вы научитесь работать с роботами- это такие устройства которые могут моделировать какой либо реальный объект (Например модель автомобиля или модель аэропорта, в котором все основные операции будут выполнять роботы и т.д.).
Курс предполагает использование компьютеров совместно с конструкторами. Основной отправной точкой при создании студии робототехники стали труды по основам робототехники: Ю. А. Выдриной г. Чебаркуль, С. Г. Шевалдиной г. Аша, Л. Е. Соловьевой г. Миасс, С. А. Филиппова г. Санкт- Петербург.

На первом этапе осуществлялся поиск необходимой информации, знакомство с лего-конструкторами «Майндстормс NXT», изучалась роль и место курса робототехники. Определялись объект, предмет, цель, задачи и база опыта, происходил подбор методик и технологий обучения учащихся. На втором этапе происходило обучение основам робототехники, разрабатывались программы работы студии на первый и второй годы обучения, выбирались наиболее подходящие технологии, средства и методы обучения при изучении основам робототехники.

На третьем этапе создавались учебно-методические материалы для занятий студии, их апробация и внедрение, разрабатывалась программа робототехники. На данном этапе создаются учебно-методические материалы для занятий робототехники, разрабатывается комплекс уроков и методических материалов для встраивания основ робототехники.

Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Конструктор LEGO® Mindstorms позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.



Занятие лего-программирования по теме:

«Принцип работы ультразвукового датчика»

Педагог дополнительного образования Центра культуры «Китеж»

Филатова Наталья Владимировна.

Номер занятия: 3

Раздел: Датчики

Тип занятия: комбинированное.

Группа обучающихся - разновозрастная 11-13 лет. Режим занятия 2х45 мин с 15 мин. перерывом. Занятия коллективные, групповые, индивидуальные. Индивидуальная работа детей, предполагающая самостоятельный поиск различных ресурсов для решения задач: учебно-методических (обучающие программы, учебные, методические пособия и т.д.); материально - технических (электронные источники информации); социальных (общение со старшеклассниками, сверстниками). Учебные занятия предусматривают особое внимание соблюдению учащимися правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, личной гигиены и санитарии, выполнению экологических требований при работе с робототехникой. Содержание занятия реализуется во взаимосвязи с предметами школьного цикла.
Занятие предусматривает разнообразные формы организации деятельности обучающихся:

  • практические занятия;

  • игровые упражнения;

  • творческие упражнения;

  • создание своих проектов;

  • соревнования роботов

формы занятий с использованием ИКТ :

  • программирование в компьютерной среде NXT-G.

  • тестирование с выбором ответов;




Методы: поисково-исследовательский, проектный.

Приемы: создание проблемной ситуации, построение алгоритма сборки модели и составления программы.


Цель: знакомство с приемами составления программ с ультразвуковым датчиком.
Задачи занятия:
Образовательные:

познакомиться с использованием ультразвукового датчика ;

отработка навыков составления программ в среде NXT-G;

выработка умений самостоятельного применения знаний;
Развивающие: развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся;
Воспитательные: формирование предпринимательских способностей.

Оборудование:

Техническое:

компьютерный класс;

мультимедийный проектор;
Программное:

Операционная система Windows ХР

приложения Microsoft Office 2007: PowerPoint.

Презентация «Где черпать вдохновение».

Конструктор Лего « Mindstorms NXT 2.0

Другое: Тест (Приложение№1), раздаточный материал (Приложение№2),

План занятия

Организация начала занятия. Приветствие.

Повторение изученного материала. Подготовка обучающихся к усвоению материала.Программирование робота с известными блоками.

Изучение нового материала. Ультразвуковой датчик (УЗД). Бионика.

Способ достижения: показ презентации.

Закрепление нового материала. Практическая работа.

Способ достижения: выполнить самостоятельную практическую работу с последующим соревнованием.

Подведение итогов занятия.

Обобщение. Защита проекта.

Способ достижения: выполнение и защита проекта с использованием нескольких датчиков.

Предметы и ЗУНы

ИНФОРМАТИКА

·        Объекты и процессы;

·        Модели объектов и процессов;

·        Алгоритмы с ветвлением и конечными циклами;

·        Знакомство с системами управления.

ФИЗИКА

·        Принципы работы различных датчиков;

·        Виды движения и преобразование одних видов в другие;

·        Исполнительные устройства современных роботов.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

·        Свойства материалов.

. Бионика.
Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Орг. момент.

Приветствие.

Готовность к занятию

2. Сообщение темы и целей занятия.

1.Повторение изученного.

Слайд 2.


2.Сообщение темы и

целей занятия.

Слайд 3.

Ребята, на прошлом занятии мы с вами успешно провели конкурентную разведку с целью повышения конкурентоспособности своей группы.

Напомните мне: Что такое конкурентная разведка?
Подразделение по конкурентной разведке доложило о перспективной разработке фирмы «N»: система соблюдения дистанции на общественном транспорте. Все, что удалось получить, - общая схема работы. Вам необходимо разобраться с ней и внедрить. Подумайте и ответьте, какие блоки здесь зашифрованы?


Темой сегодняшнего занятия будет «Принцип работы ультразвукового датчика (УЗД)». А для этого нам предстоит выяснить: Что такое Бионика? Рассмотреть схему ультразвукового датчика (УЗД), определить принцип работы УЗД?

Расшифровать схему «системы соблюдения дистанции» и применить на практике.

Ответы детей

конкурентная разведка – это сбор и обработка информации из разных источников для принятия управленческих решений.

Рассматривают алгоритм схемы. (прил.№2)Называют изученные блоки.

Приходят к выводу, что не все блоки им знакомы.



3. Изучение нового материала.

  1. Где черпать вдохновение?


Слайд 4.


Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7-8.

  1. Беседа

Сравнения ультразвукового датчика со способностью летучей мыши к навигации.

Слайд 9.


  1. Физкультминутка.




  1. Проект «Дальномер».

Слайд 9.

13 сентября 1960 года на симпозиуме «Живые прототипы искусственных систем – ключ к новой технике» официально закреплено рождение бионики. Бионика – это наука о применении знаний о живой природе для решения инженерных задач при конструировании технических систем.
Идеи многих конструкций и изобретений были заимствованы человеком у природы. Всем известный главный символ Парижа – 300-метровая башня, названная именем своего создателя Александра Эйфеля. Её конструкция повторяет строение берцовой кости человека.
В 1955 году швейцарский инженер Джорж де Местраль, гуляя со своей собакой, заметил, что к её шерсти постоянно прилипают какие-то непонятные растения. Проведя исследование, он выяснил, что на плодах сорняка (дурнишника) есть маленькие крючки. Вскоре он запатентовал удобную застёжку-липучку.
Современные технические средства и компьютерное моделирование помогают лучше и быстрее разбираться в том, как устроен мир. И даже наш робот пользуется открытиями бионики.

Рассмотрите нашего робота и попытайтесь ответить на вопрос: Какие детали конструкции робота заимствованы у природы?
Как летучие мыши обнаруживают предметы, преграждающие им путь?
До открытия ультразвуковой эхолокации предполагалось, что летучие мыши обладают экстрасенсорным восприятием. Их лишали возможности использовать зрение, покрывали крылья плотным лаком, чтобы лишить возможности чувствовать воздушные потоки, и все равно они избегали расположенных в экспериментальной камере препятствий.

Рассмотрите схему УЗД. Определите принцип работы.

Установите модуль с ультразвуковым датчиком к роботу.

Задание. Робот, используя УЗД, должен определить расстояние до проходящих мимо объектов и выводить его на экран.

Провести испытания, убедиться в работоспособности программы и продемонстрировать её работу.

Улучшите программу, добавив вывод на экран единицу измерений (см). Продолжить испытание.


Просмотр презентации.

Просмотр презентации.

Рассматривают конструкции роботов. Участвуют в беседе.
Летучие мыши испускают неслышимые для человека звуки и улавливая их эхо, отраженное от предметов.

Работа в парах.

Рассматривают схему УЗД.( прил.№2) Делают выводы:

Датчик ультразвука поможет нам создать модель прибора, измеряющего расстояния.
Конструируют робота с ультразвуковым датчиком.

Дифференцированная работа.

Составляют алгоритм программы.

1группа – по образцу.(прил.№2)

2 группа-самостоятельно.

Запускают в NXT робота. Испытывают. Исправляют ошибки.

Дорабатывают программу. Проводят испытания роботов. Делают выводы.

Перерыв 15 мин.

4. Закрепление полученных знаний.

  1. Проект «Робот-прилипала»



  1. Проект «Соблюдение дистанции на общественном транспорте»



Вспомните фразу «ходить хвостиком». Давайте запрограммируем проявление роботом чувства привязанности. Составьте программу для робота, соблюдающего дистанцию в 50см до объекта. Проанализируйте поведение робота. Что можно в нем улучшить.
А сейчас вернемся к нашей схеме. Постарайтесь объединить программы и составить прототип системы соблюдения дистанции, используя схему добытую подразделением по конкурентной разведке.

Реализуйте проект.



Составляют алгоритм программы «Робота-прилипалы». Запускают программу в NXT робота. Испытывают. Исправляют ошибки.

Работа в группах.

Расшифровка схемы «соблюдения дистанции на общественном транспорте». Составление программы. Демонстрация работы программы «Соблюдение дистанции»

5. Итог занятия

Тестирование .

Проведение тестирования.


Работают с тестом.

(прил №1)

5. Обобщение полученных знаний.

  1. Проект «Охранная система»


  1. Релаксация.




Создайте прототип охранной системы. При этом можно использовать несколько датчиков, возможность робота передвигаться, издавать звуки и отображать информацию на экране.
Всем спасибо за интересную работу на занятии. Мне очень понравились ваши проекты. Некоторые идеи я взяла себе на вооружение.

А что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

В чем вы испытывали трудности?

Хотели бы вы продолжить изучать данную тему?



Самостоятельная работа.

Защита проекта:

Демонстрация моделей.

Функциональные свойства.

Область применения.


Делятся своими впечатлениями.


Приложение № 2

Раздаточный материал

Карточка №1.Система соблюдения дистанции.



Карточка №2.Схема работы Ультразвукового датчика



Карточка №3. Проект «Дальномер».



Карточка №4. Проект «Робот – прилипала»


Карточка №5. Проект «Охранная система»




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к занятиям по робототехнике icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка к занятиям по робототехнике iconМетодические рекомендации по организации подготовки к семинарским...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Пояснительная записка к занятиям по робототехнике iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка к занятиям по робототехнике iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка к занятиям по робототехнике iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка к занятиям по робототехнике iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка к занятиям по робототехнике iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка к занятиям по робототехнике iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка к занятиям по робототехнике iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка к занятиям по робототехнике iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка к занятиям по робототехнике iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка к занятиям по робототехнике iconИнтерес на уроке хора – важнейший фактор воспитания музыканта в школе...
«Почему иногда дети бросают учебу в школе, утрачивают интерес к занятиям музыкой?» Даже по окончании школы бывшие ученики избегают...
Пояснительная записка к занятиям по робототехнике iconПояснительная записка умк учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Пояснительная записка к занятиям по робототехнике iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Пояснительная записка к занятиям по робототехнике iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка к занятиям по робототехнике iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск