МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Специальность - 080504.65
Государственное и муниципальное управление
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе ВПО, заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск - 2011
При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта2000 г., № 233эк/сп.
2) Учебный план по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12. УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6.
СОДЕРЖАНИЕ 1.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5
2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
4.МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 17
Терминологический минимум 17
Примерные задания по практической стилистике 18
Орфоэпические упражнения 27
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УМК учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данной специальности, утвержденным приказом Министерством образования РФ от 17.03.2000 г.
Значение дисциплины «Русский язык и культура речи» определяется тем, что она направлена на обучение умению грамотно общаться в учебной и профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
Главной целью изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.
Задачи, стоящие перед студентами в процессе изучения дисциплины:
сформировать основные навыки, необходимые для успешной коммуникации в различных сферах;
закрепить и совершенствовать навыки владения нормами современного русского литературного языка;
научиться способам трансформации несловесного материала, в частности, изображений и цифровых данных, в словесный, а также различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому;
развить речевое мастерство для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения.
2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Очная форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1
(20 баллов)
| 1.Язык как система. Литературный язык - основа культуры речи
| 12
| 4
| 2
| -
| 6
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум
| ДЕ 2
(30 баллов)
| 2.Стилистика современного русского литературного языка. Лексическая стилистика. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика
| 18
| -
| 8
| -
| 10
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 3
(20 баллов)
| 3. Функциональные стили современного русского литературного языка.
| 26
| 8
| 8
| -
| 10
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 4
(10 баллов)
| 4.Речевое общение. Организация вербального взаимодействия.
| 10
| 2
| 2
| -
| 6
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум
| ДЕ 5
(20 баллов)
| 5.Основы ораторского искусства.
| 22
| 8
| 2
| -
| 12
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| Итоговый контроль
| зачет
| Итого часов
| 88
| 22
| 22
| -
| 44
| Заочная форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при заочной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1
| 1.Язык как система. Литературный язык - основа культуры речи
| 16
| 2
| -
| -
| 14
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум
| ДЕ 2
| 2. Стилистика современного русского литературного языка. Лексическая стилистика. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика
| 22
| -
| 2
| -
| 20
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 3
| 3. Функциональные стили современного русского литературного языка.
| 24
| 2
| 2
| -
| 20
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 4
| 4.Речевое общение. Организация вербального взаимодействия.
| 12
| 2
| -
| -
| 10
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум
| ДЕ 5
| 5. Основы ораторского искусства. Оратор и его аудитория. Подготовка речи. Культура речи оратора
| 14
| -
| 2
|
| 10
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| Итоговый контроль
| зачет
| Итого часов
| 88
| 6
| 6
|
| 76
|
Заочная (сокращенная) на базе ВПО
форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при заочной на базе ВПО форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1
| 1.Язык как система. Литературный язык - основа культуры речи
| 16
| 2
| -
| -
| 14
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум
| ДЕ 2
(
| 2. Стилистика современного русского литературного языка. Лексическая стилистика. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика
| 22
| -
| 2
| -
| 20
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 3
| 3. Функциональные стили современного русского литературного языка.
| 24
| 2
| 2
| -
| 20
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 4
| 4.Речевое общение. Организация вербального взаимодействия.
| 12
| 2
| -
| -
| 10
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум
| ДЕ 5
| 5. Основы ораторского искусства. Оратор и его аудитория. Подготовка речи. Культура речи оратора
| 14
| -
| 2
|
| 10
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| Итоговый контроль
| зачет
| Итого часов
| 88
| 6
| 6
|
| 76
|
Заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО
форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при заочной (вечерней) форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1
| 1.Язык как система. Литературный язык - основа культуры речи
| 12
| 2
| 2
| -
| 8
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум
| ДЕ 2
| 2. Стилистика современного русского литературного языка. Лексическая стилистика. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика
| 18
| -
| 4
| -
| 14
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 3
| 3. Функциональные стили современного русского литературного языка.
| 18
| 2
| 2
| -
| 14
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 4
| 4.Речевое общение. Организация вербального взаимодействия.
| 12
| 2
| -
| -
| 10
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум
| ДЕ 5
| 5. Основы ораторского искусства. Оратор и его аудитория. Подготовка речи. Культура речи оратора
| 28
| -
| 4
| -
| 24
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| Итоговый контроль
| зачет
| Итого часов
| 88
| 6
| 12
|
| 70
|
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание разделов учебной дисциплины ДЕ 1
Раздел 1. Язык как система. Литературный язык – основа культуры речи
Аудиторное изучение:
Язык и речь. Системность языка. Функции языка. Национальный язык. Литературный язык. Речевая деятельность. Компоненты культуры речи (ортологический, коммуникативный, этический). Языковая норма и критерии ее кодификации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Система норм русского литературного языка (нормы орфоэпические, акцентные, словообразовательные, лексические, грамматические). Коммуникативные качества литературной речи.
Самостоятельное изучение:
Из истории русского языка. Наука о языке. Единицы языка. Языковые уровни. Разделы языкознания.
ДЕ 2
Раздел 2. Стилистика современного русского литературного языка
Аудиторное изучение:
Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Лексическая сочетаемость. Речевая недостаточность. Речевая избыточность.
Стилистическое использование в речи синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов. Паронимия и парономазия.
Стилистика частей речи.
Согласование подлежащего и сказуемого. Варианты форм, связанных с управлением.
Самостоятельное изучение:
Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Окказионализмы. Заимствованная лексика. Фразеологизмы.
Стилистика имени существительного. Стилистика имени числительного. Стилистика глагола. Стилистика имени прилагательного. Стилистика местоимения. Стилистика наречия.
Параллельные синтаксические конструкции. Сложное предложение. Словосочетание. Простое предложение. Порядок слов в предложении. Главные члены предложения. Определение и приложение. Однородные члены предложения. Обращение. Вводные и вставные конструкции.
ДЕ 3
Раздел 3. Функциональные стили современного русского литературного языка
Аудиторное изучение:
Стиль. Функциональный стиль. Особенности функционального стиля. Нормы функционального стиля. Функционально-стилевая классификация. Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей. Устная и письменная формы литературной речи. Понятие стилистической нормы, стилистической ошибки и стилистического недочета. Коммуникативное качество уместности речи (уместность ситуативная и уместность стилистическая).
Разговорный стиль и разговорная речь. Условия осуществления подлинно разговорной речи. Языковые особенности разговорной речи. Произношение. Словообразование Лексика. Фразеология. Морфология Синтаксис.
Научный стиль. Сфера применения. Возникновение и развитие научного стиля. Стилевые особенности языка науки. Подстили и жанры. Устная и письменная форма научной речи. Лексика научной речи. Словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности.
Официально-деловой стиль. Разновидности официально-деловой речи. Документ. Типы документов. Функции документа. Требования к языку и стилю документов.
Публицистический стиль. Сфера применения. Возникновение и развитие. Языковые функции. Особенности словообразовательные, лексические, грамматические. Жанровое своеобразие.
Самостоятельное изучение:
Языковые единицы общеупотребительные (нейтральные) и ограниченные в употреблении (стилистически окрашенные). Виды стилистической окраски. Система стилистических помет в словарях русского языка.
Жанры научного стиля. Авторское «я» в научной речи.
Из истории русского делового письма. Речевой этикет в документе. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Унификация языка деловых бумаг. Языковые формулы официальных документов. Реклама в деловой речи.
Язык рекламы.
ДЕ 4
Раздел 4. Речевое общение. Организация вербального взаимодействия
Аудиторное изучение:
Основные единицы речевого общения. Организация вербального взаимодействия.
Самостоятельное изучение:
Проявление категории вежливости в русском языке.
Культура поведения и этические нормы общения. Речевой этикет. Этикет и международные отношения. Социальные аспекты культуры речи. Проявление вежливости в невербальных средствах общения.
ДЕ 5
Раздел 5. Основы ораторского искусства
Аудиторное изучение:
Оратор. Аудитория. Основные этапы подготовки речи. Подготовка и составление речи: выбор темы, цель речи, поиск материалов, начало, завершение речи. Понятливость, выразительность публичной речи. Составление речи. Способы словесного оформления публичного выступления.
Самостоятельное изучение:
Ораторское искусство как социальное явление. Ораторское искусство-Риторика-Красноречие. Причины возникновения ораторского искусства. Ораторское искусство – явление историческое. Античная риторика. Развитие риторических традиций в России. Виды ораторского искусства. Требования к речи оратора. Проблема стиля ораторской речи. Содержание семинаров Занятие 1. Язык и речь. Литературный язык как основа культуры речи
Язык и речь.
Функции языка.
Речевая деятельность.
Ортологический компонент культуры речи.
Система норм русского литературного языка (нормы орфоэпические, акцентные, словообразовательные, лексические, грамматические).
Коммуникативные качества литературной речи.
Занятие 2. Смысловая точность речи
Слово - основа для понимания текста. Поиск нужного слова.
Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова.
Лексическая сочетаемость.
Речевая недостаточность.
Речевая избыточность.
Лексическая синонимия. Стилистические функции синонимов.
Лексическая антонимия. Стилистические функции антонимов.
Полисемия.
Омонимия и смежные с ней явления. Стилистические функции многозначных слов и омонимов.
Паронимия и парономазия. Стилистические функции паронимов и сходных по звучанию разнокоренных слов.
Занятие 3. Лексические нормы современного русского литературного языка
Контрольная работа
Занятие 4. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика
Стилистика имени существительного.
Стилистика глагола.
Стилистика местоимения.
Стилистика имени числительного.
Стилистика имени прилагательного.
Стилистика наречия.
Стилистика простого предложения
Стилистика сложного предложения
Занятие 5. Грамматические нормы современного русского литературного языка
Контрольная работа
Занятие 6.Научный стиль
Сфера применения научного стиля
Функции научного стиля
Подстили научного стиля
Лексические, грамматические особенности научного стиля
Занятие 7. Официально-деловой стиль
Подстили и разновидности официально-деловой речи.
Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.
Унификация языка деловых бумаг.
Языковые формулы официальных документов.
Требования к языку и стилю документов.
Речевой этикет в документе.
Занятие 8.Публицистический стиль
Сфера применения.
Возникновение и развитие.
Языковые функции.
Особенности словообразовательные, лексические, грамматические.
Жанровое своеобразие.
Занятие 9. Функциональные стили современного русского языка (обобщение)
Контрольная работа
Занятие 10.Речевое общение.Организация вербального взаимодействия
Основные единицы речевого общения.
Организация вербального взаимодействия.
Проявление категории вежливости в русском языке.
Культура поведения и этические нормы общения.
Речевой этикет.
Этикет и международные отношения.
Социальные аспекты культуры речи.
Проявление вежливости в невербальных средствах общения.
Занятие 11. Культура речи оратора
Ораторское искусство как социальное явление.
Проблема стиля ораторской речи.
Требования к речи оратора.
Орфоэпическая правильность ораторской речи.
Публичное выступление
|