МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСРОВНОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИГБОУ СПО НСО «Новосибирский геологоразведочный техникум»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя. Компетентностный подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»Выполнила: Журавлева А. Г.
Председатель ЦК Е. А. Заболотникова
Новосибирск 2012
Содержание
Внешние требования по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Компетентностный характеристика обучающихся
Цели дисциплины
Учебные задания по дисциплине
Деятельность студентов на практических занятиях
Задания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» психофизических особенностей обучающихся по учету
Часто задаваемые вопросы. «Старые» и «новые» вопросы
Структура курса
Анализ занятия преподавателя авторитарного типа
1. Внешние требования по дисциплине «Русский язык и культура речи»Соответственно основное назначение дисциплины «Русский язык и культура речи» в средних специальных учебных заведениях состоит в формировании у студентов таких собственно языковых, коммуникативных и этических норм, владение которыми позволяет эффективно пользоваться русским языком в актуальных ситуациях речевого общения, прежде всего - профессионального. В основу программы положена концепция, предусматривающая повторение и систематизацию на более высоком уровне знаний о русском языке, полученных студентами ссузов в средней общеобразовательной школе, и - на этой базе - формирование функциональных знаний и умений, т. е. таких, которые, взятые в совокупности, обеспечивают правильное и целесообразное употребление русского языка. Этим определяется содержание данной базовой дисциплины. Поскольку студенты первых курсов ссузов, как правило, еще не обладают такой совокупностью знаний, умений и навыков в области русского языка, которая позволяла бы им полноценно овладевать речевой культурой без систематического повторения к углубления лингвистических основ предмета, постольку программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для ссузов предусматривает такую культурно-речевую подготовку студентов, которая осуществляется параллельно и в тесном взаимодействии с повторением, углублением и систематизацией сведений обо всех уровнях и единицах русского языка с упором на их функциональную специфику (употребление в речи). Для того чтобы обучение по данной программе было результатным, оно построено не столько как излагающее, сколько как тренирующее, поэтому в работу над каждой темой вводятся активные упражнения, тренинги, учебные игры с привлечением словарей, справочников. С учетом сказанного выше программа дисциплины «Русский язык и культура речи», входящей в блок общегуманитарных и социально- экономических дисциплин, предусматривает следующие требования к уровню подготовки (знаниям и умениям) выпускников ссузов. Выпускник должен знать: различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
социально-стилистическое расслоение современного русского языка, качества грамотной литературной речи и нормы русского литературного языка, наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка;
специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров.
Выпускник должен уметь: строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;
пользоваться словарями русского языка, употреблять основные выразительные средства русского литературного языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
2. Компетентностная характеристика обучающегосяПосле успешного освоения материала курса обучающийся может овладеть компетенциями в области общения в устной и письменной форме, совершенствовании по дисциплине «Русский язык и культура речи». Обучающейся компетентен в области общения в устной и письменной форме, совершенствования, если процесс и результаты такого общения и совершенствования для него ценны и важны, он подготовлен к этому виду деятельности (т.е. он знает, как общаться в письменной и устной форме и умеет это делать), он использует в своем непосредственном общении имеющиеся современные нормы общения ( имеет соответствующий опыт), потому что данная дисциплина подготавливает обучающегося к общению не только в повседневной жизни, так как высокая культура разговорной и письменной речи, умение пользоваться выразительными средствами, стилистическим многообразием самая лучшая опора, и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. Таким образом, в компетенции общения в устной и письменной форме, совершенствовании по дисциплине «Русский язык и культура речи» выделяются такие составляющие как ценность и важность, готовность и опыт. В таблице 1 определены цели курса в терминах «знать» и «уметь», достижение которых обучающимся способствует развитию их компетентности в области общения в устной и письменной форме, совершенствовании. Таблица 1. Комиетентностиый подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» Компоненты компетенции общения в устной и письменной форме, совершенствовании
| Цели рабочей программы по курсу «Русский язык и культура речи»
| К 1.1. Ценность, важность владения русским языком и культурой речи
| обучающийся имеет представление:
| о литературном языке, как высшей форме развития национального языка;
| об основных составляющих структуры русского языка как системы;
| о функциях современного русского литературного языка;
| о графике и теории возникновения письма;
| о лингвистике текста.
| К1.2.Готовность к использовании русского языка и культуры речи
| обучающийся знает:
| понятие литературного языка и культуры речи;
| систему норм русского языка:
орфоэпические нормы;
словообразовательные нормы;
|
| лексические нормы;
грамматические (морфологические и синтаксические) нормы;
стилистические нормы;
коммуникативные и этические нормы;
|
| классификацию основных видов речевых ошибок:
| характеристики, свойства и функции основных единиц языка: |
| • слова;
|
| • фразеологизма;
|
| • словосочетания и предложения;
|
| • текста.
|
| основные типы словарей;
|
| характеристики функциональных стилей
|
| русского языка:
|
| * научного;
|
| • публицистического;
|
| • официально-делового;
|
| • обиходно-разговорного;
|
| • художественного.
|
| обучающийся умеет:
|
| строить свою речь в соответствии с языковыми,
|
| коммуникативными и этическими нормами, уместности и целесообразности;
|
| устранять ошибки и недочеты в своей устной и
|
| письменной речи;
|
| использовать изобразительно-выразительные
|
| средства языка в устной и письменной речи;
|
| пользоваться основными типами словарей;
|
| решать коммуникативные задачи;
|
| производить комплексный анализ текста.
| К 1.3. Наличие опыта в
| Обучающийся имеет опыт устного и
| использовании
| письменного общения на материале
| русского языка и владения
| выбранной им учебной дисциплины:
| культурой речи
| написание рефератов;
|
| составление докладов;
|
| составление текстов официально-делового
|
| стиля;
|
| устного общения (монолог, диалог).
|
В таблице 2 представлены компетенции, относящиеся к различным уровням (по классификации И.А. Зимней), для развития которых создаются условия в данной программе дисциплины. С одной стороны, перечисленные компетенции являются базовыми для развития компетенции общения, а, с другой стороны, они получают дополнительное развитие вместе с данной компетенцией. Таблица 2. Базовые, личностные и социальные компетенции, развиваемые в программе дисциплины «Русский язык и культура речи» Наименование
блока компетенций
|
| Перечень компетенций
| Блок 1.
Базовые
компетенции
| К2.1. Способность анализировать элементы нормативной и ненормативной речи;
| К2.2. Способность принимать решение, выделяя или обозначая языковой факт;
| К2.3. Способность систематизировать материал (языковые единицы, нормы, речевые ошибки, элементы текста) для определения норм языка;
| К2.4. Способность сопоставлять и сравнивать языковые факты с нормой;
| Блок 2.
Личностные
компетенции
| К3.1. Ответственность за соблюдение норм современного русского литературного языка в устной и письменной речи;
| КЗ.2. Целеустремленность при создании собственных качественных текстов творческого характера;
| Блок 3.
Социальные
компетенции
| К4.1. Умение самосовершенствоваться в языковом и речевом развитии при овладении культурой родного языка;
| К4.2. Умение общаться письменно и устно на родном языке, порождать и принимать тексты обиходно- разговорного и официально-делового стилей и различных типов речи (повествование, рассуждение, описание), соблюдая языковые традиции.
| 3. Цели дисциплиныВ таблице 3 представлены цели рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи», сформулированные на трех уровнях: иметь представление, знать, уметь. Данный подход определяет глубокую проработку учебного материала. Цели отвечают требованиям ГОС, но разработаны мною более технологично для работы с заданиями, предлагаемыми в курсе учебной дисциплины. Таблица 3. Цели дисциплины Номер цели
| Содержание цели
| студент должен иметь представление:
| 1
| о литературном языке, как высшей форме развития национального языка;
| 2
| об основных составляющих структуры русского языка как системы;
| 3
| о функциях современного русского литературного языка;
| 4
| о графике и теории возникновения письма;
| 5
| о лингвистике текста.
| студент должен знать:
| 6
| понятие литературного языка и культуры речи;
| 7
| систему норм русского языка:
орфоэпические нормы;
словообразовательные нормы;
лексические нормы;
грамматические (морфологические и синтаксические) нормы;
стилистические нормы;
коммуникативные и этические нормы;
| 8
| классификацию основных видов речевых ошибок;
| 9
| характеристики, свойства и функции основных единиц языка:
фонемы и звука;
морфемы;
слова;
фразеологизма;
словосочетания и предложения;
текста.
| 10
| основные типы словарей;
| 11
| характеристики функциональных стилей русского языка:
научного;
публицистического;
официально-делового;
обиходно-разговорного;
художественного.
| студент должен уметь:
| 12
| строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, уместности и целесообразности;
| 13
| устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
| 14
| использовать изобразительно-выразительные средства языка
|
| в устной и письменной речи;
| 15
| пользоваться основными типами словарей;
| 16
| решать коммуникативные задачи;
| 17
| производить комплексный анализ текста.
|
4. Учебные задания по дисциплинеВ таблице 4 представлены возможные учебные задания в соответствии с целями рабочей программы в соответствие с новой парадигмой образования. Таблица 4. Разработка учебных заданий по дисциплине «Русский язык и культура речи» по темам «Лексика», «Морфология» и «Синтаксис» компетенции
| цели
| задания
| Блок 1.
Базовые компетенции • анализ, синтез
| 7,9, 12,15
| Определить лексическое значение слов из контекста, (обратное задание: из толкования слова обучающийся формулирует лексическое значение слова);
Описать слово так, чтобы было понятно его лексическое значение, сравнить с толкованием словарной статьи; Найти изучаемые лексические категории в предложенных текстах;
| • Сравнение и
сопоставление
| 7,12,13,15
| Установить соответствие между языковым фактом и нормой:
расставить ударения в словах, сравнить с правильным употреблением ударений в словах по словарю;
словарный диктант;
определить род имен существительных, подобрав к ним соответствующие определения;
найти основание для классификации, исправить лексические ошибки (ошибки словоупотребления) через определение лексической сочетаемости, повторение лексических значений слов, смешении паронимов,
|
|
| употреблении слов в несвойственном значении, употреблении просторечных слов и выражений на предложенных примерах.
| • систематизация
| 7,12,16
| Выдвинуть предположение о том, почему возникают ошибки правильной постановки ударений, правильном написании слов, грамотном словоупотреблении, определении грамматической категории рода имен существительных.
| Блок 2.
• ответственность
| 7,12,13,15
| Осуществить адекватную оценку (до и после выполнения задания)
написать числительные словами, сравнить с нормой, оценить результат;
оценить результаты деятельности товарищей (по выполненной работе: упражнение, морфологический разбор, фонетический разбор и т.д.)
| • целеустремленность
| 12,13,14, 16
| Развить мысль, которая начинается словами, приведенными в задании. Когда все они будут исчерпаны, возвратиться к первому примеру и сочинить новые, но уже длиннее.
| Блок 3. Социальные компетенции • самосовершенствование
| 7,12,13
| Видеть и исправить ошибочную смысловую связь слов, возникающую при составлении письменных текстов.
| • общаться
| 12,13,14
| Составить различные типы текстов (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме (сочинение, доклад, реферат)
|
5. Деятельность студентов на практических занятияхВ таблице 5. представлена деятельность студентов на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» Таблица 5. Содержание курса Ссылки на цели
| Часы
| Темы занятий
| Деятельность студентов
| 5, 7, 8, 9, 10,15
| 2
| Использование основных типов словарей в процессе анализа и редактирования текстов
| Определяют с помощью словарей указанные языковые факты (лексическое значение, этимологию слова, замена синонимами).
| 7, 8, 9, 12, 13, 15
| 2
| Виды орфоэпических норм и орфографических ошибок
| Определяют и анализируют орфографические и орфоэпические ошибки, основные орфоэпические и орфографические принципы, записывают транскрипцию слов.
| 7,8,9, 13, 15
| 2
| Виды лексических и
фразеологических
ошибок
| Выявляют, объясняют, исправляют лексические и фразеологические ошибки в текстах.
| 7, 8, 9, 12,13,15
| 2
| Трудные случаи формообразования и употребления частей речи
| Образуют грамматические формы слов, определяют грамматические особенности слов, устраняют и исправляют неправильное формообразование слов.
| 5,9,11, 17
| 2
| Комплексный анализ текста
| Определяют основные составляющие текста (стиль, тип, лексические особенности).
| 7,11, 12,16
| 2
| Составление реферата
| Выстраивают композицию создаваемого текста, выбирают для своей работы лексико- семантические средства языка, сжимают информацию.
| 6. Задания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» психофизических особенностей обучающихся по учету психофизических особенностей обучающихся психофизиологические особенности обучающихся
|
| формулировки учебных задания
| Левое ведущее полушарие
| •сделайте лексико-фразеологический анализ предлагаемого текста;
•составьте схему сложносочиненного предложения; •проследите связь между членами предложения и частями речи в данном предложении; •выявите причины ошибки (лексической, орфоэпической, грамматической); •составьте алгоритм для определения данной части речи;
•Опишите, как вы представляете себе, тайфун, пустыню, фрегат, джунгли, пантеру, радость, горе, отвагу, зависть, дружбу. Сделайте это таким образом, чтобы было понятно лексическое значение каждого из слов.
| Правое ведущее полушарие
| •опишите схему предложения;
•опишите слово так, чтоб было понятно его лексическое значение;
• графически представьте прилагательные «мизерный, малюсенький, самый маленький, маленький, средний, большой, самый большой, громадный, гигантский»;
•восстановите в предложении недостающие элементы.
| зрительная ведущая сенсорная система
| • составьте план сочинения-миниатюры (предлагается несколько тем на выбор); •обозначьте члены предложения, морфемы; •представьте морфологический способ написания в виде алгоритма.
| слуховая ведущая сенсорная система
| •пропишите алгоритм морфологического способа написания в виде текста;
•составьте инструкцию морфологического разбора глагола;
•составьте вопросы к тексту.
| тактильная ведущая сенсорная система
| • выберите из предложенных вариантов тот, о котором не было рассказано на занятии (выбрать из предложенных примеров лексических ошибок, о которой не говорилось на занятии);
|
7. Часто задаваемые вопросы. «Старые» и «новые вопросы» В данном разделе приведены вопросы, которые часто задаются студентами в процессе обучения, и разъяснение которых необходимо им для дальнейшего обучения. Что делать, если в примере анализируемого текста не встречаются упоминаемые в плане работы языковые элементы?
не рассматривать их. Можно ли написать работу в свободной форме, отвечая всем пунктам плана?
Можно. Если в плане работы указано задание - сгруппировать орфограммы, то по каким принципам?
Группировать найденные вами орфограммы нужно по основным четырем орфографическим принципам. Зачем соблюдать в речи нормы литературного языка или грамотно писать, мы и так хорошо понимаем друг друга?
Чтобы быть грамотными людьми.
Потому что ошибки мешают воспринимать содержание речи.
В таблице 6 приведены примеры старых и новых вопросов по одним и тем же темам, что соотноситься со «старой» и «новой» парадигмой. «Старые» вопросы
| «Новые» вопросы
| Какие вы знаете формы существования национального языка?
Какие функциональные стили существуют в русском языке? Для чего они нужны?
Как формируются нормы в современном литературном языке?
Что такое норма в современном русском литературном языке?
Что такое правильная и хорошая речь?
| По каким признакам (особенностям) в русском языке происходит деления национального языка на формы?
Почему наличие функциональных стилей в современном русском литературном языке является отличительной особенностью?
Какие принципы (кроме целесообразности употребления языкового факта) положены в основу формирования норм современного русского литературного языка?
Из какого раздела языкознания вытекает понятие нормы современного русского литературного языка, и на чем оно строится?
По каким критериям в современном русском литературном языке идет разграничение речи правильно и хорошей?
|
8. Структура дисциплины
|