Скачать 117.7 Kb.
|
Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Контрольная работа №3 Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» Тема : Подготовка к написанию сжатого изложения Цели: образовательные:
развивающие:
воспитывающие:
Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности. Оборудование : компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, карточки для практической работы. Конспект урока
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Слово учителя: Вы знаете , что экзаменационная работа по русскому языку (в форме ГИА) состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения . Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. Вы знаете , что научиться этому нам помогают специальные упражнения, с которыми мы уже знакомы. -Как вы считаете, какие задачи , исходя из темы урока, мы должны будем решить на сегодняшнем уроке?
3.1 Беседа по вопросам:
(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)
(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)
(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)
(Основных приемов сжатия информации два: обобщение частной информации и исключение второстепенной. Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Некоторые приемы обобщения: - образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; - сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; - разбивка сложного предложения на сокращенные простые; - в исходном тексте могут оказаться изречения известных людей, цитаты из художественных или научных произведений. Дословно передать их бывает довольно трудно, поэтому приходится переводить их в косвенную речь, сохраняя смысл высказывания. При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали /подробности/. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме.) Примеры исключений из текста: - исключение подробностей, деталей; - пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; - пропуск предложений с описаниями и рассуждениями; - исключение повторов; - исключение фрагмента предложения; - исключение одного или нескольких синонимов.) Какой способ сжатия использовать в каждом случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста
А)Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести. Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах. Б) Исключите повторы и объедините предложения В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести». В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении. В) Изложите указанную часть текста одним предложением. Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море - вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен. Однажды увидев море, вовек невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь. Г) Восстановите правильный порядок предложений в тексте. а/ Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения.
б/ Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако. В результате работы получится текст: Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потому что каждый встречный мог оказаться врагом. Тогда открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся». Теперь этот смысл утрачен – осталось правило этикета. Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут. 4. Закрепление материала .Работа с текстом: произведите компрессию текста 4.1 Фронтальная беседа
( - Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними. - Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки). - Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности. - Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем. - Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. - Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.
4.2 Самостоятельная работа. Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами. Задание 1 Прочитайте текст. О чем этот текст? Определите стиль и тип речи. Кошка… Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье…Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным. 250 слов (По Л. Корочкину) (Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее. Текст относится к публицистическому стилю, тип речи - рассуждение) Задание 2 Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить? (Л. Корочкин рассуждает о кошке как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.) Задание 3 Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова. (Каждый ученик работает самостоятельно) 4.3 Проверка выполненных работ Кошка… Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. (20 слов) Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье…(81 слово) Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. (102) И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. (19 слов) Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным. (27 слов) (По Л. Корочкину) Содержание микротем: 1 микротема: Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. 2 микротема: Кошки доставляют радость. Самостоятельные, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны, загадочны. 3 микротема: Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней. 4 микротема: Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама. 5 микротема: Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением. 4.4Коллективная практическая работа (слайд презентации) Ребята, на экзамене вы должны будете продемонстрировать практический навык сокращения текста, поэтому сейчас мы обратимся к упражнениям, которые помогут нам правильно сократить текст. Самостоятельная практическая работа в группах с последующей проверкой Упражнения на исключение второстепенной информации 1) Подчеркните предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста: Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Упражнения на обобщение частной информации. 1) Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Укажите, что именно вы обобщили Ответы учащихся: Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (Объединение 3 простых предложений в одно – простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом) Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет настоящую радость (замена 2 предложений одним сложноподчиненным) Кошки умны. Характер их полон загадок. – Кошки умны и загадочны. (Слияние 2 предложений в одно - простое с однородными сказуемыми) 2) Замените ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием: Ответы учащихся: (Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты. – Любить кошку – значит знать про неё всё; Не всегда легко идут на контакт с человеком – контактируют;. Очень явно – чутко, сильно. Это животное – её. К одному они испытывают полное доверие - доверяют В результате работы над сжатием получился текст: Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (9 слов) Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет радость. Независимые, они не всегда легко контактируют с человеком. Они больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны и загадочны. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести. (43 слов) Кошки чутко реагируют на отношение человека, который с ними занимается. Одному они доверяют и подчиняются его командам, а приказы другого игнорируют. Если кошка боится человека, он никогда не научит её самому элементарному. Только добрым отношением к ней можно завоевать её любовь. (40 слов) И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама. (11 слов) Любить кошку — значит знать о ней всё и с уважением относиться к этим удивительным животным. (15 слов) Всего 118 слов
Ребята, давайте посмотрим, все ли ключевые слова в сокращенном тексте мы употребили? (слайд презентации) Точно ли передано содержание всех микротем? (слайд презентации) Из скольких слов состоит исходный текст? (250 слов) Сколько слов получилось в сжатом нами тексте? (118 слов, текст сокращен почти вдвое, сжатию подвергся каждый абзац) Оцените работу согласно критериям: ИК-1 экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2) ИК-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3) ИК-3 работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2) Итак, мы успешно справились с заданием. Наша работа может быть оценена максимальными баллами и за содержание (ИК1), и за сжатие (ИК2), и за логику и связность (ИК3): 2+3+2=7
Фамилия, имя
На следующем занятии мы обязательно (используя результаты рефлексии ) поработаем над теми вопросами, которые для вас осталось не вполне понятным, и обратим внимание на то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее. Домашнее задание: оценить работу товарища в соответствии с экзаменационными критериями. |
Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию... Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., по которой составлена рабочая программа по русскому языку в 9 классе. Урок... | Урок по русскому языку в 9 классе Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» (По тексту Е. П. Брандиса «Жюль Верн») | ||
"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные... Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок разработан для учащихся 8 класса. Это занятие продолжает цикл уроков, направленных на обучение написанию сжатого изложения... | ||
Сценарий урока тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения... Гиа (алгоритм выполнения задания, структура создаваемого текста); развивать навыки письменной речи; актуализировать знания учащихся... | Методическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца" Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала | ||
Гиа государственная (итоговая) аттестация выпускников образовательных... Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | Методическая разработка урока развития речи в 5 классе Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка... | ||
"Обучение сжатому изложению" Гиа – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от выпускников умения выделять микротемы, определять в них главное,... | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный спецкурс включает в себя подготовку к малому егэ (гиа). Направлен на систематизацию и обобщение изученного по тексту и стилям... | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | ||
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого... Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с особенностями сжатия текста | Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Тема №38: “Подготовка лечебно-профилактического учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях” |