Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа»





Скачать 117.7 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа»
Дата публикации20.06.2013
Размер117.7 Kb.
ТипКонтрольная работа
100-bal.ru > Информатика > Контрольная работа
Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика.

Контрольная работа №3

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Тема : Подготовка к написанию сжатого изложения

Цели:

образовательные:

  • создать содержательные и организационные условия для закрепления и самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний о приемах компрессии текста

развивающие:

  • обеспечить развитие у учащихся умений логически мыслить и обобщать полученные факты;

  • содействовать развитию мышления, речи и памяти 

воспитывающие:

  • способствовать воспитанию доброты ,милосердия , любви к о всему живому


Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, карточки для практической работы.
Конспект урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

  1. Сообщение цели , определение задач предстоящей работы.

Слово учителя:

Вы знаете , что экзаменационная работа по русскому языку (в форме ГИА) состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения . Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. Вы знаете , что научиться этому нам помогают специальные упражнения, с которыми мы уже знакомы.

-Как вы считаете, какие задачи , исходя из темы урока, мы должны будем решить на сегодняшнем уроке?

  1. Актуализация знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

3.1 Беседа по вопросам:

  • Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации)

(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

  • Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?

(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)

  • Что такое микротема?

(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)

  • Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них?

(Основных приемов сжатия информации два: обобщение частной информации и исключение второстепенной.

Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца.

Некоторые приемы обобщения:
- образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
- разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
- в исходном тексте могут оказаться изречения известных людей, цитаты из художественных или научных произведений. Дословно передать их бывает довольно трудно, поэтому приходится переводить их в косвенную речь, сохраняя смысл высказывания.
При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали /подробности/.
Исключить
из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме.)
Примеры исключений из текста:
- исключение подробностей, деталей;
- пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
- пропуск предложений с описаниями и рассуждениями;
- исключение повторов;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких синонимов.)

Какой способ сжатия использовать в каждом случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста

    1. Выполнение упражнений.

А)Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями

Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести.


Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах.
Б) Исключите повторы и объедините предложения

В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести».

В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.


В) Изложите указанную часть текста одним предложением.

Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его.
Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море - вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.

Однажды увидев море, вовек невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь.
Г) Восстановите правильный порядок предложений в тексте.

а/ Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения.

  1. Этот обычай родился много столетий назад.

  2. Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.

  3. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.

  4. Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.

  5. Каждый встречный мог оказаться врагом.

  6. Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.

  7. Открытая ладонь правой руки означала: «___________________________».

  8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.


б/ Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако.

В результате работы получится текст:

Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потому что каждый встречный мог оказаться врагом. Тогда открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся». Теперь этот смысл утрачен – осталось правило этикета. Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.

4. Закрепление материала .Работа с текстом: произведите компрессию текста
4.1 Фронтальная беседа



  • Каков алгоритм работы по сжатию текста на экзамене? (слайд презентации)

( - Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

- Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).

- Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

- Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.

- Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию.

- Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.

  • Давайте вспомним этапы работы с текстом. (Слайд )

  1. Определение темы текста

  2. Определение идеи текста

  3. Определение структуры текста

  4. Определение микротем текста как частей общей темы

  5. Моделирование сжатого изложения


4.2 Самостоятельная работа.

Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами.

Задание 1

Прочитайте текст. О чем этот текст? Определите стиль и тип речи.

Кошка… Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье…Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

250 слов (По Л. Корочкину)

(Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи - рассуждение)

Задание 2

Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

(Л. Корочкин рассуждает о кошке как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.)

Задание 3

Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.

(Каждый ученик работает самостоятельно)

4.3 Проверка выполненных работ

Кошка… Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. (20 слов)

Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье…(81 слово)


Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. (102)


И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. (19 слов)

Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным. (27 слов)

(По Л. Корочкину)
Содержание микротем:

1 микротема:

Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.
2 микротема:

Кошки доставляют радость. Самостоятельные, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны, загадочны.

3 микротема:

Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней.
4 микротема:

Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама.
5 микротема:

Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением.

4.4Коллективная практическая работа (слайд презентации)

Ребята, на экзамене вы должны будете продемонстрировать практический навык сокращения текста, поэтому сейчас мы обратимся к упражнениям, которые помогут нам правильно сократить текст.

Самостоятельная практическая работа в группах с последующей проверкой


Упражнения на исключение второстепенной информации

1) Подчеркните предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста:

Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её.

Упражнения на обобщение частной информации.

1) Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Укажите, что именно вы обобщили

Ответы учащихся:

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (Объединение 3 простых предложений в одно – простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет настоящую радость (замена 2 предложений одним сложноподчиненным)

Кошки умны. Характер их полон загадок. – Кошки умны и загадочны. (Слияние 2 предложений в одно - простое с однородными сказуемыми)

2) Замените ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием:

Ответы учащихся:

(Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты. – Любить кошку – значит знать про неё всё;

Не всегда легко идут на контакт с человеком – контактируют;. Очень явно – чутко, сильно. Это животное – её. К одному они испытывают полное доверие - доверяют

В результате работы над сжатием получился текст:

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (9 слов)
Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет радость. Независимые, они не всегда легко контактируют с человеком. Они больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны и загадочны. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести. (43 слов)

Кошки чутко реагируют на отношение человека, который с ними занимается. Одному они доверяют и подчиняются его командам, а приказы другого игнорируют. Если кошка боится человека, он никогда не научит её самому элементарному. Только добрым отношением к ней можно завоевать её любовь. (40 слов)
И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама. (11 слов)
Любить кошку — значит знать о ней всё и с уважением относиться к этим удивительным животным. (15 слов) Всего 118 слов

  1. Обсуждение работ, коррекция, самооценка

Ребята, давайте посмотрим, все ли ключевые слова в сокращенном тексте мы употребили? (слайд презентации)

Точно ли передано содержание всех микротем? (слайд презентации)

Из скольких слов состоит исходный текст? (250 слов)

Сколько слов получилось в сжатом нами тексте? (118 слов, текст сокращен почти вдвое, сжатию подвергся каждый абзац)

Оцените работу согласно критериям:

ИК-1 экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2)

ИК-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)

ИК-3 работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2)

Итак, мы успешно справились с заданием. Наша работа может быть оценена максимальными баллами и за содержание (ИК1), и за сжатие (ИК2), и за логику и связность (ИК3): 2+3+2=7


  1. Рефлексия

Фамилия, имя


Факты, которые вызвали положительные эмоции

Осталось непонятным

Хотелось бы узнать подробнее











На следующем занятии мы обязательно (используя результаты рефлексии ) поработаем над теми вопросами, которые для вас осталось не вполне понятным, и обратим внимание на то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее.
Домашнее задание: оценить работу товарища в соответствии с экзаменационными критериями.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» iconМетодическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию...
Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., по которой составлена рабочая программа по русскому языку в 9 классе. Урок...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» iconУрок по русскому языку в 9 классе Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения»
Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» (По тексту Е. П. Брандиса «Жюль Верн»)
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» icon"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные...
Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок разработан для учащихся 8 класса. Это занятие продолжает цикл уроков, направленных на обучение написанию сжатого изложения...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» iconСценарий урока тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения...
Гиа (алгоритм выполнения задания, структура создаваемого текста); развивать навыки письменной речи; актуализировать знания учащихся...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» iconМетодическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца"
Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» iconГиа государственная (итоговая) аттестация выпускников образовательных...
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» iconМетодическая разработка урока развития речи в 5 классе
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» icon"Обучение сжатому изложению"
Гиа – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от выпускников умения выделять микротемы, определять в них главное,...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный спецкурс включает в себя подготовку к малому егэ (гиа). Направлен на систематизацию и обобщение изученного по тексту и стилям...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» iconУрок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого...
Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с особенностями сжатия текста
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №38: “Подготовка лечебно-профилактического учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск