Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста»





Скачать 38.68 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста»
Дата публикации28.07.2014
Размер38.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста».
Цели урока: 1. Образовательная: познакомить учащихся с особенностями сжатия текста.

2. Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, развитию речи и памяти.

3. Воспитательная: формирование коммуникативных умений и навыков учащихся, внимательного отношения к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока с теоретическим материалом.

- Что значит сжать текст?

( Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, то есть убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное: отказаться от подробностей.)

- Чем отличается подробное изложение от сжатого?

Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые подробности.

Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

- Таким образом, способы и приемы сжатия текста ( слайд)

  1. Инструкция «Как писать сжатое изложение»

  1. Выделите в тексте важные, необходимые мысли.

  2. Найдите в них главную мысль.

  3. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

  4. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста.

  5. Продумайте средства связи между частями




  1. Первое чтение текста.

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то, безусловно, добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, а она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что, в конце концов, все будет хорошо.

И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создает себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Потому что неизвестно еще, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.

Например, мы мечтаем съездить в далекую страну и огорчаемся, что не можем сделать это сейчас. Время идет, а мы все больше узнаем о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаемся связать свою профессию с путешествиями или занимаемся серьезным изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьезнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.


  1. Работа над содержанием текста.

- Определить тему текста. (О чем текст?)

- Сформулировать идею или основную мысль текста. (Зачем автор написал его?) (Какую мысль хотел выразить?)

- Определите тип речи и стиль текста.

- Назовите композиционные части текста. (Композиция – построение текста. Ее частями являются вступление, основная часть, заключение. Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором выражена главная мысль, идея высказывания.)

- Определите количество микротем в тексте.

- В каждой микротеме выделите ключевые слова, исключите подробности, детали.

- Сформулируйте кратко содержание каждого абзаца на основе обобщения.

- Соедините содержание микротем в текст, используя языковые средства для связи предложений: лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.


  1. Микротемы данного текста.

    1. Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

    2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

    3. Мечта – это что-то волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, а она позволяет верить в лучшее.

    4. Человек, мечтая, подсознательно сам создает себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому, невзирая на возможные препятствия.

    5. Стремление к осуществлению мечты наполняет нашу жизнь смыслом на много лет и делает нас добрее и лучше.




  1. Пример сжатого изложения.

Парадоксально, но людям нужны не только рациональные идеи, но и нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна, достижима, измеряема. Всегда можно заранее продумать, что нужно сделать, чтобы ее достичь.

А вот мечта – это совсем другое, это что-то волшебное. Она всегда связана с чем-то добрым и прекрасным. Мечта не появится у того, кто не отличает добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее.

И это действительно работает. Человек, мечтая, создает себе условия для исполнения желаний. Даже жизненные препятствия тут не помеха. Только нужно набраться терпения.

Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь содержанием и смыслом и становится лучше и добрее. (111слов)
Задание к полученному тексту: найти в тексте языковые средства связи предложений, отметить их.
8. Домашнее задание: самостоятельно написать сжатое изложение по отрывку из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» iconУрок по русскому языку в 9 классе Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения»
Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» (По тексту Е. П. Брандиса «Жюль Верн»)
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» iconУрок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание слов с проверяемыми...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» iconУрок русского языка и литературы в условиях введения фгос ооо: теория, практика, перспективы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» iconИрины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений...
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» iconПрограмма дисциплины Теория и практика русского литературного языка:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» iconПатопсихология: Теория и практика: Учеб пособие для студ высш пед...
Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка»
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» icon5 9 Теория и практика сочинения рассуждения на основе прочитанного...
И. В. Золотарева. «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста», «Учитель», 2006г
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе
Сжатое изложение (обучающая работа – упр. 154) (урок 17). Написание изложения (урок 18)
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать особенности публицистического стиля речи. Уметь находить в тексте признаки публицистического стиля, строить стилистический...
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» iconУрок русского языка Тема: Образование наречий, их роль в предложении
Именно на таких уроках сочетается теория и практика обучения. Таким образом, использование Классмейт пк помогает детям усвоить материал...
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы познакомимся с приемами информационной переработки текста, это поможет вам при написании сжатого изложения, а также в...
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» iconР. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста» iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск