Скачать 38.68 Kb.
|
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого изложения публицистического текста». Цели урока: 1. Образовательная: познакомить учащихся с особенностями сжатия текста. 2. Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, развитию речи и памяти. 3. Воспитательная: формирование коммуникативных умений и навыков учащихся, внимательного отношения к русскому языку. Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска, раздаточный материал. Ход урока.
- Что значит сжать текст? ( Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, то есть убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное: отказаться от подробностей.) - Чем отличается подробное изложение от сжатого? Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые подробности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. - Таким образом, способы и приемы сжатия текста ( слайд)
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то, безусловно, добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, а она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что, в конце концов, все будет хорошо. И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создает себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Потому что неизвестно еще, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается. Например, мы мечтаем съездить в далекую страну и огорчаемся, что не можем сделать это сейчас. Время идет, а мы все больше узнаем о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаемся связать свою профессию с путешествиями или занимаемся серьезным изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьезнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.
- Определить тему текста. (О чем текст?) - Сформулировать идею или основную мысль текста. (Зачем автор написал его?) (Какую мысль хотел выразить?) - Определите тип речи и стиль текста. - Назовите композиционные части текста. (Композиция – построение текста. Ее частями являются вступление, основная часть, заключение. Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором выражена главная мысль, идея высказывания.) - Определите количество микротем в тексте. - В каждой микротеме выделите ключевые слова, исключите подробности, детали. - Сформулируйте кратко содержание каждого абзаца на основе обобщения. - Соедините содержание микротем в текст, используя языковые средства для связи предложений: лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.
Парадоксально, но людям нужны не только рациональные идеи, но и нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, достижима, измеряема. Всегда можно заранее продумать, что нужно сделать, чтобы ее достичь. А вот мечта – это совсем другое, это что-то волшебное. Она всегда связана с чем-то добрым и прекрасным. Мечта не появится у того, кто не отличает добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее. И это действительно работает. Человек, мечтая, создает себе условия для исполнения желаний. Даже жизненные препятствия тут не помеха. Только нужно набраться терпения. Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь содержанием и смыслом и становится лучше и добрее. (111слов) Задание к полученному тексту: найти в тексте языковые средства связи предложений, отметить их. 8. Домашнее задание: самостоятельно написать сжатое изложение по отрывку из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». |
Урок по русскому языку в 9 классе Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» (По тексту Е. П. Брандиса «Жюль Верн») | Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | ||
Урок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание слов с проверяемыми... Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика) | Урок русского языка и литературы в условиях введения фгос ооо: теория, практика, перспективы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар | ||
Урок русского языка в 5 классе по теме Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений... | ||
Программа дисциплины Теория и практика русского литературного языка:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Патопсихология: Теория и практика: Учеб пособие для студ высш пед... Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка» | ||
5 9 Теория и практика сочинения рассуждения на основе прочитанного... И. В. Золотарева. «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста», «Учитель», 2006г | Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе Сжатое изложение (обучающая работа – упр. 154) (урок 17). Написание изложения (урок 18) | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать особенности публицистического стиля речи. Уметь находить в тексте признаки публицистического стиля, строить стилистический... | ||
Урок русского языка Тема: Образование наречий, их роль в предложении Именно на таких уроках сочетается теория и практика обучения. Таким образом, использование Классмейт пк помогает детям усвоить материал... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня мы познакомимся с приемами информационной переработки текста, это поможет вам при написании сжатого изложения, а также в... | ||
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка |