Скачать 102.34 Kb.
|
Урок по русскому языку в 9 классе Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» (По тексту Е. П. Брандиса «Жюль Верн») Цель урока:
Задачи:
нужные для краткой и связной передачи информации;
Тип урока – урок закрепления изученного материала. Методы, используемые на уроке: репродуктивный, проблемно-поисковый. Формы работы: коллективная работа, работа в парах, индивидуальная. Оборудование: раздаточный материал, памятки, речевые клише. Ход урока.
Учитель: - Объясните, что такое компрессия текста? Ученик: - Краткий пересказ текста, при котором оставляется только самое главное, существенное. Учитель: - Какими способами можем сжимать текст? Ученик: - Способом исключения и обобщения. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности. При обобщении выделяем единичные факты, затем объединяем специальными языковыми средствами. Учитель: - Что такое микротема? Ученик: - Тема фрагмента текста, его части. Микротемы передают основное содержание текста. Учитель: - Какая информация текста является главной? Ученик: - Информация, которая передает основное содержание текста. III. Слово учителя На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Отдельные фрагменты текста будем передавать кратко, оставляя только самое главное, существенное. Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы, последовательно и логично воспроизводить их в своем изложении. Вспомним алгоритм написания изложения:
Учитель: - Перед вами текст, в котором нет абзацев. Определите, сколько абзацев в данном тексте? (1)Французский писатель Жюль Верн - создатель жанра научно-фантастического романа. (2)Он создал целую библиотеку увлекательных приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. (З)Писатель интересовался новинками науки и техники, был знаком с учёными, изобретателями, посещал научные диспуты, доклады. (4)65 романов объединены общим названием «Необыкновенные путешествия». (5)В них рассказывается об освоении Арктики, о завоевании обоих полюсов, о подводной навигации, об авиации и воздухоплавании, о межпланетных путешествиях. (6)В его романах появился новый герой - рыцарь науки, бескорыстный учёный, готовый ради осуществления своей мечты на любой подвиг. (7)Писатель считал, что именно наука способна помочь человеку жить творчески, свободно и счастливо. (8)Герои книг Жюля Верна - представители разных народов: англичане, французы, американцы, русские, греки, индейцы, скандинавы... - благородные, мужественные, сильные и великодушные люди. (9)Среди них нет пустословов и ленивых бездельников. (10Писатель и сам был великим тружеником. (11)Даже в старости, совсем ослепнув, он продолжал сочинять, надиктовывая свои книги. (12)О большом жизнелюбии, о гуманизме писателя говорит его высказывание: (13)«Я верю, что народы когда-нибудь договорятся между собой и помешают безумцам использовать величайшие завоевания науки во вред человечеству. (14)Быть может, в этих городах будут жить совсем другие люди. (15)Их счастьем будет труд, их вдохновением -научные исследования, их идеалом - свобода, для которой создан человек». (По Е. П. Брандису) Ученик: - В данном тексте можно выделить 4 абзаца. Учитель: - Подчеркните ключевые слова каждого абзаца. Ученик: Создатель жанра научно-фантастического романа; познавательные сведения; необыкновенные путешествия; новый герой – рыцарь науки; жить творчески, свободно и счастливо; герои – благородные, сильные; труженик; ослепнув, продолжал сочинять; жизнелюбие, гуманизм; народы договорятся; завоевания науки не во вред; счастье – труд, идеал – свобода, для нее создан человек.) Учитель: - Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана в таблицу. Ученик:
Учитель: - А теперь, используя различные способы сжатия текста, подвергнем сжатию каждую микротему. Первая микротема. Работаем с первым абзацем текста, маркером выделяем информацию, в которой заключена главная мысль. - Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться? (1)Французский писатель Жюль Верн - создатель жанра научно-фантастического романа. (2)Он создал целую библиотеку увлекательных приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. (З)Писатель интересовался новинками науки и техники, был знаком с учёными, изобретателями, посещал научные диспуты, доклады. (4)65 романов объединены общим названием «Необыкновенные путешествия». (5)В них рассказывается об освоении Арктики, о завоевании обоих полюсов, о подводной навигации, об авиации и воздухоплавании, о межпланетных путешествиях. Ученик: - Можно исключить родственные слова из предложений 1 и 2, исключить определение «французский писатель», исключить предложение 3, детализирующее предыдущее. Объединить предложения 1 и 2,4 и 5, упростив их. Обобщить содержание предложения 5. Жюль Верн - создатель жанра научно-фантастического романа, автор увлекательных произведений, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. В его романах рассказывается о необыкновенных путешествиях и исследованиях природы Учитель: - Мы сжали микротему более чем в два раза. Какими способами компрессии текста вы воспользовались? Ученик: - Способом исключения и обобщения. Учитель: Вторая микротема. Работаем в парах. (6)В его романах появился новый герой - рыцарь науки, бескорыстный учёный, готовый ради осуществления своей мечты на любой подвиг. (7)Писатель считал, что именно наука способна помочь человеку жить творчески, свободно и счастливо. Ученик: Исключим определения, уточняющие понятие «рыцарь науки» в предложении 6; в предложении 7 оставим обстоятельства, не являющиеся синонимами. Он создал нового героя - рыцаря науки. Именно наука, считал писатель, способна помочь человеку жить творчески, свободно и счастливо. Третья микротема. (Работа в парах) Учитель: - Каким способом будем сжимать этот абзац? Ученик: - Способом обобщения, так как можно обобщить однородные члены предложения 8: «англичане, французы, американцы, русские, греки, индейцы, скандинавы...», оставив обобщающие слова; исключить определение «великодушные», так как оно входит в понятие «благородные». Объединить предложения 9 и 10, переместив эту информацию в предложение 8. Упростить предложение 11. (8)Герои книг Жюля Верна - представители разных народов: англичане, французы, американцы, русские, греки, индейцы, скандинавы... -благородные, мужественные, сильные и великодушные люди. (9)Среди них нет пустословов и ленивых бездельников. (10)Писатель и сам был великим тружеником. (11)Даже в старости, совсем ослепнув, он продолжал сочинять, надиктовывая свои книги. Герои книг Жюля Верна - представители разных народов - благородные, мужественные, сильные, трудолюбивые, как и он сам, люди. Даже в старости, ослепнув, он продолжал сочинять. Учитель: Четвёртая микротема. (Самостоятельная работа). (12)О большом жизнелюбии, о гуманизме писателя говорит его высказывание: (13)«Я верю, что народы когда-нибудь договорятся между собой и помешают безумцам использовать величайшие завоевания науки во вред человечеству. (14)Быть может, в этих городах будут жить совсем другие люди. (15)Их счастьем будет труд, их вдохновением - научные исследования, их идеалом - свобода, для которой создан человек». Ученик: - В этом абзаце заменим прямую речь косвенной, объединим предложения 12—15. Жюль Верн любил жизнь, был гуманистом, верившим в разум человека, в созидательную силу науки, в счастье труда, в идеалы свободы, для которой и создан человек.
Учитель: Один из критериев – 90 слов в изложении. У кого больше, необходимо сократить до 90. - Перечитайте, что у вас получилось, отредактируйте, зачеркнув лишние слова, но это не должно влиять на целостность, смысловую зависимость текста. Обоснуйте для себя выбор знаков препинания, уточните, какие слова вызывают затруднение. Если не поняли какого-нибудь слова или выражения, постарайтесь обойтись без него, передайте смысл другими словами. Если сомневаетесь в пунктуации, перестройте предложение. Проверьте написанное, используя памятку и критерии оценивания.
Учитель: - Сравним исходный текст и сжатый тексты. Что сохранилось, изменилось? Ученик: - Сохранилось: вид текста, микротемы. - Изменилось: текст стал лаконичным.
Для слабых учеников - работа с клише.
Жюль Верн – создатель (какого жанра?)________________ В его романах рассказывается (о чем?)________ и (о чем?)______________. Он создал_________________(какого?)________________. Именно наука, считал_____________, способна (что сделать?) ________________________ (как?)____________,____________и___________________________________. Герои книг___________________ - представители (каких?)_____________, (какие?)_________,______________,___________,________ люди. Даже в старости, (что сделав?)______________, он (что делал?)________________. Жюль Верн любил_____________, был__________, (каким?)____________, _______________________,_____________,____________,идеалы свободы, (какой?)______________________________. Приложение Как проверить написанное
Ответь на вопросы: - Передаю ли основное содержание исходного текста? - Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации? - Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного? - Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении? 3. Второй раз читай с целью корректировки текста. Ответь на вопросы: - Можно ли текст назвать связным? - Правильно ли выделены абзацы? - Нет ли грамматических ошибок? - Нет ли речевых ошибок? - Выразительна ли речь? 4. Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь! 5. После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант. Критерии оценивания изложения (С1) ИКЗ Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения членения текста 0 Максимальное количеств баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3 7 Список использованной литературы
|
Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию... Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., по которой составлена рабочая программа по русскому языку в 9 классе. Урок... | Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения... Региональная оценка качества образования учащихся. 2012 г. Русский язык 9 класс 9094(/4) | ||
Урок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения» Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок разработан для учащихся 8 класса. Это занятие продолжает цикл уроков, направленных на обучение написанию сжатого изложения... | ||
"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные... Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и... | Ответы к олимпиаде по русскому языку. 5 Класс (школьный этап) I тур сумма баллов за диктант-20 Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | ||
И. П. Цыбулько и председателем научно-методического совета по русскому... Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Подготовка к написанию сочинения по тексту М. Худякова с учётом требований к заданию с с развёрнутым ответом егэ по русскому... | ||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | О проведении региональных пробных экзаменов для выпускников 9-х классов... Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | ||
Ширшова Ирина Анатольевна. Подготовка к написанию части с (егэ по... «С» единого экзамена, научиться формулировать проблему, поставленную в тексте, определять позицию автора прочитанного текста, выражать... | Конспект урока по русскому языку в 10 б (профильном социально-гуманитарном... Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Типы придаточных в спп» | ||
Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы... Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | ||
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся Тема:... Цели урока: подготовка к государственной аттестации по русскому языку ( повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование... | Урок-презентация. Тема Разработка урока по русскому языку в 11 классе «Официально-деловой стиль. Ситуация трудоустройства» |