Скачать 145 Kb.
|
Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА». Учитель русского языка и литературы: Невструева Татьяна Александровна. Пояснительная записка. Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе МБОУ СОШ №12, соответствует содержанию авторской программы «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., по которой составлена рабочая программа по русскому языку в 9 классе. Урок вошел в раздел «Повторение изученного в 5-8 классах». В учебном плане МБОУ СОШ №12 на 2013 – 2014 учебный год для изучения предмета выделено 102 часа (3 часа в неделю). Урок проводился 19.09.2013г. в 9 классе, как часть подготовки к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. Класс умеет рассуждать и логически мыслить, но с разноуровневыми способностями по орфографии и пунктуации, поэтому в разработку урока вошли задания различной степени сложности. При разработке урока учитывалось то, что ученики данного класса уже знакомы с приемами сжатия текста. В классе 23 учащихся: 14 мальчиков и 9 девочек, атмосфера в классе благоприятная, дети не враждуют, с удовольствием общаются друг с другом. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых – написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Так как при написании сжатого изложения учитываются не только логические связи, умение сжато передать основную мысль, но и орфографическая и пунктуационная грамотность, то на уроке по подготовке к написанию сжатого изложения должны использоваться и упражнения по отработке соответствующих навыков, а также нельзя забывать и о языковых средствах. Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Вспомогательные цели урока:
Задачи учителя:
Задача ученика – продемонстрировать следующие умения: – выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию; – производить исключение и обобщение; – определять родовые и видовые понятия; – различать целые объекты и их части; – показать грамотность устной и письменной речи. Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков. Вид урока: урок по развитию речи. Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос. Оборудование урока: карточки для самостоятельной работы, мультимедийная презентация способов сжатия текста и ключа для проверки самостоятельной работы по сжатию текста в карточках, раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, толковые словари, орфографические словари, на экране с помощью проектора выведен эпиграф к уроку: Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. Е. Замятин. План урока 1. Организационный момент. Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи. 2. Постановка цели и задач урока. Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого изложения – развитие речевых способностей учащихся на примере публицистического текста. Частная цель урока – сократить текст, опираясь на родовидовые отношения и отношения части и целого. Ученику предлагается записать текст в сжатом виде, исключив из него понятия, обозначающие вид, и части целых объектов. Таким образом, текст сжимается за счет употребления понятий, обозначающих род, и целых объектов.
Цель: повторить отличительные черты текста публицистического стиля, повторить все приемы сжатия текста, в каких случаях используется тот или иной прием. Учащимся предлагается с помощью раздаточного материала в виде карточек с небольшими текстами повторить приемы сжатия текста. 4. Первичное знакомство с текстом (учитель читает исходный текст для его сжатого изложения). Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное восприятие его содержания. Во время первого чтения ученики должны определить тему и основную мысль текста. 5. Языковой анализ текста. Цель: дать толкование непонятных ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь. 6. Орфографическая работа с текстом. Цель: указать на правописание «трудных» слов, а также имен собственных. Учащимся предлагается записать слова из текста, подобрать слова с такими же орфограммами, произвести морфемный разбор некоторых слов.
Цель: обратить внимание учащихся на пунктуацию при однородных членах предложения, обобщающих словах, обособленных определениях. Учащимся предлагается провести пунктуационный разбор предложения из текста.
Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного. Учащиеся должны написать изложение с использованием приемов сжатия, о которых велась речь на уроке. 9. Само- и взаимопроверка. Проверка с помощью ключа на экране. Цель: дать возможность учащимся проверить и критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контролировать свою работу – одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения. Учащимся предлагается обменяться своими работами, указать на ошибки, затем самостоятельно проанализировать свою работу.
Цель: обозначить недопонятые учащимися моменты урока для закрепления их на последующих уроках. Оценка работы учащихся.
Цель: обеспечить правильное понимание задания для домашней работы. Сценарий урока
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.
Учитель: Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока: Подготовка к сжатому изложению. Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока. (Учащиеся сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.)
Учитель: Ребята, сформулируйте проблемные вопросы по данной теме: нам предстоит пройти ГИА, которая состоит из 3 частей, первая часть работы –написать сжатое изложение прослушанного текста. А сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля. (Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста использовать?) Учитель: Вспомним, что такое публицистика? (Литература по общественно – политическим вопросам современности.) Учитель: Назовите характерные стилевые черты публицистики. (Воздействие на умы, сердца людей, призывность, убедительность. Авторская позиция) Учитель: А какие языковые средства характерны для публицистического стиля? (Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.) Учитель: Какие жанры публицистики вам известны? (Статья, репортаж, интервью, заметка) Учитель: С одной из таких статей сегодня мы познакомимся на уроке. А что значит сжать текст? (Рассуждение. Заслушиваются 2-3 человека. Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.) Учитель: Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения? (Обсуждение. Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.) Учитель: Повторим основные приемы сжатия текста. (1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности. 2. Обобщение. Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.)
Учитель: Ребята, посмотрите на доску, здесь вы видите слова замечательного русского писателя Е. Замятина, которые служат эпиграфом к нашему уроку. Прочитайте эти строки и подумайте, о чем будет текст, над которым мы будем сегодня работать? (Учащиеся читают эпиграф. Затем учитель вслух выразительно читает его еще раз. Учащиеся высказывают свои предположения о тексте: текст на литературную тему.)
Учитель: У каждого из вас на столе лежит исходный текст для сжатия. Может быть, кто - то уже готов приступить к сжатию текста? Мне нужна группа из трех человек для самостоятельной работы. (Три человека (желающие) получают лист с инструкцией написания сжатого изложения и двойной лист бумаги, начинают работать самостоятельно.)
Учитель вслух читает исходный текст. Определяется тема текста, основная мысль, тип текста, стиль. (Тема – «еретичество» в литературе. Основная мысль текста отражена в эпиграфе к уроку. Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический. Кратко повторяем признаки типа текста-рассуждения: тезис – аргументы – вывод.)
Учитель: Обратим внимание на непонятные слова, которые вы наблюдаете в тексте. Давайте найдем их лексическое значение в толковом словаре. (Учащиеся находят в толковых словарях значение таких слов, как: «еретик», «ересь», «цензура», «диссонанс», «репрессия», кратко записывают толкование слов в тетради.)
Учитель: Давайте обратим внимание на правописание суффиксов причастий в данном тексте, проведем их морфемный разбор. (У доски учащиеся разбирают по очереди причастия из текста, объясняя орфограммы.) Учитель: Обратите внимание также на написание имен собственных. (Учащиеся четко читают вслух имена собственные из текста.)
Учитель: Запишем в тетради и на доске предложение из текста и разберем его по правилам пунктуационного разбора. ( Учащиеся записывают в тетради предложение из текста и разбирают его: «Достаточно назвать ряд блестящих имен, вызвавших в прошедшем столетии интерес …»)
Учитель: А сейчас мы немного потренируемся. Поработаем над приемами сжатия текста. Обратите внимание на карточки с небольшими текстами перед вами. Самостоятельно примените прием исключения к текстам 1,2 и 3. В текстах 4 и 5 нужно использовать прием обобщения. (Учащиеся самостоятельно выполняют упражнения.)
Учитель: Теперь проверим, как вы справились с заданием. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте, сделайте пометки простым карандашом. Затем самостоятельно проверьте еще раз свои работы. Увидели свои ошибки? (Учащиеся проводят само- и взаимопроверку. Учитель просит зачитать несколько вариантов работ по карточкам, отмечает лучшие. Затем на экране показываются ключи для самостоятельной работы как пример для сжатия текста.) Учитель: А теперь посмотрим, что получилось у тех, кто выполнял индивидуальное задание. Экспертами назначаю трех человек, у которых наиболее хорошо получилась работа с приемами. (Учащиеся зачитывают свои сжатые изложения, «эксперты» обсуждают и оценивают, класс также участвует в обсуждении.) Что ж, ребята, ваш опыт самостоятельной работы по сжатию текста довольно удачный. Молодцы!
– О чём мы говорили сегодня на уроке? – Чувствуете ли вы, что овладели приемами сжатия текста? – Какой из приемов вам показался наиболее доступным? (Отвечают, что приемы освоили. Наиболее доступный прием – исключение подробностей.) – Прошу оценить каждого свою работу (листок со списком – по рядам).
Учитель: Ребята, на ваших столах лежит инструкция «Как писать сжатое изложение». Дома, согласно этой инструкции, используя приемы сжатия текста, вы напишите сжатое изложении по исходному тексту «О «еретичестве» в литературе». Не забудьте о средствах связи между предложениями и абзацами в вашем изложении. Удачи! Спасибо за хорошую работу на уроке! Методическая литература, использованная для разработки урока:
Приложение 1 Инструкция для учащихся «Как писать сжатое изложение»
Приложение 2 Упражнения по сжатию текста Карточки с текстами на отработку приема «Исключение» 1. Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, - безнадежные люди.
Карточки с текстами на отработку приема «Обобщение»
Приложение 3 Статья - исходный текст для сжатия О «еретичестве» в литературе По Е. Замятину, только писатели – «еретики», бунтари, нарушители сложившихся канонов могут сказать новое слово в литературе. Их произведения были неприемлемыми для современников, им «не везло» с критикой, и, например, из 301 рецензии, хранившейся в архиве М. Булгакова, ругательными были 298. Своя доля яростной критики досталась и другим авторам, о художественных текстах которых идет здесь речь. В тревожный для отечественной литературы 1921 год, когда умер А. Блок, был расстрелян Н. Гумилёв, когда новой – советской – цензурой была запрещена свобода слова и становилась проблематичной сама возможность художественного творчества, Е. Замятин в статье «Я боюсь» публично заявил: «Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее – ее прошлое». Это предупреждение в то время прозвучало как еретическое, противоречащее официальной точке зрения, прозвучало диссонансом в общем хоре голосов «исполнительных чиновников». Время подтвердило, что писатель, к сожалению, оказался и прав в своей тревоге, и в то же время, к счастью, не прав в своем пророчестве: мы теперь можем сказать, что русская литература ХХ века состоялась как новая великая литературная эпоха в истории отечественной словесности. Достаточно назвать ряд блестящих имен, вызвавших в прошедшем столетии интерес во всем мире: И. Бунин и М. Горький, М. Шолохов и М. Булгаков, Е. Замятин и Б. Пильняк, Б. Пастернак и М. Цветаева, В. Шаламов и А. Солженицын… Однако мы знаем также, что создавалась эта великая литература – новая отечественная классика – не благодаря, а вопреки обстоятельствам, мы знаем, что ее питал трагический опыт отечественной истории, тревога за судьбу человека, человечества в условиях мировых катастроф ХХ века. Ныне всемирно известные произведения долгое время ждали своего часа в архивах отнюдь не писательских, многие писатели были репрессированы и только недавно были возвращены в ряд мастеров художественного слова. К. ф. н. В. П. Крючков. (261 сл.) |
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения... Региональная оценка качества образования учащихся. 2012 г. Русский язык 9 класс 9094(/4) | Урок по русскому языку в 9 классе Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» (По тексту Е. П. Брандиса «Жюль Верн») | ||
"Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные... Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок разработан для учащихся 8 класса. Это занятие продолжает цикл уроков, направленных на обучение написанию сжатого изложения... | ||
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка... | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
Сценарий урока тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения... Гиа (алгоритм выполнения задания, структура создаваемого текста); развивать навыки письменной речи; актуализировать знания учащихся... | Методическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца" Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала | ||
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | Гиа государственная (итоговая) аттестация выпускников образовательных... Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | ||
"Обучение сжатому изложению" Гиа – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от выпускников умения выделять микротемы, определять в них главное,... | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный спецкурс включает в себя подготовку к малому егэ (гиа). Направлен на систематизацию и обобщение изученного по тексту и стилям... | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | ||
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Подготовка... «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине А. М. Герасимова «Мокрая терраса. После дождя» | Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... |