Скачать 59.96 Kb.
|
КОММЕНТАРИИ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ УРОКА ПО ТЕМЕ «ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ В ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЕ ГИА» Данный урок разработан для учащихся 8 класса. Это занятие продолжает цикл уроков, направленных на обучение написанию сжатого изложения на ГИА. Тип урока: урок развития речи с применением ИКТ. Цель урока: обобщение и систематизация знаний, необходимых для работы с текстом. Задачи урока:
Оборудование: раздаточный материал (индивидуальный лист работы на каждого учащегося), слайдовая презентация, выполненная учителем. Формы работы: данный урок ориентирован на фронтальную, индивидуальную, групповую деятельность учащихся. УРОК ПО ТЕМЕ «ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ В ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЕ ГИА» У каждого ученика на уроке имеется индивидуальный лист работы (смотреть приложение № 1). В нём он выполняет все необходимые задания, затем проверяет себя по «ключу», выполненному учителем в виде слайдов (смотреть приложение № 2). Ход урока. I Организационный момент. (Приветствие друг друга, установка рабочей атмосферы) II Актуализация знаний по данной теме. (начинаем работать по индивидуальному листу работы, выполняя данные в нём задания)
Текст – это … Микротема – это … Изложение - это … Сжатое изложение – это… Основные приёмы сжатия текста – это … (ученики выполняют задание, проверяют себя по слайду-«ключу»)
(ученики выполняют задание, проверяют себя по слайду-«ключу») Задание 1. Прочитайте данный отрывок и попробуйте записать его одним предложением. Какой приём сжатия при этом вы используете? Немногие из греческих сосудов были украшением – например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках – пифосах – хранили припасы, в амфорах перевозили или переносили вино, зерно; из блюдец- киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело. (ученики выполняют задание, проверяют себя по слайду-«ключу») Задание 2. Прочитайте данный отрывок и попробуйте записать его одним предложением. Какой приём сжатия при этом вы используете? В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и пошел дальше. (ученики выполняют задание, проверяют себя по слайду-«ключу») III Работа с текстом. (индивидуальная и групповая работа: Задание 1 и 2 выполняются сначало индивидуально, а затем проверяются по слайдам-«ключам». Для выполнения 3 задания делила класс на три группы. 1-ая группа сжимала 1 абзац, 2-ая второй и 3-я третий ) Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства. Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям. Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непеодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их. Задание 1. Разбить текст на абзацы. Задание 2. Заполнить таблицу
(ученики выполняют задание, проверяют себя по слайду-«ключу».Затем класс делю на 3 группы, каждая из которых выполняет своё задание) Задание 3. 1 группа - Сжать первый абзац. 2 группа – Сжать второй абзац 3 группа – Сжать третий абзац. (После того, как задание выполнено, представитель от каждой группы зачитывает получившийся текст. Дети выслушивают, при необходимости недочеты корректируются) IV Итог урока (самостоятельная работа) В отдельной тетради каждый индивидуально записывает сжатое изложение по разобранному на уроке тексту. V Домашнее задание Задается на усмотрение учителя. Приложение № 1. Индивидуальный лист работы. Актуализация знаний.
Текст – это ____________________________________________________ __________________________________________________________ Микротема – это ____________________________________________ __________________________________________________________ Изложение - это ____________________________________________ __________________________________________________________ Сжатое изложение – это ______________________________________ __________________________________________________________ Основные приёмы сжатия текста – это _____________________________ __________________________________________________________
Немногие из греческих сосудов были украшением – например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках – пифосах – хранили припасы, в амфорах перевозили или переносили вино, зерно; из блюдец- киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело. ___________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и пошел дальше. _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ Работа с текстом. Прочитайте данный текст и выполните задания к нему. Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства. Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям. Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непеодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их. (По С.Л.Львову) Задание 1. Разбить текст на абзацы. Задание 2. Заполнить таблицу
Задание 3. Сжать соответствующий вашей группе абзац и записать его ____________________________________________________________ __________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ ___________________________________________________________ _________________________________________________________ _______________________________________________________ _________________________________________________________ |