Методическая разработка урока развития речи в 5 классе





Скачать 137.35 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока развития речи в 5 классе
Дата публикации08.10.2013
Размер137.35 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Учитель русского языка и литературы

Федорова В. А.
Методическая разработка

урока развития речи в 5 классе

«Словари и энциклопедии»

с применением

технологии развития критического мышления


Использование современных педагогических технологий: технология развития критического мышления с применением приемов игровых технологий, приемов «французских мастерских».

Цель урока: обобщить и расширить знания учащихся о словарях и энциклопедиях.

Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать навыки работы со словарями и другой справочной литературой; закрепить понятие «словарная статья».

Развивающие: развивать мыслительные навыки учащихся (работа с информацией, анализ различные стороны явлений), развивать речь через монологические высказывания на лингвистическую тему; развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные: формировать личностную культуру работы с информацией, воспитывать интерес к различным справочным материалам; формировать позитивный опыт.

Форма работы: коллективная, групповая.
Тип урока: обобщение изученного.

Оборудование: выставка словарей, выполненных учениками самостоятельно, «волшебная шкатулка», лингвистические словари, компьютер, мультимедиапроектор, пакеты с заданиями.


План – конспект урока
Эпиграф урока:

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке.
Анатоль Франс


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Организационный этап
Первая стадия технологического цикла - вызов.


Приветствие

Дорогие ребята, посмотрите полочку этого шкафа. Какие книги уютно здесь расположились?

Чему будет посвящен наш урок?

Как мы называем словари? На нашем уроке мы будем работам с различными словарями.

Мы обратимся не только к тем словарям, которые стали для нас уже привычными, но и познакомимся с новыми.



Дети прочитывают несколько названий

Словарям и энциклопедиям
Словари - наши друзья и помощники


Проверка домашнего задания

Учитель обращает внимание учеников на выставку работ учащихся

Дома вы сами создавали самые необычные словари.

Какие словари привлекли ваше внимание? Почему?

Ученики показывают свои словари, делятся впечатлениями от работ одноклассников.

Работа с учебным материалом

Вторая стадия технологического цикла – осмысление и реализация.

Беседа:

Рассказ о первом словаре в истории человечества.

Работа со словарями


Орфоэпическая работа

Сообщение о Словаре опечаток.

Сообщение О В. И. Дале.

Работа с компьютером.

Работа в группах

Сообщение о первой энциклопедии

Учитель открывает Волшебную шкатулку:
Как вы думаете, что лежит в шкатулке?

А о каком ключе идет речь?


А что вы сейчас делали?

К какому источнику мы должны обратиться, чтобы определить значение слова?
Словарей великое множество: от привычных толковых до самых необычных. В каких случаях вы обращаетесь к словарям?

Какими словарями вы пользуетесь?


На проекторе изображение Александрийской библиотеки.

Учитель: А самым древним считается словарь слов Александрийской библиотеки (в Александрии Египетской), в котором были перечислены и разъяснены некоторые слова древнейших рукописей. К сожалению, Александрийская библиотека погибла в 47 г. н. э и остался только список книг, которые в нее входили. А в переводе слово «список» означает КАТАЛОГ.
А какой словарь расскажет из какого языка пришло это слово и каково его лексическое значение ? Найдите это слово в словаре, запишите в свои тетради, запомните его правописание. Поставьте в слове ударение.
К какому словарю необходимо обратиться, чтобы узнать, как произносится слово? Как образовалось это слово?

Учитель: Одним из старинных словарей , дошедших до нашего времени, был словарь… Опечаток.

На экране портрет Джованни Пикоделла Мирандолы

А с какими словарями мы с вами уже работали на уроках? Давайте запишем их названия и укажем авторов.

Кого можно назвать одним из самых известных собирателей слов?

На экране портрет В. И. Даля

Есть и необычные словари и энциклопедии, которые входят в нашу жизнь. Их вы можете найти в своем компьютере при работе с Интернетом.

В мультимедийной энциклопедии Кирилла и Мефодия, которой мы с вами пользуемся на уроках, есть статья о В. И. Дале. Внимание на экран.

Учитель: Я употребила слов «энциклопедия».


  1. Запишите слово самостоятельно и проверьте написание по словарю. К какому словарю вы обратитесь?

  2. Что объединяет словари и энциклопедии?

  3. В чем различие словаря и энциклопедии?



Давайте воспользуемся словарями и дадим толкование, узнаем об их образовании.

Задания:

  1. группа - По словообразовательному словарю определить морфемный состав слова СЛОВАРЬ;

  2. группа - По словарю иностранных слов из какого языка пришло слово энциклопедия и что обозначает;

  3. группа - По толковому определить лексическое значение слова.

Дайте определение понятиям «словарь» и «энциклопедия»

А сейчас мы узнаем, когда появились первые энциклопедии

На экране портрет Д. Дидро



Ключ.
Ключ, которым открывают дверь. Ключ – источник. Ключ гаечный. Музыкальный ключ

Давали толкование слова


К словарю
Чтобы объяснить значение слова

В орфографическом мы можем правописание слова, по словообразовательному – из каких морфем состоит, по толковому – значение слова, по этимологического – его происхождение.

«Словарь иностранных слов


Орфо – «правильный», эпос – «слово»


К орфоэпическому

К этимологическому

Сообщение ученика: Опечатки – это исправления, которые вносятся при издании книг на ее последних страницах. В издании произведений великого итальянского философа Джованни Пико делла Мирандолы 1507 г. список опечаток занял 15 страниц!

Кардинал Беллармино был настолько обеспокоен неряшливостью набора церковных книг, что распорядился издать «Словарь опечаток церковных текстов» с подробным объяснением слов, который занял … 88 страницы!
Учащиеся записывают в тетрадь название словарей


В. И. Даль

Сообщение ученика: «3 марта 1819 года... мы выпущены в мичмана, и я по желанию написан в Чер­ное море в Николаев. На этой первой по­ездке моей по Руси я положил бессозна­тельное основание к моему словарю, запи­сывая каждое слово, которое дотоле не слы­шал». Так Владимир Иванович Даль начал работу над трудом всей своей жизни — «Толковым словарем живого великорусско­го языка». Труд целой жизни — это не преувеличение: последние четыре новых слова Даль внес во 2-е издание словаря за неделю до смерти.

Даль составил толковый словарь, то есть словарь, объясняющий значение слов. В сло­варе около 200 тысяч слов, за эту работу он был удостоен Ломоносовской премии и стал почетным членом Академии наук

Один из учеников зачитывает статью о В. И. Дале

К орфографическому
Это справочная литература

Словарь – собрание слов с толкованием, пояснением или переводом

Энциклопедия – словарь с обстоятельными статьями из разных областей науки.

Сообщение ученика:

Впервые книга с таким названием вы­шла в 1751 году во Франции. 35 больших томов составили коллектив­ный труд французских ученых, озаглавлен­ный «Энциклопедия, или Толковый сло­варь наук, искусств и ремесел». Создава­лась «Энциклопедия» по инициативе фран­цузского писателя и философа Дени Дидро. Именно им написано значительное число важных статей. Современники говорили, что он сам «энциклопедия в действии и в разговоре». В составлении «Энциклопедии» участвовали многие передовые ученые того времени.

«Великая энциклопедия» издавалась с большими трудностями, потому что многие ее авторы выступали против короля. Неко­торые тома печатались и доставлялись читателям тайно. Авторов даже заключали в Бастилию — страшную парижскую тюрьму. И все же выпуск «Энциклопедии» был успешно завершен. К 1772 году вышло 17 томов «Энциклопедии» и 11 томов иллюст­раций, а последние тома вышли к 1780 году. Их и сейчас, спустя двести с лишним лет, можно встретить на полках больших библи­отек. К ним обращаются ученые, интересу­ющиеся историей и культурой Франции XVIII века.


Обобщение и закрепление изученного
Третья стадия технологического цикла - интерпретация и творческая реализация.
Блиц - опрос.

Работа в творческих группах по карточкам

Словотворчество



А прежде чем перейти к научной работе, проверим, хорошо ли вы усвоили урок.


  1. Назовите имена самых знаменитых авторов толковых словарей.

  2. Могли ли современники А. С. Пушкина обращаться к словарю Ожегова и Шведовой?

  3. К какому словарю мы обращаемся, чтобы узнать, как пишется слово?

  4. В словарях громадное количество слов. Как отыскать нужное слово?

  5. Решите задачу. Допустим, вы ищете слово ГОРИЗОНТ. Открываете словарь и видите слово ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЕ. В какую сторону вы будете листать словарь – к началу или к концу.

  6. Какая наука изучает происхождение слов и как называется словарь, в котором фиксируется происхождение слова?

  7. Вам необходимо обозначить морфемы в словах РОДИНА, ПРИРОДА, ИСКУССТВО. К какому словарю вы обратитесь?

  8. Может ли словарь быть толково – грамматическим?



Возок несется чрез ухабы,

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри…

(А. С. Пушкин)

Вам необходимо узнать значение слова УХАБЫ. К какому словарю вы обратитесь: словарю иностранных слов или этимологическому?

  1. Правда ли, что словарь «Крылатых слов и выражений» назван в честь И. А. Крылова и состоит из афоризмов его басен?



А теперь творческие группы получают пакеты с заданиями.


  1. По словарной статье определите, из какого словаря слова. Пакет № 1.

  2. Как располагаются слова в словарях?

Расположите слова на карточках по порядку. Пакет № 2.

  1. Работа со словарными статьями. Пакет № 3.

  • Что за карточки перед вами?

  • Что входит в словарную статью?




  • Откуда они?

  • Внимательно прочитайте все словарные статьи и определите особенность

  • Соберите карточки в мини – словарь и дайте ему оригинальное название.

  • Дополните своим словом.


Что нужно знать, чтобы стать автором словаря? Удивительно, что в нашем языке нет названия для человека, собирающего слова. Мы займемся словотворчеством. Что такое СЛОВОТВОРЧЕСТВО? Придумайте необычное слово, которое обозначало человека, составителя словаря.



Даль, Ушаков, Ожегов, Шведова / по 1 баллу за каждый правильный ответ/

Нет, это современное издание словаря /1 балл/
К орфографическому /1 балл/
Слова выстраиваются по алфавиту) /1 балл/


к началу /1 балл/

Этимология и этимологический /2 балла/


к словообразовательному /1 балл/
да/ 1 балл

этимологическому/1 балл/

нет /1 балл/

Учащиеся получаю пакеты с заданиями и работают с учебным материалом

по алфавиту
Одна из групп работает у доски.

Словарные статьи
Слово, его толкование, особенности грамматики, речение

из словаря
Все объединены одной лексической группой

Придумывание слов

Рефлексия

Выберите из словаря такое слово, которое бы точно передавало ваше впечатление от сегодняшнего урока?

Дети выбирают слова, передающие состояния (умильно, дерзкий, здорово, веселый, стремительно и др.)

Заключение


Подведение итогов в форме награждения.



Почему в волшебной шкатулке лежал именно ключ?
Награждение Почетными грамотами Хранителей мудрости имени В. И. Даля за работы, представленные на конкурс словарей


Ключ – символизирует путь к знаниям, которые открывают словари и энциклопедии

Домашнее задание

Теперь вы Хранители мудрости и можете оставить после себя «золотые слова» - это ваши собственные высказывания о пользе словарей и энциклопедий.



Составление высказываний



.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconМетодическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconМетодическая разработка урока литературы в 7 классе Тема: «Женщина-мать...
Развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconМетодическая разработка урока английского языка во 2 классе. Тема урока: «Мои друзья животные»
Развивать умения монологической и диалогической речи учащихся с использованием схем
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconРешает ли проблемы развития общества теория самоогранизации синергетики
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconСинергетика метод познания окружающего мира, требующий развития
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconМетодическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили речи. Научный стиль»
Гбоу спо (ссуз)«Чебаркульский профессиональный техникум». Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconМетодическая разработка урока «История развития вычислительной техники. Поколения эвм»
Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица...
Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconМетодическая разработка урока тема: История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ
Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconМетодическая разработка интегрированного урока «Музыкальное сочинение»...
Представленный конспект урока с использованием электронного образовательного ресурса интерактивная доска smart board, мультимедийная...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconМетодическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура...
Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи»
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе iconРазработка урока по английскому языку в 8-м классе по теме "Экологические проблемы"
Создать условия для развития навыков монологической речи по теме в объеме 6-8 предложений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск