Скачать 86.63 Kb.
|
И.П. Капицына Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления». Цель урока: 1) выявить причины засорения языка; 2) выработать требования культуры речи; 3) выработать навык видеть и исправлять недочёты стилистически неграмотной речи. Учебно – методические ресурсы:
Ход урока.
К доске вызывается один ученик и читает текст, соблюдая акцентологические нормы. Остальные учащиеся проверяют его по слайду. Слайд 1. Бабу-ягу одолел недУг: разболелся запломбирОванный зуб. Никакие срЕдства не помогали, но старая ворожеЯ знала рецепт одного снАдобья, которое уж точно должно было облегчИть её страдания. ЗнАхАрка взяла зУбчАтый кУхонный нож, накрошила в кастрюлю свЁклы, щавелЯ и вяленой кАмбалЫ, добавила кедрОвых орешков и щепОть соли, налилА воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга принялА лекарство, и недУг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тЕфтЕлями вкусным слИвовым компотом и смотрела на заИндевЕвшие окна, вспоминая тёплые АвгустОвские вечера.
Чтобы приготовиться к сегодняшнему уроку, вам пришлось немало потрудиться. Зачем это нужно? (Ответы учащихся). Умение говорить правильно помогает человеку производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться к любой ситуации. Чтобы ваша речь стала вам помощником в жизни, нужно очень много работать со словом. Слайд 2. Александр Иванович Куприн так говорил об этом: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». К сожалению, искусство красиво говорить встречается всё реже. Особенно это замечаешь, когда читаешь экзаменационные работы выпускников. Цитирую: «Маленькая княгиня лежит в гробу и спрашивает: «Что плохого я вам сделала?». Пушкин любит свою няню и часто обращается к ней в стихах: «Выпьем с горя, где же кружка?». Некрасов доказал, что народу есть что показать окружающим. Вы хотите попасть в ряды таких выпускников? Выработка навыка видеть и исправлять недочёты стилистически неграмотной речи – наша задача. Слайд 3. Тема нашего урока: «Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления». (Число, классная работа, тема урока, эпиграф). Слайд 4. Цели урока: 1) выявить причины засорения языка; 2) выработать требования культуры речи; 3) выработка навыка видеть и исправлять недочёты стилистически неграмотной речи. Чтобы увидеть стилистическую ошибку, нужно знать, что такое стиль. (Ответы учащихся). Слайд 5. Стиль – это разновидность языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определёнными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями. В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей. Какие это стили? (Ответы учащихся). Слайд 6. Книжные: Всем книжным
Слайд 7. Характерные особенности функциональных стилей речи. (Выступления учащихся).
Слайд 8. Что такое стилистические ошибки? Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности. Рассказать обо всех возможных нарушениях правил не позволяет ограниченное время, но назвать самые типичные мы всё-таки попытаемся. Объяснение нового материала (на столах у учащихся памятки). Типы стилистических ошибок и их исправление. Слайд 9. Игнорирование значения слова. В образе поэта мелькают черты Дельвига. (В образе поэта прослеживаются черты Дельвига). Комментарий учителя. Черты характера не могут мелькать, т.е. то исчезать, то появляться. Слайд 10. Двусмысленность, не запланированная автором. Героев романа можно разделить на три части. (Героев романа можно разделить на три группы). Комментарий учителя. У автора получилось, что каждого героя можно разделить на три части. Слайд 11. Смешение паронимов ( слов, разных по значению, но почти одинаковых по звучанию). Мастер попадает в психологическую клинику Стравинского. (Мастер попадает в психиатрическую клинику Стравинского). Комментарий учителя. «Психологический» и «психиатрический» не одно и то же. Слайд 12. Употребление слов – паразитов. Грибоедов оказывается в каком – то роде новатором. (Грибоедов оказывается новатором). Комментарий учителя. Вот, значит, типа, в каком – то роде, как бы - список слов – паразитов. Слайд 13. Неоднозначность смысловых отношений в словосочетании. Базаров появляется в балахоне с кистями и бакенбардами. (Базаров появляется с нестрижеными бакенбардами и в балахоне с кистями). Комментарий учителя. Балахона с бакенбардами не бывает. Слайд 14. Неправильный порядок слов. Из Петербурга едет Хлестаков, и этим он привлекателен для уездных дам. (Хлестаков едет из Петербурга, и этим он привлекателен для уездных дам). Комментарий учителя. В русском языке у каждого члена предложения своё место, и оно зависит, в частности, от смысла высказывания. Слайд 15. Неправильно построенный обособленный оборот: деепричастный, сравнительный и др. Умирая от лихорадки, которой он заразился от мёртвого мужика, когда производил ему вскрытие, Одинцова навещает его. (Когда Базаров умирал от лихорадки, которой заразился от трупа во время вскрытия, Одинцова навестила его). Комментарий учителя. Действующее лицо в обороте и в предложении должно быть одним и тем же. Слайд 16. Лексическая недостаточность предложения. Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от Скалозуба. (Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от речи Скалозуба). Комментарий учителя. Речь Чацкого сравнивается не с речью Скалозуба, а с ним самим. Слайд 17. Лексическая избыточность. Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие в соотношении между добром и злом. (Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие между добром и злом). Комментарий учителя. Известны следующие разновидности лексической избыточности: тавтология – неоправданное повторение сказанного, нередко при использовании однокоренных слов; плеоназм – многословие, которое начинается с избыточных словосочетании и доходит до обессмысленных фрагментов текста. Слайд 18. Пустословие. Поэма «Мёртвые души» отличается от предыдущих произведений Гоголя: она имеет жанровое своеобразие. Поэма своеобразна. Своеобразны в ней и жанр, и композиция. (Исправить текст невозможно). Комментарий учителя. Пустословие – речь, лишенная какого то ни было содержания. Слайд 19. Смешение стилей. Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, коим считает приезд в Москву. (Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, каковым считает приезд в Москву). Комментарий учителя. Смешение стилей – неоправданное включение в текст определённого стиля несвойственных ему слов и оборотов, например разговорных и просторечных в научный, устаревших в современный. Наиболее распространены такие ошибки: просторечные элементы в литературной речи; бессмысленное включение оборотов официально делового стиля в литературную речь. Слайд 20. Сопоставление логически несопоставимых явлений. Элен пустая, как дворцы, в которых полумрак и тишина, нарушаемая только шуршанием мыши. (Исправить текст невозможно). Комментарий учителя. Эта ошибка связана не столько с языком, сколько с самим обдумыванием темы. Слайд 21. Тренировочное упражнение. Исправьте стилистические ошибки.
Ребята, вы убедились, что исправлять стилистические ошибки в письменной работе – дело очень сложное. И всё же их можно избежать. Что нам может помочь в этом? Слайд 22. Откуда черпать знания литературного языка?
Слайд 23.
Учитель демонстрирует словари. Заключительный этап урока. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. Карточки. Исправьте стилистические ошибки.
|
Русского языка» помогает учащимся развить навыки правильной речи,... Как употреблять формы глагола правильно? Что такое паронимы? Суть речевой ошибки – Плеоназм? Имя существительное и его место в речи?... | Методическая разработка тема развитие коммуникативных умений учащихся... Целью настоящей разработки является внедрение новых форм и методов ведения урока с целью преодоления проблемы интерференции родного... | ||
Разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа | Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов... И. М. Волчкова, канд филол н., доцент кафедры русского языка и стилистики факультета журналистики УрГУ | ||
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования... Разработка модуля уроков русского языка по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: провести контроль знаний учащихся по теме «Теория электролитической диссоциации»; выявить типичные ошибки в знаниях и... | ||
Методическая разработка урока английского языка во 2 классе. Тема урока: «Мои друзья животные» Развивать умения монологической и диалогической речи учащихся с использованием схем | Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | ||
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология... Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для... | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
Конспект урока математики на тему Разработка модуля уроков русского языка по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов | Методическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица... Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,... | ||
«Русский язык и культура речи» Вопросы к зачету ... | Задачи изучения курса «Культура речи и Деловое общение» в вузе. Связь... Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для... | Методическая разработка урока русского языка 8 класс Учебник «Русский... Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна |